Введение к работе
Актуальность темы исследования хЗусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, наличием мировоззренческого плюрализма в обществе и армии. Воинские коллективы сформированы из людей о различной мировоззренческой культурой, но выполняющих совместные учебно-боевые задачи. Это приводит к различного рода противоречиям в воинской среде, а порой и к конфликтам между военнослужащими. Поэтому в воспитательной работе необходимо учитывать мировоззренческую культуру каждого воина с целью гармонизации их совместной деятельности по защите Отечества.
Во-вторых, невысоким уровнем развития мировоззренческой культуры воинов, что проявляется в беспринципности, отвержении идеалов или замене их чуждыми русской духовной культуре, нестойкости убеждений, поверхностности в образовании. Все это приводит к разочарованию в воинской службе, а на практике - к массовому уклонению от нее 1> дезертирству, уходу военнослужащих в коммерческие структуры, неумению цивилизованно отроить отношения друг с другом и т.д. Поэтому созрела необходимость создания условий для развития мировоззренческой культуры воинов в армии и на флоте.
В-третьих, пассивным способом реализации мировоззренческой культуры военнослужащих в процессе службы. Бёзинициативность, безответственность, некритичность, а в целом пассивность личного состава Вооруженных Сил выдвигают целый ряд проблем воспита-
тельной работы, решение которых, безусловно, будет опособотво-вать повышению боеготовности армии и флота.
В-^четвертых, объективной необходимостью ооздания реальных условий жизни и службы воинов, способствующих свободному функционированию их мировоззренческой культуры.
В-пятых, переориентацией сиотемы воспитательной работы о формирования единого для всех мировоззрения на создание благоприятных условий развития и реализации мировоззренческой культуры каждого воина и нацеливанию последней на активнооть и творчество в- сфере военного дела.
В-шестых, необходимостью создания притягательного идеала армии как школы развития интеллекта, культуры, физической закалки, имеющей овоим смыслом высокую цель - служение Отечеству, детерминированной задачами повышения престижа и привлекательности воинской службы в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактную систему комплектования.
Степень научной разработанности, проблемы.
В философско-социологичеоком исследовании мировоззренческой культуры личности /в тем числе и воина/ условно можно выделить два периода.
Первый период связан о появлением в первой половине 80-х годов отдельных научных работ*, в большинстве своем только ставящих проблему необходимости исследования сущности и фермирова-ния мировоззренческой культуры личности. Однако уже в этих работах предпринимаются попытки дать ее спределдние, структуру и наметить пути формирования. Проблема, которую пытаются решить последователи в эти годы,, оостояла в том, как перевести сформированное мировоззрение в деятельность, в поступки личности.
Что же касается военного аспекта данной проблемы, то он абсолютно не иоследовался: за эти года не вышло ни одьой работы, посвященной мировоззренческой культуре воина, хотя сам термин уже широко распространился в военной среде.
Второй период - овязан о, так называемой, "перестройкой"
I. Ол., например: Бальоио А.Б. Мировоззрение в жизни общества : человека. - Вильнюо: Минтис, 1981; Бабосов Е.М. Духовный мир с ветского человека. - Минск: Беларусь, 1983; Николаев Н. Основи, цель идейно-воспитательной работы партии //Политическое оамооб разование. - І9&4. - № 9. - С 24-38; Мазепа В.И. Искусство и мировоззрение //Искусство в мире духовной культуры. - Киев: На укоьа думка, 1985. - С. 69-^7 и др.
/апрель 1985 г. - август 1991 г./. Для исследователей мировоззренческой культуры личности это были не бесплодные годи. Они характеризовались бурным всплеском дискуссий , затрагивающих проблему мировоззренческой культуры личности, и появлением целого ряда работ и монографий2, в которых давался глубокий анализ мировоззренческой культуры личности: рассматривалась ее сущность, структура, факторы и пути формирования. Поокольку в воспитательной работе того времени упор делался на очищение марксистско-ленинских идей от упрощений, искажений и догм сталинизма и внедрение этого очищенного мировоззрения в оознание людей как руководства по практическому претворению в жизнь проводимых "сверху" реформ, постольку и теоретическая мысль того периода рассматривала мировоззренческую культуру личности как "механизм" духовно-практического самоопределения личности в мире и связывала ее со всем образом жизни советских людей. Подчеркивалось наличие противоположшос научному /коммунистическому/ мировоззрению других воззрений, обосновывалось их право на свободное функционирование в обществе. Однако вое исследования мировоззренческой культуры личности проводилиоь в строгих рамках марксистско-ленинской методологии и были не свободны -от идеологических установок правящей партии того времени. Поэтому закономерно, что о августа 1991 года в исследованиях по данной проблематике образовался теоретический вакуум.
3 эти годы предпринимались первые, довольно осторожные попытки исследования мировоззренческой культуры воина. В рабо-
-
Например, в* 1985 г. проведена научная конференция "формирование научного мировоззрения и вопросы контрпропаганди" /г.Таллин/. В 1986 г. - П. Всесоюзный теоретический семинар "Мировоззрение и научное познание" /г.Ялта/; "круглый стол" по тема: "Мировоззрение в системе общественного сознания" /г.Воронєж/. В 1987 г. - "круглый стол" ло теме "Молодежь: воспитание,, мировоззрение" /г.Ленинград/ и по теме "Главное - это человек" /г.Москва/ и др.
