Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мораль как дискурсивная формация Болотникова Елена Николаевна

Мораль как дискурсивная формация
<
Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация Мораль как дискурсивная формация
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Болотникова Елена Николаевна. Мораль как дискурсивная формация : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Самара, 2006.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/687

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историческая реконструкция идеи дискурса

1. Идея дискурса в философии Античности и Средневековья 14

2. Дискурс в концепциях классической философии Нового Времени 38

3. Экспликация идеи дискурса в современной философии 59

Глава П. Дискурсивные и недискурсивные практики в морали

1. Культурные дискурсивные формации 86

2. Структура морали как культурной дискурсивной формации 105

3. Функция дискурсивной практики в системе дискурсивной формации морали 119

4. Практический моральный дискурс. Профессиональная этика 138

Заключение 157

Список использованных источников и литература 161

Введение к работе

Для современного общества трудно переоценить значение морали как социального института, регулирующего поведение людей. Особенно важно это для российского общества, в котором эффективно работающие в прежние десятилетия механизмы, регламентирующие нравственные приоритеты, системы моральных ценностей и деятельность людей, на сегодня практически утратили свой авторитет. Кардинальные изменения, касающиеся экономической, политической, идеологической сфер жизни российского общества последних двадцати лет не могли не отразиться и на области моральных отношений. Кроме того, сфера морали испытывает колоссальное влияние со стороны процессов глобализации, научно-технического прогресса, расширения и усложнения коммуникативного пространства, характеризуется высокой скоростью актов коммуникации, присущих современным обществам во всем мире.

Актуальное значение исследования морали подчеркивается характеристикой современной эпохи как эпохи «этики ответственности», которая будет решающим образом способствовать выживанию человечества.1 Механизмы функционирования морали, логика становления и перспективы развития морали становятся важными областями знания, так как оказывают существенное влияние как на жизнь общества в целом, так и на экзистенциальную ситуацию отдельного человека, в частности. В этом плане уместно провести аналогию с «эффектом бабочки», названным так вслед за известным произведением Р.Брэдберри, когда решение моральной проблемы одним индивидом имеет последствия, выходящие далеко за пределы жизнедеятельности этого индивида, имеет, подчас решающее значение для существования культуры и мира в целом.

Мы видим необходимость исследования морали как автономной сферы культуры и вместе с тем как составного элемента мира культуры, в котором

1 Канке, В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А.Канке. - М.: Логос, 2003. - С.291.

учитывается рост влияния индивидуальных моральных выборов на судьбу культуры в целом. У подобного исследования открываются серьезные перспективы. С одной стороны, распространенная сегодня «техническая рациональность» (термин проф. Тульчинского Г.Л.) исключает моральную проблематику из сферы истинного знания, с другой стороны, такие практики как кодификация моральных норм, этическая экспертиза в области законодательства и права, экологии и медицины становятся повседневными фактами существования мира культуры. Рефлексия по поводу моральной проблематики концентрируется вокруг профессиональных, корпоративных, религиозных и национальных интересов, занимая все большее место среди гуманитарных исследований. Сфера морали изучается в экономическом, политическом, идеологическом, социологическом, лингвистическом, религиозном ракурсах.

Не меньшее значение в области современных гуманитарных исследований приобретает проблематика дискурса как специфического способа консти-туирования социальной реальности. Распространенность дискурс-анализа, этики дискурса, коммуникативно-дискурсивных теорий анализа культуры, рост числа диссертационных исследований, посвященных дискурсу, подчеркивают перспективность исследования морали как дискурсивной формации.2 Более того, проблематика дискурса в связи с областью моральных суждений имеет давнюю историю: от античной парадигмы «on he on» до современных гуманитарных исследований в рамках философской антропологической парадигмы «exis-tenz».3

В этом плане анализ морали как дискурсивной формации представляет законный интерес для современной философской мысли, использующей адек-

2 См.: Фриауф, В.А. Знание и реальность: типы онтологии и типы дискурса: Дис. док. философ, наук /В.А.
Фриауф - Саратов, 1993г.; Гутнер, Г.Б. Онтология математического дискурса. Дис. канд. философ, наук.
/Г.Б.Гутнер, - Москва, 1998г.; Уваров, М.С. Антиномический дискурс в европейской культурной традиции:
дис... док. философ, наук. / М.С. Уваров. - СПб., 1995г.; Орлова Н.Ю.Антиномии диалогического дискурса:
дис...канд. философ, наук / Н.Ю.Орлова. - Владивосток, 2000г.; Шеляхина, Н.В. Дискурсивные практики в об
разовательном пространстве: дис...канд. социолог.наук:/ Н.В.Шеляхина. - Саратов, 2004г.; Шевченко Е.С. Диа
лектика дискурса и текста в современной социо-гуманитарной парадигме: дис...канд. философ, наук. /
Е.С.Шевченко - Владивосток, 1997г.

