Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззрение этноса как социокультурное явление: философский анализ Иткулова Лэйсян Ахметовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иткулова Лэйсян Ахметовна. Мировоззрение этноса как социокультурное явление: философский анализ: автореферат дис. ... доктора Философских наук: 09.00.11 / Иткулова Лэйсян Ахметовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»], 2018

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования обусловлена

следующими аргументами:

1. Исследование этнических особенностей мировоззрения приобретает
особенное значение в современную эпоху, характеризующуюся процессом
глобализации. Глобализация сопровождается глубоким мировоззренческим
кризисом, духовной разобщнностью людей и вместе с тем поиском новых
жизненных и культурных ориентиров. Перед многими этносами (в том числе и
башкирским) стоит реальная угроза утраты этнической и культурной
идентичности, растворения в инонациональной среде. Глобальный
постмодернистский дискурс основывается на признании права на духовный,
культурный и интеллектуальный прогресс только за избранными народами,
принадлежащими к так называемому «свободному» миру. В этой ситуации
каждому этносу жизненно важно не раствориться в социальных функциях чисто
экономического и социального субъекта; в условиях интенсивного культурного
полилога необходимо особенно бережно относиться к собственному культурному
и духовному наследию. Необходимо подчеркнуть, что непродуктивно
рассматривать культуру этноса с точки зрения е соответствия
европоцентристским стандартам. Вместо этого необходимо выявить подлинные
ценности мировоззрения этноса, сознательные и бессознательные основания его
культуры. Только такой подход позволит избежать индифферентного отношения
к «незападным» культурам как отсталым или примитивным.

  1. Этнос в свом историческом развитии проходит определнные этапы становления как единого природного и культурного сообщества, вплетая яркие и самобытные цвета в общую картину духовного развития человечества. Во все времена, на разных ступенях социально-экономического и культурного развития человек не переставал размышлять и рассуждать о сущности бытия, о свом месте в мироздании, о жизненном целеполагании и экзистенциальных ценностях. Попытки ответить на эти, в сущности, метафизические вопросы возникли на самых ранних этапах развития культуры, когда человеческое поведение перестало определяться только животными, чисто инстинктивными побуждениями. Культура изначально носит этнический характер и в этом смысле обусловлена образом жизни, мироощущением и мировидением этносов.

  2. Культура каждого этноса заслуживает рассмотрения с точки зрения собственных критериев. Она содержит в себе ответы на глубинные экзистенциальные потребности человека, но делает это собственным, аутентичным его внутреннему характеру, способом. Актуальным сегодня является подход, согласно которому, исследование того или иного этноса осуществляется в понятиях его культуры, е мировоззренческих составляющих.

4. В аспекте создания целостной картины этого процесса остается
актуальной проблема исследования мировоззрения башкирского этноса. Имеется
достаточно много работ, посвящнных исследованию различных аспектов
мировоззрения башкир. Но в основном эти работы сводятся к исследованию
эмпирической истории этноса, его мировоззренческих позиций. Само бытие духа,

выраженное в национальной культуре, гораздо глубже и многограннее эмпирической национальной истории. Необходимость философского осмысления оснований мировоззрения этноса определяет актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема мировоззрения в зарубежной и отечественной философской литературе исследована достаточно полно, что обусловлено е важной ролью в социокультурной сфере этноса. Надо отметить, что вычленение мировоззрения в качестве объекта исследования представляет определнную трудность, поскольку оно (мировоззрение) является сложным комплексом самых разных уровней бытия человека и социума. Понятия «миросозерцание», «мировоззрение», «картина мира» вводятся и анализируются в сочинениях немецких мыслителей Ф.Д. Шлейермахера, И. Канта, И. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, Г. Риккерта, М. Шелера. В целом в немецкой философии под влиянием Г.В.Ф. Гегеля мировоззрение рассматривается как рациональные представления о началах бытия человека и природы, то есть мировоззрение совпадает с философией. В продолжение традиции Г.В.Ф. Гегеля в исследовании духа Ф. Фукуяма внес значительный вклад в анализ антропологических потребностей, обусловливающих мировоззрение.

