Введение к работе
Актуальность исследования. Конец XX столетия человечество, как это уже не раз было на рубеже веков, встречает, погрузившись в сеть сложнейших и трудноразрешимых проблем. На новом витке исторического развития повторяется проблема взаимосвязи и различия аналитического, ценностного и энергетиче-ского аспектов человеческой духовности, которая была теоретически достроена и доведена до анпгаомично резкой формы с середины и до конца XIX столетия усилиями О.Конта, К.Маркса, Ф.Ницше, М.Вебера, Э.Дюркгейма, З.Фрейда, Ф.Достоевского и других мыслителей, мучительно искавших возможность обуздания человеческих страстей, оптимального и гармоничного развития человека в обществе.
Практика XX века подтвердила плодотворность предшествующих этапов научного и философского поиска, показав, вместе с тем, невозможность создания одноаспектных "единственно верных" социальных концепций. Вместе с тем, в философии и социологии XX века была выявлена не только значимость универсальных тенденций социального развитая, но и спещіфіиески-ццвилизацпонньїх, а также возможность относительно автономных траекторий социального развития, базирующихся на культивировании различных атрибутов человеческой духовности: разума, чувственно-эмоциональной сферы, подсознания, воли, языка.
В меньшей степени "повезло" сфере волевой актшшостн, которая оказалась "растворена" и сведена к друпш атрибутам человеческого духа: потребностям и интересам, вере, пассионар-ности, деятельности и т.п. Между тем, со времен великих основоположников совремеїшого волюнтаризма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, а также крупнейших социальных и политических деятелей XX века: В.И.Лешша, Д.Рузвельта, М.Ганди, И.В.Сталина, Мао-Цзе-Дуна, Ш.Де Голя, У.Черчиля и др. стала в полной мере ясна значимость волевого фактора в политике и историческом процессе. XX век подчеркнул чрезвычайную значимость социально-волевых проявлений, экстерналъного аспекта воли, а не только личностного, гаггерналыюго.
Идеи существования и воздействия на историческіш процесс социальной воли, как воли нашш, народа, государства, высказанные в XVIII-XIX веках, в XX веке ярко проявили свою ак-
туальность в массовых социальных движениях и межгосударственных взаимодействиях и конфликтах.
В современном контексте к проблеме воли нас заставляют все чаще обращаться развивающиеся глобально-социальные проблемы и региональные, развертывающиеся на этом фоне. Речь идет, по существу, о глобальном "категориальном императиве" в условиях становящегося глобального сообщества. Как оказывается, ракурс волеполагания по отношению к природе и в сфере социального и личностного развития является не всеохватывающим и неограниченным, а достаточно лимитированным и нормированным. Идея неограниченного наращивания степенен свободы воли оказывается лишь сильной абстракцией. В случае идентификации ее с реальностью, она приводит на практике к социальной какофонии, разрастающимся конфликтам и последующей деструкции. Иначе говоря, опыт XX века подсказывает, что в условиях приближения к "пределам роста" все более актуальным становится адекватное понимание всех основных сфер человеческой духовности в их взаимодействии и учета их реального потенциала в социальном развитии.
Что касается волевого фактора, то при іштенсификации сощю-природных, социокультурных, межщтилгоацнонных взаимодействий нежелательными и даже нетерпимыми становятся такие проявления, как неразумная, безнравственная, злая, слепая воля, равно как и безвольный теоретизирующий интеллект или бессильное, не умеющее себя защищать, добро. Но являются ли подобные сочетания следствием дисгармонии основных атрибутов человеческой духовности, или рассоглагование - следствие действия своеобразного "закона сохранения", в результате чего "прибавление одного" влечет за собой "убавление другого"?
Ответы на поставленные вопросы невозможно дать, не проясшш сущность проблемы воли и ее значимость для социального развития.
