Введение к работе
Актуальность темы исследования. Становление суверенного казахского государства предполагает специальное изучение казахской философии. Ведь "страна, не имеющая собственной философии» не мо-йет претендовать на независимое духовное бытие и развитие, она всегда будет зависеть от чужеродных факторов". Ученые-философы республики должны показать мировому сообществу богатую философскую мысль казахского народа, его реальное бытие, своеобразную культуру. Для осуществления этой цели необходимо .критически '. пересмотреть многие положения, проблемы, ранее казавшиеся незыблемыми, раз и навсегда решенными. Осмысление процесса движения общества обязательно предполагает обращение к. своему прошлому, а познание прошлого поможет найти корни современных явлений, дать ключ к понимании исторических ситуаций и определению будущего. В этом смысле особенно, вачсно изучение общественного сознания казахского общества конца XIX -. начала XX века, во многом схожего с тем, что происходит в- наше сложное время.
Кризисное состояние отечественной философии существенно повлияло на степень разработанности многих важнейших проблем обще- -ственной низни, в том числе исходного пути анализа общественного сознания как отражения общественного бытия.
С односторонних позиций рассматривалась проблема формирования общественного сознания бывших советских республик до октября E9I7 года. Создавалась некая идеальная модель должного. Однознач-ю считалось, что общественное сознание здесь является социалисти-геским и полностью соответствующим социалистическому общественно-
I Абдильдин Ж.М., Орынбеков U. К научному познанию реалий. '/ Мысль. - 1992. - № I.
му бытша. Модель,.как правило, не соответствовала реальным общественным отношениям, Общественное сознание рассматривалось в статике, а не в динамике, Оно, таким образом, лишалось противоречий, абстрагировалось от социальных субъектов. Такие недостатки.характерны и для работ, посвященных изучению общественного сознания Казахстана в конце XIX - начале XX века. В этих исследованиях рассматривались в основном те идеи, которые отвечали определенным идеологическим требованиям, а те, которые им не отвечали, умалчивались или начисто отвергались. Так, оставался почти нетронутым целый пласт идей, принадлежавших молодой казахской интеллигенции начала XX века, неадекватно истолкованных,просто непонятых в эпоху господства прямэлинейного классового подхода. Объективное, свободное от идеологических установок, изучение общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века, анализ идей казахской интеллигенции, давших толчок к пробуждению национального самосознания своего народа, приобретают большую актуальность именно сегодня, когда Казахстан конца XX века возвращается к "казахской идее" - идее национального возрождения, ставшей определенным кредом мышления казахской интеллигенции начала XX века, но долгое время сознательно подавляемого и вытравляемого из народного сознания.
; Все эти обстоятельства определяют как теоретическую, так и социально-практическую актуальность темы предлагаемого исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы взаимодействия общественного бытия и общественного соанания всегда находились в центре внимания многих исследователей. Закономерности развитш общественного сознания изучались достаточно интенсивно, они явлі
ліісЬ предметом бурных философских дискуссий, нашедших отражение в трудах Л.М.Архангельского, А.С.Агроняна, А.И.Аиищенко.В.С.Ба-рулина, А.И.Бурдпной, Б.А.Грушина, Л.И.Демидова, Э.В.Ильенкова, ВД.Келле, М.Я.Ковальэона," В.И.Толстых, В.П.Тугаринова, А.К.Уле-дова, Б.А.Чагина и других..
В 60-х годах главный акцент в работах по общественному сознанию ставился на гносеологическом аспекте вопроса. Проблема общественного сознания рассматривалась под углом зрения таких сбгзих философских срезов проблемы, как соотношение материального и идеального в общественной жизни, соотношение- сознания и деятельности, взаимосвязь различных форм общественного сознания и т.д.
В дальнейшем было выдвинуто требование двойного - гносеологического и социологического подходов, которые с течением време- ни были дополнены множеством других методологических подходов к изучению закономерностей общественного сознания .
