Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственный выбор во вьетнамской мифологии Нгуен Кхак Куанг

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нгуен Кхак Куанг. Нравственный выбор во вьетнамской мифологии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Нгуен Кхак Куанг; [Место защиты: ГОУВПО "Башкирский государственный университет"].- Уфа, 2010.- 164 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема нравственного выбора является одной из наиболее актуальных проблем современной социально-философской мысли. Для постиндустриального общества характерены ощутимый упадок нравственности, утеря четких морально-этических ориентиров, что обуславливает глубокий мировоззренческий и поведенческий кризис, чреватый эскалацией социальной энтропии в современном мире. В этой связи представляется весьма значимым обращение к тому этическому потенциалу, который несет в себе мифологическая традиция, уходящая своими корнями в глубокую древность, с ее цельностью мировосприятия и высоким гуманистическим пафосом человеческих взаимоотношений и гармонии с природой.

Другой аспект актуальности проблемы обусловлен повышенным интересом современной российской и западной философии эпохи постмодернизма к культурам Востока. Давно ушли в прошлое европоцентристские стереотипы, которые рисовали восточные миры как «отсталые», еще не достигшие уровня западной культуры, взятой за образец. Современная социально-философская мысль исходит из парадигмы многополярного мира, признания самоценности и оригинальности каждой культуры народов мира. При этом большинство исследователей в качестве позитивных черт культур Востока отличают такие их черты, как обращенность к экзистенциальным глубинам человека, диалогические отношения с природой, преобладание чувственно-эмоциональных, интуитивных, внерациональных моментов познавательной деятельности. Вместе с тем исследователи обращаются в основном к этическим традициям Индии, Китая и Японии, а этическая культура Вьетнама, которая не менее богата и многообразна, зачастую остается за пределами должного исследовательского внимания.

Следующий аспект актуальности данной проблемы связан с феноменом диалога западной, восточной и российской культур. Причем, если в отношении Запада можно заметить, что рецепция культурных ценностей Востока плодотворна для него, поскольку она нейтрализует известный перекос «аполлонизма» (Ф. Ницше), то Россия, будучи цивилизацией евразийской, отражаясь в зеркале восточных культур (в частности культуры Вьетнама), эксплицирует свои внутренние восточные мотивы и таким образом обретает самотождественность.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема нравственного выбора в философской мысли рассматривалась чаще всего как составная часть проблемы свободы воли, где понятие воли заменялось понятием выбора. Идея свободы выбора к концу античности прочно входит в состав основных философских учений. В истории философии выделяются два способа понимания свободы воли. Первый способ (Аристотель – схоласты – Г.В.Ф. Гегель) представляет волю как способность разума к самоопределению и порождению особой причинности. Второй способ (Платон – стоики – Августин – И. Кант) понимает свободу воли как независимость от внешней причинности и, соответственно, способность к самоопределению. Здесь синонимом понятия «свобода воли» может выступать «свобода выбора». В европейской философии Нового времени просматриваются различные точки зрения на проблему выбора. У Р. Декарта свобода выбора есть нечто само собой разумеющееся, то, что не нуждается в доказательствах. Б. Спиноза отрицал свободу воли. Г.В. Лейбниц связывал свободу воли с разумом, хотя она и не может быть полностью им детерминированной. Первые комплексные исследования ситуации нравственного выбора в философии были осуществлены И. Кантом, который в основу нравственного выбора положил понятие долга. И. Кант определял волю как способность желания, определяющее основание которой находится в разуме, или иначе – как способность определять самое себя к действию сообразно представлению о законах. Свободная воля подчиняется нравственным законам. В европейской традиции нравственный выбор имеет прежде всего интеллектуальные основания, поскольку воля рассматривается как функция разума. Чувство рассматривается как возможный источник зла и нарушения порядка, дисгармонии. Понятие воли является особенностью прежде всего западноевропейского менталитета, но восточные традиции не связывают поступки человека в такой жесткой мере с разумной способностью человека. Бессознательные мотивы нравственного выбора рассматривались также в философской традиции психоанализа (3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм).

