Введение к работе
Актуальность теии. Вопросы, связанные с идейно-политическими традициями, привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей, специализирующихся в области истории философии и культуры. От этих вопросов трудно уііти, когда перед исследователей встает задача увидеть тесную взаимосвязь мегду прошлым и настоящим, разглядеть спритнії механизм преемственности и прерывистости культури в целой и в той числе политики в частности.
Рубеж ХІХ-ХХ веков, когда удалось в стремлении к обновлению противопоставить будущее проолону, стал периодом, внесшим значительный вклад в стимулирование поиска новизны.
Рубез XX и ХП веков - это эпоха, поставивиая ту ze проблему, но уке в более драматическом разреэе: после временного поражения социалистической альтернативы встала задача поиска'действительной взаимосвязи мехду традициями прошлого, их преломлением в настояцеи и формами их реального воплощения в возможных социально-культурных альтернативах.
Если эта проблема является всеобъемлющей по своему характеру, то ее политические модели определяются спецификой культурных (национальных и религиозных) традиций и уровнем социально-экономического и научно-технического развития. Социальный прогресс предполагает в качестве одной иэ своих коренных составляющих революционизацию общественных отношений, которую трудно вообразить вне орбиты действия политических традиций, тем более, что последние в условиях современного арабского мира могут представлять собой фактор, "компенсирующий" слабость зкономического развития.
2 В условиях Йемена, гак^е отличающегося древними традициями
власти, новозмокно понять приводу и содержание преобразований,
которым страна подвергалась в течение последнего столетия, и
разглядеть перспективи ео дальннйвай эволюции без изучения ее
политических традиций и становления современного политического
самосознания.
Отсюда вытекает значимость исследования этих традиций, которое в состоянии вскрыть одно 1ш 8акономерншс воплоценый действенности социального наследия. Вместе с том такая действенность стала ухе не только чисто объективным фактором, но и эффективным элементом современных идейных и политических программ и отстаиьаюдих их разнообразных политических сия.
Значимость исследования этих проблем предопределяется такко растущим интересом к социально^культурныы атыернативам в арабском мере вообще и в Иомене, как части этого мира, в частности.
йомен обладает идеино-культурнши, государственными и политическими традициями, форнироьавгшиися на протнЕЄняи долгих веков господства одной из исламских идеологии (заЗдистской). Новая задача обновления и модериивацви, диктуемая логикой современного обцоегьеиного развития, встанет о острогоЗ, которую на имнегаем этапе трудно предсказывать; огромное значение приобретает вопрос о том, как следует сочетать наследие проадого с видачами обновления. Однако ота проблема, которая внеака выглядит как неразрешимая, мокет, будучи включенной в рамки э^фектнвкоЯ идеологии, превратиться в действенную силу, способствувцув утверждению в Йемене культурной альтернативы. А это о-шачаег, что данный вонрес имеет не только чисто идейное, умозритодыюо, но и важное прайси-
ческоо политическое значение для социально-культурного и политического развития страны в целом.
Состояние научной разработанности теми. Вопрос о политпко-идейных традициях «Іеиена привлекал немалый интерес со сторони целого ряда ученых. Модно сказать, что исторические исследования арабских авторов и зарубежных востоководов уделяли главное внимание истории Йемена в ее различных аспектах - благодаря древней и значительной роли Йемена в цивилизации Аравии и всего Ближнего Востока. Во многих из таких работ проявлен наибольший интерес к социально-экономической истории Йемена и истории культуры этой страны. Среди их авторов, в частности, аа-їїимахи, Ы.Я. аль-Хаддад,, 12.А. аль-Аква и др.
В то же время другие исследователи, такие, как А.аль- Бараду-ни, А.ас-Сур, М.А. аш- Шахари и др., уделили особое внимание политической .эволюции Йемена.
Третья группа исследователей проявила наиболее пристальный интерес к религиозной и идейной истории Йемена. Это такие авторы, как А.Ы. аль-Гейши, Х.С. Махмуд,.ы.Х. Шараф ад-Дин.
Поскольку изучение всех аспектов истории йеиена в исламскую эпоху весьма затруднительно без исследования зайдистской мысли, то ряд авторов, в том числе А.А. аль-Макалих, A.M.Зайд, А.А.Ариф, М.Абу Бахра, уделили главное внимание именно этому вопросу.