-
СМ., например: Міфовоззренчеекая культура личности /философские проблемы формирования. - Киев: Наукова думка,"1986; Рябов Н.П. Мировоззрение и трудовая активность личности при социализме. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1986; Никонорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования. - Киев: Наукова думка, 1989; Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. - Киев: Наукова думка, 1989; Формирование мировоззренческой культуры молодежи. - Киев: Наукова думка, 1989; Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. - Киев: Наукова думка, 1990; Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М.: Наука, 1991 и др.
-4.-
тах военных ученых* делались попытки дать ее определение, рассмотреть отдельные элементы структуры, показать практическое значение. Но дальше этого военно-теоретическая мысль не шла. Ые была выявлена сущность мировоззренческой культуры воина, не определены ее содержание и структура, уровни развития и способы, условия, направления и пути реализации в реальных условиях воинской службы.
Следует отметить также, что проблемы мировоззренческой " культуры воина нашли овов отражение в исследованиях, посвященных различным аспектам мировоззрения2 и культуры3 военнослужащих. Хотя они и не рассматривались в них в прямой воотановке, однако в них анализировались те или иные компоненты мировоззренческой культуры воина, подчеркивалась взаимосвязь о последней.
Вместе о тем, специальных работ, посвященных социально-философскому анализу мировоззренческой культуры воина, направлениям и путям ее развития и реализации в условиях воинской службы не проводилось.
1. їм., например: Фирсенков В.А. Сущность культуры личности со
ветского офицера //Культура личности советского офицера. - Но
восибирск: НВВПОУ. 1986. - й 6-ІІ; Калганов В.М. Марксистско-
ленинская концепция войны и мира как фактор формирования науч
ного мировоззрения воинов: Дис. ...канд. филоо. наук. - М.: ША,
1987; Гидиринский В.И. Исторический материализм и современность.
- Ы.: ША, 1989 и др.
2. См., например: Нечаев В.В. Формирование коммунистического ми-
овоззрення слушателей /курсантов/ как диалектический процесс -.: ВПА, 1976; Его же: Научное мировоззрение воинов как фактор укрепления боевого потенциала Советских Вооруженных Сил. - U. г ША, 1991; Табунов Н.Д. Научное мировоззрение воина социалистической армии //Коммунист Вооруженных Сил. - 1984. - * 14. - С. 13-20; Каверин Б. И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания і мировоззрения личности советского воина. - М.: ВПА, 1988; Ксенсфонтов В.Н. Идеологические отношения и их проявление в духовной жизни советских воинов» - М.: ША, 1989 и др.
3. См., например: Ашев Г.А. Нравственная культура личности: ос
новы совет сого воинского этикета. - М.: ВПА, 1981; Костиков Н.А.
Эстетическая культура личности воина и пути ее совершенствования.
- М.: ВПА, І98І; Дунаевский Л. С. Культура как фактор формирова
ния советской воинской дисциплины /Методологический анализ: Дис.
...канд. филоо. наук. - М.: ША, 1986; Нужа М.И. Философская
культура военного исследователя: генезис, содержание, направле
ния совершенствования: Дис. ...канд. филос. наук. - М.: ША,
1991; Тимошев P.M. Методологическая культура офицера в системе
факторов повышения эффективности управления воинскими коллекти
вами: Дис. ...канд. филоо. наук. - М.: ША, 1991 и :у.
Таким образом, актуальность проблемы, ее недостаточная научная разработанность и обусловили выбор темы исследования, объект и предмет исследования, его цель и задачи, круг рассматриваемых вопросов.
Объектом исследования выступает духовная культура личности воина в единстве всех ее компонентов. ПРбДмв'1'0" - является мировоззренческая культура как ядро духовной культуры воина, интегрирующее' начало ее основных компонентов.
Цель исследования - социально-философский анализ мировоз
зренческой культуры воина и определение на его основе основных
условий, направлений и путей ее развития и реализации в процес
се .воинской службы. і
Достижение поставленной цели потребовало решить задачи, которые выражены в названиях четырех параграфов.
Теоретической и методологической основой диссертации является теорі-я духовно-практического отношения человека к миру и культурообразущей деятельности людей. При написании диссертации использовались теоретические положения о сущностных силах личности как "клеточка" ее культуры; о мировоззрении как такой силе; о человеческой деятельности как источнике культуры и мировоззрения; о ее двуединой природе, проявляющейся как взаимосвязь сознания и практики и другие. Руководством в исследовании явились такие методологические принципы, как восхождение от абстрактного к конкретному; движение от общего к единичному; системности; социального детерминизма и другие. Ряд теоретических положений основывается на социологических исследованиях ученых, а также на социологических исследованиях автора, проведенных среди олушв"елей высших академических курсов, преподавателей училищ, в войсках Дальневосточного военного округа и на Тихоокеанском флоте. Кроме того, в диссертации использованы материалы периодической печати, дискуссий по проблемам мировоззрения и кул_.гуры, а также практический личный опыт воспитательной и преподавательской работы в войсках и военно-учебных заведениях.