Содержание к диссертации
Введение
Глава I. МИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
I. Иррационально-мистическое в структуре духовного: место и специфика
2. Основные факторы, обуславливащие мистическое постижение действительности
А. Социальный фактор;
Б. Экзистенциально-личностный фактор
Глава II. МОЛОДЁЖНЫЙ МИСТИЦИЗМ В РОССИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
I. Состояние мистического сознания в молодёжной среде 90-х годов
2. Причины роста вовлеченности российской молодёжи в мистицизм
A. Специфика возраста;
Б. Социокультурная ситуация в стране
B. Проблемы сектанства
3. Перспективы развития неомистических представлений в России
Заключение
Список литературы
- Иррационально-мистическое в структуре духовного: место и специфика
- Состояние мистического сознания в молодёжной среде 90-х годов
- Перспективы развития неомистических представлений в России
Введение к работе
Длительное время наше общество пне замечало" проблем мистической ориентации некоторой части молодёжи. Это было связано с господствующей в недавнем времени идеологией, которая не была совместима с причастностью молодых людей к религии или мистицизму.
Перестроечные процессы в нашей стране ещё в 80-х годах позволили приоткрыть завесу над ранее запретными темами, приоткрыть двери для глашатаев уже подзабытых идей, западных проповедников, восточных учителей. Расширился рынок продаваемой эзотерической литературы, появились учебные пособия и фильмы по тем или иным мис-тико-религиозным учениям. В крупных городах стали создаваться и процветать секты мистической ориентации. Молодёжь потянулась к необычным ценностям довольно активно, что привело к активизации процесса вовлечения молодёжи в секты. Необходимо заметить, что при всём их многообразии, тенденция образования новых религиозных движений в 90-е годы в России носит заметно отличный характер от подобных движений, существовавших ранее. Это связано,прежде всего, с эклектически смешанными традициями Запада и Востока в сегодняшних сектах мистической направленности. Подобные движения отходят от тра< диционных религиозных учений по своей сути и содержанию. В них просматриваются черты иррационализма, которые подразумевают, прежде всего, постижение богооткровенных истин и мистических начал интуитивными и медитаиианными путями. Ещё одной отличительной чертой современного мистицизма является процесс его сближения с научной трактовкой необычных явлений. Это позволяет говорить о новом мистицизме, который может быть охарактеризован как неомистицизм.
Современная жизнь требует от науки подробного рассмотрения
ТИ , rv
процесса увлечения людьми мисиизмом,особенно молодежью. ото связано с некоторыми негативными последствиями увлечения МИСІИШЇЗМ0М,
4.
на фоне чего у молодых людей порой обнаруживаются психически рас-стройстіа. Кроме того, вовлечённость молодых людей в религиозно-мистическую практику в ряде случаев приводит к появлению таких антиобщественных течений, имеющих под собой криминальную основу, как сатанизм. В некоторых случаях увлечённость иррациональным и мистическим приобретает политическую окраску фашистского толка.
Степень разработанности проблемы находится на самой первоначальной стадии. Разработка проблем мистического сознания в последние годы складьшалась таким образом, что она рассматривалась преимущественно в контексте исследования близкого, но не равнозначного с ним религиозного сознания. С точки зрения философской, исторической, психологической мистицизм рассматривается в работах русских мыслителей рубежа XIX и XX столетия - Вл.С. Соловьева, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева. Из более поздних имён можно упомянуть имена И.Т. Касавина, П.С. Гуревича, А.А. Яковлева, А.Ю. Григоренко, Ю.Л. Кимелева, С.А. Токарева, Б.А. Малиновского и некоторых других. Среди зарубежных исследователей мистицизма и его прикладного аспекта - сектантства - известны такие авторы, как Дж.Кларк, У.Джеймс, Р.Штайнер, Дж.Фрезер, А.Леманн, К.Джиамбалво, Дж.Росс, М.Лангон, К.Мошиньский и многие другие.