Вместе о тем современный интерес к Йемену уже не ограничивается одними лииЯ. вопросами культуры и не укладывается в рамки исследований истории древнего мира. Активная вовлеченность Йемена в мировую политику, его заметное место в арабском мире вызвали к аизни множество исследований, в которых рассматриваются вопросы внутренней жизни страны, динамики ее современных политических и'
идейных движений, осуществленных здесь революционных преобразований. К числу авторов подобных работ относятся, в частности, Л.А.ас-Сур, А.Р. Саякан, М.О. аль-Гейии, аш-Шами.
Тем но цензе многие аспекты остались вне поля философско-ис-торичоского анализа. Это, в первую очередь, вопросы, связанные с Оііотноаониом между наследием и его политическими традициями в современной идеологии и политике Йемена.
Цепь и задачи исследования. Цель настоящей диссертации состоит в той, чх'обы дать всеобъемлющую обдую картину традиций политической мысли и практики в Йемене, форы их проявления и современной общественной жизни и их влияния на перспективу культурной альтернативы в стране.
Для зїого иы предполагаем решить следующие задачи:
-
изучить традиции старой политической иыоли, в частности историю задийстскои идеологии;
-
проанализировать формы отражения и преломления этих традиций в социально-политическом и культурном сознании йеменцев;
-
вскрыть внутреннюю взаимосвязь между традициями зайдистско мысли и становлением централизованного государства в іівиене;
-
проследить ва механизмом воспроизводства оппозиционных общаствошю-нолитичоских движений и их роли в политической эволюции Йемена;
-
проанализировать социально-классовую и культурную основу движений политической оппозиции в Йемене и их роль в создании идойно-иолктической основы формирования двух Йеменских государств;
-
образовать в общих чертах перспективы эволюции культурной и политической альтернативы объединенного Йемена на фоне его политических и социально-культурных традиций.
б'
Теоретическая и методологическая основа исследования. В ходе исследования проблей, связанных с традициями теоретической и практической политической идеологии и эволюцией движения оппозиции в Йемене автор опирался на комплекс философских, исторических и исламоведческих исследований. Кроле того, в своем анализе он опирался на работы таких йеменских и арабских исследователей, как tt.U. ад-Зубоііри, А.К. Нуган, А.К. ас-Саиди и др., а такие таких советских и западных востоковедов как В.В. Науикин, Е.К.Голубов-ская, Н.Б. Пиотровский, ф. Холидей, М.О.Винер и др.
Исполозовано много исторических, богословских и исламско-философских источников, составивиих основную базу исследования проблем, касающихся идейных предпосылок и идеологии зайдизиа. Это в частности, произведения аш-Шахрастани, аль-Аиари, аль-Багдади, Абд аль-Дяаббара, ар-Расси, Ибн аль-Kaceua,ас-Санаали, аа-Иукаші, аль-Хииьяри, аль-Хади и др.
Научная новизна исследования. Настоящая диссертация по существу явбяется первой работой, в которой дан социально-философский анализ политических традиций Йемена и 'его современной общественной мысли.
Основные выводы диссертации заключаются в следующем:
Выявлены-процессы становления политической идеологии в Йемене и раскрыты ее специфические черты и особенности, проявившиеся в ходе государственного и культурного строительства.
Выделена специфика зайдистской идеологии в Йемене и показана ее роль в формировании модели государственно-политической системы (имамата).
Исследованы исторические компоненты возникновения 'движения политической оппозиции в Йемене.
. - Дан анализ внутренней взаимосвязи между традициями прошлого и тенденцией к модернизации и обновление. Эта связь рассмотрена как естественная формула спонтанности политического самосознания.
Впервые в специализированной литературе традиции политической мысли и движения социального протеста (политической оппозиции) подвергается анализу на фоне формирования единого централизованного государства.
Исследованы элементы консерватизма к революционности, присутствующие в традициях политической цыели Йемена, и их преемственности в периода до и после йеменских революций на Севере (1962 г.)ика Юга (1967 г.).
Вскрыта специфика згих традиций, их разнообразное влияние как па Сивере, ток и на Юге и показано вызванное этим влиянием формирование различных социально-экономичеоких и политических систем.
Доказана ограниченность старых идейных и политических традиций и выяснена необходимость их демократической револвциони-зации при условии учета «ого, что иотинная культурная альтернатива невозмоана без опоры на ее национальные и обдеарабские составляющие .
Теоротичоокое и практическое аначоние диссертации. Uaieриалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшие исследованиях проблемы традиций и современности, формирования политических и идеологических традиций (Яеиена), проблем востоковедения, а также в преподавании спецкурсов.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании
кафедры социальной философии философского факультета ІІГУ имени
U.B. Ломоносова и била рекомендована к защита.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы по исследуемой проблематике.