3 О философских парадигмах см.: Конев, В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления
/В.А. Конев// Философские науки. №6. 1991. С. 16-29.

ватный методологический инструментарий и соответствующие лингвистиче
ские ресурсы. Тезисы философии XX века, объявившей о конструировании бес
субъектной истории человечества и культуры, ориентируют на поиск таких
объектов и структур, которые позволили бы говорить о морали без обращения к
патетическим или идеологическим приемам. Дискурс, понятый как механизм
функционирования социальной реальности, дает шанс реализовать подобный
проект. Представление о морали как о дискурсивной формации позволяет из
бежать известной «гильотины Д.Юма», согласно которой большинству теорий
морали присуще ничем не обоснованное выведение должного из сущего. Кроме
того, онтологизация морали, предпринятая И.Кантом, который сформулировал
принципы категорического императива, и «натуралистическая ошибка», отме
ченная Дж.Муром в «Принципах этики», также оказываются не применимы в
качестве критики к подобному ракурсу исследования морали. Возможно, имен-
|і но поэтому интерес к моральной проблематике в связи с дискурсивной теорией

актуализируется в последнее время. Об этом свидетельствует появление ряда критических исследований, объединяющих теорию дискурса и морали в различных проекциях и проблемных связях (В.Фуре - критическая социальная теория, Б.В.Марков - философская антропология, А.В.Разин - этическая теория, Ю.Хабермас - этика дискурса, К.-О.Апель - дискурсивно-коммуникативная этика, М.Фуко - постструктуралисткая этика и др.).

Степень научной разработанности проблемы

В первую очередь следует отметить, что в зарубежной и отечественной литературе предложенный нами подход к исследованию морали не рассматривался. Мы можем встретить отдельные работы, исследующие историю и теорию дискурса, работы, посвященные морали в теоретическом и прикладном ракурсе, а также работы, объединяющие моральную проблематику и теорию дискурса, однако мораль как дискурсивная формация не была предметом отдельного исследования. Весь комплекс литературных источников по интересующей нас проблематике можно условно разделить на три группы.

  1. Историко-философская. В ней сосредоточены работы, посвященные исследованию дискурса, его истории, актуальному состоянию и общенаучным перспективам обращения к дискурсу в философской, лингвистической, социологической литературе. (Э.Кондильяк, Д.де Трасси, Г.В.Ф.Гегель, В.А.Канке, В.Карасик, В.Красных, М.Макаров).

  2. Этическая. В ней мы объединили авторов, проблематизирующих вопросы морали в теоретической и прикладной перспективах (Аристотель, Плотин, И.Кант, И.Бентам, Дж.Мур, Р.Рорти, Ал.Макинтайер, Дж.Роулз, О.Г.Дробницкий, А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян).

  3. Дискурсиено-этическая. К этой группе мы относим те работы, в которых проблематика дискурса и морали объединяется в различных соотношениях и проекциях (М.Фуко, Ю.Хабермас, П.Рикер, К.-О. Апель, А.В.Разин, А.И.Бродский, В.Н.Фурс, В.Ю.Перов).

Мы полагаем, что в XX веке тенденция к тематизации морали и дискурса

приобретает широкое распространение.

в русле «лингвистического поворота» (Ф.Ницше и Ф.де Соссюр);

в контексте исследования жизненного мира и языковых игр (В .Витгенштейн);

в работах представителей школы структурализма в философии, лингвистике (Р.Барт, П.Серио);

в школе дискурс-анализа (Ван Дейк, Дж.Остин);

в философском направлении деконструкции (Ж.Деррида);

в проблематизации морали как «заботы о себе» (М.Фуко)

в направлении этики дискурса (П.Рикер, Ю.Хаберамас, К.-О.-Апель).

