Введение к работе
Актуальность исследования. XX век - время революций, мировых войн, борьбы двух сверхдержав за мировое господство, в конечном итоге приведшей к сложной ситуации как в духовной, так и в социально-политической сферах жизни, а также породившей великое желание человечества идти по пути равенства, свободы и справедливости. Современная Россия, вновь набирающая силу и поднимающаяся с колен, Россия, где постепенно улучшается наше нынешнее бытие, стремится еще раз осмыслить моральное и правовое состояние, в котором оказались ее граждане. Отсюда огромный научный интерес и благоприятные условия для глубокого изучения вопросов морали и нравственности, справедливости и права, личности, ее воли и духовной свободы.
Неиссякаемый интерес к исследуемой нами проблеме до сих пор не привел к осознанию необходимости придерживаться какой-либо конкретной концепции справедливости и достижению единства по отношению к содержанию этого понятия, а также механизму воздействия справедливости на общественные отношения. Такое положение вещей свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования и не прекращающейся полемики в этой проблемной области.
Справедливость - социальный феномен, еще в древние времена получив-ший особый статус регулятора общественных отношений. Его широкое распространение в общественной жизни современного российского общества, а также систематически происходящие трансформации общественного сознания предполагают наличие к нему как теоретического, так и практического интереса.
Особое внимание к проблематике существования и эволюции феномена справедливости обусловлено тем, что в основе современного регулирования общественных отношений в развитых странах мира лежит идеология справедливого распределения благ и ответственности среди членов общества. Однако формирование такой идеологии, а также ее внедрение в различные сферы жизни общества заняли у этих государств не одно столетие. Весомое значение справедливости в этих странах обусловлено, прежде всего, мощным социально ориентированным регулятивным действием справедливости.
В современном российском обществе отсутствуют предпосылки для игнорирования исследований различных явлений социальной жизни, отражающихся в общественном сознании и преломляющихся в его нравственной составляющей, а также представлениях о справедливых началах человеческого бытия. Более того, учитывая неполноту проведенных ранее исследований, считаем актуальным рассмотрение понятия «справедливость» именно с данной точки зрения. Справедливость, имея в качестве объекта воздействия общественные отношения, одновременно является нравственной ячейкой их построения. Эволюция различных сфер общественной жизни современного российского государства предполагает четкую реализацию требований справедливости, а также их адекватное восприятие и исполнение.
Современной России, перенимающей у наиболее развитых стран мира неоценимый опыт в построении демократического государства, коренным образом необходимо переосмыслить имеющиеся и исторически сложившиеся подходы к месту и роли справедливости в жизни современного общества. Между тем, бессмысленно отрицать, что в осознании и восприятии идеи справедливости современным российским обществом имеются исторически сложившиеся особенности, обусловленные, в том числе, и его ментальностью.
Так исторически сложилось, что феномен справедливости для рос-сийского государства всегда становился актуальным в переходные и судьбоносные моменты истории. Эти моменты сопровождались кризисом понимания многих социально значимых явлений, а также переоценкой большинства сложившихся установок общественной жизни.
Считаем актуальным изучение справедливости как категории общественного сознания, концептуально определяющей его уровень и качественное состояние. Унифицированная дифференциация явлений общественной жизни человеческим сознанием происходит посредством их оценочного соотнесения со справедливостью. Созидательная функция справедливости реализуется при формировании осознанного отношения к явлениям общественной жизни.
Необходимость изучения справедливости как социально значимого и неотъемлемого элемента жизни современного российского общества заключается в осознании и выявлении особенностей восприятия и отражения справедливости в сознании российского общества; в степени реализации идеи справедливости в различных сферах общественной жизни; в способах привнесения справедливых начал в регулирование общественных отношений.
В настоящее время очень важно не только закрепить достигнутое в изучении феномена справедливости, но и обеспечить глубокое проникновение в суть проблемы, поэтому актуальность нашего исследования не ограни-чивается рамками формального уяснения механизма реализации справед-ливости в общественной среде. На сегодняшний день наиболее существенным является установление базовых природных начал восприятия справедливости и последующего отражения ее требований в правосознании с точки зрения их воздействия на поведение членов современного российского общества.
