Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение генезиса к динамики изменения интересов всех слоев общества всегда было актуальным и важным для социально-философского анализа. Вопрос об интересе как неотъемлемом факторе активизиации и детерминации деятельности социальных субъектов ьесьма актуализируется з переломные периоды истории, во время крупных социальных перемен.
Взаимодействие человеческих интересов, их адекватное осознание и поиск наиболее действенных путей их реализации всегда двигало общество в мировой истории от варварского существования к цивилизованному, от кровнородственных связей - к госу ;арствен-но-политичеекой организации, от хаоса всеобщей вражды и борьбы -к пордцку и гражданским отношениям. Поэтому проблема интереса весьма актуальная и с точки зрения обшей ситуации в миро, и с позиции решения конкретных задач по социально-экономическому и культурному переустройству в отдельных странах и регионах.
В этой связи весьма показательны существенные изменения интересов и традиционных ценностей, происходящие в общественной жизни современного Вьетнама, переживании го период резкого подъема индивидуального л коллективного самосознания своеобразия своей культуры, ее национальной самобытности. Становление в ншеынем Вьетнаме новой культуры, которая стремится гармонично сочетать традиционные ценности с современностью, является сложной задачей, трудно решаемой в условиях коренных преобразований всех сфер общественной жизни, перехода на рыночные отношения, когда сушестзен-но изменяется характер взаимодействия материальных и духовных потребностей и интересов в общем объеме социальных интересов. Поэтому проблема эволюции культурных ценностей, изменение соотношения традиционного и современного в новейшей культурной истории Вьетнама представляет значительный интерес для философского исследования.
Проблему культурной самобытности и специфичности вьетнам
ской культурно?1, жизни нужно рассматривать в контексте изучения
интересов во всем многообразии их проявлений, переплетений и
столкновений с традиционными культурний ценностями, в контексте
соотношения эгноиационольного и общечеловеческого характера куль
туры. ^
Основным ключом к пониманию уникальности духовь=іх ценностей
вьетнамской культуры, национальной самобытности ее развития является исследование истории взаимодействия национальных народных традиций с влиянием господствующих религий (конфуциаьством И буддизмом), выявление характерных особенностей их взаимопроникновения в национальный народный быт к нравы, традиционные культурные стереотипы и нормы, а также определение их места и роли в динамике культурной и общественной жизни современного Вьетнама.
Несомненный интерес для социально-философского анализа представляет успешное решение Вьетнамом важнейшей социальной задачи взаимодействия экономических и политических интересов. Значительные успехи, достигнутые в решении этой задачи, свидетельствуют о том, что Вьетнам являет собой характерный пример на азиатском континенте, где, не отказываясь от социалистической ориентации во всех сферах общественной жизни, народные массы продвигаются по пути к рыночной экономике с государственным регулированием. Государство всецело содействует оптимальному сочетанию политических и экономических интересов различных групп и слоев населения, способствует развитию многоукладной товарной экономики при сохранении равноправия различных форм собственности.
Известно, что до недавнего времени многообразные противоречия реальных отношений социалистического общества сводились к весьма упрощенной трактовке противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Доминировала теория бесконфликтного, бескризисного развития, неантагонистических противоречий, поскольку считалось, что при социализме невозможно возникновение антагонизмов, так как экономические и политические интересы едины для всего общества.
Практика общественного развития е наши дни убедительно демонстрирует однобокость этих теоретических построений и показывает, что общественные отношения социгдиетического общества не .лишены антагонизмов, политических конфликтов, острота которых в свое;", основе определяется экономическими и политическими интересами.
Таким образом, мокко констатировать, что усиление внимания к г.'робяеі-е икгзреса - емдетедьство еще одного из проявление об-сего поворота к человеческому язкерению истории. Более интенсивная, многогїтсроіїнітя рааргб-іїі.'а про Слеш интерес? существенна .для объеаинс. я ус::ли" ибс:есте"ь-одо1: f лзучечім чєлсеєкс., для углубления >-. ьок>х«?тчз&:;:іи тгогли кулі.гурко-лсторического разечтил
обществу, она придает реальну?! пчуодо-объэктипиую направленность мето долегичэскому обоснован.ю практики управления г'Оциильпгми процессами.