Приведенные положения затрагивают общие проблемы воли, а также тему «воли как социального явления». Что касается исследования политической воли, воли как необходимой составляющей деятельности различных политических субъектов, то данный феномен не получил пока освещения в философии политики и социальной философии, хотя многие ученые: политолога, философы оперируют этим понятием давно. Но теоретическому анализу это явлеіше не подвергалось. Так что не вполне ясно: не является ли его употребление просто метафорой? Первые прикид-
ки показывают, что это не так.
До недавнего времени многообразные проявления социальной и политической воли в отечественной философской и политической мысли сводились к воле народа, партии и государства. В феномене тоталитарной политической воли действительно ярко проявляются некоторые сущностные черты политической воші (прежде всего ее властный аспект), как бы иллюстрируя основные положения классиков волюнтаризма, вместе с тем, другие стороны политической воли не могут быть осмыслены. Речь, прежде всего, идет о такой сущностной стороне политической волн как свобода выбора, свобода политической воли. Как показывает россшіская действительность последних лет сочетание политического выбора и полипгческого воплощения, политических прав и политических обязанностей могут приобретать весьма причудливые формы. Среди этих форм преобладают ныне явления политической акразии и политической абулии. Проанализировать причины столь больших амплитуд политической воли государства в исторически коротком промежутке -настоятельная теоретическая и практическая задача. Вообще анализ актуальных проблем социального и политического развития России сквозь призму проблемы социальной воли по нашему убеждению способен переместить проводимые социальные реформы в более целенаправленное и действенное русло.
Тем более, что в поле отечественной социальной и философской мысли ныне оказались включены такие исследовательские парадигмы и концепции, которые не только очевидно включают волевой компонент (политическое лидерство, механизмы лепггамащш, деятельность политических элит), но и помогают восполнить опускавшиеся ранее в рамках марксистской парадигмы необходимые опосредующие звенья политической деятельности.
Степень разработанности проблемы. Со времен античной философии воля выделяется как одна из трех важнейших сфер человеческой души: разум - чувства - воля. Пристальный интерес к проблеме волн прослеживается на протяжении всей истории философии. Однако, пожалуй, со времен Августина, являющегося основоположником волюнтаризма, обозначаются три основные парадигмы, в рамках которых осуществляется разработка проблемы воли: интеллектуализм, волюнтаризм, моти-визм.
Позиция интеллектуализма, по преимуществу трактующего волю как деятельную сторону разума, интеллект в действии, крайнего положения достигает у Б. Спинозы, утверждавшего, что «воля и разум - одно н тоже». Он отвергает убеждение в том, что валя - самостоятельная причинная сущность пснхнки и поведения человека1. В рамках этой парадигмы проблематика воли имеет тенденцию развиваться к интеллектуальным состояниям.
Парадигма волюнтаризма, напротив, «подверстывает» разум под волевые процессы, рассматривает волю в качестве формообразующего начала индивидуальной и социальной психики и поведения. «Мир как воля и представление» и «Воля к власти» -непревзойденные по глубине и яркости образцы реализации волюнтаристской парадигмы, предвосхитішпше теоретически витавшую в воздухе и поднимавшуюся волну практического волюнтаризма в социуме XX века.
Мотивационная парадигма, получившая новый импульс развития после работ К.Левина2, растворила волевые процессы в так называемой эмоционально - волевой сфере. Вследствие этого воля как самостоятельный предмет ушла из проблематики западной теоретической и прикладной психологии, а часть поведенческих явлений, традиционно относимых к волевым, стала исследоваться в контексте других проблем. Это позволило Л. Фаберу заметить, что психолога стремятся протащить волю в психологию под другими названиями3. Вплоть до 80-х годов XX в. западная психология, по преимуществу, объясняет сложные поведенческие и психологические проявления человека, не обращаясь к понятию bojdi. Как пишут Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам: "В наши дан категория воли исчезла из психологических теорий, слившись с более широкой теорией мотивации"4.
Аналогичные тенденции имели место в отечественной психологии вплоть до 30-х годов XX в. "Проблема волн в советской
1 См.:Ярошевский М.Г., Петровский А.В. История и теория психологии.
Т. 1-2. Ростов-на-Дону, 1996, С. 136.