Такал ситуация сохранилась до начала 90-х годов. Отмечая, что на пути исследования проблемы общественного сознания имеются немалые достижения, подчеркнем, что основная касса исследований являла собой открытую форму апологетики, попирающую принципы объективности и критичности. В работах,посвященных анализу сущности и структуры общественного сознания создавалась видимость
I Си., напр.: Гырдеэ Д. Актуальные проблемы общественного создания. Л.: І9Є2; Барулин В.С* Соотношение материального и идеального в обществе (методологические' аспекты проблемы). М., 1977; Еурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М», 1979; Уледов А.К. Общественная психология л идеология. К,, 1984; Чагин Е.А.Структура и закономерности общественного сознания. Л., 19с2.
рещения сути проблемы, а изучение реальностей общественного бытия и общественного сознания подменялось упрощающим и во многом искажающим комментированием классических текстов, апологетическим пересказом очередных официальных документов. Между тем за годы застоя общественное сознание все больше и больше лереставало быть реальной преобразующей силой, когда общественные.идеи и общественная практика существовали сами по себе, в отрыве друг от друга и разрыв мекду ниш имел устойчивую тенденцию к расширению. В начале 90-х годов ученые стали обращать внимание на необходимость выяснения изменений в содержании и формах выражения общественного сознания; его взаимодействия с общественным бытием. Критически оценивая состояние изучения проблемы общественного сознания, А.К.Уледов подчеркивает, что ",.,теория общественного сознания была бы куда более развитой и действенной, если бы исследователи поднимали больше кардинальных проблем, связанных с адекватным, отражением социальной' действительности, с формированием ' новых взглядов'и представлений, с'эьшвлением механизмов.внесения их в сознание людей' .Ученый.отмечает, что "вместо: раскрытия тенденций.развития общественного сознания исследователи больше спорят Ь подходах к проблеме.общественного.сознания, о предпоч-
'.'' -.".-'. '.'..., - -А ' '
тительности именно своего.подхода" .
., О Насущной необходимости пересмотра"определенного, укорененного практикой нескольких десятилетий способа и типа взаимодействия сознания с бытиём, идеального с.реальным пишут Яюбомирова Н.В Ыежуёв В.М., Михайлов Ф.Т., Толстых ІЗ.И. .Они подчеркивают, что общественное сознание не Должно оставаться "пассивным отражением I Уледов А.К. Перестройка И сознание. - М., 1990. - С.57.
. Z Іам.же. - С.57. "'.'.''
общественного бытия, неким "...вместилищем ценностей, идей,.идеалов, мировоззренческих установок и т.д., которые достаточно переосмыслить и переориентировать". Ученые выдвигают положение, согласно которому пора отказаться, от принципа "общественное бытие определяет общественное сознание", что следует перевести эту проблему в совершенно иную плоскость - в плоскость анализа реальной практической деятельности'людей, где сознание и бытие как бы постоянно меняются местами, являясь в равной мере причиной и следствием друг друга. Отметим, что трактовка сознания как осознанного бытия - это своеобразный ключ, к.пониманию соотношения общественного бытия и общественного сознания; Хотя в' истории еще не было обществ, осознавших'себя с достаточной степенью объективности, непредвзятости И'беспристрастности, любое общество,?стремящееся к выживанию,и самосохранению, нуждается в осознании самого себя. Именно с таких,позиций следует рассматривать вопрос об общественном сознании Казахстана конца XIX - начала XX века.
Проблемы общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века прямо или косвенно затрагивается в трудах казахстанских ученых: Ж.М.Абдильдйна, Б.Амантаева, А.А.Атитева, М.С.Бурабаева, К.К.БеЙсембиева, М.С.Дюсеноіза; С.З.Зиманова, Б.Р.Казыхаиовой, А.С..Калмырзаева,- Д.К.Кшибекова,- А.Н.Нысанбаева,
Т.С.Сарсенбаева,. О.А.Сегизбаева, М.М.Сужмкова, К.Ш.ПІулембаева и
других . ..-..-.-
-
Лвбомирова H.D., Межуев В.Ь5., Михайлов В.Т., Толстых В.И. Перестройка сознания или сознательная перестройка // Освобождение духа; - М.: 1990..- С.І2.
