Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Происходящие в нашей стране изменения поставили под вопрос целостность и равновесность общественного развития. Общество становится "полем" социокультурного раскола, в котором господствуют конъюнктурные ритмы экономики и политики.
Субъективным фактором реформ противостоят объективные процессы саморегулирования общественной целостности, которые в значительной степени определяют существующее положение дел.
Налицо реальная потребность в продолжении научного анализа социальных процессов переходного периода, которое осуществляется различными областями знаний, в том числе социальной философией. При этом переходный период необходимо рассматривать в контексте конкретно-исторического развития, исходя из общих закономерностей, путем использования общефилософских методов анализа; сочетание логического и исторического подходов; восхождение от конкретного к абстрактному; системного и функционального анализа; а также методов концепции самоорганизации.
Значимым социальным явлением переходного периода, с точки зрения исследователя, является процесс возрождения в его генерализованном смысле, поскольку он:
имеет общественную коммуникативную природу;
проявляет себя на уровне как осознаваемой, так и неосознаваемой (поведенческой) реальности;
оказывает существенное воздействие на все функциональные уровни общественной целостности (индивидуальный, социальный, культурный). Процесс возрождения рассматривается прежде всего в исторических и ;оциологических науках в ключе частных парадигм. В исторической науке, как и в
социологии присутствуют частичные описания различных предметных сторон процесса возрождения.
Историческая наука определяет возрождение неоднозначно: как процесс, эпоху, переворот, период, интеллектуальное течение. В рамках социологии возрождение рассматривается в аспектах стратификации, общественных структур, общественных отношений. Политическая наука обращает основное внимание на политические структуры, процессы и отношения, параллельные возрождению.
Исследования в ключе частных парадигм в каждой из наук не объясняют процесса возрождения в его целостности и непротиворечивости. Это предопределило подход к исследованию процесса возрождения с философско-методологических позиций и указало на необходимость подвергнуть объект исследования социально-философскому анализу. Социально-философский анализ позволяет проследить общие закономерности процесса на конкретном историческом материале и перейти к теоретическим обобщениям на уровне сущностных характеристик возрождения. Это дает возможность теоретически осмыслить и практически проследить общие закономерности процессов социокультурной интеграции, дезинтеграции, переструктурирования общества, выявить сущностные аспекты функционирования и самоорганизации социальной системы.
Сравнительный исторический анализ переходных процессов социокультурных целостностей характеризует генерализованное общее в генетических частных проявлениях объективной реальности. Он позволяет перейти от исторически значимых социальных фактов на уровень сущностных обобщений в их основных закономерных связях и отношениях.
Функциональный анализ, являясь междисциплинарным методом, позволят обозначить исходное и конечное состояние эволюционирующего объекта в их равновесии.
Системный и синергетический подходы в их междисциплинарном значении позволяют определить динамику и направление изучаемого процесса, сделать прогноз вероятного состояния, что необходимо для выяснения перспектив эволюционной динамики общества в условиях переходных процессов.
Принцип восхождения от конкретного к абстрактному и обратно, предполагает движение от конкретной реальности к научной парадигме, от опыта конкретного эмпирического к научной теории, и затем от теории к современной действительности. Таким образом, выводятся общие закономерности, которые затем соотносятся с конкретным социальным явлением.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Явление возрождения находится в центре внимания прежде всего исторических дисциплин уже с момента своего протекания. По теме классического западноевропейского процесса Возрождения накоплен огромный пласт исследований, уходящий корнями к его рефлексии в период классического западноевропейского Ренессанса. Термин встречается уже у итальянских гуманистов, и его происхождение связывают с именем Джорджо Вазари ("Жизнеописания" 1550г.).
Сама проблема Возрождения рассматривалась для различных регионов в ключе сравнительного и типологического анализа (Конрад Н.И., Чалоян В.К., Лихачев Д.С., Нуцубидзе Ш.И.,., Брагинский, И.С., Гаджиев А.А., Васильев Л.С., Петров М.Т.).
Проблемой исследования занимались историки, создавшие серьезные обобщения и проделавшие значительный труд по описанию и классификации проблемы (Буркхардт Я., Тойнби А., Гуковский М.А., Баткин Л.М., Рутенбург В.И., Гарэн Э.).
Тема рассматривалась в аспектах политики, социально-экономических проблем, социальной стратификации, этики и эстетики (Брагина Л.М., Рутенбург
В.И., Горфункель А.Х., Баткин Л.М., Люблинская А.Д., Лосев А.Ф., Энгельс Ф.). При этом тема, главным образом, связывалась с расцветом культуры.
Кроме выделения значимости культуры, тему рассматривали комплексно (Энгельс Ф., Тойнби А., Брагина Л.М., Рутенбург В.И.). Внутри темы выделялись аспекты политики, хозяйства, экономики.