В осмысление проблемы мировоззрения огромный вклад внесли В. Дильтей (отметим его идею о том, что мировоззрение вырастает из опыта жизни, традиций, обычаев), основоположник феноменологии Э. Гуссерль (подчеркнм его мысль о том, что область мировоззрения определяется повседневным жизненным миром (Lebenswelt), а не философией). Согласно М. Хайдеггеру, мировоззрение не является предметом теоретического знания, оно всегда обусловлено народом, расой, местоположением, культурой. Следует оговориться, что слово «раса» в немецком языке примерно соответствует слову «этнос». Таким образом, мировоззрение всегда формируется в конкретном этническом и культурном контексте. К аналогичным выводам, уже в области антропологии, пришли Э. Дюркгейм, М. Мосс, Э.Э. Эванс-Причард, К. Гирц, К. Леви-Стросс, З. Фрейд, К.-Г. Юнг и их последователи исследовали бессознательные пласты сознания человека, поставив тем самым вопрос об иррациональных элементах мировоззрения.

Проблема соотношения философии и мировоззрения, вопросы типологии
мировоззрения рассматривалась в трудах А.П. Шептулина, П.В. Алексеева,
Р.А. Арцишевского, В.С. Буянова, Р.Г. Яновского, А.С. Тонких, М.Г. Ашманиса,
В.А. Василенко. В исследованиях В.И. Шинкарука, В.П. Иванова,

В.П. Козловского, Н.Ф. Тарасенко был поставлен вопрос о самостоятельном статусе мировоззренческого сознания. Указанные авторы выступили против редуцирования мировоззрения к философии, считая, что мировоззрение является особым способом духовно-практического освоения мира и определяет ценностные основания бытия человека.

В рамках логико-гносеологического подхода уточняются границы и содержание самого понятия, исследуется объект и предмет мировоззрения, его специфика как формы общественного сознания, анализируются структурные элементы, осмысливается роль мировоззрения в процессе научного познания.

В работах таких отечественных исследователей, как П.В. Копнин,
Е.К. Быстрицкий, В.С. Овчинников, В.Ф. Черноволенко, В.Н. Сагатовский,
М.Г. Ашманис, А.Н. Чанышев, К.П. Шуртаков, А.К. Уледов, С.Ф. Анисимов
обосновывается статус мировоззрения как особого духовного образования,
являющегося формой общественного самосознания человека. В работах
современных исследователей анализируются онтологическая основа

мировоззрения (М.П. Арутюнян), мировоззрение как картина мира (В.С. Степин,
Р.Ю. Рахматуллин), ценностные основы мировоззрения (Н.С. Розов),

соотношение понятий «мировоззрение» и «картина мира» (В.С. Степин),
мировоззрение как субъективная реальность (В.С. Хазиев, Е.В. Хазиева),
эмоционально-интуитивные основания мировоззрения как знаниевого

образования (В.А. Кувакин), мировоззренческие основания творчества
(А.И. Столетов), образ человека в мировоззрении (З.Н. Хабибуллина),

взаимосвязь мировоззрения и культуры (М.В. Садовски), общая теория мировоззрения (А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов). Проблемы национального (этнического) мировоззрения (духа) и традиции подробно анализируются в работах Г. Гачева, С.Л. Франка, А.П. Андреева, А.И. Селиванова, С.Е. Рыбакова, А.Г. Дугина, З.Я. Рахматуллиной, Ф.В. Даминдаровой, А.А. Шаова; соотношение общечеловеческого и этнического в мировоззрении – в работах А.И. Столетова, Р.Х. Лукмановой.

Таким образом, в отечественной философии накоплен определнный теоретический опыт исследования проблемы мировоззрения. В ходе оживлнной дискуссии о сущности мировоззрения было преодолено во многом упрощнное понимание этого феномена. Осмысление мировоззрения как особого способа освоения мира позволило на более высоком теоретическом уровне исследовать не только личностное мировоззрение, но и отражнные в форме мифологии, фольклора мировоззренческие системы отдельных социальных групп, этносов и народов (Ф.Х. Кессиди, В.И. Пропп, Е.М. Мелетинский и др.).

