Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема социально-антропологического финализма в русской религиозной философии Кузнецов, Дмитрий Петрович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецов, Дмитрий Петрович. Проблема социально-антропологического финализма в русской религиозной философии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Курск, 2000.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-9/174-7

Введение к работе

Актуальность темы исследоват1я определяется большим вниманием, уделяемым в настоящее время различным аспектам проблемы финализма: так называемому «концу истории», переходу к новому этапу социального развития, возможностям финала физического существования рода «Человек», или даже планеты Земля в связи с экологическими, военными и т. п. глобальными причинами. Этот интерес имеет как психологические - приближение конца века и тысячелетия на рубежах которых апокалиптические ожидания всегда усиливались; так и объективные социальные причины - развитие интеграции между различными культурами; завершение противостояния характерного для времён холодной войны что обычно интерпретируется как начало новогГ этапа истории человечества Идея кризГа в ее

ГееГхХ века вообше cTeotovTo ZZI Г^хлёстьГаЗ этого

улеляемоепГблеме кониа . и которое принГаГт самые ZZZ11 Гпмы от теопетиче^ки^исГеїоваїйФ ZvLuT7o їлипГГойZIkZu паГичнь х а^каГотических сект и ГостГГпшстс^х снопов с cZfiL „ ГГ Таким пбпя.ом

ZZZZLZ2, ГГ различные исторические и

логические модификации.

Актуальность темы определяется и неослабевающим интересом к русской религиозной философии, который возрос накануне начала нового тысячелетия на фоне всплеска споров о роли России в мировом сообществе.

Интерес к проблемам финализма катализируется и философскими инновациями, связанными с исследованиями дополнительных аспектов рациональности и внерационального знания, позволяющими ввести данную тему в круг собственно философской рефлексии.

Конец истории как аспект финалистической проблематики трактуется в смысле изменения ее основного качества, перехода человечества в иное состояние. Он может соотноситься с катастрофическим концом всего мира. Однако возможен и собсгвенно

' См.: Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сегодня // Вопросы философии. 1993.

№3. С 28-36.

4
социальный финализм: в узком смысле трактуемый как трансформацня
самой субстанции истории. В широком же, как любой перерыв
исторического континуума, - революция, кризис культуры и т.п. Любой
утопический проект также представляет вариант конца реальной
истории, замены ее идеальным состоянием социума. Такая особенность
русской философии как объединение онтологии, гносеологии со
смысложизненными измерениями бытия и познания стала основой для
особого способа рефлексии над проблемами конца смысла целен
истории - экзистенциально-персоналистических вариантах' в которых
проблема смысла и конца истории была жестко связана, с поиском
смысла HfmHBunvajibнOil ж-изни образуя особый способ

финалнстического умозрения -, социально-антропологический включавший нетрадиционные для узкорациональной и неориентироваиной философии XIX века элементы

Философская традиция, основанная B.C. Соловьевым, -софиология, уделяла колоссальное внимание проблемам философии истории, в частности её смыслу, целям, концу, задачам совокупного человечества. Тема конца истории как кардинальное изменение наличных основ бытия человеческого общества представлена у B.C. Соловьёва двумя основными моментами - всемирной теократией и эсхатологией «Трёх разговоров». Несомненное влияние на B.C. Соловьева оказал Н.Ф. Федоров - автор вселенского утопического проекта в котором социальный финализм приобретает космический характер. В начале XX века проблематика конца истории развивалась в работах представителей русского религиозного ренессанса. Своеобразным манифестом финализма как способа понимания исторической реальности стала статья «Идея катастрофического прогресса» ВФ Эрна Классическим примером рефлексии над проблемами финализма.явились работы НА Бердяева Продолжая рассмотрение социофииалистической тематики сегодня теоретики нащупывают подходы к пограничным с философией темам стремятся отрефлектировать важнейший процесс переноса этих проблем в рамки

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени в распоряжении исследователей имеется достаточное количество работ,

' Мотрошилова Н.В. Специфика русской философии и ее роль в развитии российской и мировой культуры // История философии: Запад-Россия-Восток (Кн. 3: Философия XIX-XX в.). М., 1998. С. 252.

посвященных философскому творчеству Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьёва,

В.Ф. Эрна, Н.А. Бердяева как целым системам, включавшим

соцнофииалистнческие мотивы, так и специально философии истории

этих мыслителей. В дореволюцион1ый период идеи B.C. Соловьева

исследовали Л.М. Лопатин, К.В. Мочульский, Э.Л. Радлов, Е.Н.