-
Абдйльдин Ж.М,, Бурабаев М.С. Влияние идей передовых мыслителей России на формирование общественно-философской мысли в Казахстане. Навеки вместе (к 250-летию добровольного присоедини-
В процессе работы над діссертационной проблемой автор убедился в том, что при всей значимости имеющихся исследований, изучению общественного сознания казахского общества конца XIX -начала XX века уделено явно недостаточное внимание. Жесткий идеологический диктат, царивший в общественных науках, не позволил ученым в достаточной, мере осмыслить прошлое во всем его многообразии."'
Трагическую роль в исследовании общественного сознания казахского общества конца XIX -' начала XX века сыграл так называемый классовый подход, препятствовавший объективному анализу теоретического и научного наследия казахской интеллигенции того времени, которой принадлежала важная роль в формировании.общест-
ния Казахстана к России), Алма-Ата, 1982; Атишев А.А. Политическая мысль Казахстана второй половины XIX - начала XX века.Алма-Ата, 1979; Бейсембиёв К,К. Дцейно-лолитические течения в Казахстане конца XIX - начала XX в. Алма-Ата, 1961; Бейсембиёв К.К. Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана. АлматАта, 1976; Бурабаев М.С, Общественная мысль Казахстана в .1917-1940 гг..Алма-Ата, І99І; Бурабаев М.С. Сегизбаев О.А. Идейные связи общественно-философской мысли Казахстана и России. Алма-Ата, 1987; Доеенов М.С. К вопросу об истоках мировоззрения. Абая // Труды Института философии и права АН КазССР, I960, Т.4; Казыханова Б.Р. Зстетйческая культура казахского народа. Алма-Ата, 1973; Калмырзаев Д,С. Нация и общественное сознание, Алма-Ата, І984; Кшибеков Д.К. Кочевое общество:генезис, развитие, упадок. Алма-Ата, 1984;. Сегизбаев 6,А. Традиции свободомыслия и атеизма.в дуіовной культуре казахского народа. Алма-Ата, 1973; Сегизбаев О.А*. Народное самосознание и религия.Алма-Ата, 1984; Суриков Ы.М,. Классы' и. классовая борьба в Казахстане накануне л в период Октябрьской социалистической революции. Алма-Ата, 1959; Шулембаев 'К,Ш,:.Маги, боги и действительность. . (Общее и особенное в религиозных .верованиях казахов). Алма-Ата, 1975;
бенного сознания. Деятельность передовой казахской интеллигенции, ее ведающихся, представителей» таких как А.Еайтурсынов, А.Букей-. ханов» Н.Дулатов, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев, Ж.АЙмауытов, М.Ты-нышбаей, Ж.Акбаев, Х.Досмухамёдов и других оценивалась как "классово враждебная", "буржуазная", "антисоветская*, "националистическая" и т.п., Подобные ярлыки навешивались и на партию "Алаш"; на правительство "Алаш-Орда"; газеты. "Казак."» "Сары арка", журнал "Абай".
Следует отметить, что за последние 3-4 года писателями, учеными-историками, филологами, фйлосо^ши республики немало сделано по восстановлению доброго имени и возвращению богатого духовного наследия казахской интеллигенции.начала XX века .
В то же время, у нас пока что отсутствует,цельная монографическая работа, содержащая философское Обобщение идей этих ярких мыслителей,_ нет специальных исследований, посвященных анализу структуры общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века.
Необходимо, наконец подчеркнуть, что предметом специального изучения не выступали такие виды устного народного творчества» как терме, ален,. жыр, айтыс, в которых выражена житейская и философская мудрость казахского народа, обыденное сознание которого является неотъемлемой частью его общественного.сознания.
