Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межнациональный диалог и национальная культура Серекова, Гульзия Абдигаппаровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серекова, Гульзия Абдигаппаровна. Межнациональный диалог и национальная культура : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1994.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В наше время, когда обострялись интеграционные я дезинтеграционные процессы в области национальных отношений, все большую актуальность приобретает философское осмысление о возможности диалога национальных культур. Повышение интереса к национальным традициям, фольклорному наследию, появление своеобразных локальных субкультур подтвержу дает, что процесс межнационального культурного диалога охва- ' тывает широкий круг проблем и в настоящее время значительно отличается от предшествующего.

Особенность этого процесса выражается в интеграции различ-

- ( ных национальных культур в единую общемировую культуру, вклю- \

чающую в себя общечеловеческие ценности и противостоящую националистическим проявлениям.

В современную эпоху с ее растущей тенденцией к многостороннему и все более усиливающемуся взаимодействию различных стран и народов планеты, а значит и взаимообогащению различных культур создаются благоприятные условия для их интеграции. Поэтому исследование проблем межнационального культурного диалога в современных условиях требует выработки новых теоретико--методологических подходов в понимании культурно-исторического процесса развития человечества. Эту исследовательскую задачу невозможно реализовать без совершенствования понятийного аппарата с учетом реалий сегодняшнего дня.

Для раскрытия механизма культурного общения мевду народами и формирования цельного образа национальной культуры большое значение имеет правильное понимание традиции и этноса. Часто под, культурными традициями понимается лишь приобретенный тем

или иным народом специфический опыт. Но такое одностороннее понимание культурной традиции выражает лишь одну из основных характеристик исторически аккумулированного культурного опыта. Традиция в национальной культуре выполняет не только функцию преемственности культурного процесса, но и интегративную функцию.

Приобщение к традиционной культуре позволяет сохранить своеосЗразие и неповторимость национальной культуры и возможность взаимообмена культурными ценностями и знаниями. Процесс культурного диалога осуществим лишь в том случае, если традиция включает в свое содержание ценности, воспринимаемые сознанием любой нации или народа, то есть ценности общечеловеческие, и в то же время национальные, наполненные конкретным смыслом и научным содержанием .

Исследования в сфере межнациональных культурных отношений призваны способствовать решению практических задач выхода из кризисных ситуаций на основе задействования такого важного фактора общественного развития, каким является наряду с экономикой и политикой область культуры.'

Степень научной разработанности проблемы. Философами, социологами, лингвистами, историками, искусствоведами собран огромный материал, касающийся различных сторон развития культуры. Перед философией в настоящее время стоит задача создания цель-

См.: Салтыков Г.Ф.Традиция,механизм ее действия и некоторые ее особенности в Китае // Роль традиций.в истории и культуре Китая. - М.,1972;Барта А.Историзм в современных процессах /У Традиции в современном обществе. - М.,1990; Костюк А.Г..Попов Б.В. Исторические формы этнического самосознания и структурные уровни приобщения к современному художественному процессу П Традиции в современном обществе. - М.,1990;%стов К.Р.Народная традиция и фольклор // там же; Чистов К.В. Этническая общность,этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. - 1972. -S3.

ной системы знаний о взаимодействий различных культур в культурном диалоге меаду различными нациями.

Наиболее интенсивно общая теория культуры разрабатывалась в нашем обществе с конца 60-х - начала 70-х годов .

В современной научной литературе существовало несколько подходов по изучению культуры.В середине 60-х годов преобладало понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей. Сторонники такого взгляда - Г.Г. Карпов,А.А.Зворыкин, Ю.П. Францев и др. Данный подход позволял определить культуру как выражение всех сторон и сфер общественной жизни,но вместе с тем в этом методе не были разработаны в достаточной мере аксиологические критерия.

Деятельностная интерпретация культурного процеоса в ее различных вариантах /творческая деятельность,специфическая человеческая деятельность/ находилась в центре исследовательского внимания таких авторов, как А.И. Арнольдов,Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, В.М. Межуев и др.

В.Е. Давидович, М.С. Каган, З.С. Маркарян З.И. Файнбург определяют культуру как универсальное свойство общественной жизни людей.

