Введение к работе
Актуальность теми исследования. Проблема жизненного выбора, сопряженная с ответом на один из кардинальных вопросов бытия "как жить?", наиболее остро встает перед обществом, отдельной личностью в пераломныэ эпохи, в периода кризисов и системных общественных преобразований. Именно в критические моменты истории человек глубоко ощущает весь драматизм пероживаемой ситуации и неминуемо становится перед дилеммой "альтруизм-эгоизм": жить либо в соответствии с общественно значимыми целями и принципами, либо осуществить альтернативный общественной жизни выбрр - подчиниться эгоизму, отдать предпочтение личным интересам:
И в современном социально-историческом контексте, когда российское общество испытывает коренной излом во всех сферах жизнедеятельности людей, проблема жизненного выбора обозначилась со всей остротой. Многие десягилотия в сознании народа утверждалась своеобразная модель коллективистской, кассовой, безличной киэни. Отдельный человек рассматривался как среднестатистическая единица общества, которому "сверху" предписывалось как жить, о кем дружать, кого любить и ненавидеть. Нивелирование личности имело в результате трагические последствия и привело к господству безду- -ховноств, безраздельному подчинению воле больиинства. Когда же с началом порестройки а реформирования общественных отношений для многих ладей померкли прежние идеалы, они оказались не готовыми к осуществлению иных жизненных ориентации. Трудности вызывает а самостоятельный поиск решения возникающих духовно-нравственных проблем, и выбор индивидуальной "траектории" внутри социальной яизни обновляицэгося общества.
На наш взгляд, для восстановления полноты жизни, обретения человеком своей индивидуальности и чувства собственного достоинства необходимо прежде освободиться от слепившихся неверных стереотипов мышления и поведения. Это настоятельно требует переосмыслить в духе особенностей современного мира важнейшие философские проблемы личности и ее жизненного выбора, которые под натиском идеологического диктата, догматизма а доктринерства наша наука постепенно исключала из сферы своего исследовательского интереса. Такое отношение к столь сложным социально-философским вопросам было не случайные. Ценностные ориентации человека в ссвотском общества жостко ограничивались разками социалистического выбора. Л
норми жизнедеятельности людей и способи решения возникавших: перед обществом в личностью проблем отвочали исключительно партийно-государственной целесообразности. Однако практика строительства нового общества в ее тоталитарной модели продемонстрировала бесперспективность осуществленного выбора.
Как один из плодотворных путей в свете современных научных и духовних поисков, видится нам,-обращение к истокам и традициям отечественной философской мысли рубежа прошлого и нынешнего столетий, содержащей актуальные для нашого времени сундония о судьбе Росснс и жизненном выборе ее народа. По известным причинам значительная и исключительно важная их часть в течение долгих нот была практически запрещена для изучения и, оставаясь на периферии марксистской философской науки, не могла быть серьезно осмыслена. Наиболее ощутимо это, отразилось на судьбе религиозно-философской мысли, преданной либо абсолютному забвению, либо вульгарной критика.
Именно ка рубеже ХІХ-И веков наше Отечество, как и сегодня, испытывало тяжелый кризис, оказалось на перепутье, когда, по ' мысли русского философа Ц.А.Бердяева, шел постоянный поиск такой национальной идеи, верное "идеи-страсти", которая бы своим огнем очистила и спасла Россию. Поэтому но случайно в этот период отечественная философия предстала во всем своем многообразии, богатстве идей и подходов. Ведущими и в то ке время противоборствующими в осмыслении проблемы жизненного выбора становились два направления - религиозное и марксистское. Первое было связано с утверждением философии всеединства, братства людей и народов, христианском любви и христианского гуманизма. Через второе краской нитью проходила идея непримиримой классовой борьбы в обществе, которая основывалась на принципах пролетарского интернационализма и воинствующего атеизма. Характерно, что воззрения русских мыслителей того времени были связаны с надеждами на всемогущество человека, на его способность к творчеству и самосоаиданиы. Если представители религиозно-философской мысли боготворили человека, видели в кем потенциальные возможности стать высшим существом - богочеловеком а властелином природы, то другие - рас-'сматривали его как средство реализации исторических тенденций.