В современной отечественной литературе отдельные важные аспекты нашей тематики затрагивались в работах Б.В.Маркова (в связи с анализом дискурса как морали и практики), С.С.Неретиной (в плане исследования этических парадоксов смерти и бессмертия в дискурсе Средневековья и современности),

А.П.Огурцова (в конструировании этико-аксиологического дискурса), А.В.Назарчука (в перспективе этических проблем, характерных для общества в эпоху глобализации). Близкие к нашей проблематике вопросы затрагиваются в недавно вышедших сборниках Института Философии РАН «Благо и истина: классические и неклассические регулятивы»4 и «Истина и благо: универсальное и сингулярное».5

Объект исследования

Объектом исследования являются философские концепции, теории, учения, затрагивающие одновременно проблематику дискурса и морали, а также основные области культуры (искусство, мифология, религия, наука) и результаты их взаимного сопряжения (этикет, моральный кодексы, профессиональная этика, этика как наука).

Предмет исследования

Предмет настоящего исследования - дискурсивные и недискурсивные практики, которые организуют социальное и культурное существование морали, и оформляют мораль как особую дискурсивную формацию.

Цель исследования

Целью диссертационного исследования является анализ морали как культурной дискурсивной формации на основе исторической реконструкции идеи дискурса и культуры как совокупности дискурсивных формаций.

Задачи исследования

Задачи исследования определяются поставленной целью:

проанализировать историю развития идеи дискурса в философии;

реконструировать связь между исторической судьбой понятия дискурс и моральной проблематикой в философии соответствующих эпох;

обосновать возможность анализа мира культуры как мира культурных дискурсивных формаций;

4 См.: Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М., 1998. -265с.

5 См.: Истина и благо: универсальное и сингулярное. - М., 2002. - 376с.

t

рассмотреть структуру культурной дискурсивной формации морали;

проанализировать профессиональную этику как феномен дискурсивной формации морали;

Методологическая и теоретическая основа исследования

Методологические принципы диссертации задаются спецификой предмета и задачами данного исследования. Мы используем метод исторической реконструкции, т.е. производим последовательное вычленение дискурса в проблематике философских работ, в котором особое внимание уделяется поиску возможных связей с областью исследований морали.

Отправная теоретическая точка нашего исследования - современные фи
лософские концепции, тематизирующие дискурс и мораль с точки зрения их
объективации в культуре. В основном это работы европейских и российских
і мыслителей (М.Фуко, Р.Рорти, Ю.Хабермас, П.Рикер, А.П.Огурцов, А.В.Разин,

А.И.Бродский, Б.В.Марков).

Помимо общенаучных принципов логического и типологического анализа, важным методологическим основанием исследования является обращение к положениям философии культуры, разработанным В.А.Коневым.6 Ситуация множественности подходов к определению дискурса, морали и культуры, которая определяет современное гуманитарное знание, не может быть разрешена с помощью редукции к какому-либо одному господствующему методу или технике анализа без значительного ограничения возможностей исследования. В нашем исследовании мы стремимся представить соответствующие философские концепции и подходы, отдавая предпочтение тем, которые в наибольшей степени позволяют развивать основные тезисы нашей работы.

В ходе исследования ведущими для нас выступают следующие понятия, методы и концепции:

бСм.: Конев, В.А. Человеке мире культуры (Культура, человек, образование). Пособие по спецкурсу. Издание 2-е, исправленное и дополненное / В.А.Конев - Самара.: Издательство «Самарский университет». - 109с.

%

генеалогический метод, разработанный Ф.Ницше, который предполагает выявление культурно-исторических условий происхождения дискурса и морали;

понятие морали как «заботы о себе», введенное в философию М.Фуко;

концепция дискурсивных формаций, предложенная М.Фуко;

концепция основных культурных форм (культурных категорий), на основе которых возникает, функционирует и развивается культура (В.А.Конев).

Научная новизна

1. Доказана ограниченность представлений о дискурсе как о понятии,
принадлежащем исключительно гносеологической области философии или фи
лософии языка. В работе раскрывается богатый потенциал идеи дискурса в ис
следовании социально-философской проблематики, в частности, в области ис~

следований морали.

  1. В исследовании обосновывается возможность использования понятия «культурная дискурсивная формация» в качестве инструмента для изучения мира культуры.

  2. Представлен анализ мира культуры как системы культурных дискурсивных формаций, образованных в результате взаимодействия дискурсивных и недискурсивных практик.

  3. Основной результат диссертационной работы заключается в выявлении и обосновании перспективы анализа морали как культурной дискурсивной формации, которая основана на взаимодействии дискурсивных и недискурсивных культурных практик при доминировании первых. Дискурс морали трактуется в диссертации как дискурс оценок. Работа позволяет включить дискурсивную формацию морали в общее поле исследований современной социальной философии.