С помощью сравнительного анализа выделялись типичные черты Возрождения (Конрад Н.И., Петров М.Т., Нуцубидзе Ш.И., Чалоян В.К., Гаджиев А.А.). На основании этого делались и делаются выводы о так называемом Мировом Возрождении. Свою значимость проблема Мирового Возрождения не потеряла и до настоящего момента, о чем свидетельствуют обзорные работы Баткина Л.М., Петрова М.Т.
При выделении типичных черт исследователями рассматривались и оценивались явления аналогичные процессу классического Ренессанса . При этом на аналогичные явления распространялись выводы, сделанные для исторически обусловленного процесса. Сам термин "возрождение", не анализируясь, используется для описания схожих явлений. В период попыток активной модернизации советской системы термин звучал со страниц почти всех изданий. Но серьезного исследования не последовало, хотя тема возрождения в России актуальна и до настоящего момента.
Применительно к этническим процессам, в отечественной науке явление освящается на уровне единичных обзоров ИНИОН, упоминается в статьях (Знаменский А.А.) и обзорах исследований зарубежной этнологии (Дараган Н.Я.). В них говорится об использовании теорий среднего уровня типа конфликта, модернизации, социально-экономической обусловленности, а также социобиологии. Насколько можно судить по обзорам, в данных подходах выделялись и исследовались аспекты, связанные с различными предметными проявлениями сущностных оснований социокультурных целостностей.
Давая положительную оценку исследованиям по указанной проблематике, следует подчеркнуть, что в названных работах глубоко и всесторонне раскрыты те черты возрождения, которые отличают его от других процессов переходного периода (расцвет в культуре, переворот, переходный этап, восстановление древности). Обстоятельно проанализированы политические, хозяйственные, социологические процессы. Вместе с тем, многие теоретические проблемы, касающиеся сущности возрождения и закономерностей протекания процесса остаются предметом научных дискуссий и требуют в ряде случаев принципиально новых подходов. Несмотря на большое рачнообразие подходов обнаруживается отсутствие целостного непротиворечивого объяснения процесса.
Единой, непротиворечивой модели возрождения, которая могла бы объяснить процесс в его сущностных основаниях и разнообразных проявлениях, нет. Модели нет и для хорошо изученного классического западноевропейского Ренессанса. На это указывает существующий пласт многообразной исследовательской литературы и заключения ведущих специалистов в данной области.
Поскольку социально-философский анализ исследований конкретной социальной проблемы - этнического возрождения - в плане проявления закономерностей самоорганизации, саморегуляции и развития социокультурной системы еще не нашел своего целостного воплощения, то это предопределило цель и задачи настоящего исследования.
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования является философский анализ процесса возрождения в его гущностной основе, закономерностях развития, смыслах и целях, а также его гоциального субъекта. Основная цель исследования: создание социально-философской модели возрождения, объясняющей процесс эволюционной динамики в его сущностных основаниях, закономерностях протекания; и условия,
в которых он становится возможным. Это требует объективации явления, его сущностных оснований и условий среды. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
определить понимание сущностных социальных оснований классического Возрождения как процесса самоорганизации;
найти генерализованные сущностные закономерности протекания процесса "возрождение";
выделить состояние социокультурной среды, в котором процесс становится возможным;
определить современные причины и условия возникновения процесса этнического возрождения;
определить сущность этнического возрождения и его соотнесенность с эволюционной динамикой социокультурной целостности этноса.
Основу диссертации составляют труды таких исследователей как Аристотель, Лейбниц Г.-В., Маркс К., Энгельс Ф., Данилевский Н.Я., Гуссерль Э., Вебер М., Хайдеггер М., Тойнби А., Сорокин П.А., Хабермас Ю., Пригожий И., Хакен Г., а также разработки отечественных философов и социологов последних лет: Ахиезер А.С., Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н., Крапивенский С.Э., Пигалев А.И., Оболонский А.В., Седова Н.Н.
В основу исследования заложены основные принципы диалектической методологии: объективность, конкретность, историзм; междисциплинарные методологии системного и функционального анализа, а также синергетического подхода для поиска сущностных социальных основ процесса возрождения. Применение метафизического рассмотрения обусловлено техническими целями поиска сущностных оснований процесса.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в подходе к проблеме и заключается в следующем:
впервые в качестве объекта исследования избран процесс западноевропейского возрождения, как иерархическая коммуникативная система, основные закономерности формирования которой возможно экстраполировать на современные процессы возрождения этноса:
впервые предпринята попытка создания генерализованной социально-философской модели процесса "возрождения", которая описывает процессы социокультурной динамики коммуникативной системы между двумя ее равновесными состояниями;
определены ограничения описываемой модели процесса "возрождение";
созданная универсальная (генерализованная) социокультурная модель коммуникативной системы с ее целевыми установками, факторами развития, ограничениями позволяет верифицировать ее на конкретном этническом материале в условиях, предоставляемых современной цивилизацией;
впервые этническое возрождение интерпретируется как процесс эволюционной динамики социокультурной системы, системообразующим элементом которой является социальная коммуникация.