: I Абдильдин 2.IL Штос духовный потенциал Нации // Мысль, 1992, Г1 6. Бурабаев М.С. А.Еайтурсыновтын, когамдык.-саяси кэзк,арась». // Казахстан коммунисі, 1990, ?? I» Койшыбаев Б» А.Букейханов //Казак эдебиет1,1ЭЭ. 8>/аусы\!. Кулмухамедов М. Ж.А>;баёв - алаютын 5ас прокуроры // Егеї/ендІ К/ігак;стан,І992. 7 caylp Мырзахметов М. 'шы^/нский, ОстроукоЕ, АлектороЕ // Казак, аде5йетї,І990» ІЗ, 20 :aylp. СыэдыкоЕа Р..А.ЕайтурсынОЕ // Назак адебиеті, 1969, 6 к,ац-ар. Нысанбаез А. ,Есимсз Г. Халкктык, дуниетаным // ЕгемендІ Казак-:тан. .1991, 14 ташз.
Все вышеизложенное и определило цель и задачи нашей работы.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование сущности общественного сознания ка-? захского общества конца XIX -^ начала XX века,
Исходя из цели исследования, автор ставит перед собой следующие задачи:
- выяснить специфику развития общественного сознания казах
ского общества конца XIX -.начала XX века;
: - раскрыть роль общественного сознания в определении путей развития общества» в изменении общественного бытия;
провести анализ структуры общественного сознания казахского общества конца XIX - началаДХ века, показать взаимодействие его форм; . - .
дать объективную оценку деятельности казахской интеллигенции, различных политических партий и течений, функционировавших
в Казахстане до октября 1917 года; Л
, .- проанализировать.творческое наследие казахских мыслителей начала XX века, показать ценность и значимость их идей для общества современного общества;
- изучить обыденное сознание казахов, на материалах устного
народного творчества^ раскрыть содержание обыденного сознания и
его место в структуре общественного сознания казахского общества
конца XIX '* начала XX века*
/ Методологической основой диссертации служит научный, конкрет но-исторический и.другие общенаучные методы. .
"При работе ;над диссертацией использовались произведения передовых мыслителей казахского общества конца XIX - начала XX века, материалы,казахской национальной прессы'рассматриваемого
периода (газет "Дала уалалтынын газеті", "Казац", "Сары-арка",
курналоб "Ай-Кап", "Абай" и других), памятники устного народного
творчества казахского народа, монографические и диссертационные
исследования ученых СНГ и Казахстана, посвященных рассматрива
емой проблеме. - .
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
, - осуществлена попытка системного подхода к изучению проб
лемы общественного сознания казахского общества.конца XIX - на
чала XX века, ранее не. являвшегося предметом специального ана
лиза; ' _ .'
* показана роль казахской интеллигенции и национальной прес
сы конца XIX - начала XX века в. формировании общестаенного созна
ния казахского -общества, произведен объективный, свободный от
классового редукционизма," анализ^их.идей и.мировоззрений, главной
из которых является "казахская' идея" - идея национального возрож
дения; . ..''.'.
--'рассмотрена сложная структура общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века, показано взаимодействие его форм;
изучено устное народное творчество казахского народа в конце XIX - начале' XX века, особенно такие его виды как влек, терме і айтыс, которые как и обыденное сознание, вообще» отличаются удивительной подвижностью, обусловливающей фиксацию новых процессов и явлений;
введены п научный оборот материалы из наследия передовых мыслителей казахского общества начала XX Еека - А.ЕаЯтурсынова, А.ЕукейханоБа, М.Дулатова, ш.Кудайбердиева, а.Аймаутова, С.То-, райгырова, М.Тынышаева и других;.
10 .'
- подробно проанализированы материалы газет "Дала уалаятынын. газеті", "Цазак,", "Сарыарца",' «урналов "Абай", "Ай-Цап", ранее остававшихся вне поля зрения исследователей.
fta защиту выносятся следующие положения.
-
Общественное сознание казахского общества конца XIX - начала XX века появляется пассивным.отражением общественного бытия, как это трактовалось до недавнего прошлого, а представляет собой многообразие идей, мировоззрений, теорий, значительное место среди которых занимают взгляды казахской интеллигенции. Именно молодая казахская интеллигенция, сформировавшаяся под влиянием исторической реальности казахского общества того времени и идей первой русской революции 1905 года» рыграла огромную роль в пробуждении национального оамосознания своего народа.