2 См.: Levin К. Vorsatz, Wille und Bedurfhis: Mit Vorbemerkungen uber die
psychischen Krafte und Energien und die Struktur der Seele. Berlin, 1926,
P.280.
3 См.: Farber L.H. The way of the will. Essays toward a psychology and
psychopathology of will. L., 1966, P. 5.
4 Миллер Д., Галантер Ю. Прибрам К. Планы и структуры поведения.
М., 1965, С.8.
психологии ис изучалась из-за господства рсфлексолопш и реактологии"5. В последующем шггерес к проблемам воли развивался в отечественной науке волнообразно. В начале 80-х годов интерес к проблемам воли в науке и в философии начинает нарастать как на Западе, так и в России. Исследователи мотивации, отбросившие понятие волн как ненужное, спустя несколько десятилетий были вьшуждены вернуть проблему воли в психологию5.
Исследования сложного поведения в ситуациях конфликта мотивов, домишгроваиия внешней стимуляции или внешних препятствий вновь потребовало обращешія к понятию воли7. Воля выделяется как особьш метапроцесс, регулирующий основные психические процессы и включакмцийся при нарушении поведе-шія или направленный на снятие препятствий.
В советской и современной российской философии, психологии, правоведении, этике, проблемы воли привлекли вшшашіе исследователей в связи с изучением сложных актов шгдивидуаль-ного или коллективного поведения в ситуациях неопределенности, многовариантности выбора, действия фрустріфуюпогх факторов.
В отечественной философской литературе есть большое количество работ, затрагивающих самые различные аспекты указанной проблемы. В частности, в традиционном классическом ключе «Свободы выбора» рассматривалась проблема воли в докторской диссертации К.А.Новикова. Вопрос о воле как едином психическом регулятивном процессе, анализ государствешшй воли - предмет исследования В.А.Ойгензихта, Д.А.Керимова. Воля как сторона субъективного фактора социального развития анализируется в трудах Ю.Ю.Вейнгольда, А.Ф.Плахотного, В.В.Шаронова, Г.Е.Глезермана. На актіюно-деятельностную природу воли обращают внимание В.А.Ойгензихт, А.Г.Спиркин, А.Ф.Плахотньш, В.И.Селиванов, В.И.Шшпсарук и др. Определению места и роли воли в духовном мире личности уделяют внимание Б.В.Сафронов и А.И.Дорогова. Цеішостньш аспект воли
s См.: Щербаков Е.П. Функциональная структура воли. Омск, 1990, С.10.
6 См.: Щербаков Е.П. Функциональная структура воли. Омск, 1990.
7 См.: Heckhausen Н. Why some time you might benefit achievement
motivation research II Achievement and task motivation I Ed. by J.H.
Vonden Bercker, E.E. de Bruyn, T.C. Bergen. Lisse, 1986.; Kuhl J. Action
control: The maintenance of motivation states II Motivation, intention and
volition I Ed. by F. Halish, J. Kuhl. Berlin, 1987.
исследуется в трудах С.Л.Рубішштейна, Ф.Е.Василюка, В.А.Иванникова8.
Специальные работы, посвященные анализу воли как фак
тору жизнедеятельности общества написаны Ю.Ю.Вешпольдом,
Л.Ф.Корецкой, А.П.Подсевной. Специфические черты воли: спо
собность субъекта мобилизовать свои возможности для преодо-
лсішя препятствші, достижения поставлешшх целей; ее регуля
тивная способность; сознательный, целенаправленный активизи
рующий характер воли, опосредованность волн потребностями,
интересами и целями субъекта - исследуются в работах
В.И.Селиванова, М.М.Фшшппова, С.Л.Рубшпптейна,
Д.А.Керимова, В.А.Ойгензихта и др.
Особенностью вышеуказанных работ является то, что воля рассматривалась, прежде всего, как ішдивидуально - психологический феномен. Иными словами, выделяется интернальньш аспект воли, что касается экстернального аспекта, то подходы к нему намечены в 70-80-е годы в диссертационных исследованиях Л.Ф.Корецкой, А.П.Подсевной, О.А.Крыжановской9. Однако, в силу обстоятельств времени, рассмотрение проблемы осуществлялось в достаточно узком методологическом ракурсе.