  4. Проведен полномасштабный анализ профессиональной этики как одного из феноменов культурной дискурсивной формации морали. Раскрыты струк-

тура, содержание, внутренние и внешние связи профессиональной этики, в философском ракурсе исследованы проблемы, стоящие перед современной профессиональной этикой, определены перспективы ее дальнейшего развития. Положения, выносимые на защиту:

  1. Историческая реконструкция философской мысли показала, что дискурс присутствовал в истории философии в идейном, терминологическом и понятийном ракурсах. В содержательном плане историческая реконструкция идеи дискурса в философии обнаружила две основные линии развития: гносеологическую и лингвистическую. Их единство представлено в целостной самостоятельной теории дискурса, созданной М.Фуко.

  2. На протяжении исторического развития идея дискурса обнаруживает тесную связь с моральной проблематикой в философии соответствующих эпох. В парадигме «on he on» эта связь опосредуется через понятие мудрости, достижение которой обеспечивается благодаря присущей человеку способности к дискурсивному суждению. В свою очередь мудрость является главной добродетелью, позволяющей человеку приблизится к Истине, одной из ипостасей Блага. Философия парадигмы cogito нацелена на поиск истины, но уже не в метафизическом, а в практическом плане. Такая трактовка возвышает роль дискурсивного мышления в деятельности человека, нацеливая его на посюстороннюю добродетельную жизнь, несмотря на ограничения, поставленные дискурсивному разуму Кантом, определившим категорический императив как вне- и над-дискурсивный. Философская парадигма «exitenz» связывает дискурсивные механизмы мышления и речи с разнообразными языковыми играми, жизненными практиками, формами и способами существования социальной реальности, социальными институтами, что приводит к возникновению отдельного направления в современной этике - этики дискурса.

  3. Мир культуры может быть рассмотрен как мир культурных дискурсивных формаций. Культурная дискурсивная формация - это содержательно определенная совокупность дискурсивных и недискурсивных событий, процес-

сов и объектов, которая возникает благодаря взаимодействию, игре и борьбе дискурсивных и недискурсивных практик. В соответствии с основными культурными формами, выделенными в концепции В.А.Конева, можно определить следующие культурные дискурсивные формации - мифология, искусство, религия, мораль и наука как основные формально-содержательные области мира культуры.

  1. Внутренняя структура культурных дискурсивных формаций соответствует категориальной структуре мира культуры в целом. В каждой формации существуют остенсивный, императивный, аксиологический уровни и уровень форм-принципов. На каждом из этих уровней в формации образуются соответствующие культурные феномены. Процессуальный план функционирования культурных дискурсивных формаций представлен через взаимодействие дискурсивных и недискурсивных практик на каждом из названных уровней. На остенсивном уровне значение дискурсивных практик минимально, а на уровне форм-принципов оно вырастает до максимума.

  2. Анализ культурной дискурсивной формации морали подтвердил предполагаемую структуру. На остенсивном уровне функционирования морали был выделен такой культурный феномен как этикет, на императивном уровне -моральный план религиозных систем, на аксиологическом уровне - системы моральных ценностей, например, таких как профессиональная этика, на уровне форм-принципов - этика как наука о морали. В процессуальном плане роль дискурсивных практик морали возрастает от остенсивного уровня к уровню форм-принципов. Дискурсивная практика морали представляет собой совокупность вербализованных форм, структурирующих процесс возникновения, развития и трансформации моральных оценок. Эти формы включают в себя способы конституирования человека в качестве морального субъекта; моральные правила и регулятивы в кодифицированной форме; действия человека, рассмотренные в аксиологическом ракурсе, т.е. моральные действия; этические системы. Каждая форма закрепляется в культуре благодаря соответствующим

ей механизмам социального признания. Практический моральный дискурс представлен через анализ профессиональной этики.

Научно-практическая значимость исследования

Научная значимость исследования заключается в том, что анализ морали как культурной дискурсивной формации предполагает новые ракурсы исследования морали в рамках философии культуры. Перспективы имеет дальнейшее исследование морали как культурной дискурсивной формации во взаимосвязи с областями образования и воспитания.

Поскольку данная работа носит междисциплинарный характер (история философии, социальная философия, философия культуры, этика), то ее результаты могут быть использованы для выстраивания содержания курсов по философии, этике, культурологии, социологии культуры. К материалам диссертационного исследования можно апеллировать при подготовке курсов специальных учебных дисциплин, таких как «Этика и культура управления», «Профессиональная этика и этикет», «Этика государственной и муниципальной службы». Работа над темой диссертационного исследования позволила структурировать материал специализированного учебного курса «Профессиональная этика», что отражено в соответствующих методических рекомендациях и подтверждает возможность практического использования полученных в ходе исследования результатов.7 Практическая значимость исследования также включает в себя возможность использования материалов при подготовке программ по развитию культуры, образования и воспитания в учебных заведениях.