В современной философии, этнологии, этносоциологии, культурной антропологии и других науках были разработаны различные концептуальные подходы к изучению феномена этноса. Это обусловлено тем, что в современном мире существует множество полиэтнических государств, наблюдается активная этническая мобилизация. Вс многообразие взглядов на сущность этноса и этнического обычно сводят к двум парадигмам – конструктивизму и примордиализму, хотя в рамках каждой из них обнаруживаются различные концептуальные подходы. Для конструктивистских концепций характерно теоретико-методологическое единство, выражающееся в том, что этнос и этничность обладают следующими чертами: ситуативностью (релятивностью), конструируемостью, инструментальностью. На конструктивистской парадигме основаны работы таких исследователей, как Б. Андерсон, Ф. Барт, Т. Парсонс, А.Р. Рэдклифф-Браун, А.Д. Смит, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум и др. В отечественной этнологии принцип конструктивизма развивает, прежде всего, В.А. Тишков и его последователи.

В отличие от конструктивизма в примордиалистских концепциях подчеркивается изначальность и исконность культурного единства этноса перед

его социальностью. Примордиалистская концепция представлена работами К. Гирца, П. Ван ден Берге, Х. Айзекса и др. Близкой к ней является теория этноса Ю.В. Бромлея с е основным тезисом об устойчивости этнических сообществ, а также теория этногенеза Л.Н. Гумилва. К отечественным исследователям, стоящим на позициях примордиализма, можно отнести С.М. Широкогорова, И.Ю. Заринова, С.Е. Рыбакова, Ф.С. Файзуллина, А.Я. Зарипова и др.

Специфические черты архаического и традиционного мировоззрения
становится объектом анализа не только философских, но и антропологических,
этнографических, этнологических, культурологических, исторических

исследований (А.Я. Гуревич, А.М. Сагалаев, И.В. Октябрьская, П.К. Дашковский, Р.М. Юсупов, Е.В. Галанина, В.Д. Шинкаренко). Результаты этих исследований имеют теоретико-методологическое значение при изучении этноса как социокультурного феномена.

В последние десятилетия в отечественной философии усиливается интерес
к исследованию феномена этноса, этничности, этнического сознания
и самосознания. В работах С.Е. Рыбакова, А.Я. Зарипова, Ф.С. Файзуллина,
В.А. Федотова, В.В. Иванова, Н.Н. Томашевской, М.П. Арутюнян,

О.А. Рудецкого, Н.А. Берковича и др. философскому анализу подвергнуты
проблемы методологии изучения феномена этноса, его сущности, структуры,
формирования, ценностных оснований и социального бытия. Анализу духовно-
нравственных и мировоззренческих оснований бытия этноса, вопросам
взаимосвязи языка, фольклора и мировоззрения этноса посвящены работы
В.Н. Бадмаева, М.И. Билалова, Л.В. Анжигановой, М.П. Арутюнян,

М.С. Инкижековой, В.П. Иванова, В.М. Терентьева, Г.Д. Петровой,

М.Ю. Арчимачевой, К.Ж. Нагапетян, В.В. Петровой, Н.К. Даниловой и ряда других исследователей.

Исследование мировоззренческих представлений башкирского этноса тесно связано с именем Д.Ж. Валеева, работы которого посвящены истории философской, общественно-политической мысли и нравственной культуры башкирского народа. Мифология, эпос, легенды и предания исследовались Д.Ж. Валеевым в рамках философского дискурса, поскольку эти фольклорные произведения содержат богатую информацию о мировоззрении древних башкир, их исторической эволюции.

Различные аспекты мировоззрения как сложного комплекса архаических,
традиционных воззрений башкир о мироздании и об отношении «человек-мир»
исследованы в трудах представителей философской школы Башкортостана
Д.М. Азаматова, Ф.С. Файзуллина, А.Я. Зарипова, Х.С. Вильданова,

З.Я. Рахматуллиной, З.Р. Валиуллиной, С.Н. Семенова и А.Н. Семеновой,
З.Г. Аминева, А.Х. Давлеткулова, Г.Г. Салихова, А.Я. Фаткуллиной,

Л.Р. Хасановой и др.

Объектом диссертационного исследования выступает мировоззрение этноса в его социальном, духовном и культурном измерениях.

Предметом диссертационного исследования являются социально-философские основания мировоззрения этноса как примордиальной основы

идентификации и самоидентификации человека и общества на примере башкирского этноса.