Между тем, волевые действия имеют и личностный, и социальный характер. Наиболее наглядно это видно в феномене политической воли.
Феномену воли уделяется некоторое внимание и в западной философии. Хотя для нее эта проблематика выступает" как периферійная и, в основном, в виде традиционной проблемы свободы воли10. Что касается собственно сущности воли и волевых факто-
8 См.: Новиков К.А. Проблема свободы воли. Дис. докт. фнлос. н. Рос-
iou-ил-Дону, 1972; Ошеизпхт В.Л. Воля и волеизъявление. Душанбе,
1983; Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972; Вейнгольд
Ю.Ю. Некапиталистическое развитие и социальная воля. Фрунзе, 1970;
Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности. Харьков, 1981;
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М,
1991.
9 См.: Корецкая Л.Ф. Социальная воля. Дис. канд. филос. н. М., 1983;
Подсевная А.П. Общественная воля, ее место и роль в обществе. Дис.
канд. филос. и. Иркутск, 1973; Крыжановская О.А. Воля как социальное
явление. Дне. канд. филос. н. Ростов-на-Дону, 1986.
10 См.: Key themes in philosophy. Cambridge, 1989.; Lanier Anderson R.
Nietzsehe's will to power as a doctrine of the unity of science. II Studies of history
ров в деятельности личности н общества, то, как уже отмечалось выше, данная проблематика переведена в план изучения мотива-щюнной сферы и программ человеческого поведения. Поэтому мы не ставили перед собой задачу рассмотреть западные теории воли подробно, остановившись на анализе взглядов И.Канта, Гегеля, К.Маркса, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, чьи концепции воли до сего времени являются наиболее полными теоретическими разработками данной проблемы в зарубежной философии. Идеи этих мыслителей составляют важную методологическую основу исследований волн, дают представление об основных парадигмах исследования воли.
В изданиях по проблемам философии и психологии политики последних лет отечественные исследователи вплотную подходят к проблемам политической волн, но как бы не решаются сделать следуюпцш шаг.
В интересной работе Л.Я.Гозман и Е.Б.Шестопал «Политическая психология»11 авторы подчеркивают: "Политическая во.ля предполагает способность встать над мелкими личными и групповыми интересами во имя национальных. Без политической волн нельзя выйти за пределы политических стереотипов и преодолеть инерцию мышления"12. Однако далее категория политической воли авторами не разрабатывается и не исследуется. Работа другого авторитетного автора Г.Г.Дилигенского «Социально-политическая психология»13 выполнена в рамках традиционной мотнвационной парадигмы и поэтому "волевая проблематика" редуцирована в другое понятие и методическое поле.
Среди заметных работ по философіш политики отметим серию «Теоретическая политология: мир в Росши и Россия в мире». В монографиях этой серии: «Философия власти», «Философия политики», «Политическая антропология» достаточно часто используются понятия: «свобода воли»,
and philosophy of science - Oxford; Emmsford, 1994, vol.25, №1.; Thompson W.J. Perspectivism: aguinas and nietzsche on intellect and will. II Ахает, catholic philos. quart. - Wash., 1994, vol.68, №4.
11 См.Тозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-
Дону, 1996.
12 Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-
Дону, 1996, С!90.
13 См.:Днлигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.
«подиевольс», «экспроприация чужой воли», «своеволящее дикое бытие», «эмоционально - волевое освоение действительности», «бюрократический волюнтаризм» и т.д. Однако они использованы на полуметафорическом уровне, а не в качестве научного или категориального аппарата. Аналогичный подход мы встречаем в содержательной работе А.С.Панарина «Философия политики». Значительный шггерес в разработке проблемы политической воли представляет цикл работ по кратолопш, где категории «власть» и «воля» соприкасаются непосредствешго и их сопостав-лешіе помогает понять сущность как одного, так и другого феномена14. Наиболее близко к проблеме политической воли как феномену и научной категории подошли такие авторы, как Г.Л.Тульчинсюш и А.Н.Водолагин15. Выполняя необходимые задачи первого этапа исследования политической воли, эти авторы, по преимуществу, сосредоточились на анализе доктриналь-ной истории проблемы политической воли: рассмотрение античной КОНЦЄПЩ0І всемирного господства, истоков И ЭБОЛЮЩШ христианского волюнтаризма, новоевропейской «метафизики воли и власти», доктринального политического волюнтаризма в России.
