Введение к работе
I. Актуальность темы исследования. Биполярный пир рухнул, противоборство противоположных систем отошло із прошло*. Мир в общем существенно изменился, он становится более взаимосвязанным.
Характер современной нам эпохи стал иньм. Мировое сообщество с уходом холодной войны стало в целом более демократичным, по крайней мере сильное обозначилась тенденция к его изменения в этом направлении. Таков в самых оби,их чертах социальио-политича-ский макроконтекст, в котором развивается ныне процесс национального самоопределения.
Об актуальности донной проблемы можно говорить а даух аснок-тах: социологическом и гносеологическом (познавательном). В первом случа.э актуальность проблемы определяется остротой межнациональной ситуации в современном мире, особенно в тех ого тастях, которые находятся сейчас в переходном состоянии, в частности, осуществляют переход от тоталитаризма к демократии, а такіго внут~ ренной напртаенностьп национальных и национальнс-государсгЕонных отношений в рамках большой группы многонациональных государств.
Во втором случао ота актуальность определяется явно недостаточной степенью разработанности вопроса в научной литературе. Разумеется, относительно повышенной "планки" требований, предъявляемых кизнью науке (теории). Поэтому можно констатировать наличие определенного разрыва между реалиями казни и состоянием научных разработок по интересующему нас вопросу. Понятно, что последние отстают, чек, кстати, определился главным образом и выбор темы.
Познавательная трудность при анализе проблемы заключается главна образом в том, что в этнологии до сих пор не решен вопрос о природе субъекта национального самоопределения, определяемого понятиями: этнос, нация, народ.
По нашему мнению, нация (национальная общность) представляет собой определенное единство материального и духовного. Она не чисто материальное, но и не чисто духовное образование. Однако материальность нации (разумеется, не по составу или субстрату, "вещественности" , а по форме или виду) в гносеологическом плане но первична, а вторична, можно сказать, производив, зависима от ее духовного (психологического) комплекса. Эта материальность есть своего рода закрепление ("шювыраяение") последнего.
В этой связи автор разделяет точку зрения М.В.Иордана, спи-
2.
тающего, что этнос (а следовательно, и нация как этноо на высшей стадии развития) - это такая общность людей, субъективная тождественность (идентичность) которой держится на воспроизведении ее (своими сочленами) особым народом, отличным от других по самоназванию, языку, образу кизни и иным компонентам его культурно-исторического своеобразия. С учетом сказанного требования, заключенные в принципе национального самоопределения, можно толковать как императив, направленный в сущности на обеспечение духовной самостоятельности национальной общности, поскольку только при этом условии «скрывается возможность максимального выражения ее оригинальности и самобытности.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. На-околько нам известно, работ, специально посвященных анализу проблемы в той редакции, которая зафиксирована в названии темы диссертации, нет. Однако в целом по проблеме национального самоопределения (в широком смысле слова) существует довольно большая литература, которую по степени близости к теме выбранного исследования условно можно разбить на несколько групп.
Первую из них составляют труды, дающие общий фон и отправные моменты по избранной проблеме. Сюда относятся работы по национальному вопросу К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина и их последователей; представителей международной социал-демократии (К.Каутский и др.),' "австромарксизма" (О.Бауэр, К.Реннер), а также представителей бур* куазно-демократической (Т.Масарик и др.) и национал-демократиче -ской ориентации (напр. "ранние" сионисты).
Российская литература представлена трудами В.С.Соловьева, И.А.Ильина, П.А.Сорокина, Н.А.Бердяева и многих др. Западная - именами А.Смита, Р.Пайпса, Э.Раррер Д'Анкос, А.Козинга, Т.Раковской-Хармстоун, Э.Геллнера и др.; советская - И.П.Цамеряна, М.С.Дкунусо-ва, С.Т.Калтахчяна, М.И.Куличенко, Э.В.Тадевосяна, Ю.В.Бромлея, В.И.Козлова, В.А.Тишкова, Э.А.Баграмова, Ю.И. Римаренко, Р.Г.Абду-латипова, М.В.Иордана и др.
Вторая группа работ касается характеристики национального самоопределения как такового, К числу этих работ в первую очередь относятся следующие: А.С.Будилович. Вопрос об окраинах России в свя-
I. См.: Иордан М.В. Доклад на заседании Ученого Совета Российского института культурологии "Этнокультурное многообразие России (региональный уровень)" (Машинописный текст. -- 7.С7.1&93. - С.З).