Анализом же влияния мистических воззрений на поведение молодёжи занимались и продолжают заниматься преимущественно в развитых странах Запада. У нас до настоящего времени подобные задачи не ставились, поскольку, как уже было отмечено, идеология эпохи социализма, распространяя идеи атеизма, утверждала отсутствие мистических убеждений В МОЛОДёжНОЙ Среде. СДВИГ В МИрОВОЗЗреНЧеСКИХ Lj
позициях молодёжи берёт начало с момента образования на территории бывшего СССР в 80-х годах неформальных групп. Молодежь, являясь специфической частью общества в любой стране, способна быть под-
5.
вержена влиянию мистических настроєний в наибольшей степени.
По мнению Г.И. Забрянского "...общее - потребность в само-утіерждении, самоопределении, самостоятельности и самооценке. В зависимости от возможностей, которые среда представляет личности для реализации этого ядра, можно ответить на такие вопросы: как ведёт себя молодой человек и почему он поступает в конкретной жизненной ситуации так или иначе?.. Перестроечные процессы предос-тазили молодёжи более широкие возможности самоутверждения не только в рамках традиционных институтов социализации, но и вне их. Одним из массовых проявлений "внешних" возможностей самореализации
стали всякого рода неформальные объединения молодёжи...
В числе таких объединений одно из видных мест занимают вне-конфессиальные группы с мистической ориентацией. Данная проблема требует углублённой проработки вопроса, поскольку среди их членов распространяются мистические настроения западноевропейского и восточного толка, и уже достаточно большое число групп выполняют сегодня антропософские, теософские, псевдовостояные и другие культы. Обращение молодёжи к нетрадиционным религиям во многом связано с кризисом "старых религий". Атеизм не смог достаточно аргументировано заставить людей отвергнуть религиозные убеждения. Кроме того, разрушение многих культурных памятников, в том числе храмов и молитвенных домов, привело к тому, что "...происходит искаженное восприятие и опенка традицианных религий, религиозных философов и гуманистических писателей. С учётом юношеского максимализма поиск смысла жизни у молодых людей нередко проявляется в модернизированных, сюрреальных, в том числе квазирелигиозных формах. Особым успехом среди юношества и молодёжи начинают пользоваться эклектически смешанные элементы различных религий. Таким образом, нетра-
* Криминологи о неформальных молодёжных объединениях.-М.,1990,-0.14.
б.
дишонные религиозные группы молодёжи - это неформальные объединения, базирующиеся на исповедании смешанных религиозных взглядов различных вероисповеданий. При этом пели формирования и функциони-роїания подобных групп, содержание, формы и условия совместной деятельности их членов имеют лишь слабую связь с традиционными религиями (христианетюм, буддизмом, исламом)".
Целью исследования является необходимость раскрыть сущность мистических юззрений в молодёжной среде. Выделить их влияние на поведение молодёжи является ВШЗШШ^ВШЗШ диссертационного исследования.
В связи с поставленной задачей і работе необходимо рассмотреть ещё несколько подзадач, без которых понимание мистицизма не будет раскрыто полностью. Это:
исследование соий-окультурных корней мистических воззрений на современном этапе;
раскрытие роли ценностных ориентации молодёжи в приобщении к религиозно-мистическому;
прогнозирование возможных перспектив развития мистических представлений в России в современный период и их влияния на поведение российской молодёжи.
О^ъедтш^сследедашд выступает современная молодёжь, проживающая в городах центральной части России.
ИЗВШ$2ШЛВ2МШШ^^ являются религиозно-мистические воззрения, влияющие на характер поведения молодого человека.
Источниковедческую базу диссертации составили работы вы-шеперечисленных учёных, занимающихся данными проблемами. Изучение природы мистических убеждений обусловило обращение к работам видных представителей отечественной и зарубежной общественной мысли
^Криминологи о неформальных молодёжных объединениях. 41.,1990-0.144.