Трубецкой, В.Л. Величко, Л.А. Гизеттн, СМ. Соловьев, АС Ященко и

другие. Особый род источников составляет полемика основателя

софиологни с К Д Кавелиным Б Н Чичериным Н К Леонтьевым Н Н

Страховым НЯ Данилевским В послеоктябрьский период

историософия B.C. Соловьева и его последователей привлекала лучшие

умы русского зарубежья -НО Лосского В В Зеньковского Б ГТ

Вышеславцева Данная тема не была обойдена вниманием и в последние

десятилетия Достаточно назвать крупнейших советских философов А Ф

Асмуса и А Ф Лосева чьи труды по истории отечественное сташі

классическими Имеется и целый комплекс ZZZ7uZZ"Z2^
ГдшпТому Опросу Диссертационной литературы

Теократическая утопия рассматривалась обычно как проявление политического романтизма B.C. Соловьёва. Большое количество авторов, начиная от идейных противников Соловьёва (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) и до его открытых сторонников и последователей, в особенности Е.Н. Трубецкого, показывали невозможность претворения в жизнь данного проекта, критиковали собственно схему теократии, находя в ней логические противоречия и неувязки. Таким образом, всемирная теократия, предвосхищению которой B.C. Соловьёв отдал столько лет своей жизни (обычно вслед за Э.Л. Радловым и Е.Н. Трубецким выделяют такой период в его творчестве этой же схемы в принципе придерживаются и ВФ Асмус и А Ф Лосев) в восприятии историков философии постепенно отошла на второй план получив роль едва ли не случайного элемента отечественного умозрения Очень часто теократия и эсхатология предстают только как результат формальнологического следования из идеи всеединства (чего не избежал и АФ Лосев' хотя вполне выяснено что сугубо рациональные работы В С Соловьёва ^^^^^^a^^l^^rt^ ueZZcзна l^TxJ^^^ ^IJ^I^Z^^ Тф AculZZnъ^^^Г^^ш^ч^ъ ^T^Z

  1. Лосев А.Ф. Вллдимир Соловьев и его время. М., ,1990 С. 430.

  2. Асиус В.Ф. Владимир Соловьев. М. 1994. С. 110.

Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова трактовалась как консервативно-утопический проект (С.Г. Семенова), либо реминисценция язычества (Г.В. Флоровский), а также как предвестница технологической эры развития человечества. При рассмотрении построений Н.Ф. Федорова обычно акцентируется момент технократии и смертоборчества.

Пророчества же Н.А. Бердяева о наступлении «эпохи творчества» в работах исследователей его наследия обычно заслоняются онтологией и антропологией этого теоретика свободы. Идея же катастрофического прогресса у В.Э. Эрна не была развита в целостную, развернутую систему философии истории.

Вместе с тем, современная философская литература накопила достаточное количество исследований по проблемам внеиаучных элементов знания как самих по себе, так и в рамках философских теорий и в историко-философском процессе. Так, проблема различных форм утопического мышления широко представлена в трудах Э.Я. Баталова, А.И. Володина, Р.А. Гальцевой, В.А, Гуторова, И.А. Исаева, Ч.С. Кнрвеля С С Сизова, А.Ф. Ушкова, И В Фроловой Ю.Г Чернышева В.П. Шестакова и др. Наиболее разработанным аспектом проблемы финализма является критика религиозной эсхатологии.

С другой стороны, в работах Н.С. Автономовой, П.П. Гайденко, В.И. Гараджи, ЯЗ. Голосовкера, И.М. Дьяконова, А.А. Залевской, Е.В. Золотухиной-Аболиной, В.В. Ильина, И.Т. Касавина, В.И. Колядко, Л.А. Микешииой, Н.С. Мудрагей, С.С. Неретиной, А.Л. Никифорова, Б.И. Пружинина, В.Н. Поруса, В.Л. Рабиновича, B.C. Степина, Г.Л. Тульчинского, В.Г. Федотовой, СП. Щавелева прослеживается взаимодействие между различными уровнями рациональности, а также оцениваются дополнительные к науке аспекты рациональности. Именно в рамках этой новой парадигмы философии вненаучности возникает концептуальная возможность осмысления финалистической тематики.

Неоспоримость присутствия финалистнческих мотивов в русской религиозной философии и наличие средств рефлексии над ними не привели, однако, к появлению специальных работ, посвященных теме «конца истории» в русской религиозной философии; исключение составляет только книга Л.И. Новиковой и И.Н. Сиземской, посвященная прогностическому и эсхатологическому аспекту русской

7 идеи', а также исследование Д.Ф. Зайцева о концепциях финализма и антнфинализма как учениях о конце всего универсума-. Названная проблема затрагивалась А.С. Паиариным в коллективной монографин «Политическая антропология», однако лишь в контексте анализа «политического человека» как одного из результатов мироощущения презумпции конца истории'. Прогностический аспект русской философии конца XIX - начала XX века нашел свое отражение в работах Л.Г. Королевой4.

Итак, несмотря на острый интерес, объектом которого стало отечественное умозрение, проблема социального финализма в ее особой постановке, свойственной русской религиозной философии, никогда специально не рассматривалась.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в отечественной литературе по социальной философии специально исследуется проблема «конца истории» человечества как необходимая часть философии истории русских религиозных мыслителей. Следует также отметить, что тема конца истории как составная часть различных философских и религиозных концепций специально не рассматривалась в литературе. В настоящей диссертации выявлен комплекс онтологических и социальных идеи представителей оусской филососЬии ведущий к постановке финалнстических проблем и установлень; смысловые связи этих идей с современным обществоведением. Научная новизна работы резюмируется в следующих положениях выносимых на защиту:

1. Тема финализма является маргинальной для достигшей своего
пика в конце XIX в. классической философии, однако она остается в
поле рефлексии благодаря ее глубокому укоренению в культуре Европы;

2. Попытка введения данной темы в собственно философские
исследования требует создания дополнительных к науке гносеологии,
попытки чего и были предприняты в русской философии рубежа веков;

3. В традиции отечественной религиозной философии эсхатология

' Новикова Л.И., Сиземская И.И. Парадигма русской философии

истории // Очерк русской философии истории. М„ 1996.