3.
зи о теорией самоопределения народностей и требованиями государст -венного единства. - Спб., 1906; И.Д.Левин. Империализм и право наций на самоопределение в современных буржуазній теориях. - в журн. "Революция и национальности". - 1933, ИЛ 6-9; В.В.Любомирова. Самоопределение наций - одно из основних условий международного сотрудничества и мирного сосуществования государств и наций. М., 1957; . Г.Б.Старушенко. Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства. М., I960; его же. Принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. - в кн.: Куро международного права. Т.2, гл.Ю. - М.,1989; Л.Б.Сперанская. Принцип самоопределения в международном праве. - М., 1961; В.Любимов. Ленин и самоопределение наций (на примере народов Среднего Поволжья и Прп-уралья). - Чебоксары, 1967; Р.А.Тузмухамедов. Национальный суверенитет. - М., 1968; Э.Л.Кузьмин. Мировое государство: иллюзия или реальность? - М., 1969; М.С.Джунусов. Ленинский принцип самоопределения наций и его историческое значение - В сб.: Ленинские принципы самоопределения наций и извращение их маоистами. - М.,1971; В.С.Шевцов. Национальный суверенитет. Проблемы теории и методологии. - М., 1978; Г.Свирин. Политические аспекты самоопределения наций. - В сб.: Философия, политика, культура. - М., 1983; А.Л.Ковалев. Самоопределение и экономическая независимость народов. - М., 1988; Ю.Г.Барсе-гое. Право на самоопределение - основа демократического решения мея-национальнкх проблем. - Ереван, 1989; А.Парников. Национальное самоопределение в замысле и реализации. - в журн. "Коммунист". - 1989, ft 9; Э.Карр. Истерия Советской России. Кн.1: т.1-2 Большевистская революция. І9І7-І923. - М., 1990; Г.М.Свирин. Ленинская постановка и решение проблемы самоопределения наций (Автореф. канд.дис.) - М., 1977; Ь.Гуськова. Право на самоопределение - народа или государства. - Б "Независимой газете" 1992, 17 января; Национальное самоопределение: замысел и реальность (моменты дискуссия). - В журн."Полис" 1992, № 5-6 и др., а такяе ряд статей, содержащихся в справочной литературе.
Поскольку проблема национального самоопределения-наиболее остро стоит перед малыми народами и национальными меньшинствами, то третья группа работ связана с характеристикой положения этих образований. К этой группе нужно отнести (в хронологическом порядке) работы: М.В.Иордана (1970, 1983) ;Л.Ф.Болтенковой (1л 88); Г.Т.Хусаиновой (1989); К.В.Чистова (1989); Л.Малиновского (1990); 0.Мурашко (1991); Е.іііепетько (1991); Ю.Калмыкова (1992); И.Блищенко и А.Абашидзе
4.
(1992) и др. К этой ке группе примыкает серия работ, выполненная Центром по изучешш межнациональных отношений РАН (под редакцией М.Н.Губотло) по ряду республик бившего Союза и России.