7. '(Н.Бердяева, К.Ясперса, М.Бубера, С.Кьеркегора, З.Фрейда, А.Берг-
#
сона и других), касающихся проблем экзистенциального поиска смысла жизни, а также иррациональности а мышлении человека. В исследовании использованы литературные произведения И.Ефремова, А.Казанцева, А.Горбовского и других известных аітіров. Определённую значимость для работы имели материалы западных организацийшо работе с молодёжью, разделяющей мистические мировоззрения.
В процессе исследования диссертант опирается на результаты работ отечественных психологов и психиатров с мистически настроенными людьми. Использованы философские, социологические, социально-психологические и другие работы современных учёных.
Эмпирическую базу диссертации составили данные государственной и молодёжной статистики, газетные и журнальные публикации с изложением фактического материала по изучаемому вопросу, а также материалы социологических опросов по состоянию мистического сознания, провидимых автором в городе Пензе.
НзУЗЩ^^швшнд^с^л^^шния определяется тем, что предпринята одна из первых попыток исследовать процесс формирования мистических воззрений в молодёжной среде,определив их влияние на поведение молодёжи.
Проанализирована современная форма мистицизма-неомистишзм.
Представлен анализ религиозно-мистических корней духовных воззрений молодых людей в 90-е годы двадцатого столетия на территории России.
Проанализирована ситуация, в которой оказались последователи новых религиозных движений. Прежде всего, речь идёт о механизме порабощения воли верующего и вовлечения его в мистическую
сек$у.
- Определена категория виц, нуждающихся в реадаптацій и
реабилитации после влияния на их сознание того или иного деструк-
8.
тивного культа.
- Данные диссертационного исследования способны оказать практическую помощь комитетам по делам молодёжи по устранению деструктивных последствий вовлечённости молодых людей в деятельность внеконфессиэнальных организаций и показать конкретные пути ресодаализаыии лиц, подвергшихся влиянию культа.
- Некоторые выводы автора,- работы позволяют сделать рекомендации относительно возможных изменений в методиках работы психологов и психиатров с мистически настроенными людьми, с учётом экзистенционального фактора и меняющейся общенаучной парадигмы в отечественной медицин и психологии.
ШШШШ5Ш8^Ш&Уитсть исследования состоит в том, что оно послужило теоретической основой для разработки специальных учебных факультативных курсов среди старшеклассников города Пензы: "Религии мира", "НЛО и аномальные явления. Их природа, свойства и объяснение". Данные курсы ставят целью н допустить в сознании подрастающего поколения болезненного крена с последующим нарушением психического здоровья.
4SBSSSS8SlLSSS55fli2MS35 заключается в том, что автором был опубликован ряд работ, а также прочитаны лекции на семинарах психологов в Пензенском институте повышения квалификации работников народного образования в 1995-96 учебном году.
Анализ духовного состояния молодёжи требует предваритель-
мисгйииамА
ного рассмотрения природы и основных характеристик, вытекающих из
его религиозности,а также духовных потенций общества, чему будет посвящена первая глава диссертационного исследования. Раскрытие же влияния иррационально-мистических воззрений на поведение молодёжи требует анализа современного состояния общественного сознания в русле неомистических взглядов на базе проведённых социологических
9.
исследований. Представляется важным также рассмотреть некоторые психологические и физиологические факторы, взаимосвязанные с социокультурной системой, и способные влиять на поведение молодого человека и на его отношение к мистицизму. Это будет составлять содержание второй главы.
Вместе с тем, учитывая некоторые тенденции роста неомис-тишзма, представляется целесообразным спрогнозировать возможные перемены в сознании и поведении молодёжи и в связи с этим рекомендовать конкретные варианты разрешения предполагаемых негативных сдвигов. В случае, если исследования покажут отрицательные факторы роста неомистических взглядов, потребуется найти действенные способы купирования негативных последствий для общества.
10.