Степень рязтмботянностл пгх'бтемн. В современно,! еоцлально-филоссфской литературе дан содержательный и многоплановый анализ проблемі) интереса. В отечественной литературе достижения в области исследования проблемы социального интереса связаны с именами А.И.Лрнольдова, ГЛ.Гака, Г.Е.Глезеру-ака, А.Г.Здравомьюлова, Ю.К. Плетниковя, А.Г.Москаленко, 3.П.Фофанова л других авторов.
Во Вьетнаме этим/ вопросами плодотворно занижаются Дао Суан Шам, Дао Зуй Тунг, Ле Хыу Таиг, Занг Линь, Чннь Минь Хо и др.
Проблемам осмолення роли традиции как универсального способа воспроизводстве и передачи социокультурного опыта иосвялены исследования Э.А.Баллера, З.С.Маркзряна, В.Д.Плахова, Л.А.Зодо-пьянова, А.И.Зеленкова, З.Н.Мангасаряня.
Специфичность и самобытность культуры в определенной степени рассматривалась С.Н.Артановскям, И.К.Моисеевым, З.Н.Маоырнннм, II.И.Никулиным, Длнг Нгэм Ван, wan Хонг Тхаи, До Ха, Хо ши Куй и другими.
Однако вопрос о роли социальных интересов и ценностей в об-кей динамике культурных традиций вьетнамского общества специально, не рассматривался. Культурологический аспект проблемы генезиса интересов и ценностей не стал еше объектом всестороннего социально-философского анализа.
Б той или иной степени изучение проблемы шло з рамках социально-культурных исследований влияния буддизма и конфуцианства на вьетнамскую культуру ь прошлом и настоящем. Надо отметить в этой"связи работы By Кхиеу, Чан Зан Зау, Чан Дінь Хыу, Чан Куок Зыонг, Динь за Хань, Дан г Тхань Ле, а таїзхе коллективную монографию "История буддизма «о Вьетнаме", Ханой, 1988.
Сре^и авторов, изучающих самобытную вьетнамскую культуру, сле.г/ет особо отметить таких авторов, как Д.З.Деопик, И.О.Князеву, 0.Л.Калмыкову, К.ІЗ.Лєсноез, З.З.Ремарчук.
Актуальность темы требует более тцэтельного анализа данной проблем»! и ее всестороннего рассмотрения.
Твэретическу» и .метоцолсгическую основу исслеіо^ания сое- . тясяяют принципы материалистического понимания иотс;..н, объек-тиг.-чСг.і, -историзг.'д, всестороннего учета преемственности в раз-
витии культуры. Широко используются диалектико-материалистичес-кие принципы анализа социальных явлений, социально-экономической и политической структуры общества, природы интереса, диалектики взаимосвязи интересов и ценностей общества, коллектива, личности.
Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является рассмотрение в историческом и социально-фи-лссофском плане динамики изменений интересов и традицнон'*ых ценностей в культурной и общественной жизни Вьетнама.
Основная цель исследования определила постановку и решение следующих задач:
выявить отличительные черты вьетнамской культуры на основе краткого анализа осноеных исторических этапов социально-культурного развития вьетнамского общества;
раскрыть приро.іг/ интереса как ключевого элемента в механизме социальной детерминации общественных связей и непосредственной основы активизации деятельности социальных субъектов;
охарактеризовать особенности буддизма и конфуцианства, провести сравнительное рассмотрение их влияния на изменение традиционных ценностей культуры Вьетнама;
проанализировать своеобразие взаимодействия экономических и политических интересов в естественной 'жизни современного Вьетнама.
Научная новизна исследования определилась изложением в социально-историческом и социально-фияософскоы аспектах проблемы изменения интересов и традиционных ценностей вьетнамского общества .
