Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема отчуждения между мужским и женским началом Викторов, Эдуард Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Викторов, Эдуард Михайлович. Проблема отчуждения между мужским и женским началом : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Воронеж, 1996.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-5/1029-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Половой вопрос, расоматри-шемый в данной работе, затрагивался выдающимися мыслителями срошлого и настоящего. Особенно, если вести речь о метафизике гола, то есть о тех качественных различиях между мужским и кен-жим началом, которые признавались вечно неизменными, как древ-іекитайскши мудрецами, так и философами 1Э-20 го веков.

Проблема пола в данном аспекте стала весьма злободневной t течение последнего столетия, в связи с известными револэдион-іочпшократическида процессами в передовых христианских стра-ах мира и последовавшей вслед за ними женской эмансипацией.

Что мешает представителям мужского и женского начала чувст-овать себя удовлетворенными хотя бы в рамках личной жизни? содержании диссертации делается попытка еще раз ответить на то вечное вопрошание.

Степень разработанности проблемы.

Исследование половых отношений как отчуждения между двумя . ачалама в истории мировой философии просматривается в виде тео-етизироваиий о различии между "мужским" и "женоким" вообще, коренном несоответствии между ними писали древнекитайские аслители в своих трактатах, рассматривая взаимодействие Инь и н, как проявления единого Дао в главных его сущностях1, ря этом ИНЬ, как известно, обозначение всего "женского*, а ЯН -зего "мужского** в Поднебесной2. Одними из первых китайские гдрецы указали на то, что каждый человек содержит в себе ИНЬ

. Древнекитайская философия т.1. Мысль, 1972 г., с.128. . Древнекитайская философия. Наука, 1990 г., с.35.

и ЯН одновременно.

В истории европейской философии о мужской и эвенокоЯ "поя винках", несоответствующих и потому влекущихся друг к другу, вдервые заговорил Платон, ссылаясь на древнегреческие мифы .

В мировой философии пояа можно выделить две тенденции, Представитеди первой из них рассматривали, как и Платон, отчу дение-несоответотвие между данными началами, как нечто негати ное а препятствующее людям быть счастливыми. А поэтому эти со: сем непохожие друг на друга философы, предлагали садае разные способы для его преодоления'*.

Нужно отметить, что данные мыслители подчеркивали мнояео атрибутов несоответствия между мужским и женским началом. Помимо де Gana и Шопенгауэра здесь особенно нужно отметить Фромма5 и представитеяей второй тенденции в метафизике пола. К последним необходимо отнести Ницше* Фрейда, Вейнингера и в : честве их родоначальншса-предшественника-датского философа Кьеркегора .

Идеи по проблемам пола вышеназванных философов второй те денцйи mosho интерпретировать, как яонстатацию факта невозмо»

S. Платов. Пир. Сочинения, т.2, 1970 г., с.П8.

4. Сад А. Ф. Философия в будуаре. М.Ц. Проминформо, 1992 г.,
Соловьев В. Смысл любви. Жизненная драма Ллатона,

В кн.: Русский Эрос, Москва, Прогресс, 1991 г. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление , т.2, 1901 г. Афоризмы и максимы. ЛГУ, 1991 г.

  1. Фромм а. Искусство любви. Подифакт, Минск, 1990 г.

  2. Ницше Ф, Человеческое, слишком человеческое. Соча нения, т. Мысль, I9SI г.; Так говорил Заратустра. - Там же, т.2; Фрейд 3. Очерки по итеории сексуальности - Н.С.Э., 1990 г. Вейнингер 0. Пол и характер. Москва, 1991 г.

Кьеркегор С. Страх и трепет. Москва, Республика, 1993 г.

юта преодолеть отчуждение между двумя началами. Последнее яв-[ется метафизической необходимостью, с которой человечество прос-> вынуждено примириться.

Одновременно нужно подчеркнуть, что ни один из мыслителей, и взгляды по половому вопросу здесь анализируются, не рассмат-вал его нак проблему отчуждения между мужским и женским началом.

Содержание данной проблемы формируется в ходе дяссергащюн-го исследования с помощью историко-философского рассмотрения

бот Гегеля, Маркса и Лосского, так или иначе затронувших фено-

7 н отчуждения в отнологичееком аспекте .

Таким образом, говоря о степени разработанности данной проемы в рамках как зарубежной, так и отечественной философии по-, можно констатировать следующее:

проблем, отчуждения безотносительно к половым отношения» экзистенциально-онтологическом аспекте затрагивалась в мировой гософаи преимущественно тремя вышеназванными мыслителями;

в отечественной философской литературе можно отметить по їной проблеме работы А.й.Титаренко, Н.А.Мещеряковой, Н.В.Мотро-яовой, В.С.Степша, А .П. Скрипника, В.П.Фетисова;

философы, которые уделили специальное внимание половому тросу, высказывались о несоответствующих качественных атрибутах какого и женского начала, их и можно интерпретировать как призів отчуждения между началами; - то есть, из вышезиложеиного здуег, что половой вопрос ни разу не исследовался в мировой чософии как метафизическая проблема отчуждения между мужским и юким началом хотя мыслители и стремились подчеркнуть вечные

Гегель Г. Феноменология духа. Сочинения, 1959 г., т.4. іаркс К. Философско-экономические рукописи 1894 г. Ъчинения, Политиздат, 1974 г.