Цель диссертационного исследования – социально-философский анализ сущности мировоззрения этноса как открытой, способной к самопознанию и саморазвитию органической структуры. Основной акцент уделяется анализу оснований мировоззрения башкирского этноса, сохранившего архаические пласты культуры, архетипы и сакральные образы.

Данная цель предусматривает решение следующих взаимосвязанных между собой задач:

выявить теоретические основания исследования мировоззрения как предмета философского осмысления;

раскрыть сущность и содержание мировоззрения этноса;

исследовать этноантропологические корни мировоззрения этноса;

проанализировать социокультурный хронотоп этноса;

обосновать и исследовать мировоззренческую составляющую этнокультурной идентичности башкир;

исследовать евразийские традиции диалога культур в мировоззрении башкирского этноса;

выявить характерные этнокультурные архетипы мировоззрения башкирского этноса;

рассмотреть религиозные источники мировоззрения этноса;

исследовать мировоззренческие идеи в башкирской культуре;

проанализировать аксиологическое (этическое) измерение фольклора башкирского этноса;

осуществить социально-философский анализ духовно-практических принципов освоения мира башкирским этносом. Методологическая основа диссертационного исследования. В качестве

методологической основы исследования выступает понимание этноса как единства природного (космического) и духовного (культурного) начал. В этом плане этнос не совпадает со стремлением народа превратиться в нацию как нечто цивилизационное (техническое) и в то же время остаться чем-то природным.

Социокультурный подход, использованный в диссертации, направлен исключительно на обнаружение того, что есть ценного и бесценного в самом этносе, в его мировоззренческом потенциале.

Применение антропологического, аксиологического, цивилизационного, феноменологического, системного и компаративистского подходов позволило выстроить базовые методологические основания исследования мировоззрения этноса, сформировать модель непосредственной, «играющей мудрости» этноса, в основе которой лежит идея сведения всех вещей и культурных процессов к их предельной смысловой выразительности. Так, в башкирском этносе его мировоззренческие и социокультурные основания достигают значения жизненных сил народа, что находит сво выражение в основных архетипах и диалогическом, примордиальном характере башкирского мировоззрения как основания этнокультурной идентичности.

Сложность избранной темы работы во многом определяется тем, что она
носит междисциплинарный характер и находиться на стыке наук, так или иначе
занимающихся исследованием проблем этноса (культурная антропология,
этнофилософия, история, этнография, этносоциология, фольклористика,

этнокультурология и др.). Анализ с позиции философской рефлексии теоретических наработок и фактологического материала указанных областей научного знания позволил выявить универсальные основания и специфические черты мировоззрения этноса.

Научная новизна диссертационного исследования заключается

в разработке концепции, согласно которой, мировоззрение этноса, формируясь как диалогическая структура, представляет собой примордиальную основу воспроизводства жизненных сил народа и его нравственной субстанции, постоянно возобновляющейся в силу гармонии природного (космического) и духовного начал (этничности). Эта концепция раскрывается в следующих положениях:

  1. Обосновано, что сущность мировоззрения этноса как социокультурного явления раскрывается как базовая характеристика примордиальности, которая позволяет реализовать смысловые основы существования человеческого рода как природной и социальной ценности.

  2. Выявлено, что этноантропологические основания мировоззрения этноса связаны с витальными и антропологическими потребностями, экзистенциальными потребностями, признанием этноса со стороны этнических сообществ, укореннностью человека в этносе как природном и культурном бытии.

  3. Обосновано, что утрата этносом своего культурного хронотопа приводит к его смерти как уникального единства пространственных и временных форм. При этом само восприятие пространства и времени в мировоззрении этноса является фундаментальным, что детерминирует особенности мышления этноса, его самоутверждение в социокультурном бытии.

  4. Доказано, что основные этнокультурные архетипы башкир реализуются в образах, связанных с этноцентрумом как духовным ядром этноса. Башкир направляет свою духовную и социальную энергию на гармонизацию «центра» и «автономии», природного и социального.

  5. Обосновано, что мировоззрение является интегральным образованием духа, культуры, философии и нравственности, в котором осуществляется синтез эмоционально воспринятых системно-рационализированных знаний, а также форм миропонимания человека.

  6. Доказано, что функционирование мировоззренческих идей башкирской культуры обеспечивалось социальными институтами йыйынов, батыров и сэсэнов, выражающими духовно-нравственные принципы существования этноса.