По вашему мнению, наибольшую значимость для философского осмысления современных социальных и духовно-нравственных проблем представляют мировоззренческие идеи русских шелителей-гуманио-
тов последней четверти XIX столетия Ф.М.Достоевского, Вл.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова о единстве и целостности мира, космоса и человека, о единстве индивида и человечества, их представления о жизненном виборе как о"чпстом акте"воли людей.
Актуальным остается осмысление Блага, Истины, Красоти как-философских и жизненных ценностей, глубоко разработанных в наследий философов "русского духовного ренессанса" начала XX века Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка. Изучение их концепций жизненного выбора, в которых провозглашаетоя абсолютная ценность личности, ее творческая свобода, достигаемые через свободный внутренний выбор слияния с Бохеством, позволяет осознать всю трагичность последствий умаления самоценности индивидуального начала в человеке, его права на жизненное и духовное самоопределение в пользу коллективной воле большинства и признания приоритета классовых интересов над общечеловеческими.
Представляется, что анализ различных интерпретаций проблемы жизненного выбора, разработанных в русском марксизме, в сопоставлении с вшпеназванными концепциями религиозных мыслителей, важен для выявления глубинных генетических корней духовного кризиса в современном обществе и определения путей выхода из него.
Таким образом, избранная для исследования проблема жизнен- -ного выбора и ее осмысление в отечественной религиозно-философской и марксистской мысли является весьма актуальной. И с точки зрения объективной потребности в дальнейшем расширении научных знаний о человеке и формирования современных подходов в методологии исследовательской работы, в о точки зрения решения практических задач переходного этапа в развитии российского обиоства.
Степень научной разработанности. Как уже отмечалось, изучение проблемы жизненного выбора было связано с узко-классовым, утилитарным подходом, господствующим в идеологии марксизма. Наиболее ярко это отразилось в трудах Н.И.Бухарина, В.И.Ленина, А.В.Луначарского, М.Н.Покровского, З.М.Ярославского и других.
См.: Бухарин Н. Теория исторического материализма.,- И., 1921; Его же. Енчмениада /К вопрос/ об идеологическом вырождении/. -М., 1923; Ленин В.И. О значонО воинствующего материализма //Лолн.собр.соч. - Т.45. - С.23-33; Луначарский А.В. Беседы по марксистскому миросозерцанию. - Л., 1924; Его же. Героизм в индивидуализм. - м., 1925; Покровский М.Н. Марксизм в программах трудовой школы I и П стушнш. - и., 1924; Ярославский 2.М. Мораль п бит пролетариата в переходный период. - Л., 1225 и др.
Неходкая методологическая посылка этих работ— приоритет классовых интересов, абсолютизация принципа коллективизма в определений жизненной позиции человека, осмысление действительности лишь как истории прозрения масс, сохранялась в научной литературе вплоть до середины 80-х годов.-1' .
На современной этапе остро обозначился исследовательский интерес к проблеме жизненного выбора,наметились новые подходы в разработке ее концепции. В ряде работ, посвященных отдельным аспектам проблемы, утверждается самоценное значение личности, ее право на свободное жизненное самоопределение, осмысливается роль и значоние общечеловеческих ценностей в жизни общества,3 индивидуального начала в человеке.^ Достоинством некоторых исследова-, ний явилось признание духовной автономии личности как важнешого условия моральной саморегуляции и свободной нравственной ориентации человека.
Вместе с тем, слабо и односторонне изученной остается русская родигиозная философия. До сих пор на выработаны методы и концептуальные подходы, позволяющие оценить ее как сложную синтетическую форму общественного.сознания. Исследовательские задача в свете нового философского мышления определены лишь в самом общем виде, а многие актуальные вопросы отечественной философии
вообще еще не обозначены.
т-
См.: Бакшгановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. - Томск, 1977; Заможин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. - М., 1966; Иванов В.Г. Коллек* тив и личность. - Д., 1971 и др.
*'См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991; Москаленко А.Т., Серяантов D.i. Смысл жизни и личность. - ІЛ., 1989; Освобождение духа /Под редакцией А.А.Гуеейнова, В.И.Толстых. - U., 1991 к др.
