Введение к работе
Актуальность темы исследования. Сложная и многогранная проблема исчерпывающего философского определения общечеловеческих ценностей, в той числе эстетической, постоянно находится в центре знииания ученых с момента зарождения философии до наших дней. Различные исторические эпохи выдвигали на первый план то одни теоретические и практические аспекты этой темы, то другие.
Идущие в нашей стране социально-экономические преобразования, имеющие целью вывести общество на ноеый уровень Т'НТШЛИЗО-ванности в материальной и духовно? сферах по-новому ставят непростые вопросы о соотношении общечеловеческих и классовых ценностей, о критериях жизненности, одушевляющих массовые исторические движения идеалов, о том, как образуются и что представляют собой те или иные общественные ценности как регулятора социального поведения, ценностные критерии во все возрастающее степени начинают определять процесс как материального, так и духовного воспроизводства самого человека. Все это делает разработку теории ценности, в том числе эстетической, одно? из наиболее актуальных тем социальной философии.
Степень разработанности.проблемы. Проблема своеобразия эстетического в истории философии не всегда осознавалась кчк проблема спепифгаги эстетической ценности. Собственно *илосо'гек?_17 рефлексия о ценностях в социальной философии берет начало в мировоззренческой системе И.Канта. В качестве философской традиции исследование ценностей окоігаательно закрепилось в работа-? представителен, неокантианского течения в социальное "їилосо'пт, прежде всего, В.Вкндельбанда, Г.Риккерта, Г.Когена, 0.Кассире-ра. Заметши вклад в развитие теории ценностей внесли такие ".:<-лософы уак Ф.Нкцзго, Р.Б.Пзрри, Н.Юелср, Н.Гартмгн и другие исследователи. Во многом их усилиями была о::о:гчательно сфор>ирс-гана нозял отрасль социальной философии - й:сскологз:.я или учение о ценностях человеческой жизни.
Нлчикля с середин 50-х гсдов текущего столетии, пробледа а~сполог:п,; получают пригнаний и ни'г.ягапт аптивно разр'-бглыг-зть-ся таггг.з в рл:,-ка?: советской философии. Наиболее оСсто^^-лю?
ОКВЭЩ^НХе ТЙОрй'ППЭТ-МеТОДОЛОГИЧеСКИе Прсб^/и ОЇЩЄСЇЬУНПОГО битке ценностей, и среди них встетичоской, получили з моі:огг--..'*и-ях и статья* О.Г.дрсбтшпого, А.О.Ет-г.ь'-эег^., г'.С.Кагпк", К.З.Ко-роткопа, Л.Н.Столовича, В.П.Тугарячогя, !.иЗ.Чаг;'га;;адзс и :;;л'~ I'irr. авторов. Стдельгсг* аспекта*.! изучен;??"; н**.тетической плисе?:-пссг-я^алнсі с;;','":Д8тсіП'3, ре^е докторские ллосгфтаимї, 'V:;''!:
- a -
них молно отметить работы В.М.Квачахия, Л.Сиклаи, Б.С.Цоиона-ва и еще целый ряд исследований.
В работах названных теоретиков получили глубокое обоснование идеи об объективности эстетической ценности, ее вторичном, отражающем действительность характере, о порождении эстетичео-кой "енности общественно-исторической практикой и многие другие. Вместе с тем, ряд вопросов, важнейших для понимания специфики эстетическог ценности до настоящего времени не получил в социально'" 5'илосойии достаточного теоретического освещения. К числу наиболее принципиальных из них, без сомнения, относится проблема происхождения эстетической ценности.
Факты археологии, лингвистики, этнографии, других общественных наук, независимо друг от друга, свидетельствуют о том, что эстетические ценности впервые зароядаются у человека в первобытном обществе. Однако ни в советской, ни в зарубежной литературе по социальной философии до сих пор нот ни одного научного исследования, которое рассматривало бы эстетическую ценность как отражение и порождение исторически определенных материальных общественных: отношений первобытного типа общества.
Целью диссертации является исследование под этим углом зрэ-ник происхождения и природы эстетической ценности. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач:
I. Критического анализа существующих в социальнєй Философии точек зрения ш происхождение к содержанке категории "ценность" а "эстетическая ценность";
л. Анализа специфики труда и системы материальных отнесений жрвобытчого общества эпохи раннего пагаояиїа;
о. Исследования соотнесения утилитарной и эстетическое ценностей и обусловленного его спецификой генезиса ьстєтмческої 'єнгіостн из у тми гарно;'';
4, гас с t.: от ре и ля пропееса происхоудени.'- эстетического идеала;
дополняет и конкретизирует ее. .* -работка теоретических положений диссертации опирается на эвристические возможности диалектического метода.
Научная новизна исследования. В диссертации, впервые в социальной философии, выдвигаются и обосновываются следующие теоретические положения:
эстетическая ценность есть превращенная форма материальных общественных отношений между людьми, которая внеамим образом выступает как сравнительные отношения между вещами, сами оти вещи в их сравнительной ценности. В своей развитом историческом виде эстетическая ценность характеризует сравнительную ценность форы всех возможных вещей по отношению к форме одной из них, - вещи - естественноисторическя выделившейся в качества сравнительного эквивалента /общего знаменателя при сравнения/, - эстетическому идеалу;
в качестве методологической "клеточки" первобытного общества в диссертации последовательно рассматривается материальный продукт труда в социально-экономической форме вещи. Согласно этсыу, первобытное общество исследуется как такое об-с;зство, которое законом своего внутреннего движения и развития ктало воспроизводство вещей коз ценностей. С этой точки зреігся можно сказать, что по своему происхождении и первоначальному содержанка эстетика представляет собой политэкономию определен' кого исторического этапа в развитии первобытного общества.
Исходя из.этого, можно определять, что научная новизна диссертационного исследования состоит в понимании происхолдення эотеткческой ценности как процзсса, укорененного в развитии наториалышх отнояешй первобытного общества эпохи раннего палеолита.
Такой вывод оснозкзается на достаточно полном анализе точек зрения на природу и происхождение ценности, и в том числе эстетической, представленных в настоящее лремя в научной литературе кок в советской, так и в зарубежной социальной философия.
Научная новизна диссертации проявляется п осуществленном т работа моделировании социально-экономического процесса естест-веипонсторической выработки эстетического идеала в ходе практического сравнения утилитарных ценностей 'материальных вещэй в их потрзбязтвш первобатнтлі индивидами. Виорвко в социальной
- 4 -философии эстетический идеал рассматривается в качестве регулятора материальных, а с историческим развитием и духовных отношений между индивидами определенной исторической эпохи.
В диссертации предложена также не использовавшаяся ранее в социальной философии историко-генетическая система эстетичес*их категорий, основанная на анализе вещных отношений.
Теоретическая и практическая, вначтшость исследования. Результаты, полученные в диссертации, могут' быть использованы в їачестве эвристической модели при теоретической разработке других разделов материалистической аксиологии. Материалы исследования могут также найти применение в учебных и спепиальных курсах по социальной философии, эстетике и истории философии.
Аггообашга 'тботы. Результаты исследований были обсуждены на Всесоюзных конференциях Философского общества СССР /Пермь,1989/, /Пермь,1990/, Уральской региональной студенческой научной кон--ференции /Пермь,1991/, а также во время чтения курса лекций по' эстетике в Пермском государственном университете им.A.M.Горького.