Итак, актуальность нашего исследования определяется следующими моментами:
вопросами, возникающими вследствие малой изученности справед-ливости в контексте особенностей ее отражения в современном российском правосознании;
необходимостью формирования в сознании современного российского общества осмысленных критериев адекватной оценки справедливости;
недостаточностью исследований особенностей реализации функций и требований справедливости в частноправовой сфере;
особенностями дистрибутивного механизма распределения благ и ответственности с точки зрения частных и публичных интересов субъектов общественных отношений.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает справедливость в контексте современного российского правосознания.
Предмет исследования определяется проблематикой социальной философии, в рамках которой осуществляется анализ понятий «справедливость» и «правосознание», выявляются особенности отражения справедливости в современном российском правосознании, рассматривается реализация требований и функций справедливости в частноправовой сфере.
Степень разработанности проблемы. В морально-правовом аспекте проблема справедливости широко представлена классической зарубежной и отечественной философией. Понимание справедливости во все периоды времени было различным, но всегда понятие «справедливость» оказывало огромное влияние на человечество.
Исторически оформились два основных направления определения понятия «справедливость». Первое исследовалось такими античными мыслителями, как Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон. Наиболее выдающиеся римские юристы II-III вв. Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестиан определяли философско-правовой смысл юриспруденции через требования справедливости. Последователем идей Аристотеля и Ульпиана был и Фома Аквинский – авторитет средневекового католического богословия. Идеи античных мыслителей красной нитью проходят через творчество К. Маркса. С позиций марксизма понятие «справедливость» включает равенство людей по отношению к средствам производства.
Если античные мыслители рассматривали справедливость с позиции общего блага, то в период перехода от Средних веков к Новому времени формируется либеральная концепция справедливости – второе направление, которое связывает понятие справедливости с правом. Г. Гроций, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель – выдающиеся мыслители этого периода.
И. Кант был первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма. Наиболее известные труды, в которых сформулированы политико-юридические взгляды И. Канта: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».
В трудах «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории» и других Г.В.Ф. Гегель рассматривал проблемы государства, справедливости и права с философской и политико-правовой позиций.
Философия справедливости в России XIX-XX вв. связана с именами известных мыслителей: П.Г. Редкина, А.Д. Градковского, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, В.Д. Каткова, Б.А. Кистяковского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева. В конце XIX – начале XX вв. концепцию социологии права развивали ученые Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев. Психологическая теория права и справедливости была разработана Л.И. Петражицким.
Современные концепции справедливости представлены в трудах таких ученых, как Р. Нозик, Дж. Роулз, Р. Дворкин, В.Г. Федотова, В.М. Межуев, А.М. Руткевич.
Исследование проблемы справедливости и современного российского правосознания в центре внимания работ следующих современных авторов: С.С. Алексеева, И.А. Ильина, А.А. Гусейнова, В.С. Нерсесянца, Т.А. Алексе-евой, Р.С. Байниязова, В.А. Четвернина, А.Т. Боннер, В.М. Баранова, О.В. Мартышина, Б.И. Коваль, Е.А. Суханова, Л.А. Зеленова, А.Н. Иванова, П.П. Баранова, Н.Н. Вопленко, И.А. Покровского, В.М. Корельского, С.А. Ива-новой.
Следует отметить, что взаимообусловленность понятий «правосознание» и «справедливость» предполагает пересечение различных философских и правовых концепций.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации - анализ особенностей отражения справедливости в современном российском правосознании и выявление проблемы реализации функций и требований справедливости в частноправовой сфере.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
-
Дать историко-философский анализ справедливости в контексте морали и права.
-
Рассмотреть оценочную функцию справедливости.
-
Выявить понятие справедливости в правовом аспекте.
-
Провести анализ соотношения понятий правосознание и справедливость.
-
Определить статус правосознания в современной российской правовой культуре.
-
Установить факторы формирования современного российского правосознания.
-
Вскрыть роль и значение социальных норм, основанных на справедливости, в развитии современного российского правосознания.
-
Определить особенности реализации справедливости в частно-правовой сфере; установить особенности функций и требований справедливости в рамках частноправовых отношений.
Методология исследования. Теоретическую и методологическую основы исследования составляют аргументация и выводы различных современных зарубежных ученых. При изучении понятия «справедливость» и современного российского правосознания используется диалектический метод исследования.