В соответствии с деятельностным подходом решается проблема определения объекта исследования для культурологической теории, а именно понимание того, что человек является активным твор-

1 См.: Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. - Ереван,1969; Его, же. Теория культуры и современная наука: Догико-методоло-гический анализ/. - м.,1983; Вишневский Ю.Р. Очерки теориисоциалистической культуры. - Свердловск,1972: Арнольдов А.И.Куль-тура и современность. - М.,1973; Межуев В.М. Культура и история. - М.,1977; Культура и общество: вопросы истории и теории.-M.J1978; Ханова О.В. Культура и деятельность. - Саратов.1978; Давидович B.C., Жданов Ю.А. Сущность культуры.-Ростов н/Дону, 1979; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.,1980 а др.

ческим началом в системе социальных связей.Нам представляется более значимым подход рассматривающий культуру в единстве двух сторон - материальной и духовной в конкретные исторические периоды.

Для анализа отдельных аспектов исследуемой проблемы важное значение имеют труды отечественных ученых: B.C. Барулина, .И.А. Желениной, Г.Д. Карпова, М.Я. Ковальзона, A.M. Коршунова, О,В. Лармина, И.А. Рачкова, А.П. Серцовой, В.И. Шишкиной и др.

Определение понятия национальной культуры обязательно соотносится с этнической культурой, позволяющей отделить специфическое от общего и вместе с тем найти их условия взаимного понимания в процессе культурного диалога, и потому основной задачей этно-локальной проекции культуры,является изучение взаимосвязи между общим и специфическим, между культурой человечества в целом ш национальной культурой.

. Но такое разграничение подходов осуществлялось в форме абсолютизации одной из сторон этого процесса.

В единстве положительных сторон формационного и цившшза-

ционного подходов преодолевается разрыв двух сторон развития

культуры /материальной и духовной/, раскрываются закономерные

связи и трансформация различных национальных культур в единую

і универсальную культуру с общечеловеческими ценностями

В диссертационном исследовании использовались важнейшие

труды русских и казахских мыслителей,а также зарубежных авторов.

См.: Поздняков Э. Формационный и цивилизационный подходы // Мировая экономика и международные отношения. - 1990. -& 5; Чешков М. Понимание целостности ідира: в поисках информационной парадигмы // там же; Осадчая И.О. 0 цивилизационном подходе к анализу капитализма // там же. - 1991. - № 5; Мот-рошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философий. - М.: Наука, 1990.

_ 5 -

Теоретико-методологиче ской основой диссертации выступают важнейшие идеи прогрессивной отечественной и зарубежной философской мысли о культуре и традиции, научные материалы и исследования современных философов, культурологов, этнографов, а также философско-исгорические исследования последних лет.

Диссертационное исследование опиралось на научно-проверенные методы философско-исторического подхода к изучению процесса становления национальной культуры.

Цель и задачи исследования. Предметом диссертации является исследование общего и особенного в межнациональном диалоге национальных культур.

Такая цель предопределила постановку следующих конкретных задач:

изучить понятие "культуры" в единстве двух ее сторон --материальной и духовной и выявить в этом процессе роль ценностных ориентации в развитии культуры на определенном этапе исторического развития в конкретных условиях взаимоотношений меаду нациями;

раскрыть понятие традиции как своеобразной традиционной культуры и определять основные функция в развитии национальной культуры;

проанализировать соотношение этнической культуры и национальной и их роль в межнациональном диалоге;

определить особенности фольклорно-этнографической традиции ^казахского народа как шогостороннего явления национальной культуры, выделить общечеловеческое в культурной традиции;

, - показать значение национальной культуры и ее влияние на формирование общемировой культуры. Определить роль личностного

начала как конкретного носителя ценностей данной национальной культуры.

Конкретные результаты исследования и их научная новизна.

1. В диссертации культура рассматривается с философско-ис-торической точки зрения, позволяющей выделить в ней ценностные ориентации на конкретном этапе исторического развития. На основе философско-исторического подхода к изучению культуры прослеживается история культуры в единстве двух ее сторон - материальной и духовной. Этот же метод дает возможность определить взаимовлияние двух процессов в развитии культуры.

Методологическое изучение теории культуры и условий межнационального диалога культур не может быть ограничено только фор-мационным подходом, поскольку лишь формационная парадигма не в состоянии объснить многосторонние, общемировые тенденции в ' развитии всего человечества, и его движение к общемировой культуре. Теория формации порождает трудности б объяснении аксиологических проблем, в частности, соотношения классошх ценностей с общечеловеческими. Недостаточность только формационного изучения культуры объясняется абсолютизацией материального фактора в развитии культуры.