  7. Обосновано, что мировоззрение башкирского этноса носит диалогический характер, это обусловлено интенсивными культурными контактами с евразийскими народами, их культурными пространственно-временными топосами.

  1. Выявлено, что религиозные источники мировоззрения башкир носят сложный, многоуровневый, синкретический характер, включают элементы зороастризма, тенгрианства, восточно-иранские и финно-угорские культы, ислам и такое его течение, как суфизм.

  2. Установлено, что для духовно-практического освоения башкирским этносом бытия характерен синкретизм этических, эстетических и познавательных ценностей. Это единство, в свою очередь, становится важнейшей предпосылкой экологических, морально-нравственных, эстетических принципов освоения социального бытия.

  3. Выявлено, что функционирование мировоззрения башкирского этноса обусловлено его этнокультурной идентичностью, выражающейся в его развитии в качестве самодостаточного сообщества, скреплнного общностью языка, пространством Урала как «месторазвития» башкир и России как общей Отчизны, его коллективными ценностями и традициями ислама.

  4. Обнаружено, что аксиологическое (этическое) измерение фольклора башкирского этноса связано с трансляцией повседневного жизненного опыта и с идеей гармонии природного и социального.

Исходя из указанных пунктов новизны исследования, а также в соответствии с изложенной актуальностью проблемы, целями и задачами работы на защиту выносятся следующие положения:

  1. Мировоззрение этноса, его теоретико-методологические основания представляют собой интегральное образование духа, культуры, философии и нравственности. Оно вырастает из наличного бытия человека, задат творческую направленность его отношения к миру (космосу), задат саму силу жить осмысленно, причм в любых жизненных обстоятельствах. В мировоззрении происходит синтез эмоционально окрашенных системных знаний, а также представлений человека о ценностных основаниях своего бытия в космосе и социуме. В мировоззрении представлены как внерациональные (мироощущение, мировосприятие), так и рациональные (миропонимание, способность выстраивать умозаключения в соответствии с законами разума и мудрости) уровни, что говорит о богатстве предметного содержания данного феномена. Субъектом (носителем) мировоззрения выступает как отдельная личность, так различные социальные группы, религиозные и этнические общности, а также общество в целом. Мировоззрение этнически окрашено, что проявляется в культурной интерпретации окружающего мира посредством символического познания, лежащего в основе формирования мира ценностей и ценностных ориентаций.

  2. Сущность мировоззрения этноса как социокультурного феномена раскрывается как особая природная и социальная общность, члены которой воспроизводят свою объективную этничность на примордиальной основе. Этнос является неизменным, базовым элементом общества, задающим структуру всякого общества. Мировоззрение этноса выступает фундаментальным уровнем душевного и духовного бытия этноса и в этом смысле является необходимой предпосылкой социокультурной и духовной жизни. В мировоззрении этноса возрастает его моральная ответственность за судьбы человеческого рода как

природного и социального образования, поэтому мировоззрение может анализироваться как социокультурное и нравственное явление, способное определять жизненный пульс самой социальной и душевно-духовной реальности. В структуру мировоззрения этноса включается комплекс мифологических, религиозных, нравственных, философских и художественных воззрений. Мировоззрение этноса складывается на всем протяжении исторического существования, оно подвержено эволюции, но при этом сохраняет сво культурное ядро.

  1. Этноантропологические предпосылки мировоззрения человека как представителя определнного этноса связаны с удовлетворением витальных и антропологических потребностей, порождающих ценностное отношение к миру. Среди них важную роль играют потребность в «признании» этноса со стороны других этносов, потребность в духовно осмысленной жизни, экзистенциальные потребности, в том числе потребность в укореннности человека в этносе как природном и культурном бытии. Становление коллективного духа этноса обусловлено антропологическими потребностями, интересами и ценностями носителей самой этнической традиции.

  2. Социокультурный хронотоп этноса обретает для его представителя смысл только через их рассмотрение в мировоззренческом аспекте. Восприятие пространства и времени обнаруживается в фундаментальных мировоззренческих координатах мира, которые детерминируют особенности мышления этноса, его самоутверждение в мироздании. Утрата этносом своего хронотопа приводит к потере им своей идентичности, что означает его смерть как уникального социума. Герой одноименного башкирского эпоса Урал-батыр окропляет живой водой окружающий мир природы, ибо именно она должна быть вечной и давать жизнь своему народу. В этом акте отказа от личного бессмертия в пользу природы, пространства и времени выражен глубокий нравственный смысл. Жизнь этноса как носителя коллективного духа гораздо важнее жизни индивида.