Несомнешю, что без такого историко-философского экскурса трудно переместиться в эмпирическую плоскость исследования политической воли и реконструировать историческую и современную феноменологию политической воли. Между тем, мы подошли как раз к рубежу этого очередного этапа. Вместе с тем, в этом аспекте возможно установить и описать не только основные проявления политической воли в ее истории и современности, но и выйти на уровень разработки технологий политического волеполагания и социальной терапии аномалий и патологий политической волн.
Объектом исследования в данной работе стали усложняющиеся в процессе цивилизащюнного развития механизмы произвольной регулящш социальной жизни в условиях выбора или борьбы мотивов на различных ее уровнях. Такого рода меха-
14 См.: Халипов В.Ф. Власть (основы кратолопш). М., 1995; Харитонов
Е.М. Человек и власть: механизмы взаимодействия. М.. 1997; Харитонов
Е.М. Власть в современном обществе: микро-социологический анализ.
Дис. докт. соц.н. Ростов-на-Дону, 1997; Хунагов Р.Д. Проблема рацио
нальности в политике и управлении. М., 1995.
15 См.: Водолапш А.В. Онтология политической волн. Тверь, 1992, С.210.
низмы и принято называть типами и видами сощіальной воли.
К особенностям объекта следует отнести, прежде всего, его метасоцнальнопсихический характер16, являющий итога социально-волевого воздействия как результирующую разноориенти-ровашшх волевых действий. Всегда есть желание сложньгіі н многоуровневый процесс, каковым выступает социальная воля, редуцировать к более простым и наглядным процессам, как, например, установки, мотивы, шггересы. Естественно, что в социальных взаимодействиях имеют широчайшее распространение и эти феномены. Однако соцнально-волевая регуляция, как мета-процесс, включает их в себя, не будучи сводима к ним.
Все это делает крайне затрудненными операции рассмотрения феномена сощіальной и политической воли в "чистом виде". Далее, в самой сощіальной действительности характерны приливы и отливы в культивировании социально-волевых проявлений: от больших ожиданий и надежд на развитие волевой сферы и ее применение к переустройству общества (начало XX в.), до полного неприятия, особенно после опыта тоталитарного социального развития (середина - конец XX в.). Такого рода амплитуда в "цивилизащюнных пробах" обусловливает не только методологические, но и ценностно-этические ограничения в обращении к объекту исследования. Некие незримые смысловые связки, типа: «шщшеанство - фашизм» и «марксизм - тоталитарный социализм», до сих пор создают обстановку предубеждений даже в научном сообществе. ("Не то он украл, не то у него украли").
Наконец, автор ограничил свое рассмотрение объекта во временном аспекте, не останавливаясь на анализе онтогенетического аспекта мехашізма сощіальной воли. Рассмотрению подвергались достаточно зрелые формы сощіальной воли в условиях цивнлизационного развития.
Предметом исследования выступает прежде всего экстер-налышй аспект воли, проявляющийся в различных видах и уровнях сощіальной воли и, прежде всего, такай ее разновидности,
16 Термином «метасоцнальнопсихический» мы подчеркиваем не некое мистическое свойство социальной воли предшествовать другим соци-альнопсихическим состояниям и функциям, а ее способность переводить данное состояние в другое, вносить в него новые смыслы и удерживать в новом положении. В этом плане социальная воля воздействует не только на общественносознательные состояния, но и на «коллективное бессознательное», модифицируя и ломая социокультурные архетипы.