Иррационально-мистическое в структуре духовного: место и специфика
В то же время невозможно приравнять мистику иг религию. Первая имеет и более узкий смысл. Мистика - это религия в напряженной и .живой стадии. Мистика - это более интимное осознание божественного. Подлинный мистик живет и поступает согласно своим мистическим убеждениям во всех делах. Его действия могут представляться как иррашеналвные. Иррациональность проявляет себя і несоизмерных с логикой действиях,поступках,шагах.
Джеймс выдвигает предположение, будто мистические состояния скорее принадлежат к эмоциональной сфере, нежели к интеллектуальной.
Мистический опыт трудно выразим в общепринятых понятиях,терминах. Он не рационален и поэтому может быть передан только в особых символах и архетипичных образах. Мистику можно охарактеризовать как "тайную" религию,которая существует наряду с религией народной.
Обычно мир,который окружает человека,обладает для него статусом реальности. Человек осязает,слышит и видит процессы этого мира. То же, что возникает в душе,не является для него действительностью. Но бывает и так,что люди называют реальными именно те образы,которые возникают в их духовной жизни. Мистический опыт невыразим. В человеке есть нечто,что вначале препятствует ему видеть духовными очами.
Когда посвящение вспоминает, как они проходили через опыт мистерии, они ссылаются именно на эти трудности.
Духовные или, как их называют мистики,астральные видения, представляют собой гамму непередаваемых символов,цветов,картин.Непосвященным невозможно оценить тот каскад ощущений. Поэтому можно утверждать,что мистический опыт неадекватен. Эти рассказы понятны, когда человеку известны этапы на пути от низшего познания к высшему.
- Можно говорить о том, что сам мистический опыт не имеет конкретных аналогов в земной жизни. Спеиифйка мистических перешиваний иная, нежели обычные повседневные впечатления бытия. В них нет различения эмоционального и рационального, ибо это целостный универсальный опыт. Таким образом, первым признаком первым признаком мистического опыта является его невыразимость.
Второй признак мистического опыта - интуитивность. Интуитивное познание сродни мистическому опыту. В то же время мистика невозможна без интуитивности. Она приоткрывает некую реальность, которая предстаёт в своей целостности и неразъёмноети. Интуиция кажется фрагментарной не только по отношению к логической конструкции. На самом деле она всеохватна и всепроникающа. Интуиция -оазисный природный дар человека. В мистическом опыте её задатки развиваются с предельным напряжением. Мистическое погружение в себя, по мнению Н.А. Бердяева, есть всегда выход из себя,прорыв за грани, что глубь человека более чем человеческая, в ней кроется связь с Богом и миром. "В мистике есть духовное дерзновение и почин внутреннего человека, глубочайпнх глубин духа.
Интуиция сходна с мистическим опытом тем, что она находится в отрыве от постижений разума. Интуиция иррациональна по своей природе. Она субъективна и не претендует на роль истины. Самое верное, что может произойти с интуицией - это её проверка временем на практике. Но мистический опыт иногда "представляет" информацию для посвященного в виде откровения, где заложены основы провидения, предсказания и т.п. Интуиция с этим имеет самое непосредственное сходство.
Третий признак мистического опыта кратковременность. Мистические состояния не имеют длительного характера. После их исчезновения трудно воспроизвести в памяти их свойства. Однако после многочисленных возвращений они способны оборатись и расширить ДУЩУ.
Интересным представляется я течение времени в процессе мистического переживания. Оно искажает свой ход и словно убыстряется. Время внутри мистических переживаний вообще протекает иначе. Оно не соотносено с земным, доступным человеческому восприятию. К примеру, люди, прошедшие через клиническую смерть, в своих исповеданиях воспроизводят множество разных эпизодов,в которые они были погружены. В реальном мире это заняло бы огромный срок.