  3. Этнос является органической (естественной) формой бытия человека, где достигается гармония телесного, душевного и духовного начал. Этнокультурная идентичность как неотъемлемая характеристика этноса скреплена общим этнонимом, традициями, языком, общей территорией, образом жизни, то есть она интегрирует в себе разные характеристики культуры в едином мировоззрении, основным вопросом которого является вопрос об отношении человека к миру. Структура мировоззрения этноса при этом включает в себя как сознательные, так и глубинные бессознательные формы переживания человеком своей причастности к этнической общности, а также формы манифестации последней. На наш взгляд, для этнокультурной идентичности башкир характерны следующие черты: 1) наличие этнонима «башкорт», который обеспечил этносу выход на историческую и мировоззренческую арену и признание его в качестве самостоятельной общности; 2) представление об Урале как об Отчизне, пространстве формирования башкир как единого этноса; 3) осознание своего единства с общей исторической судьбой народов России; 4) язык, в котором нашла отражение уникальность мировидения, мироощущения и

миропонимания этноса; 5) осмысление в соответствии с ментальными характеристиками и мировоззренческими установками фундаментальных ценностей культуры (коллективизм, героическая интенция мировоззрения, стремление к свободе, справедливости, благу, добру и красоте); 6) наличие такого объединяющего башкирский этнос мировоззренческого фактора, как духовные ценности ислама, а также ценности иных религий и философских традиций, образующих российский суперэтнос.

  1. Диалогический характер башкирского мировоззрения как основания этнокультурной идентичности связан с вопросом этнической или национальной самобытности, с вопросом о дополнительности самих культурных традиций. При этом сам диалог культур Евразии выстраивается на базе осознания равной ценности каждого представителя человеческого рода и этносов, осознания своеобразия каждой этнической культуры. Уникальное со-бытие евразийских народов заключается в умении общаться на равных, в способности жить не только для себя, но и для других, в желании аккумулировать в свом культурном пространственно-временном топосе ценности иных культур. Мировоззрение башкир, как и других народов России, формируется в результате интенсивного диалога культур народов, детерминированного общностью базовых мировоззренческих принципов организации коллективного разума, устремлнного к мудрому отношению к жизни.

  2. Религиозные источники мировоззрения башкир имеют сложный, многоуровневый, синкретический характер. Такие комплексы религиозных воззрений, относящихся к тенгрианству, зороастризму, восточно-иранским и финно-угорским культам, исламу и такому его течению, как суфизм, имеют определяющее значение для башкирской традиции, они оставили свой неповторимый след в культуре башкир, обогатив е плодами религиозных и мировоззренческих поисков. Башкиры включали в свой религиозный космос только те системы, которые были аутентичны базовым мировоззренческим принципам. Принятие ислама было обусловлено не столько миссионерской деятельностью, сколько внутренними потребностями башкирского этноса, который осознал себя культурным и политическим субъектом. Другими словами, башкирский этнос вступил в историю, включился в мусульманскую цивилизацию, которая на тот исторический момент переживала расцвет в сфере науки, философии, литературы и искусства. Исследования различных его пластов свидетельствуют о том, что религиозная и художественная система башкир носила открытый характер и формировалась в условиях интенсивного взаимодействия различных по своему происхождению культур.

  3. Мир архетипических мифологических образов демонстрирует глубокую связь башкир с культурным пространством не только Урала. У башкир как у архаического этноса, который сохранил свою идентичность в процессе взаимодействия с евразийскими народами, свод памятников духовной культуры сохранился и воспроизводится несравненно лучше, чем у народов, подверженных процессу модернизации. В разных этнических культурах преобладают объективации совершенно конкретных архетипов. В башкирской культуре к таковым можно отнести архетип «героя», «мудреца-сэсэна», «родной

земли», «матери», «воды», «горы», «души». Выявленные этнокультурные архетипы «мировоззренчески нагружены», имеют ценностный характер. Приоритетные архетипы башкирского мировоззрения в основном связаны с этноцентрумом, что вполне объяснимо. Архаический этнос органически связан с вмещающим ландшафтом, поэтому логично, что в мировоззрении башкирского этноса реализуются архетипы, связанные с освоением социального и культурного пространств, с борьбой искусственного и естественного, хаоса и порядка, сил добра и зла.