как политическая воля. Индішидуальньїе и социальные проявле-ІШЯ политической воли анализировались наші в социально-философском и социально-историческом аспектах. Конечно мы опирались на данные социально-психолопгаескнх, политологических и конкретно-социологических исследований. Однако они выступали в функции социальных индикаторов и верификационных подтверждений. Что касается политической воли в качестве предмета конкретно-научных исследований, то здесь пока предпринимаются первые шага и значительных заделов еще нет.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на историко-философской традиции, анализировавшей феномены индивидуальной и социальной воли в рамках различных парадигмальных подходов: интеллектуашістского, волюнтаристского, мотивационного. В этом плане автор опирался на работы философов различных направлешй и школ, отразивших феномен социальной воли в разных ракурсах: Августина, Канта, Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Вебера, Сартра, Фромма, Адлера и др.
В исторической и социо-культурной реконструкции развития социальной воли и ее разновидностей автор опирался на методологические регулятивы унитарно-стадиальных концепций в двух основных ее версиях: формациошюй и постиндустриалист-ской.
Существенное значаще для нас имели также работы по политической кратолопш и политическому управлсшпо, на которые мы ориентировались при сопоставлешш понятия «политическая воля» с важнейшими составляющими политического процесса.
В качестве конкретно-научных источников автор использовал значительную по объему психологическую и социально-психологическую литературу по проблемам воли, лидерства, управления, а также социологические и политологические работы по вопросам теории элит, социальных общностей разного уровня и проявлений их деятельности в современных российских условиях.
Цель исследования - проанализировав сложившиеся в историко-философской традиции парадигмальные подходы к феномену социальной воли, эксплицировать на социально-философском уровне проблему политической воли как разновидности социальной воли и конституировать понятие
«политическая воля» в системе гуманитарного знания; наметить пути анализа техник и технологий волеполагания17. Задачи исследования:
-
Выделить, основываясь на историко-философской традиции, основные парадигмальные подходы к проблеме сощіальной воли, соотнести их с сощю-культурньши и методологическими условиями их формирования; обозначить интернальный и экстернальный аспекты воли.
-
На основе деятельностного подхода вычленить и проанализировать основные уровни волеполагания и субъекты воли, соотнести категоршо «социальной воли» с основными структурными составляющими деятельности субъекта.
-
Соотнося феномен социальной воли с основными субъектами волеполагашія и содержанием их предметной деятельности, дать типологию социальной воли (сішхронический аспект).
-
Проанализировать социальную волю в ракурсе цивили-зационного развития, сформулировать критершг развитости социальной воли в цивилизационном процессе (диахронический аспект).
-
Конституировать понятие «политической воли» как разновидности социальной воли, проанализировать ее проявления на разных уровнях социального субъекта (шадивидуальньш, групповой, страновый, региональный, планетарный).
-
Рассмотрев взаимодействие основных субъектов политической деятельности (политические лидеры, политические элиты, партии, государства, надгосударствешше организации) дать классификацию их типовых проявлений по волевому признаку.
-
Вычленить основные тешолопш политического волеполагашія, представив структурированную развертку политико-волевой регуляции.
-
Проанализировать аномалии политического волеполагашія, выделить основные их виды.
-
Рассмотреть политические реалии современной России в контексте проблем политической воли, дать полнтическші диаг-
17 В данном случае техники и технологии волеполагания понимаются в контексте известных положений Хабермаса и Фуко, выделявших три основные типа техник: техники производства, техники сигнификации и техники подчинения. М. Фуко говорит еще о техниках себя. См.: Фуко М.Ф. Воля к истине. М., 1996, С.431.
ноз ситуации, основываясь на структурно-технологическом аспекте политической воші.
Научная новизна исследования состоит:
В вычленении основных параднгмальных подходов к проблеме во:ш, сложившихся в историко-философской традиции, и оказывающих методологически ориентирующее воздействие на развитие конкретно-научных исследований волевых процессов в общей и социальной психологии, этолопш, теории управлення, социологии и политологии, разведешш интернального и экстер-нального аспектов волеполагашія.
