Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общечеловеческое: социально-философский анализ Шнюков, Василий Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шнюков, Василий Владимирович. Общечеловеческое: социально-философский анализ : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ставропольский ун-т.- Ставрополь, 1997.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-3/2922-X

Введение к работе

Актуальность темы исследоваиия. Сложный, во многом трагический период, переживаемый ныне Отечеством, динамика социальных и духовных процессов побуждают ставить столь традиционные для России вопросы о ее месте и роли в мировой истории, перспективах ее развития. Для решения этих проблем стали необходимыми новые мировоззренческие ориентиры, поиск новой национальной идеологии, практическое переосмысление предшествующей йдейно-мировоззренческей традиции. В "этой связи привлекает внимание проблема соотношения общечеловеческого и классового, общечеловеческого и национального, а в последнее время -общечеловеческого и цивилизационного.

Проблема общечеловеческого - далеко не только научно-теоретическая. Она имеет ярко' 'выраженный общественно-политический и публицистический аспект. Эта проблема была в'центре "философских и социально-политических" дискуссий второй половины XIX' века, "серебряного века русской культуры", социально-философских дискуссий 20-х годов нашего века в Советской России. Наконец, общечеловеческое оказалось и в центре философских дискуссий об' обшечеловеческом и классовом в морали в 70-х годах, стало предметом исследования з контексте обсуждения проблемы общечеловеческих ценностей в 80-90 годы. Иными словами, проблема общечеловеческого - традиционная для отечественной философии.

Необходимо, однако, отметить, что, хотя дискуссии и обсуждения внесли определенный вклад в углубление изучения общечеловеческого, были представлены различные, зачастую противоречивые подходы к общечеловеческому, объяснению его природы, единой целостной концепции общечеловеческого как в отечественной, так и в зарубежной философии нет. Между тем, это понятие является важным средством социально-философского познания. Положение усугубляется тем, что традиционно представления об общечеловеческом разрабатывались в рамках либо религиозно-идеалистической картины мира, либо основывались на

классических представлениях о всеобщей природе человека, на других формах субстанциализма. Кризис традиционного и классического мировоззрения, основанного на представлении о существовании единого универсального разума и его законов, подрывает основания такого подхода и ставит под сомнение само понятие общечеловеческого, и, соответственно, связанные с ним понятия классового, национального. Все это делает задачу теоретического исследования общечеловеческого, придания ей статуса одной из основных категорий социальной философии более чем актуальной.

Появление в последнее время публикаций, позволяющих глубже ознакомиться с наследием отечественных философов, с достижениями мировой философской, социологической, аксиологической, этической мысли открывает новые возможности для всестороннего исследования общечеловеческого и форм его бытия.

Данная работа не претендует на исчерпывающее исследование проблемы, скорее ставит ее более или менее полно, чем и создаются предпосылки для дальнейшего исследования общечеловеческого в категориальной системе социальной философии.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема общечеловеческого является традиционным предметом рассмотрения в мировой (И.Кант, Л.Фейербах, О.Конт, С.Шпенглер и др.) и отечественной (В.Соловьев, П.Астафьев, Н.Данилевский, Н.Бердяев) 'философской и социологической мысли. Значительное внимание уделяла проблеме общечеловеческого марксистская философия.

В советской философии общечеловеческое становилось предметом рассмотрения, как правило, в связи с исследованием духовных явлений. В 60-70 годы - в связи с исследованиями природы морали, общечеловеческого и классового в морали в работах Л. Архангельского, А. Гусейнова, В. Дробницкого, В. Штейна и других. В 80-е годы проблема общечеловеческого исследовалась в связи с рассмотрением эстетических проблем (Ю.Борев, Г. Куницын). В конце 80-х - начале 90-х годов интерес к понятию "общечеловеческое" связан, прежде всего, с проблемой общечеловеческих

ценностей, которая становится предметом исследования в работах В. Амелиной, М. Бочарова, Л. Егоровой, Д. Леонтьева, Р. Соколовой, Ю. Шрейдера и других. Концепция общечеловеческих ценностей использовалась в официальных документах и обсуждалась в политической публицистике. Исследовалась природа общечеловеческих ценностей, их соотношение с классовыми ценностями, роль в обществе. Применяется идея диалога культур как основа познания общечеловеческих ценностей (Б. Губман, В. Александров, В. Щученко). В то же время вновь переосмысливается проблема общечеловеческого и классового в морали Р. Апресяном, Н. Круговым, О. Крутовой, П. Степновым и другими. Среди работ последних лет можно отметить исследование Л. Белоусовой дискуссий 20-х голов об общечеловеческом.

