Введение к работе
Актуальность темы исследования. Обострение экологической, нергетичеокой и других глобальных проблем современности придало собую актуальность философскому осмыслению коренных проблем че-овеческого существования. Идет трудный поиск иного типа цивили-ации, альтернативного технократическому. Этот поиск сопряжен с граничением технократических тенденций, фетишизирующих экономи-ескую эффективность в ущерб другим социальным индикаторам прог-есса, таким, как социальная справедливость, свобода личности, остояние окружающей среды. Выход из кризисного состояния цивили-ации не сводится к нахождению новых стимулов технологического и кономического развития. Нужны культурные и мировоззренческие льтернативы технократическому рационализму, питающему асоциально проекты. Необходим поиск модели будущего, которая сочетала ы в себе технико-экономическую эффективность с гуманностью. Ис-ользование только достижений НТП для решения экологической проб-емы явно недостаточно.
Разработка решений комплексных экологических проблем должна опровождаться усилэнием внимания к особенностям развития различ-ых способов познания, к развитию культурных, нравственных цен-остей. Это ведет к формированию "новой культурной парадигмы" решении глобальных проблем современности, в том числе и эколо-ических.
В данной работе мы прибегаем к понятию "культурной парадиг-ы", которая в отличие научной парадигмы^ не абсолютизирует на-чное знание и значительно расширяет методологическую основу ис-ледовательских задач и обеспечивает альтернативные подходы в
. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс,1975. -230с.
- 2 -решении разнообразных проблем современности. "Новая культурная парадигма" возникает как совокупность и взаимодействие взглядов (научных, этических, правовых, эстетических), а также определен ных ценностных и познавательных установок, в которых находят от ражение проблемы соотношения общества и природы в аспекте гармо низации, оптимизации этого соотношения.
Формирование "новой культурной парадигмы" - это процесс вы работки и усвоения человеком определенных правил и норм его пов дения по отношению к природе и по отношению к любым человечески сообществам, а также по отношению к культуре в целом, способств, щих сохранению природных и культурных ценностей.
Разработка решений комплексных экологических проблем должв сопровождаться усилением внимания к особенностям развития разли ных способов познания, развитию культурных ценностей. Диктуемое требованием времени сотрудничество наук и диалог культур невозможно без участия в этом процессе философии.
Наконец, важно осознать то, что борьба за чистоту окружают.' среды, за предотвращение экологической угрозы человечеству тесн связана с разрешением локальных военных конфликтов, прекращение! межнациональной розни, с ликвидацией накопленных запасов ядерно: химического, бактериологического оружия, которых вполне достато но для того, чтобы многократно уничтожить всю жизнь на нашей планете.
Все перечисленные выше аспекты обусловили выбор темы иссле дования диссертантом.
Степень разработанности проблемы. Многообразные аспекты взі имодействия культуры, общества и природы, имеющие непосредствен ное отношение к теме диссертации, получили основательную разраб' ку в трудах отечественных исследователей: А.В.Абаева, В.А.Анучи
- з -.Вернадского, Э.В.Тирусова, Г.С.Гудошика, В.П.Казначеева, .Лаврова, В.А.Лося, В.С.Лямина, Н.Н.Мамедова, А.С.Мамзина, .Манина, Н.Н.Моисеева, В.В.Налимова, Г.С.Померанца, Н.Ф.Реймер-Ю.П.Трусова, А.Д.Урсула, И.Т.Фролова, С.С.Шварца и др. Среди Гбежных исследователей, достигших высоких результатов в разра-ш социальных, гуманистических, психологических аспектов ста-іения новой культуры и преодоления экологического кризиса мож-іазвать таких философов, социологов и культурологов, как А. іеи и другие участники Римского Клуба, Д.Белл, Дж.Гелбрайт, Іейсбит, О.Тоффлер, Лама Анагарика Говинда, Ятри, С.Х.Наср, шра, Д.Бом, Д.Икэда и др.
Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационной )ты является социально-философский анализ взаимосвязей приро-і общества в контексте культуры, а также роль мировоззренчес-установок и ценностей в формировании отношений между челове-и природой. Для реализации поставленной цели в диссертации «ггся и решаются следующие задачи:
-
Предложить и продемонстрировать философско-методологичес-плодотворность понятия культурной парадигмы как глобального )вно-культурного явления, суть которого можно определить как жупность и взаимодействие мировоззренческих, ценностных и швательных установок, в которых находят отражения проблемы :ношения общества и природы.
-
Представить типологию культурных парадигм.
-
Уточнить особенности социокультурного подхода примените-) к экологической проблеме.
-
Выявить соотношение научного и культурологического подів к решению экологической проблемы.
-
Раскрыть роль герменевтики в становлении "новой культур-
- 4 -ной парадигмы", способной вывести человечество из экологическог кризиса.
Методологическую и теоретическую основу исследования соста: ляют следующие подходы и принципы:
историко-системный подход к социально-экологическим явлениям;
принцип дополнительности в его философском и культуролог ческом понимании;
принцип коммуникативности в сложных системах;
принцип методологического плюрализма;
идеи философского космизма;
концепция коэволюции биосферы и ноосферы;
принцип единства научного и культурологического подходов в познании мира;
деятельноетный и герменевтический подходы.
Таким образом, в диссертации разработан и методологически обоснован новый концептуальный подход к анализу социально-экологических явлений, дано комплексное решение экологической проблек в ее культурологическом аспекте.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двз глав, которые объединяют семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.