В анализе соотношения категоріш «социальная воля» с основными категориями деятельности: «потребности», «интересы», «цели», «ценности», «знания», «самосознание».
В типологнзащш социальной волн в зависимости от уровня субъекта волевой регуляции и сферы его предметной деятельности.
Впервые феномен социальной воли рассмотрен в процессе цивилизационного развития и на основе вычлененных тенденщш сформулированы крнтерші развитости социального волеполагашія.
Введена категория «политической воли» и соотнесена с категориями «политическая власть» и «политическое управление», проанализированы проявления этого феномена на разных уровнях социальной оргаїшзации.
Рассмочрено взаимодействие субъектов полнтігческой воли в полнпгческом процессе.
Проанализированы типологические проявления различных субъектов политической деятельности по волевому признаку, дана их классификация на каждом из основных уровней.
На основе анализа структуры политико-волевой регуля-щш социальной деятельности вычленены основные технолопш полптгческого волеполагашія.
Выделены и проанализированы аномальные и патологические проявления политической воли, на этой основе рассмотрены политические реашш современной Россші.
На защиту выносятся следующие основные положення: 1. Историко-философская традиция и развішавшаяся под ее воздействием конкретно-научная проблематика воли сформировали три основных исследовательских парадигмы: интеллектуа-
листскую, волюнтаристскую и мотгааидонную. В них воля либо пиіостазігроваяась и превращалась в самостоятельный и довлеющий фактор человеческого поведения, либо включалась в качестве вспомогательного фактора в интеллектуальную или мотнвациошгую сферу. Между тем, на современном уровне знання воля рассматривается в качестве метапсихического механизма деятельности, обеспечивающего целостность и результатив-ность ішдивидуальньїх или социальных действий. В рамках дея-тельностного подхода достигается оптимальная взаимосвязь и конструктивная интеграция основных параднгмальных подходов к феномену волн.
-
Анализ соотношения воли и основных структурных компонентов деятельности показывает, что воля есть субъективно-исполнительская детерминанта деятельности. В связи с существованием ішддвидуально-личностного и социального уровней деятельности и ее субъектов разного порядка, следует выделить интервальный и экстернальный аспекты волеполагания. В экстер-нальном плане воля свое подлинное бытне в качестве родовой характеристики общественного человека реализует как рефлексивная воля. В этой форме она выполняет свою главную - кон-структішно-созндательную функцию. Основными уровнями волевой активности выступают ішдогоидуальньїй и общественный, а в рамках совокупного общественного субъекта - основные социально-исторические общности.
-
Типология социальной воли строится в зависимости от уровня социальной организации и типологии социальных субъектов (социальная или этническая группа, социальный слой, класс, государство, надгосударственные образования), а также от содержания предметной деятельности (политическая, экономическая, художественная, научная, духовно-религиозная), что обеспечивает в процессе цивішшащіоиного развития растущее и усложняющееся многообразие социальных воль.
-
Рассмотрение социальной воли в аспекте цивилизацион-ного развития позволяет подойти к этой проблеме, как с классически-рационалистических позиций, связывая развитие (прогресс) социальной воли с прогрессом в сфере социальной свободы, так и с точки зрения современных стадиально-цивилизациоїшьіх концепций, в рамках которых автор выделяет такие ступени развития социальной воли, как социально-адаптивнуго (архаїгческую), авторитарно-традиционную, социально-профессиональную, сощіально-шіформационную. При
этом критериями развитая социальной воли выступают: расширение круга субъектов социальной воли; специализация и техно-лошзацня механизмов социального волеполагания; рост уровня социалыю-волевон регуляции (высота социально-волевой организации).
-
Политико-властные отношения включают в качестве одного нз основных аспектов политическую волю. В этом плане «политическая воля» может быть определена как духовно-практический акт определенного политического субъекта, выраженный в системе нормативно-цашостных установок и решений, побуждающих и направляющих политические действия референтных ему групп в ситуациях выбора или противодействия и поддерживаемый социальными институтами, обладающими возможностями мотивации, контроля и социальных санкций.