Іосский Н. Мир как органическое целое, 1917 г.; Абсолютные гсловия добра. Москва, 1991 г.

различия между ними.

Цель и задачи исследования»

Основной целью диссертации является исследование полових отношений - как отношений отчуждения медду мужским и женским нач; лом в рамках метафизики пола, не углубляясь в социологичесский, психологический и сексологический аспекты вышеназванной проблемы. Это в свою очередь требует постановки и разрешения следующ основных задач:

историко-философский анализ феномена отчуждения в глоба. ных онтологических масштабах, а значит - вырабатывание оптимал ной дефиниции понятия отчуздения вообще;

историко-философское исследование полового вопроса в ас пекте проблемы отчуждения между мужским и женским началом;

это в свою очередь потребует выяснения, что подразумева самые разные философы под "мужским" и "женским" в половых отно ниях;

определение основных факторов отчуждения между двумя на лами и одновременное рассмотрение того, как они влияют на этот универсальный феномен человеческой жизнедеятельности;

рассмотрение отчуждения между мужским и женским начален/ в первую очередь в аспекте межличностных половых отношений. Все это потребует своеобразной теоретической и методологическс основы исследования.

В данной диссертации это взаимопроникновение экзистенциал ной метафизики Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше,и Вейнингера с рационадьно-диа^яекти ческой методикой изучения в духе философе ких традиций Канта и Гегеля. Но решающее идейное влияние на аі юрскую точку зрения в рассмотрении проблемы отчуждения в поле вых отношениях оказали произведения Кьеркегора,-Шопенгауэра,

іцше, Фрейда я Вейяиягера. Таким образом, можно вести речь о інгезе диалектико-логической формы в экзистенциалъно-метафизи-зского содержания при исследовании вышеназванной проблемы.

Научная новизна исследования

Ее можно сформулировать в следующих тезисах, содержащих вниманию о конкретных результатах, проделанной работы.

1. Прежде всего сделана попытка выработать при помощи ис-
)рико-философского материала оптилшшяую дефиницию для понятия
?чуждения в онтологическом аспекте. Выясняется решающая роль

>рождения, как главной предпосылки отчуждения между порожденны-1 Бытием компонентами. Подчеркивается несводимость содержания шятия отчуждения к содержанию понятия противоречия, а также шстатируется факт коренного различия и, одновременно, взаамо-зязи между этими основными феноменами бытия.

  1. Осуществляется историко-философский познавательный ана-13 мировой метафизики пола с древнейших времен - по .двадцатое :олегие. При данном исследовании применяется принцип гегелевской іалектико-логической триады, предусматривающей отрицание отрица-ія; а значит и тесную взаимосвязь между философскими взглядами шличных мыслителей, которые, как кажется на первый взгляд, ютиворечаг друг другу. Например: Платон-де Сад-Соловьев.

  2. В ходе историко-философского исследования сделаны выво-

і об основных неизменных экзистенциально-метафизических атрибу-IX мужского и женского начала, которые в наибольшей степени 5уславливают отчуждение между ними. Составлены специальные габ-шы мужских и женских качеств по древнекитайским трактатам, зориям Фромма и Вейнингера.

4. В заключительной главе диссертации сформулировано автор-
сое принципиально новое мнение по рассматриваемой проблеме, ло-

гическв вытекающее из предшествующего историко-философского ана лиза. При атом данное мнение в своей концептуальной основе связано с традиционной метафизикой дола, свидетельствующей о корег ном несоответствии между мужским и женским началом и их несводг мости друг к другу лри одновременной диалектической взаимосвязя и взаимозависимости.

  1. Выделены гри основних типа отчуждения в межличностных отношениях. Показана их тесная взаимосвязь.

  2. Особое внимание было уделено взаимосвязи между половым влечением и отчуждением. Предпринята попытка отразить экзистенциальную специфику различия между мужским и женским влечением, которая обуславливает отчуждение между ними,

  3. Проделано исследование проблемы, связанное с выяснением основных факторов рассматриваемого отчуждения и их влиянием не последнее и на определенные экзистенциально-психологические чеі ты в поведении представителей мужского и женского начала. Речь идет о следующих метафизических феноменах: половое влечение, страх, внешняя красота, половая мораль и связанные с ней зроті ческие игры, рассудок и степень духовности личности.

  4. В целом отчуждение между мужским и женским началом исследуется как даа<-лектический процесс их взаимодействия с определенными экзистенциально-метафизическими свойствами.

Теоретическая и практическая значимость работы Выводы и результаты исследования имеют значение для исторі философии в аспекте метафизики пола и, естественно, для последней, как одной из самых актуальных разновидностей философского осмысления человеческого существования.

Материал диссертации может послужить источником для составляя курса лекций, как по истории философии, так и по философии зла. Можно также надеяться на то, что результаты проделанной ра-зты вызовут интерес со стороны специалистов, занимающихся иссле-званием философских проблем человеческого существования. Резуль-1гы, полученные в третьей главе работы могут оказать воспита-зльяое воздействие на читателей.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссерта-юнного исследования излагались автором в докладах и выступлени-: на кафедре философии гуманитарных факультетов МГУ имени .В.Ломоносова, на семинарах и лекциях, которые автор проводил > студентами МГУ имени М.В.Ломоносова и студентами Воронежского і сударетвенного университета в 1988-1994 г.г. Диссертация об-здена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры философии тданитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова и кафедры фи-юофии Воронежского государственного университета.