Апробация работы

Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры философии гуманитарных факультетов Самарского государственного университета.

Основные тезисы и идеи диссертационной работы были изложены в ряде выступлений автора на ежегодных научных конференциях в Самарском Госу-

7 Болотникова, Е.Н.Профессиональная этика //Болотникова Е.Н.- Методическое пособие. - Самара, СМИУ, 2003.-27с.

дарственном Университете(2004г., 2005г., 2006г.), Самарском муниципальном институте управления (2003г., 2004г., 2005г., 2006г.), а также в докладе на Международных конференциях «Дни Петербургской философии» (19-22 ноября 2005г.), «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 14-17сентрября 2004г.), Всероссийской конференции «Идея университета и топос мысли», посвященной 25-летию кафедры философии гуманитарных факультетов Самарского государственного университета (3-5 октября 2005г.) и «Самарская ассамблея 2006».

Основные идеи диссертации отражены в 7 публикациях автора. Структура и объем диссертационного исследования В соответствии с целями и задачами исследования, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы, насчитывающего 120 наименований. Общий объем диссертационного исследования составляет 160 страниц.

Идея дискурса в философии Античности и Средневековья

Роль идеи дискурса в современных гуманитарных науках сравнима с ролью понятия радиоактивность в физике. По мнению авторитетных специалистов, современное состояние гуманитаристики характеризуется как состояние «после дискурсивного переворота»8, а это значит, что ни одна из философских, лингвистических, социальных дисциплин не осталась в стороне от этого процесса. Идея дискурса может быть рассмотрена и как лингвистическая, и как философская, и как методологическая идея. Это связано со специфическими историческими и этимологическими характеристиками, которые приобрело понятие дискурса за свою долгую историю. Исследование вопроса, что есть дискурс, и как возможно его исторически обоснованное истолкование в современной философии и составляет предмет настоящей главы.

Можно предположить, что понятие «дискурс» исторически связано с двумя основополагающими предметами философского мышления - языком и рассуждением. Это прослеживается не только этимологически, но и обнаруживается в учениях великих философов, обращавшихся к понятию дискурса в своих трудах.

Рассмотрим происхождение понятия. Дискурс образован от греческого бш ббос; - путь, изложение, рассказ и от латинского «discurro, discuriero» - блуждать, разбегаться в разные стороны и, к сожалению, не имеет полноценного аналога в русском языке. В «Латинско-русском словаре» дается девять значений понятия «дискурс», из которых восемь посвящены описанию дискурса как беспрерывного мелькания, беготни, разрастания, суеты и только одно значение дискурса как беседы, разговора.9 По сути дела на пересечении этих двух значений - рассказ, т.е. речь и блуждание речи, ее изложение, способ выражения, и формируется содержание понятия дискурс.

Согласно Г.Б.Гутнеру и А.П.Огурцову, дискурс в античности фиксирует различие между непосредственными (интуитивными) и опосредованными (принимаемыми на основе доказательств) истинами и характеризует мышление, развертывающееся в последовательности понятий или суждений.10 Такая интерпретация позволяет провести логическую цепочку и связать дискурсивное мышление с речью, однако она не полностью раскрывает положение и значение этого термина. Более широкое и предметное истолкование дискурса можно получить в последовательном развертывании его содержания в истории философии.

Детальное исследование идеи дискурса в работах великих философов предполагается вести в режиме поиска ответов на следующие вопросы: присутствие дискурса как термина в текстах философов; их интерпретация идеи дискурса; связь их трактовки идеи дискурса и жизненной практики.

Впервые термин дискурс, в греческом варианте fa& oboq или Siavoia используется в письменных источниках, принадлежащих Платону и Аристотелю. Онтологическая парадигма «on he on» как первый этап в развитии философии закладывает основные ориентиры в понимании дискурса. Как утверждает М.А.Можейко, термин дискурс в античности фиксирует противопоставление «органа знания» и «органа мудрости». Орган знания распознает качества объектов познания, а орган мудрости распознает причины познаваемого и познания вообще.11 Рассмотрим место и значение дискурса в философии Платона и Аристотеля более подробно.

