Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Опыт традиционных культур в стратегии выживания человечества : Социально-экологический аспект Холодилова, Мария Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Холодилова, Мария Николаевна. Опыт традиционных культур в стратегии выживания человечества : Социально-экологический аспект : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Нижегородская гос. архитектурно-строит. академия.- Нижний Новгород, 1996.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-4/847-7

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ- Современные экологические проблемы ставят под угрозу судьбу всего живого на Земле — как человечества, так и биосферы. Необходима особая стратегия поведения человека в уже нарушенной природной среде. Содержание и способы осуществления подобных стратегий специалистами разных областей знания видятся Неодинаково. Обоснованные автором способы сохранения природной среды предполагают опору на экологический опыт традиционных культур, вырабатывавшийся людьми в различные эпохи своего исторического развития.

Переживая глобальный экологический кризис в целом, современный мир асинхронен. Оставшиеся в нем традиционные сообщества являются обладателями многотысячелетнего экологического опыта, что подтверждается их способностью поддерживать и сохранять свою окружающую природную среду. Отношение к ней как к самоценности и главному условию бытия человека является диаметрально противоположным природопокорительному отношению к миру со стороны техногенной цивилизации. Господствующий технократически-универсалистский подход к природе является и отражением недооценки опыта традиционных культур, знавших и сохранивших изощренные приемы адаптации и использования разнообразных источников всего необходимого для жизни, при которых окружающая среда почти не нарушалась. В настоящее время традиционные культуры исчезают или неузнаваемо трансформируются: они, говоря словами К. Ле-ви-Строса, «физически ускользают» — вместе с навыками сохранения своего окружения. Это делает особо значимыми попытки обобщить и использовать их-опыт и практику, включить их в решение задач современности, в том числе и экологических.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Наиболее полно интересующие автора аспекты традиционных культур и взаимоотношения техногенной цивилизации с природной средой исследованы в работах К. Г. Юнга, М. К.

)

Петрова, Л. Леви-Брюля, А. П. Элкина, К. Леви-Строса, В. Тэрнера, 3. Баумана, И. Т. Касавина, В. Хесле, Э. Э. Эванс-Причарда, В. Б. Иорданского, Те Ранги Хироа (П. Бака), Н. Н. Моисеева, П. Кууси, В. И. Вернадского и других. В них был выяснен ряд особенностей мышления древнего и современного традиционного человека, конкретные виды взаимодействия его с окружающей природной средой, современное состояние традиционных культур и воздействие на них техногенной цивилизации, а также предложены основные стратегии выживания человечества в эпоху экологического кризиса.

В литературе, непосредственно посвященной проблемам взаимоотношений традиционных культур и техногенной цивилизации, можно выделить следующие относительно разработанные направления:

первые попытки построения теорий первобытных и современных традиционных культур и традиционного мышления— Л. Г. Морган, Дж. Дж. Фрэзер, Э. Б. Тайлор;

взаимоотношения «природа—культура» в традиционных обществах — К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, К. Г. Юнг, Те Ранги Хироа (П. Бак), Э. Э. Эванс-Причард, А. П. Эл-кнн, В. Р. Арсеньев, Б. Оля, В. Б. Иорданский;

современные пути развития человечества — К- Ясперс, П. Тейяр де Шарден, Н. Н. Моисеев, В. Хесле, 3. Бауман, Ю. В. Чайковский, В. А. Кутырев, М. К. Петров;

место магии и мифа в традиционных культурах — Б. Малиновский, М. Элиаде, Р. Маретт, В. Тэрнер, И. Т. Ка-савин;

философская антропология — Э. Кассирер, А. Гелен, X. Плеснер, М. Бубер;

рассмотрение парадоксальных, аномальных с точки зрения техногенного человека особенностей сознания традиционного человека — Э. Канетти, М. Харнер, К. Кастанеда.

Но в перечисленных исследованиях, несмотря на их разносторонность и глубину, в явной форме не затрагивается собственно экологическая сторона традиционных культур,не обсуждается и возможность использования их опыта для сохранения природы. Некоторые авторы (К. Леви-Строс, Э. Э. Эванс-Причард), применяя в своих работах термин «экология», подразумевают под ним использование тех или иных существ в пищу или в ритуальной практике, а также хозяйственные приемы, оптимальные для конкретной природной среды. Отношение же традиционного человека к ок-

ружаюіцей его природной среде специально не исследовано, несмотря на возраставший интерес к традиционной мсн-тальности. Скорее декларировано, чем изучено, «экологичное» поведение традиционного человека, не выясняются существующие «внутренние» и «внешние» особенности, связанные с господствующей в традиционных культурах мифо-ма-гнческой моделью познания. Недостаточно глубоко изучена и смена' мифо-магической картины мира на рационалистическую в экологическом аспекте, а также возможность применения первой для исследования приемов сохранения природной среды.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Состояние проблемы и требования жизни позволяют сформулировать цель настоящей работы: выяснить основные черты и структуру взаимодействия традиционного человека с окружающей природной средой, показать применимость экзистенциально достоверного традиционного опыта в построении экологически приемлемых стратегий- выживания н путей развития, призванных «портить планету намного меньше, чем нынешние» (Ю. В. Чайковский).