-
Важной характеристикой системы волеполагашія выступают проблемные ситуации, востребующие политико-волевые действия. Они раскрывают существо и масштабы действующих факторов социального противодействия и неопределенности и могут служить основой для определения меры развития политической воші. В этом плане с развитием волевой сферы соотносятся изменения, связанные с повышением уровня управления, орга-нгоацгаї и, шире говоря, с синергетическим, конструктивно-созидательным потенциалом субъекта. Развитая воля характеризуется тем, что совершая акт своего выбора, она повышает потенциал своей свободы.
-
Анализ основных проблемных ситуащш, востребующих политико-волевое действие примешітельно к субьектам разного уровня, позволяет построить типологшо политического волеполагания на уровне политического лидера, политической элиты, политической партии, государства и трансгосударственных и глобальных оргашгзаций.
-
Рассмотрение политического волеполагашія в качестве структурированного процесса позволяет вычленить шесть основных его стадий и выделить обеспечивающие их технолопш политического волеполагания. К основным из них автор относит: технологии создания новых политических ценностей; выработки политических целей и стратегий; консолидации едішого субъекта политической воли; поиска референтного объекта политической воли и легитимацші его субъекта; мотивирования и активизации объекта политической воли; реабилитации волевых затрат; оценки эффективности волеполагашія и сопутствующей деятельности
н нх коррекции.
9. Анализ нарушений и сбоев в политическом волеполага-
шпі позволяет ввести понятие аномалій и патологий полити
ческой воли и рассмотреть такие основные их проявления, как
политическіш утопизм и политическая акразия, политический
популизм и политическіш конформизм, политическіш экстерна -
лпзм и политическіш волюнтаризм, политическая заорганизо-
вагагость и политическіш деструктивнзм.
10. Рассмотрение политических реалий современной России
с точки зрения политической воли показывает, что здесь задей
ствованы в полном объеме не более двух из девяти базовых тех
нологий политического волеполагашія. Для выхода из ситуации
ползучего политического кризиса и преодоления ряда патологи
ческих проявлений политической волн необходимо использова
ние на уровне государства и политической элиты не менее поло
вины арсенала основных технологий.
Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке новых методологических и понятийных подходов к анализу социально-позштического управления на всех уровнях социального субъекта. С точки зрения социальной воли, разработанные в диссертации классификационные и типологические подходы к феноменам политического лидерства, политических элит, государственным и трансгосударственным образованиям позволяют в новом ракурсе взглянуть на нх истоки и шти-лизационные перспективы. Предложенные подходы, связанные с технологиями волеполагашія, прилагаются к профессиональной подготовке политических менеджеров и их последующей деятельности.
Понятійний аппарат, сопутствуюппш анализу феномена социальной волн и ее разновидностей, может пополнить существующие энциклопедические и отраслевые словари. Результаты данной работы могут использоваться при чгешш общих и специальных курсов по социальной философии, социолопш и политологии.
Апробация работы. Основные положения изложены в авторской монографии (11 п.л.), двух брошюрах (3 пл.) и серіш из 20 статей и глав коллективных монографий общим объемом 15 п.л. Результаты исследований докладывались и обсуждались на четырех Всероссийских научных конференциях: «Пути повышения эффективности научно-технического творчества молодежи»
(Уфа, 1989); «Проблемы формирования исторического сознания» (Ростов-на-Дону, 1995); «Поштпсо-аямішистрагішная элита и государственная служба в системе властных отношений» (Ростов-на-Дону, 1996); «Власть и управление» (Ростов-на-Дону, 1997) и ряде региональных конференций. Научные результаты использованы в читаемом автором спецкурсе на кафедре философіш и политологии Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.
Структура работы подчинена решению задач исследования и включает введение, четыре главы, заключение -общим объемом 259 страниц, список литературы 310 наименований (в т.ч. 38 на английском., немецком и польском языках).
Во «Введешш» обосновывается выбор темы, освещается степень ее разработанности, дается постановка исследовательских задач, обосновывается методология исследования, формулируются новые научные результаты и положения, выносимые на защиту.