Поскольку один из разделов диссертации посвящен национальному движению в Курда ста не, то следующая, четвергая группа работ состоит из трудов соответствующей тематики. Сюда относятся работы советских востоковедов и курдоведов (М.С.Лазарева, Л.Н.Котлова, В.Никитина, Е.И.Васильевой, Н.А.Халфина, Ш.Х.Ыгои, Сі.Г.Аширяна, А.М.Іао-ратяна и др.) и зарубежных исследователей, в частности:
(Малек Ю. Курди -
став, или страна курдов. - Бейрут, 1945); s~ ,
vm... -^- ЛЯ\^-. ^'Г ^и '^ "—*-^. ^1J U -
(Наша политика и наш путь демократического и справедливого решения курдского национального вопроса в Ираке. - Багдад, 1962);
^«jJLL. . ^s->to \.-Л* ^ t—> Л'^ -> "" Л'^ ,VJ ^'-^' -- -;-"' ' l -
(Аль-Сульф Р. Региональный форум для решения курдской проблеми? // Аль-Хаят. - 1992. - 27 октября); v^>i l^±C± (jJ ^-J> V' >- А& ' ->Л > -
(Социалистические исследования - Дамаск. -
1988. - 8. - С.III); '. r>:-.^ (Слюпи 3. Воспоминания о Курдистане. - Бейрут, 1987. - (Межнациональные конфликты и ООН. - Эхо. - 1993. - J* 6); ..о..\-ччу .i^a/. v^_J>_ *»_хіЛі^і j. c'l.jjiiv ,jf^-i\ _ (Гасратян А.Турецкий Курдистан 8 период двух войн. Бейрут, 1987)^J<^, ч,-и i-../ JL.'^_—<> » И, наконец, последнюю группу работ составляют официальные доку-ыенты, к числу которых, в частности, относятся: Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. -М., 1989; Образование СССР. Сб.документов, 1917-1924. -Москва-Ленинград, 1949; Федеративный Договор ("Этнополио". 1992, й I); Права человека. Основнш международные документы. - М., 1990; Э.Г.Зсиьел. Право на самоопределение: Осуществление резолюций Организации Объединенных Наций. - Нью-Йорк, 1980; А.Кристеску. Право народов на самоопределение: историческое и современное развитие на ос-ноно докуыевтов ООН. Нью-Йорк, 1981; Материалы, носвящеввые П съезду курдов СССР. - М.,1990 и др. Описанная совокупность работ по подходам к решению проблемы национального самоопределения типологически тяготеет к двум основным идейно-политическим платформам. Для одной из них (^националистической) характерно рассмотрение 5. национального самоопределения как составной части социальных задач общественного развития, тогда как для второй (националистической в своей основе) характерно то, что национальное самоопредоленио интересует ее (платформы) сторонников как таковое, как самостоятельная проблема. В соответствии с чем в разработках, представляющих первую платформу, отражается зависимость проблеми национального самоопредэ-_ ления от общественного контекста (сюда относятся превде всего работы интернационалистического и национально-нигилистического направления) , между тем как в альтернативных им разработках названная проблема (гак выражение приоритета национального ^яктога'- над социальным) трактуется по сута в своей данности, обособленности, вне связи о общественным целга (куда относятся в первую очередь работы мелкобуржуазной ориентации). Цель исследования. Она заключается в том, чтобы выявить и описать диалектику общего и особенного, сходного и различного в современном процессе национального самоопределения. Задачи исследования. Они заданы целью, подчинены ее достижению. В содержательном плане их можно представить следующим образом: анализ содержания и- структуры процесса национального самоопределения; постановка вопроса о последнем в современных условиях; определение основного препятствия на пути осуществления права народов на самоопределение; анализ особенностей национального самоопределения в различных секторах политического мира; выявление особенностей названного самоопределения в среде разделенных наций (преимущественно на примере курдского народа). Объект исследования. V служат национальное самоопределение как определенная целостность, взятая в ее идвйно-полвтяческсм единстве , т.е. а диапазоне от зарождения идеи самоопределения народов в общественном или индивидуальном сознании до последствий этого замысла на практике. Предмет исследования. Если под ним понимать сторону, которая нас интересует в объекте исследования, то в данном случае предметом изучения выступает процесс национального самоопределения как основание для выявления в нем соотношения общего и особенного. Иначе говоря, им является тот же самый объект, но рассмотренный под определенным углом зрения. 6. Метод исследования - комплексный, комбинированный, поскольку взятая проблема хотя и анализируется в основном с позиций социальной философии, сама она восит междисциплинарный характер: входит в предмет исследования юриспруденции (правоведения), политологии, эт-нополатологии, политической истории и т.д. С учетом этого в исследовании использованы элементы диалектического и системного подхода, конкретно-исторического анализа, общенаучной методологии. Из методологии социального познания приоритетное внимание в соответствии о темой работы уделено применению (или соблюдению) принципа взаимосвя-8И общего и особенного.