Проблема нравственного выбора в связи со свободой воли рассматривалась и в русской философской традиции. Л.М. Лопатин отмечал, что человек сам творит свой собственный нравственный мир, изменяет его своими усилиями. Вл. Соловьев в «Оправдании добра» отстаивал идею ценностно-ориентированной свободы. С.Н. Булгаков акцентировал внимание на центральном значении совести в ситуации нравственного выбора и отмечал, что нравственный выбор имеет прежде всего объективные критерии. Н.А. Бердяев говорил об онтологических основаниях нравственного выбора в своей этике творчества. Н. Лосский в своей концепции абсолютной этики рассматривал как одно из ее условий свободу воли, которая предполагала абсолютность нравственной ответственности и принципиальность нравственного выбора. С. А. Левицкий анализировал выбор между индивидуализмом и коллективизмом, который, по его убеждению, должен осуществиться в персонализме, осуществленном на основе утверждения свободы через императив «служения ценностям сверхличного и сверхобщественного порядка», прежде всего ценностям религиозно-нравственным.

В современной российской философской науке вопросы нравственного выбора изучались в работах В. И. Бакштановского. В начале 80-х гг. проблеме нравственного выбора был посвящен целый ряд исследований С.Ф. Анисимова, В.Т. Ганжина, А.А. Гусейнова, Б.О. Николаичева, Ю.В. Согомонова, А.И. Титаренко и др. При этом основное внимание было уделено методологии проблемы, в которой рассматривались следующие аспекты нравственного выбора: место поступка в структуре нравственного выбора; необходимость и свобода выбора; роль чувственных и рациональных моментов этого процесса.

В настоящее время отдельные социальные и психологические проблемы нравственного выбора изучались как одна из важнейших проблем этики и социальной психологииР.Г. Апресяном, А.А. Гусейновым, И.Н. Михеевой, Ю.А. Шрейдером и др.

Разработке различных аспектов проблемы нравственного выбора посвящены работы современных представителей философской школы Башкортостана: Д.Х. Акбашевой, Д.Ж. Валеева, Л.А. Иткуловой, З.Я. Рахматуллиной, А.Я. Фаткуллиной и др.

До середины ХХ века в науке господствовала точка зрения, что вьетнамская культура не являлась самостоятельной и возникла на основе китайской традиции, что было обусловлено тем, что, во-первых, исследование Вьетнама начали синологи, во-вторых, до конца XIX в. официальным письменным языком являлось древнекитайское классическое иероглифическое письмо, и вьетнамские тексты рассматривались через китайскую терминологию, в-третьих, в XVII-XIX вв. во вьетнамской общественной мысли господствовало конфуцианство, в-четвертых, на протяжении столетий вьетнамские территории входили в состав китайских империй, а затем находились от них в вассальной зависимости. Научные работы, посвященные вьетнамским верованиям, крайне немногочисленны. Различные аспекты вьетнамской мифологии изучались в конце XIX – середине ХХ вв. французскими учеными Дюмотье, М. Дюраном, Л. Кадьером, чьи труды в основном имели научно-описательный характер. В 1930-х–1950-х годах появляются работы вьетнамских исследователей, посвященные религиозно мифологическим представлениям, в частности, Чан Ван Зяпа, автора монографии по вьетнамскому буддизму, Дао Зюи Аня, автора «Древней истории Вьетнама», Нгуен Ван Хуена, исследователя влияния даосизма на вьетнамскую мифологию. Отдельные аспекты мифологии в контексте вьетнамской истории изучались в ряде исследований 1960-х – 1980-х гг., – в первом англоязычном комплексном исследовании истории Вьетнама до Х в К. Тейлора. Особый интерес представляют работы 1990-х – начала 2000-х гг.: это труды Нгуен Минь Сана о вьетнамских народных верованиях, о знаменитых женских божествах в культуре и верованиях Вьетнама, Чинь Ба Диня о конфуцианских элементах во вьетнамской мифологии.

В отечественной обществоведческой науке отдельные аспекты вьетнамской мифологии изучались историками (Д.В. Деопик, П.В. Познер), филологами (В.Р. Атнашев, Н.И. Никулин и др.), философами (А.В. Никитин, А.Ш. Шарипов) и др. Проблемы вьетнамской мифологии нашли разностороннее осмысление в исследованиях Е.Ю. Кнорозовой, подготовившей перевод и издание вьетнамских мифов. В целом же обзор существующей сегодня исследовательской литературы по вьетнамской мифологии свидетельствует о том, что проблема нравственного выбора во вьетнамской мифологии не становилась предметом отдельного философского рассмотрения.

Объект исследования – духовный мир человека мифологической эпохи.

Предмет исследования – нравственный выбор во вьетнамской мифологии.

Цель исследования – выявить специфику нравственного выбора во вьетнамской мифологии и определить его значение для современного человека.