-
Главной.идеей, определяющей.деятельность передовой казахской интеллигенции, была'.идея свободы, независимости и освобождения от колониального ига, имеющая глубокие исторические, политические, национальные и культурные традиции. Выступая от имени всего казахского народа,, молодая казахская интеллигенция начала XX века искала пути вывода из экономического и духовного кризиса, мечтая приобщить срой.народ к общечеловеческим ценностям. В диссертации, особо.подчеркивается, что;.так называемый классовый подход, доминировавший, а.нафей.социальной теории, долгие годы рассматривался' как.единственно,верный! методологический принцип при оценке событий и явлений. Такая,апологетика классовости препятствовала объективному изучений деятельности казахской интеллигенции, в начале XX века, боровшейся за такие общечеловеческие ценности как'пра>о к9*Дого человека ц каждого народа на свою личную свободу и н&.свободный доступ к достижениям и завоеваниям
всей человеческой культуры.
.3. Для преобразования общества необходимо включение сознания в процесс изменения объективных условий жизни, а не насильственная революция - считали лидеры национального освободительного движения А.Еайтурсынов, А.Букейханов, Ы.Дулатов» М.Тынышпаев, Ж.Акбаев и другие. Эти мысли особенно важны сейчас, когда наше общество находится на историческом перепутье. Изменение общественного сознания, преобразование самой его основы есть гарантия спасения нашего общества. Эта идея была стержнем просветительской деятельности казахской интеллигенции в конце XIX - начале XX века.
. 4. Структура общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века рассматривается как единство взаимодействующих форм, определяющим, среди которых является Политическое сознание. Политическое пробуждение народа оказало заметное влияние на правосознание, мораль,, эстетическое сознание, религии и науку казахского общества.
-
Помочь своему народу освободиться от колониальной зависимости, осознать свое состояние, стремиться к знаниям и культуре - на решение таких задач была нацелена творческая деятель-FfocTb передовых мыслителей казахского общества начала XX века. Іроизведения "Маса" А.БаЙтурсынова, "Оян, кдэакД" !«.Дулатова, Vfa аньпС Ш.Кудайбердиева» "Социализм'' С.Торайгырова призываят казахский народ пробудиться от сна, сохранить родную землю и !зык, найти нравственную опору, способнуо спасти его как нацию.
-
В диссертации рассматривается место обыденного сознания і структуре общественного сознания, проводится анализ таких видав устного творчества как терме, олек, кыр, айтыс, где пере-
плетены эдементы философского сознания к общественному устройству, определенный тип убеждений и мыслей, сформированный под воздействием мировоззрений творчески мыслящих людей казахского общества. Тщательное изучение памятников устного народного творчества казахского народа позволило раскрыть его познавательную, социально-политическую, нравственно-воспитательную и мировоззренческую направленность.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы при дальнейшем исследовании общественной мысли Казахстана до и после 1917 года, в научно-исследовательской работе,- в процессе преподавания спецкурсов по истории общественно-политической и философской мысли казахского народа.
Апробация работы. Основные теоретические.положения и выводы диссертации и их аргументация'изложены в докладах и выступлениях автора на ІУ региональных философских чтениях молодых ученых республик Средней Азии и Казахстана "История философии и современность" (Душанбе, сентябрь 1988 г.), УІ региональных философских чтениях."Философия: прошлое, настоящее и будущее" (Фрунзе, сентябрь 1989 г.), конференции,'IX философской.школы молодых ученых.'"Духовное наследие народа" (Алма-Ата, октябрь 1991 .г.),научно-теоретической конференции "Проблемы развития политической системы Республики. Казахстан" (Алма-Ата, июнь 1992 г.), научно-теоретической конференции преподавателей Атырауокого педагогического института. ( г.Аагырау, февраль 1992 г.).
. Диссертация обсуждалась На кафедре' философии и методологии социального познания Казахского государственного университета иы.Аль-Фараби, где были рекомендована к защите.
Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, состоящую из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения я списка использованной литературы.