См.: Гридасоаа В.Г. Этика милосердия: отечественный вариант //Молодой коммунист, 1990, Й 8. - С.42-53; Гусейнов А.А., Григорьев К. Тернистый путь к общечеловеческой морали: Диалог //Политическое самообразование, 1989, & 10. - С. 12-20; Иушдаре-ва Г.В. Общечеловеческое и классовое: Взгляд на проблему //Вопросы истории КПСС, 1290, № 10. - С.34-45 и др.
См.: Замошкин Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма , //Вопросы философии, ГЭ6Э, ЩЬ. - С.3-16; Игнншская В.Т. Анатомия репрессивного сознания //Вопросы фияоеи./пи, 1990, И 5. -'. С.40-57 И др.
Си.; Баштайовский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и реванші. - М., 1983; Блюмкин В.Л. Этика и жизнь. - М., 1937; Гусеішсв А.А. Золотое правило нравственности. - 3-е изд. ,доп. и аэрераб. - М., 1988 и др.
0 См.: Кочьргин Д.Н. Философия, культура, перестройка //Философия с ее квото а культуре. - Новосибирск, 1990. - С.3-17; Сухов А.
Практически не разработанной, за исключением работ, выдер-ілнннх, в основном, в "идеологически верном", последовательно разоблачительном стило, являлась проблема жизненного выбора, исследованная в религиозной литературе. Изданные работы демонстрировали тенденцию вульгарно-классовых оценок творчества мыслителей немарксистского направления, которые квалифицировали их как проводников реакционных взглядов, идейно обеспечивающих антикоммунизм и антисоветизм в полную непримиримость к инакомыслию.* Исключение, может бить, составляют труды А.Ф.Лосева, посвященные изучению философского наследия Вл.С.Соловьева. Здесь основными источниками оставались труды русских философов начала вока и послеоктябрьского зарубежья.3
Только в последние года предприняты шаги к объективному осмыслению отечественного религиозно-философского наследия. Современная философская критика отмечает многообразие путей духовного возрождения России, в частности, идею Вл.С.Соловьева о достижении человечеством всеединства, воззрения Н.А.Бердяева, СП. Булгакова о самоценном значении-и творчоскоГ. свободе личности,
Русская философия. Пути развития. - М., 1989; Проблемы изучения . история русской философий и культуры - материалы круглого стола //Вопросы философия, 1988, Я 9. - С.30-38.
* См.: Даль В.Б. Критика теологического понимания свобода. - Львов, 1373; врмичов А.А., Малышев Ю.В., Горшевский В.Л. Культурно-историческое значение ленинской критики идеологии "русского духовного ренессанса. - Д., 1981; Дубенков В.П. Философия веховстаа и модернизм //Критика антигумаиизма и эстотизма в России рубежа ХІ в. - Л., 1984 и др.
2 См.: Лосев А.Ф. Вл.Соловьев. - Ш,, 1983; ВгЪ яе, Владимир Со
ловьев н его время. - М., 1990.
3 См.: Бердяов И, Русская идоя. - Париж, 1946; Земаковский В. Ис
тория русской философии. - Пария, 1248-1350; Зернов Н. Русское
религиозное возрождение И века. - Парил, 1374; Лосскии н. Ис
тория русской философии. - Нью41орк, І95І; Трубоцкой Е.Н. Ми
росозерцание Вл.Соловьева: В 2т. - Ы., 1213; флоровсквй I. Пу
ти русского богословия. - Пария, 1937 и др.
4 См.: Бери П.Ч. Новое прочтение "Грех разговоров" и повести об
Антихристе Вл.Соловьева, конфликт двух уноворсализмов //Допро
сы философии, I9S0, И &. - С.27-36; Гулыга А.В. Искатель исти
ны //Соловьев З.С. Избранное. ,- М., 1990- - С.5-40; дго же.