С учетом поставленных целей решались следующие задачи:

определить специфику нравственного выбора в мифологии;

выявить особенности нравственного выбора в различных этномифологиях;

охарактеризовать специфику нравственного выбора мифологического человека традиционного вьетнамского общества и определить его основные парадигмы;

определить значение парадигм нравственного выбора во вьетнамской мифологии для современного человека.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является диалектико-феноменологический метод, представленный исследованиями А.Ф. Лосева и М. Элиаде. Кроме того, использованы теоретико-методологические принципы теории мифа Е.М. Мелетинского, принципы системного подхода, в рамках которого мифология рассматривалась как одна из форм духовной культуры общества. Использовались также элементы цивилизационного подхода, с помощью которых была выявлена взаимосвязь парадигм нравственного выбора с ценностными представлениями обществ, и метод компаративистского анализа.

Эмпирическая база исследования. Источниками по изучению вьетнамской мифологии являются сочинения, составленные в разные эпохи: «Собрание выдающихся праведников из сада тхиен» (XIII в.); «О духах земли Вьет» («Собрание таинств и чудес земли Вьет») Ли Те Сюйен (XIV в.); «Удивительные события земли Линьнам» Ву Куинь и Киеу Фу (XV в.); «Сны Южного старца» Хо Нгуен Чынга (XV в.); «Сочинения, оставленные Тхань Тонгом» (XV в.); «Пространные записи рассказов об удивительном» Нгуен Зы (XVI в.); «Краткие записи об увиденном и услышанном» Ле Куй Дон (XVIII в.); «Новое собрание рассказов об удивительном» Доан Тхи Дием (XVIII в.); «Записки о том, как тутовые посадки превращаются в синее море» и «Записи, сделанные во время дождя» (XIX в.); Летописные своды: «Краткое изложение истории Великого Вьета» (XII-XIV вв.) – сочинение буддийской официальной традиции, «Запись истории Великого Вьета, полное описание» – произведение развитой неоконфуцианской историографической традиции, «Отражение истории Вьета», летописный свод, составленный под руководством Фан Тхань Зяна в XIX в.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

обоснована сущность категории «нравственный выбор» как ценностного понятия, обозначающего действие или акт нравственной деятельности индивида, выражающийся в его самоопределении в отношении конкретных ценностных ориентиров и способов их объективации в своем поведении или отдельных поступках, и связанного с такими этическими категориями, как долг, свобода, ответственность, добро, зло;

выявлены особенности архаической (мифологической) нравственности как системы идей и норм, посредством которых в духовно-практическом опыте людей создаются и утверждаются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как сознательное и ответственное существо;

определена специфика нравственного выбора в мифологии: нравственный выбор не предполагает свободы как обязательного условия, но порождает ответственность за коллектив; нравственный выбор онтологичен, поскольку является выбором между бытием и небытием;

доказано, что в различных этномифологиях (греческой, русской, башкирской, индийской, китайской и вьетнамской) были определены такие этические ценности, как долг, честь, справедливость, патриотизм, которые имеют значение и для нравственного выбора современного человека;

выявлены парадигмы нравственного выбора во вьетнамской мифологии:

приоритет долга перед своим народом, реализующийся в почитании предков и осознании первенства общественных интересов перед личными; культ семейных ценностей, основанных на принципах сыновней почтительности, верности, милосердия, самопожертвования; честности и трудолюбия; неукоснительное следование традициям; патриотизм; экологизм;

доказано, что парадигмы нравственного выбора во вьетнамской мифологии актуальны для современности и заключают в себе духоформирующий потенциал, способный помочь современному миру в преодолении нынешней бездуховности и формировании нравственной культуры современных поколений.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что предложенное в диссертации социально-философское осмысление роли мифологии в формировании нравственного выбора дает возможность выработать новые, отвечающие современным реалиям концептуальные положения о становлении нравственной культуры в условиях мировоззренческого и духовного кризиса современного общества.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов по философии, культурологии, этике, религиоведению, а также для спецкурсов для студентов философских и других гуманитарных факультетов высших учебных заведений России и Вьетнама.

Апробация работы. Результаты и основные положения диссертационного исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО «Проблемы социо-культурного бытия в национальном измерении» (Уфа, 2006), на всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, 2007), а также нашли отражение в 9 публикациях автора общим объемом 4,5 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы (249 наименований). Объем диссертации – 164 страницы.