В философии Платона значение понятия «дискурс» не оговаривается особым образом, несмотря на то, что, «в центре внимания Платона стоял вопрос о значении понятий и для бытия и для знания».12 Однако, своими текстами он дает нам основание для размышлений по поводу дискурса. Так в «Государстве» Платон рассматривает структуру разумных познавательных способностей, в ко торой следует, с одной стороны, различать способности, относящиеся к познанию умопостигаемых предметов - это ум и рассудок, а с другой стороны, следует выделить постижение телесных и преходящих вещей мнением и уподоблением, дающих лишь более или менее полное представление о том, что не является непреложным и может происходить и так, и иначе. Эти четыре вида способностей познавать: ум, рассудок, мнение, уподобление не только выстроены по принципу иерархии, но и касаются разных предметов: первые два исследуют умопостигаемые, а два других - телесные вещи. Важно отметить, что, чем более достигается единство познающего и познаваемого, чем больше постигается истинное знание, тем выше в иерархии стоит способность.

Познавательные способности ум и рассудок последовательно различаются как созерцательная и дискурсивная. Как справедливо отмечает Д.В.Джохадзе: «Платон .. сделал разум основополагающим принципом своей философии». Разум есть собственно созерцание, т.е. одновременное постижение предмета мысли в мысли через их совершенное отождествление. Рассудок для Платона это определенная последовательность познавательных актов, сознательно производимая человеком в процессе познания, не отождествляющая предмет мысли и мысль, но ведущая к этому. Характеристики, позволяющие отличить разум и рассудок: отсутствие/наличие предпосылок, целостность/частичность, активность /пассивность (акт/потенция), отношение к изменению (неизменное /изменяемое), понимание/объяснение, отношение ко времени в двух смыслах - вечное/длящееся и одномоментная /последовательная смена моментов времени. По меткому выражению Д.В.Никулина, различие между рассудком и разумом в философии Платона, да и во всей античной философии в целом можно представить через метафору: «Разум это как бы прыжок через пропасть, а рассудок - предваряющий разбег».

Структура морали как культурной дискурсивной формации

Предыдущий анализ мира культуры как мира культурных дискурсивных формаций позволяет нам определиться относительно структуры, форм и способов артикуляции культурного содержания. Из числа выделенных нами формаций мифологии, искусства, религии, морали и науки особенное внимание в современной культуре уделяется культурной дискурсивной формации морали. Мораль как специфическая культурная область конституируется на основе аксиологических форм культуры. Принципиально важным для аксиологической формы культуры является выбор. Установление ценности какого-либо объекта, действия, высказывания происходит благодаря сравнительному анализу, необходимым условием которого является альтернатива нескольких возможных вариантов. Мораль как особая культурная дискурсивная формация определена ценностью, то есть альтернативностью.

Значение исследования морали как культурной дискурсивной формации для понимания человека в социальном пространстве огромно. При всем многообразии определений морали, можно увидеть, что одной из важнейших функций морали как явления культуры является организация социального поведения людей. Индивиды в одной и той же культурной дискурсивной формации всегда обладают сходным, хотя и выраженным в разной степени представлением о нормах, ценностях и правилах действия в той или иной конкретной ситуации. Таким образом, осознание своей связи с тем или иным типом культуры оказывается для людей новым основанием их взаимной организованности. Умение одинаковым или хотя бы достаточно сходным образом расшифровывать сообщения, передаваемые в каком-то данном сообществе, выявлять в них смыслы, определяющие всю его жизнедеятельность, использовать стандартные образцы поведения, задаваемого этими сообщениями и пр., обеспечивает рамки, в которых каждый член этого сообщества ощущает свою связь с остальными, воспринимает себя в качестве элемента единого целого. Таким образом, мораль способствует преодолению страха одиночества и заброшенности, сущность которых глубоко раскрывает в XX веке философия М.Хайдеггера.

Логика предыдущих этапов нашего исследования позволяет предположить, что внутренняя структура культурной дискурсивной формации морали соответствует структуре мира культуры в целом, который организован соответственно основным культурным категориям. Мораль, возникающая на базе аксиологических форм культуры, является комплексом событий, действий, процессов, высказываний, которые имплицитно включают в себя все другие основные формы культуры. Это означает, что мораль, как культурная дискурсивная формация, функционирует на остенсивном, императивном, собственно аксиологическом уровнях и уровне форм-принципов, следовательно, на каждом из них образуются соответствующие культурные феномены.

Процессуальный план функционирования культурной дискурсивной формации морали представлен дискурсивными и недискурсивными практиками, их взаимодействием, игрой и взаимодополнительностью. Мы полагаем, что выбор значений в аксиологическом измерении порождает дискурсивную практику морали в самых разнообразных ее проявлениях. Оперирование в деятельности некими само собой разумеющимися значениями, выраженными не в речевой, а, например, в форме жестов, образов и т.д., мы считаем недискурсивной практикой морали.