Философия любви //Соловьев B.C. Соч.: В 2 кн. - ы., I99Q. -
T.I. - С.33-46; Рашовский В.Б. Вл.Соловьев о судьбах в смысле
философии //Вопросы философия, 1988, Я 8. - C.II2-II8; Утки
на Н.Ф. Тома всеединства в Философии Вл.Соловьова //Вопроси
философии, IS89, Я 6. - С.53-75 и др.
о правовом государства и гражданском обществе.-1 Однако целостное изучение религиозно-философских взглядов ка проблему жизненного выбора по-прежнему остается за пределами пристального исследовательского интереса.
Табу в философской литературе било наложено на изучение воззрений некоторых русских марксистов, которые в осмыслении проблеми жизненного выбора разошлись с официально принятыми теориями. В пх числе труда А.А.Богданова, отчасти Г.В.Плеханова. В настоящее время осуществляется попытка определить научнув ценность, дать целостное в объективное представление о их концепциях жизненного выбора. В частности, отмечается роль Плеханова в разработке понятая общечеловеческих'ценностей, их утверждения в классовом обществе. Получили признание взгдяда Богданова о культурном эволюционном развитии пролетарских масс в рамках буржуазного строя.
В связи с осмыслением причин духовного кризиса, переживаемого нашей страной, появилось большое количество философской литературы, содерхсащей острую, объективную критику большевистской концепции гизнеиного выбора и ее практического осуществления.
Исходя из анализа литературы по изучаемой теш и руководствуясь современными научно-методологическими подходами в исследовательской работе, предполагается всесторонне, в широком социаль-
&.:.: Алексеев П.В. Вместо поедисловпя У/На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. - М., 1990.
С.5-28; Ананьева М.И. Проблема смысла жизни в философии Н.А. Бердяева //Смысл жизни: опыт философского исследования. - М., 1992. - C.I34-I4I; Завольская Г.Н. В поисках "абсолютного блага": С.Л.иранк о смисле жизни //Там жо. - С.ІІІ-ІІ6; Кодеров М.А., Плотников Н.С. Русская интеллигенция и национальная судьба //Из глубины: Сборник статей о русской революции. - М., 1990,
С.5-16 и др. -
" См.: Амелина Е.М. О нравственном аспекте социалистического идеа-. да //Научный коммунизм, 1320, У* 2. - С.62-87; История марксизма-ленинизма. Марксизм в период формирования массовых социалистических партий П интернационала /70-SQ-e годы XIX века/.-!.!., IS90. -С. 102-124 и др.
См.: Гдовели Г.Д., Фигуровская Н.К. Трагедия коллективиста //Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лег. - М., I9S0. -
.* C;.i.: Гусейнов А.А. Некоторые уроки дискуссий о паптикноіі этике //ОплосоТскио науки, 1987, й П. - С.46-52; Зго же. Уроки ценные согодіЛіУ/Партияная этика: /Документы и материалы дискуссий 20-х годов/. - и,, 1989. - С.3-18; Легко ли быть молодым... Сост. В.Огрызко. - а., 198Э; Ш - сурового времени дети //Комсомольская правда. - 1990. - 4 апреля; Петропавловский Р.В. Партийная «тика: с. <&vt годов к современности //Философские на$кп, 1987, л II. - v.38-46; Положение Молодежи в советской обществе /Аналитический отчет/. - И., ISSO и др.
но-философском контексте рассмотреть концепции жизненного вибора мнслителой России.
Поль исследования. Раскрыть на основе осмислення отечественной религиозной и марксистской мысли рубежа XIX - XX столетни сущность и содержание социально-философского феномена "жизненный -выбор".
В связи с поставленной целью ровавтся следуйте задачи:
анализируются основные философские идеи, определяющие суть концепций жизненного выбора религиозных /Ф.И.Достоевского, Вл.С. Соловьева, Н.Ф.Федорова, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка/ и марксистских мыслителей /А.А.Богданова, II.И.Бухарина, В.II.Ленина, А.В.Луначарского, Г.Б.Плеханова/;
сопоставляются различные точки зрения, выделяются их позитивное содержание и оиибочше, утопические сторони воззрений;
выявляются причина и раскрывается социально-историческая обусловленность развития разнообразных представлений о человеке й его жизненном виборе;
формулируются выводы, выявляется значение духовных поисков российских философов в процессе формирования демократического сознания и гражданской позиции человека в современном изменяющемся общество.