Общечеловеческое является, таким образом, предметом социально-философского исследования в различных аспектах. Однако отсутствуют комплексные исследования общечеловеческого, не выработана единая концепция общечеловеческого, понятие "обшечеловеческое" многозначно, не обрело статуса категории социальной философии. Назрела потребность в комплексном исследовании общечеловеческого на основе сочетания различных подходов.

Научная разработанность проблемы общечеловеческого определяется научной разработанностью проблемы человека, которой уделялось достаточное внимание в мировой философии. В современной философской антропологии предпринимаются попытки создать целостную, интегрированную концепцию человека (X. Рикман, А.Эспиноза), однако разработка такой концепции далека от завершения. Изучение проблемы человека идет преимущественно по двум направлениям: исследование бнологаческих оснований человека (К. Лоренц, Э. Уилсон и др.), отказ от вьщеления сущности человека, феноменалистский подход (Ж.-П. Сартр). Вместе с тем сохраняют свое значение и классические подходы к сущности человека (Л. Фейербах). В отечественной философии преобладает концепция социальной сущности человека но возрос интерес и к природной основе бытия человека, его сущностных сил (Е. Железов, В. Сержантов, Л.Гумилев),

исследуется роль антропогенеза в развитии духовной жизни человека (Т. Бажутина). Среди работ последних лет можно отметить попытку синтеза различных подходов к человеку на основе идей космизма (Ю. Федоров). Но исследования сущности человека не рассматриваются специально в связи с проблемой общечеловеческого, хотя упоминание об "общечеловеческой родовой сущности" и встречается у И. Фролова.

Существует также достаточно обширная литература по различным аспектам исследования человечества. Проблема человечества и человеческого рода специально исследовалась САртановским, И.Богдановой, В.Давидовичем, И.Забелиным и друтими. Наиболее спорной и проблематичной является проблема социокультурного единства человечества, рассматриваемая в работах А. Тойнби, О. Шпенглера, К.Ясперса, а в отечественной литературе последних лет - в трудах К.Кантсра, М.Саржевского и других авторов. В связи с зтим можно отметить исследования по проблемам единства истории, субъеета всемирной истории (М. Барг, В. Шевченко). Проблема целостности современного человечества рассматривается в работах В. Алтухова, Э. Баталова, Г.Дилигентского и других. В целом можно выделить два основных подхода: исходящий из идей единства истории и человечества как всемирного субъекта; и ограниченно, скептически оценивающий это единство, подчеркивающий культурное и социально-политическое многообразие человечества. Однако, разработанные представления о человечестве как целостности различные подходы к пониманию целостности не применяются к исследованию общечеловеческого.

Следует отметить также существенное для данной работы направление исследования общечеловеческого, связанное с изучением его иллюзорных форм. В социально-философской литературе можно отметить исследования видимостен и связанных с ними иллюзорных форм сознания. Такова, например, концепция "превращенной формы" М. Мамардашвшш. Среди последних исследований иллюзорных форм сознания можно отметить работу С. Белоусовой. Проблема фиктивного субъекта истории в определенной мере затрагивалась в работах К.Маркса, Ю.Хабермаса,

Т.Парсонса, а в отечественной литературе - К.Кантором, В.Шевченко. В целом, проблема исследована недостаточно, а проблема иллюзорных форм бытия общечеловеческого осталась, по сути, не исследованной.

Необходимо также указать на концепцию диалогики, играющую важную роль в исследовании. Разработанная В. Библером, она применяется к анализу общечеловеческих ценностей Б. Губманом и другими тверскими исследозателями. Но для исследования общечеловеческого в целом диалогика специально не применялась.

Отметив достаточно глубокую разработанность ряда основных направлений исследования общечеловеческого, следует подчеркнуть, что единое исследование общечеловеческого как социально-философской категории отсутствует.

Цель работы: - комплексный социально-философский анализ общечеловеческого, его природы и форм бытия.

Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:

выявления общечеловеческого как особого предмета исследования;

представления основних форм бытия общечеловеческого как разновидностей связей общего и отдельного;

рассмотрения сущности человека как особой формы бытия общечеловеческого;

исследования человечества как конкретно-исторической формы бытия общечеловеческого;

анализа частных - действительных и иллюзорных - форм выражения общечеловеческого;

исследования духовных форм бытия общечеловеческого: общечеловеческих ценностей и общечеловеческого в морали, их природы и специфики.