* Гипотеза исследования. Ее составляет предположение, согласно которому разнообразие форы национального самоопределения имеет один "обиый знаменатель", одну общую черту, находящую свое выражение в том, что любая форма (разновидность) национально!» самоопределения, какой бы споцифичной,особенной,"вызывающей" или, напротив, малозаметной, скрытой она ни была, сказывается объективно нацеленной на изменение существующего іі/^ічі ^.uc в системе национальных и национально-государственных отношений. Национальное самоопределение по своей внугревней сути-не что иное, как своеобразный "возмутитель спокойствия" данного состояния многонациональных, полиэтнических образований. Оно является, таким образом,,своего рода "революционером", вынуждающим эти образования как-то трансформироваться: либо в той или иной мере обновляться (менять, к примеру, существующую структуру ва-ционально-государственного устройства), либо (в случав отказа от об-аовлевия) еще глубже обнажать несоответствие проводимой в них (втих образованиях) национальной политики нуждам нетитульных национальностей. Результаты проведевного исследования это шесте с тем я показатели того, в какой мере высказанное здесь положение нашло свое реальное подтверждение. Научная новизна исследования. Она заключается прежде всего в самой постановке вопроса, поскольку феномен национального самоопределения еще не был предметом специального изучения в рассматриваемом I. О данном принципе как важном требовании к социальному познанию см.: раздел I, гл.вторая ('"Диалектика общего и особенного в познании общества") // Исторический материализм как методология познания и преобразования общественной жизни. -- М., 1987. - С.31-53. 7. аспекте, как основа для вычленения в нем общего и особенного. К элементам относительной научной новизны мокно отнести следующие положения: Национальное самоопределение как коллективная воля нации (народа) и как политический процесс реального осуществления ее (его) права на определение своего места в межнациональной системе по своей объективной роли выполняет функцию модернизатора отношений в многонациональном государство, заставляет в той или иной мере изменить проводимую в нем национальную политику; Национальное самоопределение, лишенное сепаратистской, националистической интенции, является воплощением демократизма в национальном вопросе. Но в силу подчиненности национального вопроса вопросу социальному оно постоянно отягощено проявлениями национализма и сепаратизма; Право народов (наций) на самоопределение как реальное полноправие - не дар государства, а имманентное право национальных субъектов, признанное внешним окружением; Национальное самоопределение - поле постоянного напряжения 8 силу нерасторжимой связи с тенденцией целостности многонационального государства; Основное препятствие, на пути осуществления права народов на самоопределение - это абсолютизированное стремление к сохранению целостности и единства многонационального государства. Эта тенденция служит источником различных форы отрицательного отношения идеологов и проводников государственной политики в национальном вопросе к принципу национального самоопределения; Процесс национального самоопределения находится в зависимости не только от внешних, но и от внутренних условий. В частности, от состояния самого субъекта самоопределения, одним из параметров которого (состояние) является его разделенность политическими, государственными границами. Опыт национально-освободительной борьбы курдского народа как разделенной общности выявляет особую черту самооп-ределевческого процесса, специфичность которой заключается в его более тесной связи с применением насилия, чем у пародов, чье преимущество - в отсутствии внутренней расчлененности. Теоретическая и практическая значимость исследования. Она выражается преаде всего в возможности использования материала а результатов исследования для более углубленного изучения проблемы национального самоопределения по ряду направлений, в частности, таких, 8. как : национальное самоопределение в контексте усиления тенденции к регионализации; перспективы насильственных методов осуществления права народов на самоопределение; особенности самоопределения разделенных наций. Итоги исследования могут найти практическое применение при решении задач преподавания соответствующих курсов и спецкурсов, семинарских занятий в техникумах и вузах, в частвости, непосредственно оьязанных с освещением таких тем, как: права человека и права наций; права национальных меньшинств; национальная политика в многонациональном государстве; автономистские и сепаратистские движения в условиях межнациональной напряженности и т.д. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут представлять определенный интерес для анализа идеологических возрений различных политических партий я движений в аспекте национального вопроса. Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования излагались на Международной научной конференции в марте 1991г. в Симферополе (сделан доклад на секции, резюме которого отражено а обзоре С.М.Червонной "Исмаил Гаспринский - выдающийся крымско-татарский просветитель и гуманист".- См.: Этнографическое обозрение. 1992, J* I) и постоянно действующем семинаре специалистов по национальной проблематике Института социально-политических исследований РАН и Института философии РАН (в лице сотрудников лаборатории философских проблем этнологии) в I99I-I992 гг. (рук. - д.ф.н., проф. М.С.Джунусов). Диссертация обсуждена и рекомендовано к защите на заседании лаборатории философских проблем этнологии Института философии РАН 15 июня 1993 г. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (содержащих 5 параграфов), заключения и библиографии по теме исследования, насчитывающей 2/ч публикаций.
337 с); v'vrs-i С^^у i,\Z~--J -г' С); .X; > .*_-.. - V _ _