Научная' новизна исследования состоит в изучении'неразработанной философской темы и ее осмыслений с современных методологических и научно-теоретических позиций. Конкретно это нашло выражение в следующем:
осмысление проблеми жизненного выбора опирается на широкий круг впервые изучаемых воззрений, существующих по данному вопросу в российской философско-мпровоззреячэской среде-, которые исследуются в их взаимовлиянии и полемической борьбо;
исследуются различные интерпретации концепций жизненного выбора: в религиозно-философской мисли, лрездэ всего учения о "Богочеловечестве" и "свободной теократии", "об одухотворении", , "творческой свободе" личности, о правовом государство; в марксистской - учения о духовной эволюции пролетарских тгр а буржуазно-демократическом обществе, и классовой борьбе пролетариата и революционной преобразовании обдества на социалистических началах;
дастся эширичоски-опсезгелыюл и суяностно-тооротачоская характеристика понятия "кизноннкії вибор", уета.чг.яя'лтаиол ого диалектическая :>а::;.<оевязь о друг;:'.х; "свобедд", "ooc*c;:s нога:".
"личный интерес" и "общественный долг". Это позволяет виявить основные противоречия личности, определявшей свое место в мире сложных человеческих взаимоотношений;
объясняется причинно-следственная обусловленность философского плюрализма, иногообразия идей и мнений как результат отражения всей сложности и противоречивости мироздания и самого человека, многомерности и альтернативности исторического процесса;
на основании плюралистического подхода, являющегося методологической основой исследования, отмечается самоценное значение каждой изучаемой концепции казненного выбора, а различия во взглядах мыслителей рассматриваются как взаимодополняющие друг друга ртделыше аспекты одной сложной философской проблзмы.
При решении общефилософских задач исследования, связанных с выявлением сущности и содержания понятия "жизненный выбор", диссертант опирался на современные концепции личности и смысла жизни отечественных и зарубежных авторов, в которых утверждается самоценное значение человека, его право на свободное жизненное самоопределение независимо от политических и нравственных воззрений и ориентации, классовой принадлежности и социального положения в обществе, формирование индивидуальности, собственного РШ-' ния и позиции рассматривается не- как альтернатива общественной иизни, но, прежде всего, как важнейшее условие полноценного и осознанного включения в последнею / Аб.ульханова-Славскад К.А., Гусейнов А.А., ДилисвнскиЙ Г.Г., Замошкин Ю.А., Кестлер А., Касси-рер Э., Маркович М., Сартр 2.-П. и др./. Данные положения явила» теоретической основой диссертации.
Научно-поактичеокая значимость работы состоит в том, что ее основные теоретические положения и виводи могут быть использованы при исследовании широкого круга социально-философских проблем, связанна* с определением смысла жизни и жизненной позиции человека в современном мира, А предлокенный методологический подход - для да.чьнейшего изучения концепций жизненного выбора различных философских школ. Материалы диссертации можно взять за основу при анализе некоторых явлений системного кризиса в нашем обществе, выявлении причин и определении путей его преодоления, а так- ке при разработке учебных пособий, курсов лекций, подготовке специальных семинаров.
Апробация работы. Диссертация обоугадалась и получила одобрение ка заспаний кафедры философии Института молодекн. Её основ-' вне идеи били изложены автором в выступлениях: на Иеедукароднсй
конференции:"Русская культура в первой трети XX.века" /Москва, Институт молодежи, 1991/; на Всесоюзной конкуренции:"Молодежная политика: содержание понятия, механизмы реализации" /Москва, Институт молодежи, 1989/; на научно-практической конференции молодих учоных и аспирантов: "Общество и молодежь: поиск путей обновления" /Москва, Институт молодежи, 1991/ и на круглом столе: "Молодежь и современный мир" /Москва, Институт молодеки, 1992/.
Структура диссертации". Исследование состоит из введения, трех разделов, заключения, перечня основних работ философов, чьи концепции жизненного выбора рассмотрены в диссертации, и списка использованной литературы.