Исходя из этого, рассмотрим предметно содержание и структуру культурной дискурсивной формации морали.

Недискурсивные практики в единстве с дискурсивными на уровне остен-сивных форм в морали образуют такой вид моральной деятельности как этикет. Нравственный смысл этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить признание самоценной значимости человека, с которым приходится вступать в контакты. История формирования этикета свидетельствует о возникновении морального сознания, об утверждении в культуре представления о том, что каждый человек имеет самостоятельную значимость, отличную от простой полезности, инструментальности. «Этикет - не просто стандарт поведения, а более или менее ритуализированная форма осмысленного общения»,158 - отмечает К.Стошкус. Способы демонстрации, то есть наглядные образцы для сохранения и трансляции этикетных норм, играют здесь первостепенное значение, поскольку очистить грушу с помощью ножа и вилки (как того требует столовый этикет), только прочитав об этом в книге, практически невозможно. Значение соблюдения норм этикета в мире культуры не может быть понято и принято индивидом в отрыве от демонстрации этикетных норм в действии. Образцы этикета состоят из множества взаимосвязанных компонентов и приобретают ценность в глазах индивида, если будут наглядно продемонстрированы преимущества его соблюдения, привиты, то есть многократным повторениями закреплены его навыки. Здесь очевидно доминирование недискурсивных практик постольку, поскольку образец некоего действия должен быть тем или иным образом показан.

Этикет представляет собой целый комплекс способов регуляции человеческого поведения, касающийся самых разных жизненных ситуаций: дипломатический этикет и протокол, внешний вид, столовый, дворцовый, этикет деловых отношений, этикет приветствий и представлений и др. Значительную роль в нем играет не только следование образцу, что является признаком остенсив-ных форм культуры, но и практика нормирования, регулирования, установления правил, то есть того, что относится к области императивных форм культуры. В зависимости от вида этикета в нем доминируют остенсивные или императивные формы. Например, в столовом этикете доминируют остенсивные формы, а вот дипломатический этикет базируется на императивных процедурах нормирования.

Этикет это форма признания значимости принадлежности человека к определенному сообществу. Поскольку этикет требует демонстрационных форм хранения и передачи культурного содержания, закрепленного в образцах, постольку со временем этикетные формы усложняются и эстетизируются. Востребованными в культуре оказываются люди, обладающие специальными знаниями в культуре этикета - герольдмейстеры и сотрудники служб протокола разных стран. Для общества в целом этикет - это форма культуры, при помощи которой человек обучается ладить с достоинством других и тем самым обеспечить защиту своего достоинства, создавать условия для преодоления конфликтных ситуаций, достижения намечаемых целей общения. Целостность этикета на остенсивном уровне функционирования морали как особой культурной дискурсивной формации, обеспечивается благодаря сплавлению, тесному сплетению дискурсивных и недискурсивных практик, имеющих конститутивное значение для формирования и закрепления образцов поведения.

Уровень императивных форм в морали характеризуется возникновением комплекса моральных заповедей, которые чаще всего закрепляются в религиозных концепциях. Это связано со спецификой религии как феномена культуры, в котором смысловая структура, значение любого акта действия, высказывания, объекта выстроена по принципу иерархии. Система моральных требований в религии не обладает самоценностью, поскольку обосновывается религиозными догматами и таким образом может быть в полной мере понята только в связи с ними. Закрепление религиозных моральных заповедей в культуре происходит с помощью дискурсивных практик молитвы, исповеди, покаяния, но также и через недискурсивные практики в форме религиозных обрядов, церемоний, торжеств.

Практический моральный дискурс. Профессиональная этика

Исследование культурной дискурсивной формации морали может быть признано максимально полным, если некий фрагмент практической жизнедеятельности индивидов будет определен как элемент культурной дискурсивной формации морали и как результат дискурсивной практики морали. Таким элементом выступает профессиональная этика. Под профессиональной этикой понимают «подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности».1 9 Выбор профессиональной этики в качестве культурного феномена, который утверждает нечто определенное в культурном бытии человека, объясняется ростом актуальности и развитием этого направления этики в современной культуре, относительной независимостью профессиональной этики от экономических, национальных, территориальных или религиозных особенностей развития культуры, увеличением числа профессий и соответственно числа кодифицированных форм профессиональной морали в связи с процессами глобализации и НТР.