Теоретическую и методологическую основу яиссертапип составили произведения мировой философской классики, прежде всего, Платона, Канта, Гегеля, Фейербаха, Маркса и современных западных философов, историков, социологов, поЛитолоГОВ, этиков (Ф. Бродель, Г. Маркузе, Ш. Мозер, Д. Мур, Т. Парсояс, Г. Риккерт, X. РикмаH, Ж.-П. Сартр, А. Тойнби,

И. Уоллерстейн, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, Г. Хэллоуэл, М. Шеяер, О. Шпенглер, К. Ясперс и другие). Можно выделить работы отечественных философов, социологов, этиков - Н. Бердяева, Н. Данилевского, В. Соловьева, В. Библера, А. Гусейнова, О- Дробницкого, Э. Ильенкова, К. Кантора, Н. Моисеева, Д. Леонтьева и других.

Общеметодологической основой исследования является классическая диалектика, а также принцип дополнительности и концепция диалектики как диалоги ки. Использованы частнонаучные методы.

Практическая значимость работы. Результаты исследования общечеловеческого дают теоретическую основу для более долного понимания этой важнейшей философской проблемы, имеющей как познавательное, так и мировоззренческое значение. Общечеловеческое как категория является важным средством гуманитарного и социального познания, необходимой1 предпосылкой философского исследования проблемы человека и проблем глобального общественного развития.

Материалы исследования имеют значения для разработки концепции национально-государственной идеологии, концепции национальной безопасности, дяя общественно-политических дискуссий об "общечеловеческих ценностях", для' определения направлений формирования базисных ценностей россиян и нравственного воспитания молодежи. Они могут найти применение как в практике административно-государственного управления, так и в политической практике, в учебно-воспитательном процессе.

Научная новизна. Диссертация представляет собой социально-философское исследование, носящее синтетический характер и включающее теоретико-методологические, историко-философские, социологические, аксиологпческие и этические вопросы. Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- осуществлен комплексный социально-философский анализ общечеловеческого и основных форм его бытия;

показаны социально-исторические основания бытия

общечеловеческого, исследована их природа; - исследованы иллюзорные формы бытия общечеловеческого,

механизмы образования иллюзорных форм общечеловеческих

ценностей и общечеловеческого в морали. Указанные пункты научной новизны развертываются в виде следующих основных тезисов, выносимых на защиту:

1) В связи с тем, что общечеловеческое рассматривается з литературе
лишь в каком-либо из аспектов: общечеловеческое-классовое,
общечеловеческое-национальное, общечеловеческое в морали и т.п.,-
необходим комплексный анализ общечеловеческого как социально-
философской категории.

2) Теоретический анализ общечеловеческого позволяет выявить
сложный характер общечеловеческого как выражения категориальной связи
общего и отдельного, а его основные формы бытия рассмотреть как
различные аспекты этой связи.

  1. Общечеловеческое рассматривается в философии, как правило, в связи с анализом форм духовной культуры, причем основания этих форм общечеловеческого пря этом предполагаются неявно (в виде природы человека и т.п.). В связи с этим необходимо рассмотрение социально-исторических оснований духовных форм бытия общечеловеческого -общечеловеческого как всеобщей родовой сущности человека, общечеловеческого как системного качества целостности - человечества, частных форм бытия общечеловеческого.

  2. 3 качестве основания форм бытия общечеловеческого выделяется связь и исторически сложившейся сущности человека, и исторически-конкретных форм бытия. Указанная связь рассматривается в свете концепции диалогикй - как диалога антропологически исходного в человеке и современных форм его существования.

  3. В историческом процессе периодически образуются фиктивные субъекты, в которых можно зафиксировать замещение общечеловеческого классовым или национальным, и выступающие как иллюзии

общечеловеческих ценностей и т.п. Они представляют собой иллюзорные формы бытия общечеловеческого, возникающие з результате отсутствия у феномена действительной основы, замещения общности содержания общностью формы, действия других подобных механизмов.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на кафедре философии Ставропольского госуниверситета. Основные положения и выводы исследования изложены автором в публикациях, на различных" научных и научно-практических конференциях. Отдельные аспекты исследоаания темы использованы автором в его практической работе в Ставропольском университете и Ставропольском государственном университете.