Четвёртый признак мистического опита - бездеятельность воли. МИСТИК начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти какой-то высшей силы. Обладает ли мистическое переживание этим свойством? Возможно, хотя сам же философ подчеркивает, что проникнуть в мистический экстаз иногда можно только через волевое напряжение. Встречаются факты, когда человек, захваченный мистическим опытом, демонстрирует волевые импульсы. Например, усопший хочет вернуться к жизни, и светоносное существо отпускает его...
Состояние мистического сознания в молодёжной среде 90-х годов
Волны мистицизма время от времени прокатывались по всем религиям. Обычно это случается тогда, когда те нуждаются в возрождении /ревайвале/ или реформе. Способность мистиков к непосредственному, невербальному переживанию играла в этом случае главную роль. Однако нынешний мистицизм не ограничивается рамками какой-то одной религии и выплескивается за её пределы,устрем-ляясь к межрелигиозному синтезу. Иногда при этом он оставляет позади и границы самой религии, прибегая к понятийному аппарату современной науки. В этом его "нетрадиционность".
Россия, находясь на стыке двух культур, двух пластов /философских, умозрительных/ - Запада и Востока, представляет из себя не что-то вновь образованное для развития в конце 20-го века на её территории иррационально-мистических воззрений,а скорее подготовленную почву идеями известных всему миру эзотериков Е.Блаватской, Н. и Е. Рерихами, Г.Гурджиевым, некоторыми русскими космистами. Поэтому в переломный социально-экономический период для нашего государства, можно говорить не о чем-то новом, вновь с сформированном или . заимствованным Запада или Востока, а о родном, несколько забытом, просто,трансформированном для современности, имея в виду иррационально-мистические воззрения.
Однако стремление в будущее к новому всеобъемлющему синтезу /Востока и Запада, науки и религии/ сочетается в нём с ностальгической оглядкой на далёкое прошлое, в котором "естественный человек" мыслится в счастливой гармонии с природой. Упоение сыроедением, прогулки босиком по снегу, объятия с деревьями, передающими нам свою живительную "прану"... Возможно по той ж причине снежный человек вызывает у людей такой восторг, пак он дитя природы. Однако, знающий неомистик не преминет отметить, что "биг фут" ещё и следующая ступень человеческой эволюции -её уникальную приспособленность к среде нам только предстоит выработать в следующих поколениях. Подобная смычка прошлого и будущего распространяется на его представлении о паранормальных способностях. С одной стороны, они рассматриваются как выход человечества на новую ступень развития, случаи телепатии учащают т ся, стало быть эволюция "гомо еапиенс" не стоит на месте. Более того, развивая в себе паранормальные способности, можно её и ускорить. С другой стороны, нам укажут, что в далёком прошлом наши предки владели ясновиденьем, но его другие чудесные способности пришлось поменять на сомнительные преимущества современной цивилизации. Эта перекличка прошлого и будущего ведёт к тому,что языческая магия толкуется неомистиками как некий прообраз будущего и оценивается ими крайне высоко. Насыщенность магизмом, как уже отмечалось выше, - это ещё одно немаловажное отличие неомистицизма от мистицизма конфессиального, который относится к магии либо сдержанно /буддизм/, либо отрицательно /христианство/.
В своё время мифолог Мирче Элиаде писал о том, что нынешний европеец не случайно тоскует по своему мифологическому прошлому. Идеал человека, растворенного в природе, "ностальгия по началу" - это не что иное, как страх современного сознания перед историей, стремление выйни из неё. Это подтверждают исторические катаклизмы XX столетия, которые обескураживают. Как уже было видно, у неомистиков ностальгия эта соседствует с устремленностью в будущее, с верой в эволюцию и пристальным интересом к последним достижениям науки.