- Зайцев Д.Ф. Концепции финализма и антифинализма. СПб., 1994. Деп.

в ИНИОН РАН № 49302.

' Ильин В.В., Панарин Л.С., Бадовский Д.Б. Политическая

* Королева Л.Г. Проблема человека в русской философии. Курск, 1992.

8 социальная (конец истории, смысл истории) жестко связана с эсхатологией личной (тема смерти, и связанная с ней тема смысла жизни), следовательно, проблема конечности истории в русской религиозной философии может быть поставлена только как проблема социально-антропологического финализма;

4. Введение в русскую философию рубежа веков проблемы
социального финализма шло по двум основным направлениям:
философской мифологии, т. е. включение мифологических элементов в
классические рациональные концепции (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев); и
построение концепций философии истории, метафизики истории,
позволявших в отличие от новоевропейской модели философски ввести
финализм в рамки умозрения через включение символа в
инструментарий рефлексии (В.Ф. Эрн, Н.А. Бердяев);

5. Отечественное умозрение в рамках классической
рациональности и связанных с нею установок социальной философии
создало утопические модели социально-антропологического финализма;
переход к нскласснческой рациональности и новое понимание
социальной реальности вели к построению апокалиптических проектов
«конца истории».

Проведённое исследование позволяет дополнить картину развития особого направления философской мысли в России - философии всеединства, одним из главных объектов рефлексии которой была цель и назначение истории со стороны ее фипалистических аспектов.

Методология исследования. В работе применяется системно-аналитический подход, позволяющий рассматривать взгляды мыслителей как единое целое, не сводя ни один элемент к случайности. Автор исходит из того, что центром философии является личность философа, а не некая отвлеченно-абстрактная конструкция, из которой возможно полностью дедуцировать все части его взглядов. Те или иные высказывания мыслителя могут быть определены как маргинальные только в рамках определенной устоявшейся традиции философствования. Русская религиозная философия постоянно нарушала рttMKH тоэдиции переходя в публицистику занИМЭ.ВШУЮ огромное место в отечественном УМОЗОЄНИИ в мифологию, в проповедничество Не все интуиции того или иного мыслителя могут быть пєпеведенкі в пямки логико-понятийных ctdvktvd поэтому исследование строится с привлечением работ современных отечественных авторов посвященных вненаучным аспектам знания котопые должны являться,неотъемлемой частью рефлексии о «конце истории»

9 Целью исследования является детальное исследоваиие проблемы «концa истории» в русской религиозной философии в двух основных аспектах: утопического и катастрофического фипализма. Основная цель работы определяет круг вопросов, решение которых составило ее главные задачи:

дать описание типичных вариантов окончания истории как они проектируются в религиозных н философских концепциях;

оценить роль вненаучных (находящихся за пределами науки как теоретической формы знания, и описывающих, в основном, этические и другие аксиологические аспекты деятельности человека) составляющих данных концепций;

установить причины сохранения финалистических взглядов в рамках философии и усиления данных мотивов в религиозной философии России конца XIX - начала XX вв.;

рассмотреть духовно-практический (экзистенциальный) аспект религиозной философии как главный движущий момент создания концепций конца истории;

- интерпретировать теократическую утопию и эсхатологию
русской философии как виды философского фипализма.

Несмотря на то, что в каждой главе исследуется отдельная проблема, через работу проходит единая смысловая нить - акцент существенной роли духовно-практического аспекта философии всеединства.

В соответствии с указанными задачами выбирались источники проделанного исследования. Кроме произведений названных русских философов рубежа XIX-XX вв, их составили работы отечественных и зарубежных авторов по актуальным проблемам фипализма, а также исследования мифологии, религии и других форм альтернативного знания.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные идеи работы доложены на научных конференциях «Свегские и религиозные аспекты нравственности в России: история и современность» (Пятигорск, 1995); «Человек в научной и философской картине мира XXI века» (Курск, 1996); «Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века» (Курск, 1997); «Наследие Н.П. Огарева и XX век: традиции и современность в диалоге» (Саранск, 1998). Принципы исследования были обсуждены на кафедре философии ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова. Диссертация в целом обсуждалась на кафедрах философии Курского государственного педагогического

10 уни1ерситета и Курского государственного медицинского университета и была рекомендована ими к защите.

Практическое значение выполненной работы нашло своё отражение в опыте преподавания автором курса истории русской философии для студентов-иностранцев КГМУ, подготовке соответствующего учебного пособия.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.