Х.Арендт справедливо отмечает, что в Новое время в культуре изменяется традиционная христианская установка, гласящая, что «созерцательная жизнь в абсолютном смысле лучше, чем деятельная жизнь», и какими бы ни были за слуги деятельной жизни, у созерцательной они «действительнее и крупнее». Для социального порядка, в котором мы живем, значимо то, что внутри пуб-личной сферы всякая деятельность понимается как труд, а стало быть, что бы ни делал индивид, он занимается обеспечением жизненных потребностей и добивается для себя удовлетворительного уровня жизни. В связи с этим труд, очерченный рамками определенной профессии, начинает играть огромную роль в жизни современного человека, и, следовательно, профессиональная этика является тем феноменом, который требует пристального внимания со стороны философии.

Рассмотрим профессиональную этику как феномен, воплощающий в себе структурную и содержательную целостность дискурсивной формации морали. Для решения этой задачи нам предстоит охарактеризовать профессиональную этику с двух сторон. Во-первых, необходимо проанализировать её с точки зрения формы, другими словами, определить в каком качестве и как именно в ней проявляются остенсивные, императивные, аксиологические формы и формы-принципы. Во-вторых, рассмотреть профессиональную этику в процессуальном плане, то есть определить, какие этические теории в качестве основы в ней доминируют, какие способы кодификации морального опыта применяются. Установить, определяется ли действие индивида в профессиональной этике в качестве морального, и, наконец, выяснить включается ли профессиональная этика в число тех феноменов, с помощью которых индивид устанавливает себя в качестве морального субъекта. В ходе нашего исследования мы также должны будем обратить внимание на то, с помощью каких механизмов и форм социального признания профессиональная этика образует единство в дискурсе.

Благодаря проведенному выше анализу мы полагаем, что профессиональная этика является феноменом мира культуры, который функционирует в культурной дискурсивной формации морали на уровне аксиологических форм. В ней аккумулированы все остальные культурные категории, но решающую роль играют именно аксиологические. Вместе с тем профессиональная этика не является «чистым» моральным феноменом. Она вплетена в сложную ткань социальных отношений, находится в тесной связи с другими формами производства, хранения и трансляции культурного содержания, а потому может быть проанализирована в отношении остенсивных, императивных и форм-принципов.

Профессиональная этика включает в себя профессиональный этикет, являющийся феноменом остенсивного уровня существования культурной дискурсивной формации морали. О значении демонстративного, показательного компонента в современной культуре пишет известный философ В.В.Савчук: «В настоящее время визуальная реальность утверждается в качестве единственно возможной».191 Форменная одежда, профессиональный цвет (например, у медиков - белый), искусственное конструирование профессионального языка (у системных администраторов или банковских служащих), специфический юмор (у журналистов, военных, врачей), эмблемы и гимны профессий, профессиональные ритуалы и др., - все это показывает связь профессиональной этики с остен-сивными формами культуры. Профессии, особенно с долгой историей, например, профессии политика, военного, педагога, врача овеяны в массовом сознании целым комплексом загадок, стереотипов, мифических историй и сюжетов. Одновременно для индивида, начинающего осваивать азы той или иной профессии, образ профессионала, внутренние механизмы профессиональной деятельности, выдающиеся представители данной профессии, ритуалы и привычки, органично присущие профессионалам, образуют некий мифологический комплекс. Фирменный стиль, имидж профессии, ее дух, - все это из метафор очень быстро превращается в конкретные технологические требования и таким образом прочно закрепляется в культуре.

Остенсивные формы как бы маркируют представителя профессии в обществе, выделяют его, создают систему означающих профессии, которая ориентирована во внешнюю среду и одновременно выполняет объединительную функцию внутри самих представителей профессии.

Императивность профессиональной этики заключается в целой совокупности требований, ожиданий, предписаний и указаний, обоснованных спецификой профессиональной деятельности. Этот комплекс имеет двоякую направленность: внутреннюю - в отношении представителей профессии друг к другу, и внешнюю - в отношении к представителям других групп.

Фиксация требований, ожиданий и надежд происходит в профессиональном моральном кодексе, который соответственно может иметь или не иметь оформленного вида. Такая возможность подчеркивается в самом определении профессиональной этики, где говорится о «подразумеваемом или конкретно определенном наборе моральных норм». Существование социально признанного профессионального кодекса принципиально меняет статус профессии в обществе, поднимает ее престиж и значение в социальном пространстве, является актом закрепления наиболее эффективных способов ведения профессиональной деятельности. В отношении индивида, владеющего профессией, существование морального кодекса означает принятие определенных этических ограничений, осознанно налагаемых на себя индивидом в качестве профессионала.