Перспективы развития неомистических представлений в России
Современные религиозно-мистические движения обладают,безусловно, определённой притягательностью, которая и позволяет им удерживать в своих рядах приверженцев тех или иных мистических идей. Чем моложе человек, чем его мировоззрение менее сформировано,тем проще вовлекаем он в ряды подобных движений. Наблюдения за поведением молодых эзотериков за последние семь дет в горде Пензе,например, показывают,что одновременно с тенденцией вовлечения в мистицизм, происходит и процесс разуверования в него. Молодёжи в силу некоторых особенностей психологии иногда свойственно менять мистические взгля&ы на противоположные, и это является для автора обнадёживающим фактором. Отдельные примеры ухода людей в религиозно-мистические движения заставляют общество задуматься над вопросом: "А не потерян ли этот человек для него?" К сожалению,факты говорят о том, что человек, глубоко убежденный в мистических идеях в большинстве случаев "выбивается из соииума". Он перестает быть общественно полезным для него. Но возможен возврат к исходным позициям мировоззрения. Для определения условий такого возврата,вероятно, требуется проведение подробного психологического исследования.Но предварительные наблюдения указывают на то,что люди, принимающие мистические идеи в возрасте сорока и более лет становятся до конца своих дней верны им. Возможно это зависит от их природно-возрастных характеристик. Тогда необходимо проанализировать поведение тех,кто ещё не достиг такого возрастало уже стал придерживаться каких-то мистических выводов. Необходимо время для такого анализа. А поскольку наша страна только в недавнем прошлом начала переживать нашествие мистических учений,выводы подобного рода делать ещё рано. Очень хочется надеяться на то,что возрастно-психологические особенности молодых людей позволят пересматривать им свои,не всегда социально приемлимые,мистические убеждения. Пересмотр этот должен быть,безусловно,в сторону общественной полезности..
Заинтересованность некоторыми надконфессиональными синкретическими религиозными философиями со стороны интеллигенции на современном этапе уже приводит к тому,что в отдельных средних школах вводится, начиная с начальных классов уроки "живой этики", "Каббалы" для детей, теософии для старшеклассников и другое. Назревает ситуаиия, когда потребуется для самих преподавателей средних школ вводить обучающие спецкурсы по религиоведению,поскольку абсолютное большинство из них просто не ориентируются в истиных корнях происхождения той или иной религиозной философии. Так,например, рериховскую Агни-Йогу все её приверженцы считают абсолютно правильным религиозно-мистическим учением.При этом ими ожесточенно критикуется оккультизм, что уже само по себе противоречит истине вещей. Именно Агни-Йога, вобрав в себя идеи теософии и антропософии, продолжила традиции оккультных философий. Критикуя спиритизм и магию,они отвергают истоки происхождения своего мистического учения.
В процессе дальнейшего распространения мистических учений и их приход в классы общеобразовательных школ, возможно, возникнут проблемы юридического характера. Определить насколько правомочны администраторы народнвго образования вводить подобные курсы в виде обязательных в школьные программы предстоит правоведам. Постановление 3e;.xjpp0i0 С:вета OJuP ит I иктября 1990 года приняло Закон "О свободе совести и рвЛ іі„озньгх организациях . Б нем расширены Брава верующих граждан России. Однако, аогут возникнуть ситуации, коїда отдельные ..унК Ш Закона станут спорными и конфликтообразую-щими.Как,например, можно узаконить сатанизм,предусматривающий обряды жертвоприношения? Стоит ли раскрывать двери для зарубежных конфессий, чьи проповедники способны наносить психотравмирующие воздействия на неподготовленного прихожанина? Можно ли заставить человека через общеобразовательный процесс в школе или вузе принять то или иное мистическое учение? Вероятно, на эти вопросы ещё предстоит дать ответы специалистам в области религоведения и права.
Приход в нашу страну некоторых западных методик,прежде всего в сферах медико-психологических практик,с развитием неомис-типизма позволит найти превержениев этих идей для дальнейшей работы с пациентами. Иррационально-мистические идеи (или просто иррациональные методики) возможно сумеют прижиться в медицинских и психологических учреждениях. На этом стоит остановиться в данной работе более подробно.