В работе широко применяется комплексный подход к изучению проблемы справедливости и современного российского правосознания, который включает философский, правовой и социологический аспекты. Для комплексного изучения указанной проблематики в контексте исторической эволюции концепции справедливости нами применяется междисциплинарный подход. В ходе работы используются методы сравнительного анализа и оценок. С их помощью, к примеру, сравниваются степень и характер реализации функций и требований справедливости в законодательстве стран с аналогичной современному российскому государству правовой системой, основы формирования и уровень существующего правосознания в современной России и за рубежом. Сравнительный метод используется совместно с историческим методом исследования, посредством которого появилась возможность исследовать проблематику справедливости и правосознания в динамике исторического развития современного российского общества и государства.
Научная новизна исследования. Научная новизна работы определяется вкладом автора в постановку и решение проблемы справедливости в формировании современного российского правосознания. Вкратце, по мнению автора, научная новизна диссертации заключается в следующем:
проанализировано соотношение понятий «справедливость» и «правосознание» в современном российском обществе. Из-за политических, экономических и иных реформ произошедшая деформация российского правосознания стала причиной изменения оценок права российским обществом. Качественное состояние современного российского правосознания напрямую зависит от бытующих в обществе представлений о справедливости, а также реализации функций и требований справедливости в праве;
рассмотрен механизм реализации функций и требований справедливости через правосознание. В работе отражены оценочные функции справедливости как одного из основных источников формирования правосознания, его движущей силы и причин его нравственной ориентации. Проведенный анализ механизма реализации требований справедливости в правосознании показал, что санкционируемые позитивным правом требования справедливости, отражаясь в правосознании, подвергаются внутреннему осмыслению, после чего могут реализовываться в поведении людей;
установлены особенности отражения справедливости в современном российском правосознании, а также определены роль и значение справедливости в регулировании общественных отношений. Представления человека о справедливости базируются на его нравственно-этических воззрениях об окружающем мире. Вместе с тем, естественные начала правосознания, генетически заложенные природой, предполагают участие идеи справедливости в восприятии явлений правовой действительности. Тем самым обусловливается главная особенность отражения справедливости в правосознании как неотъемлемого базисного элемента его существования и развития. В работе исследован статус справедливости как социально значимого нравственного и правового регулятора общественных отношений;
предпринята попытка установить особенности современного российского правосознания в зависимости от индивидуальных факторов, а также развития и жизнедеятельности российского общества и государства. Современные тенденции развития российского правосознания в должной степени соответствуют исторически сложившимся особенностям развития российского общества и государства;
обоснована значимость исторических предпосылок для формирования современного российского правосознания, в основе которого лежит нравственно-этическая ориентация, обусловленная идеей справедливости;
показано фундаментальное место справедливости в процессе формирования правосознания; проведен анализ справедливости как целостного источника формирования правосознания. Фундаментальное значение справедливости при формировании правосознания обосновывается ее социальной природой, а также оценочной функцией, посредством которой строится отношение к явлениям действительности;
проанализирован правовой статус понятия «справедливость» и определен характер справедливости как социальной нормы, закрепленной в общеобязательных правилах поведения. В работе приводятся исследования понятия «справедливость» в контексте формальной закрепленности требований справедливости в общеобязательных правилах поведения. Регулятивная функция, посредством которой происходит воздействие на поведение субъекта, детерминирует правовой аспект справедливости;
выявлены факторы формирования современного российского правосознания, а также тенденции и динамика его развития. В работе проведены исследования, направленные на установление причин кризиса современного российского правосознания и противоречивости явлений правовой действительности, происходящих в современном российском обществе; установлены причины упадка российской правовой культуры;
определены значение социальных норм при формировании современного российского правосознания и их влияние на регулирование общественных отношений. Формирование полноценного осознанного отношения к праву и явлениям правовой действительности определяется характером действующих в обществе и государстве социальных норм;
выявлены проблемы реализации функций и требований справедливости в частноправовой сфере и правосознании; установлены частные начала справедливости; определены особенности справедливости как принципа регулирования частноправовых отношений и как основного принципа функционирования правосознания.
Приведенные в работе аргументы показали, что реализация одной из основных функций справедливости – дистрибутивной, имеет особенности, связанные с концептами «эквивалентность» и «соразмерность».
Положения, выносимые на защиту. Основные положения, выносимые на защиту и содержащие новизну диссертации, могут быть сформулированы следующим образом.