Научная новизна полученного результата состоит в том, что по новому рассмотрена и дана авторская характеристика понятий "культура" и "национальная культура". Раскрыта их сущность,формы, закономерности и особенности развития. Сделана первая попытка на основе сопоставительного анализа понятий "локальная культура" и "цивилизация" обоснования неправомерности отождествления этих понятий, так как цивилизация - определение более широкое, включающее не только особенности локальной культуры, но и ее

конкретное духовное и материальное выражение.

2. Развивается мысль о том, что по сравнению с формацион-
ной теорией культуры цйвилязационный подход рассматривает об
щество не только с исторической точки зрешш, но и в единстве
всех его проявлений: материальных,- идеологических, культурных,
религиозных, нравственных. Такая методологическая установка
дает возможность более широкого изучения национальной культуры
и особенностей ее развития. Вместе с тем цивилизационный подход
не исключает и не отменяет формационного подхода в пределах оп
ределённой эпохи.

Научная новизна" полученного результата заключается в том, что впервые устанавливается с философско-исторической точки зрения определение традиции как преемственной связи с передаче культуры посредством всех ее функций /интегративной, коммуникативной, эпистемиологической, консервативно-охранительной, аксиологической/.

3. Автор самостоятельно впервые приходит к выводу о том,
что особенность традиционной культуры состоит в использовании
не только рационального языка, но и национального, знаково-
-символического в процессе передачи культурного наследия и об
мена культурными ценностями меаду различными культурами.

Доказывается неправомерность отождествления традиционной культуры /понимаемой как совокупности традиций данного народа/ с этническим наследием нации.

Научная новизна полученного результата состоит в уточнении влияния этнических особенностей как факторов формирования основных национальных признаков. Выявлено, что этнос представляет собой целостную систему и существует лишь при наличии

жесткой внутренней связи, в которых национальная традиция, язык выполняют интегративную функцию. Истоки любой национальной культуры коренятся в исторических условиях формирования этноса.

4. В данной работе этническое трактуется как основополагающий структурообразующий фактор, так как именно из этноса

. вырастает все специфическое многообразие национальной культуры. Этнос - это ядро национальной культуры. Без этнического самосознания невозмокно развитие и национального самосознания. Национальное самосознание включает в себя и специфические особенности национальной культуры и осознание своего этноса отличного от других, и общее, свойственное другим национальным культурам. Именно этнос формирует как национальное своеобразие, так и многообразие культуры и является одним из исходных условий возникновения национальной культуры.

Раучная новизну выражается в новом понимании национальной культуры, включающем ее ценностные ориентации и способы выражения их как в духовном, так и материальном отношении. Ценностное отношение,народа к собственной истории является необходимым условием в формировании национальной культуры. В диссертационной работе подчеркивается связь национального с общечеловеческим, так как национальное без общечеловеческого содержания имеет лишь местное локальное значение, что в конеч-

ном итоге приводит к изоляции нации и разрушению ее национальной культуры. Роль личностного начала в национальной культуре определяется не только приобщением каадого человека к совокупной сумме национальных знаний, но и ценностной ориентацией личности и характером ее деятельности в обществе. По новому

показано, что национальная идея к которой причастен каждый индивид, усваивающий ее фольклорно-этнографическое выражение, способствует целостности нации, равно как и культурное взаимообогащение в отношениях с другими нациями.

5. В диссертационном исследовании развивается мысль о том, что национальная культура не может не включать в себя элементы общечеловеческой культуры, так как именно это обеспечивает возможности обмена духовными и материальными ценностями между различными культурами и их реальный вклад в общемировую культуру всего человеческого рода. Любая национальная культура, наряду со специфическими признаками имеет общечеловеческие ориентационные ценностные компоненты на основе которых и возможно общение, взаимообогащение, диалог, обмен культурными ценностями. Но диалог не полноценен, если в культуре отсутствуют общечеловеческие ценности или если в национальной культуре преобладает только национальное, она не способна к диалогу, она замкнута.

Поэтому диалог возможен, если в культуре имеется общее и особенное.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав /пять параграфов/, заключения и списка литературы.