  1. Идеи коллективизма в форме родовой солидарности, патриотизма, свободолюбия, справедливости можно отнести к социокультурным и философским основаниям российского суперэтноса. В этом плане любовь к отечеству, готовность отдать жизнь за свободу своего народа выражают изначальные коллективные (родовые) формы организации башкирского этноса. Социокультурные основания и смысловые ориентиры данного этноса, в свою очередь, связаны с усвоением жизненно важных ценностей: открытости души, стремления поэтизировать мир, умения жить для других, а не только для себя. Указанные основания и смысловые ориентиры, мировоззренческие идеи реализуются в конкретных социальных институтах. Институт йыйынов стал конкретной реализацией духа коллективизма в мировоззрении башкир, выражением демократических ценностей горизонтальной структуры общества. В этом плане институт батыров является наиболее яркой объективацией героической культуры, высшим проявлением которой выступает стремление к свободе, мужество, доблесть и честь. Институт сэсэнов был призван соблюдать справедливость во взаимоотношениях между людьми. Оружием сэсэнов было слово, которым они останавливали споры, улаживали конфликты, воспевали героев, давали мудрые советы людям. Наличие этих институтов, сама их культурная и мировоззренческая обоснованность выступают уникальным явлением башкирского этноса и его основанием.

  2. В фольклорном наследии этноса отражается весь спектр духовной культуры, особенности менталитета, исторических судеб народа. Мировоззренческие основания и этические ценности фольклора башкир наиболее рельефно обнаруживают себя в сказке, которая представляет собой уникальный способ познания действительности в рамках фольклорного и мифологического сознания. Сказка имеет важное общественное и аксиологическое значение, е главной целью выступает нравственное наставление и передача жизненного опыта подрастающему поколению. Отражая жизненный мир людей, сказка выражает ценности повседневного мира людей: семейное счастье, материальное благополучие, стремление жить в согласии с культурными традициями. Если эпический герой спасает весь космос, то сказочный герой спасает нечто конкретное (царевну, членов своей семьи, родную деревню или город). В то же время сказочные герои демонстрируют верность ценностям коллективизма, но здесь акцент переносится с вселенского, космического масштаба эпоса на земной, природный и культурный ландшафты. Герой сказки демонстрирует в своих действиях такие нравственные качества, как уважение к старшим, трудолюбие, бескорыстие, верность долгу, храбрость,

честность. Очевидно, сказка средствами художественного осмысления событий характеризует мировоззренческие основания и этические ценности, связанные с поэтизацией чувства справедливости, что как раз позволяет этносу полнее выразить себя в стремлении к независимости, любви к родной природе, к своему народу.

11. Духовно-практические принципы освоения мира башкирами определяются
ценностными основаниями бытия человека, в которых происходит синтез его
потребностей, интересов, мотивов деятельности и принципов познавательной и
духовно-практической деятельности. На этом единстве вырастают

экологические, морально-нравственные, эстетические принципы освоения мира.
Принципы духовно-практического освоения бытия в башкирском

мировоззрении выступают в свом синтетическом единстве. Ценности истины, добра и красоты отражаются в искусстве певцов и сказителей-сэсэнов, в экологическом и моральном духе, патриотизме и свободолюбии батыров, в демократизме всебашкирских собраний – йыйынов. При этом сами моральные нормы зачастую выступают не только как запреты, но и как императивы активной жизненной позиции и поведения.

Теоретическое значение диссертационного исследования обусловлено
его результатами, позволяющими осмыслить основные закономерности
формирования мировоззрения этноса (в том числе и башкирского).

Теоретическое значение диссертации состоит в исследовании мировоззрения
этноса как социокультурного феномена, диалогического характера башкирского
мировоззрения как основания этнокультурной идентичности, в анализе архетипов
мировоззрения, этических ценностей народного фольклора, а также духовно-
практических принципов освоения мира таким социоприродным и
социокультурным образованием, как этнос.