-
Оценочная функция справедливости представляет собой эффективный и действенный инструмент формирования личностного и общественного отношения к явлениям правовой действительности, сопровождаемого морально-нравственной ориентацией. Возможности оценки (по отношению к применению оценочной функции справедливости) обусловлены естественными началами самого феномена справедливости. Общедоступность такого критерия, как справедливость предоставляет широкие возможности для оценки различного рода явлений, происходящих в обществе и государстве, с позиций их нравственного восприятия.
-
Формальная сторона справедливости выражается в том, что ее требования обладают легитимным статусом. Справедливость в правовой сфере может выступать и как критерий оценки явлений правовой действительности, и как принцип права. Требования справедливости закреплены в общеобязательных правилах поведения и являются гарантом правомерного поведения всех членов общества. Неукоснительное соблюдение требований справедливости есть общеобязательный принцип законотворческой и правоприменительной деятельностей.
-
Справедливость обладает статусом фундаментального источника формирования современного российского правосознания. Происходящие в общественной жизни современного российского общества явления отражаются в правосознании. Как правило, справедливость является основным ценностным ориентиром, посредством которого сопоставляются произошедшие явления с представлениями о нравственном идеале. Справедливость, обладая статусом социальной нормы, закрепленной в общеобязательных правилах поведения, определяет уровень и качественное состояние правосознания.
-
Правосознание - основной элемент правовой культуры современного российского общества, непосредственно влияющий на ее уровень, т.к. совокупность представлений и оценок обществом явлений правовой действительности в значительной степени определяет степень восприятия и соблюдения членами общества санкционируемых государством общеобязательных правил поведения. Правосознание в правовой культуре выступает в качестве элемента-проводника, посредством которого происходит конструктивное взаимодействие иных элементов правовой культуры.
-
Факторы формирования современного российского правосознания заключаются в особенностях исторического развития российского государства, а также особенностях восприятия права российским обществом на общественном и личностном (индивидуальном) уровнях.
-
Роль справедливости в развитии и формировании правосознания является определяющей. Это обусловлено системным воздействием следующих, законодательно не закрепленных социальных норм, - моральных, эстетических, религиозных и т.д., - на образ и формы жизнедеятельности общества. Морально-нравственные ориентиры являются базисом для формирования правосознания, поскольку именно с нравственных позиций первично оцениваются происходящие явления в жизни общества и государства.
-
Частные интересы - особая сфера современного российского общества. Такого рода интересы субъектов общественных отношений должны реализовываться в полном соответствии с требованиями справедливости, механизм любой распределительной ситуации в частноправовой сфере должен подчиняться ее требованиям. Для оценки такой дистрибутивной конструкции, с позиций справедливости, необходим дифференцированный подход к выбору критериев (характеристик) справедливости в частноправовой сфере.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что основные положения исследования могут быть использованы в разработке методологии изучения функций и особенностей справедливости и правосознания в различных областях юриспруденции.
Выводы и положения работы могут быть использованы при разработке учебных разделов социальной философии, политологии и права. Также они применимы для целей усовершенствования механизмов правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов Российской Федерации и проведения различных правовых реформ, в том числе в судебной системе.
Апробация исследования. Основные результаты и положения, выносимые на защиту, были изложены в следующих статьях, опубликованных в различных научных изданиях, в том числе в научных журналах, рекомендованных ВАК:
Сборник трудов аспирантов и магистрантов «История. Философия. Культурология. Педагогика» / ННГАСУ. Нижний Новгород, 2005; Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия исторические науки «Волжский рубеж». Кострома, 2006. № 6; сборник трудов аспирантов и магистрантов «Социально-гуманитарные науки» / ННГАСУ. Нижний Новгород, 2007; материалы IX Международной ярмарки идей, 34 академического симпозиума «Законы экономической сферы общества» / ННГАСУ. Нижний Новгород, 2006; материалы X Международной ярмарки идей, 35 академического симпозиума «Законы научной сферы общества» / ННГАСУ. Нижний Новгород, 2007; статьи по теме диссертации, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК: «Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова». Кострома: КГУ. 2007. № 3; «Вестник Чувашского университета». 2008 № 1; «Вестник Чувашского университета». 2008. № 3.
Структура диссертации. Диссертация, объемом 143 страницы, состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка, содержащего 209 наименования литературы на русском и иностранных языках.