В этой связи б диссертации:
Сформулирована и развернута концепция социального интереса как существенного элемента развития обЕестзенных отношений и активизации деятельности социальных субъектов.
Расе: грены основные этно-историческиз характеристики со-цлальрс-культурнгдЧ австоции вьетнамского общества, предложена и обоснована ее прзлодизация.
Выявлены отличительные черты утилитарных, нравственных и эстетических ценностей з культурных традиціях Зьетньма (в прошлой и кг -vcKjev.).
Рассмотрены кульгурно--'.стогичзские особенности буддизма
і: KOHjyiJKfihCTia, г.?.v. -\vyx са:пс< крупких религий, изрзна супєст-
вутаих во Вьетнаме.
Определена роль буддизма и конфуцианства в процессе изменения традиционных духовных ценностей вьетнамской культуры.
Установлено качественное своеобразие взаимодействия экономических и политических интересов в общественной жизни современного Вьетнама.
Положения и выводы, выносимые на защиту.
-
Интерес представляет собой ключееой элемент в механизме социальной детерминации процессов закрепления, хранения, трансляции и трансформации традиционных культурных ценностей.
-
Весьма существенная роль^нтереса как ведущего фактора развития обыествечных отношений и активизации деятэльнос-ти социальных субъектов обнаруживается при исследовании генезиса традиционного социокультурного опыта вьетнамского общества.
-
Своеобразие духовкой культуры Вьетнама формировалось под сильным воздействием двух .древнейших цивилизаций - китайской и индийской, - и утверждалось на основе традиционных народных культурных ценностей.
-
Рассмотрение этно- юторических характеристик основных этапов социально-культурной эволюции вьетнамского общества выявило отличительные черты утилитарно-практических, нравственных и эстетических ценностей в культурных традициях Вьетнама, их самобытность и уникальность.
-
Анализ этой проблемы позволяет раскрыть специфический колорит прошлого и настоящего национальной культуры Вьетнама чо взаимодействии и взаимопроникновении культурных традиций с кон-фуцианстзом и буддизмом. Процесс формирования и изменения традиционных духовных ценностей вьетнамской культуры под воздействием бу,'(дизма и конфуцианства несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты.
G. Учет этого сбсгоятельстэа приобретает особое значение для современного вьетнамского общестза, трудно решягаего серьезные социальные задачи по возроядению своей национальной и духовной самобытности, по воссоздании своей экономической самостоятельности, в борьбе за сохранение политической стабильности и свободы.
7. Сочетание социальных интересов, их согласование являет- , ся важнейшим условием успешного решения комплекса .?. "дч пролз-т~чст:* и ь^спроизведотза обиества как целостного социокультур-
ного образования. Анализ диалектики взаимодействия экономических и политических интересов в общественной жизни современного Вьетнама выявляет определенные достижения относительного единства интересов, которое оказалось возможным лишь через усиление взаимосвязей различных политических и социально-экономических ферм.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вузовских курсах философии, при подготовке и чтении спецкурсов по философии культуры, при организации философских исследований.
Апробация работы. Результаты работы обсуждались на Санкт-Петербургской кафедре философии Российской Академии наук, нашли оьое отражение в опубликованных тезисах докладов на П Всероссийской конференции "Человек в мире диалога" (Санкт-Петербург, 1993 г.). На мевдународной научно-практической конференции "Философия социального действия и перспективы демократии", секция ІУ. Культура и ценности национального самосознания, Минск, 1994 г.
Материалы диссертации использовались автором при проведении занятий со студентами философского факультета университета Хошимина, в также в других вузах г. Хошимина (Вьетнам).
Материалы диссертации нашли также свое отражение в содержанки учебников для студентов философского факультета университета Хошимина "Общая китайская фллософия", написанных коллективом агторор; By Ван Геу, Члкь Зоан Чннь, By Тинь - Хишиминский университет. 114)0 г.
Структура диссертации. Дюсертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.