Работа имеет комплексный характер и представляет интерес для философов, социологов, культурологов и историков, занимающихся проблемами мировоззрения, национального духа, духовной культуры этносов. Выводы диссертации инициируют поиск новых философских оснований для понимания социальных и духовных оснований мировоззрения этноса.

Практическая значимость диссертационного исследования. Концепция, сформулированная в данной работе, является ответом на социальный запрос на разработку соответствующей современным реалиям государственной политики в сфере культуры и межнациональных отношений, государственных и региональных программ, направленных на возрождение, сохранение и развитие духовной культуры этносов, гармонизацию межэтнических взаимодействий как в России, так и за рубежом.

Результаты диссертационного исследования могут способствовать

углублению понимания роли и места мировоззрения этноса в современной общественно-политической жизни государств, сталкивающихся с этническим фактором, а также найдут сво применение в образовательном процессе: при разработке и чтении курсов по социальной философии, философии этноса, социокультурной антропологии, культурологии.

Апробация работы. Основные положения, результаты и выводы
диссертации опубликованы в 1 монографии и 15 статьях в рецензируемых
научных изданиях, входящих в перечень ВАК Минобрнауки России, а также
изложены в выступлениях на таких международных, российских, региональных
конференциях, конгрессах, как: Международная научная конференция
«Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития» (Уфа,
2000), Всероссийская научная конференция «Эпос “Урал-батыр” и мифология»
(Уфа, 2003), научная конференция «Антропологические конфигурации
современной философии» (Москва, 2004), Международная научная конференция
«От общего тюркского прошлого к общему тюркскому будущему» (Баку, 2004),
Всероссийская научная конференция «Культурное наследие России: универсум
религиозной философии (к 110-летию со дня рождения А.Ф. Лосева)» (Уфа,
2004), IV Российский философский конгресс «Философия и будущее
цивилизации» (Москва, 2005), Межрегиональная научная конференция
«Евразийство и национальная идея» (Уфа, 2006), V Всероссийский съезд
востоковедов «Восток в исторических судьбах народов России» (Уфа, 2006),
Международная научно-практическая конференция «Проблемы

социокультурного бытия в национальном измерении», посвященная 60-летию
ЮНЕСКО (Уфа, 2007), научно-практическая конференция «Россия и
Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, 2007),
Международная научно-практическая конференция «Зайнулла Расулев –
выдающийся башкирский мыслитель, философ, теолог и педагог-просветитель
мусульманского мира» (Уфа, 2008), Международная научная конференция «В
связи с творчеством академика РАН А.А. Гусейнова» (Москва, 2009),
Республиканский научно-методический семинар «Уроки добра, истины и
красоты» (Уфа, 2010), V Российский философский конгресс «Наука. Философия.
Общество» (Новосибирск, 2009), VIII Всероссийская конференция «Проблемы
российского самосознания: народ, интеллигенция, власть» (Уфа, 2011),
Международная научно-практическая конференция «Философия и научная
картина мира» (Уфа, 2012), V Всероссийская тюркологическая конференция,
посвященная 80-летию Института истории, языка и литературы Уфимского
научного центра РАН «Урал-Алтай: через века в будущее» (Уфа, 2012),
VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог
мировоззрений» (Нижний Новгород, 2012), Международная конференция
«Саммит Гражданского общества тюркского мира» (Эскишэхэр, Турция, 2014),
научная конференция с международным участием «Культура как вдохновитель
устойчивого развития» (Уфа, 2014), Международная научно-практическая
конференция «Нематериальное культурное наследие тюркских народов как
объект сохранения» (Казань, 2014), XI конгресс антропологов и этнологов России
(Екатеринбург, 2015), VII Российский философский конгресс «Философия.
Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений» (Уфа,
2015), научно-практический семинар «Человек. Культура. Общество»,

посвященный 30-летию со дня основания кафедры этики, культурологии и связей с общественностью факультета философии и социологии БашГУ (Уфа, 2016), VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы

коммуникации: теория и практика» (Уфа, 2016), Всероссийская научно-практическая конференция, посвящнная Году экологии в Российской Федерации «Природа и человек в пространстве культуры» (Уфа, 2017), XII Конгресс антропологов и этнологов России (Ижевск, 2017).

Структура работы определена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, 11 параграфов, заключения и списка использованной литературы. Объем текста составляет 325 страниц.