Эта цель достигается рассмотрением ряда конкретных задач, в решение которых входят: основные моменты и тенденции взаимодействия мифо-магнческого мышления традиционного человека с природой; структура той стороны мифо-магин, которая связана с адаптацией человека в среде; роль «экологичного» поведения традиционного человека в сохранении биосферы и природной среды; границы раннонального вмешательства в природу; сравнение теории ноосферы с традиционными принципами сохранения природной среды; вскрытие противоречия между концепцией управляемой биосферы и экологическим опытом традиционных культур; возможность построения стратегий выживания, основанных на отношении к биосфере и природной среде как к самоценности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ. ОСНОВУ работы составляют установки культурно-экологического плюрализма, признание ценности и значимости любой- культуры вне зависимости от ее технологической мощи, необходимости ограничения деятельности человека внутри нарушенной природной среды, сохранения биосферы с включенным в нее человеком как наиважнейшей задачи. Использованы труды российских и зарубежных ученых по проблемам традиционных культур, мышления традиционного человека, экологического кризиса и путей развития человечества.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В диссертации рассмотрена структура мифо-магического мышления как типа отношения традиционного человека к своей окружающей природной среде и через нее ко всему миру. Обосновано, что формой выражения этого отношения является «ми-фо-магическая тетрада» («мировое равновесие», «закон метаморфоз», бинарные оппозиции, «закон сопричастности»). Выявлено, что через «мифо-магическую тетраду» реализуется главная тенденция взаимодействия традиционного человека с природной средой: сохранение и поддержание как залога существования, отношение к ней как к самоценности. Показано, что помещение традиционным человеком себя между миром живых и «миром духов» оказалось реальной основой как чувства своей необходимости в качестве, гаранта «миро-_ вого равновесия», так и диалогического взаимодействия со своей природной средой как Другого в любую историческую эпоху. В ходе исследования «внутренней» и «внешней» эко-логичности поведения традиционного человека доказано, что современная задача сохранения биосферы не может быть решена без участия традиционных культур и опыта их носителей. Рассмотрены несоответствия «законодательно-рациональной» концепции управляемой биосферы реальным закономерностям бытия природной среды. Выяснена принципиальная возможность разработки экологически грамотных стратегий выживания человечества, одним из условий которого является критическое использование общемирового экологического наследия традиционных культур. Обоснована необходимость изменения технократически-универсалистского отношения к природной среде с учетом экзистенциально выверенного опыта традиционных культур. Показана плодотворность установки на сохранение биологического и куль-, турного разнообразия на основе культурно-экологического плюрализма.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выдвинутые в диссертации представле-ьия могут быть полезными для дальнейшей разработки ряда проблем и направлений в социальной философии — эволюционного типа развития общества, взаимоотношений «общество-природная среда», взаимодействия культур, проблем соотносимости традиционного и рационального типов мышления, филосогЬской антропологии. Предложенная в работе концепция мисЬо-магичсского мышления, на взгляд автора, имеет определенное методологическое значение для преодоления теоретических трудностей, с которыми сталкиваются

исследователи при изучении сущности соцнально-экологиче-' ских взаимосвязей древних и современных традиционных сообществ, причин устойчивости традиционных способов взаимодействия с природной средой, проблем взаимосвязей способов мироосвоения в современном асинхронном мире, а также в вопросах этнопсихологии. Проведенный анализ «внутренней» и «внешней» экологичности традиционного человека может способствовать разработке методов и приемов сохранения экосистем людьми иных культур, в первую очередь — техногенным человеком.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Содержание данной работы представлено в ряде научных публикаций, перечисленных на стр. 18—19. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и политологии НГАСА и рекомендована к защите. Основные идеи диссертации высказывались на XXI и XXIII академических симпозиумах Общероссийской Академии человековедения (Н. Новгород, 1993, 1995), I Международном славяно-евразийском конгрессе (Н. Новгород, 1994), научно-практических конференциях НГАСА и ННГУ (Н. Новгород, 1994, 1995).

По материалам исследования разработан семестровый спецкурс «Экология и антропология», который читался студентам естественно-географического факультета IIГПУ в 1993—94 и 1994—95 учебных годах. Пол\ченныс в работе данные используются автором при чтении курса «Соцпачьпая экология».

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации составляет 170 м. п. стр. (Включая 151 м. п. стр. текста диссертации и библиографический список из 188 наименований).