Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Массовое сознание как объект философского анализа Надыров, Марат Калиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Надыров, Марат Калиевич. Массовое сознание как объект философского анализа : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Алма-Ата, 1992.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность, уемн исследовании. Проблема масеозгго сознания в ее современном понимании относится к одним из актуальных тем философского анализа. Ее возникновение; связано п первую очередь с глобальними социально-историческими процзсСани, насыщенность

ОТЧетЛИВО ОбНоруС-и.О Текущее СТОЛе-ГИе. ВоВЛеЧенИО ILM-

роких масс в качестве соучастников глубоких экономических, социальных, политических сдвигов наглядно продемонстрировал» значимость массового поводения и сознания, и не могло более не учитываться в практическом функционировании многих, притом ключевых, общественных структур.

Интенсификация экономической жизни, противоречите рЧЗРИТИР структуры массовых потребностей, возникновение новых динамичных и порой сложных форм общественной киэни, нарастающая мпссо-видноеть социально-политических процессе!» - лот ливь наиболее важные тенденции в Которых в точении XX века проявилась и проявляете? до сих пор социальная активность и значимость массового сознания. Потенциальная возможность включения массового сознания в столь момные общественные тенденции Аъстрвлггет исследователей' видеть п массовом сг-энаиии и поведении ужа не некий набор привы 1?!к и мнений, варажаиі'і'х психологическое своеобразие их носителя, но и усматривать за ними бо.то глубокие механизмы и причины.

Сказанное дают г отнойенио к том слцнально-иегор(№ч,'кілі процессам, ''открыв разпец зчмвмугся на т<іурст«рии 'і!*-:*1 .иного СІЇ/,

Кра> ТОТ»їЛИТЧрНЛ!» CKC'-GMH ОТКрНЛ ДОСТУП *!Г, ПОЯЙрХН^СТЬ СОЦИ-ЧЛ*-.

ной жизни, многообразию форм и проявлений массового сознания. При этом, по маре демонтажа и распада тоталитарной структуры общества массовое сознание все более весомо заявляло о себе как о фякторо активно воздействующем на течение политических, экономических, сотглальных процессов. Становилось ясным, что происходящие социальные преобразования, вбирая в себя все более широкие слг>и общества, оказываются под неоднозначным воздействием кассового сознания.

Вместе с тем, опыт последних лет свидетельствует о том, что массовое сознание не только напрямую связано с непосредственной социальной реальностью, но к но всегда зависимо от изменяющейся реельной жизни. Выявилось, что характерные особенности современного массового сознания определяются действием причин не сводимых липш к данному состоянию общества, а лежат в более глубоких пластах общественной жизни.

Таким образом, в последние годы достаточно выпукло проявилась специфика массового сознания как объекта социального познания. Вэ-пераых, массовое сознание зарекомендовало себя как фактор способный оказывать влияние на ход общественных процессов. Во-вторых, стало очевидным, что в свою очередь, массовое сознание детерминировэно действием достаточно масштабных и имеющих значение для всего исторического процесса закономерностей. Иными словами, существуя на поверхности социальной жизни, массовое сознание демонстрирует свою связь, и ото стало особенно заметным за последние годы с происходящими социально-историческими изменениями. Собственно именно этот факт и делает актуальным философский анализ массового сознания.

Степень разработанности проблемы. Проблема массового сознания начала разрабатываться п советской философской литературе с середины 60-х годов. При этом необходимо отметить, что подавляющее большинство исследований проводилось с позициП сониально-гносеологического подхода. Сквозь призму тр.кого подхода массовое сознание рассматривалось как понятие тождественное понятиям "обыденное сознание" (А.Г.Спиркин; М.Я.Ковальэон и Д.М.Угринович), "общественная психология" (А.Н.Анищенко). Характерно, что в этих исследованиях термин "массовое сознание" несет на себе скорее стилистическую, нежели понятийнуп нагрузку.

Вместе с тем, были также лрепринлты попытки, используя гносеологический подход, исследовать массовое сознание, как относительно самостоятельное и специфическое образование общественного сознания в целом. В частности специфика массового сознания усматривалось в "некотором единство свойств обыденного и теоретического уровней отргокения" (Н.В.Пуханова) или же трактовалась как "качество распространенности тех или иных духовних образований" (А.К.Уледов). Общий смысл рассматривается как наличное, реально Функционируюаее в обществе сознания, для которого характерен определенный синтез обццвнного и теоретического сознания, общественной психологии и идеологии.

Другим, наиболее распространенным в отечественной философской литература подходим к проблеме массового сознания ягилСя его анадиэ с точки зрения еотіиологического аспекта. Исследования в ртом направлении наметили в качестве возможного пути массового сознания изучения содержания мессовиднмх социальных гбі/ціостей как субъекта-н-сителя массового сознания (Л. Г. Суда г:, Б.Г.Гцгауко»;

- б -

А.Г.Доголаков; Л.Г.Киселева; Г.К.Овчинников)'.

Следует отмстить, что как социологические, так и гносеологические аспекты, в определенной мере, оказались достаточно продуктивными в анализ'.- структуры массового сознания. В этом плане были предприняты попытки классифицировать субъектов-носителей массового сознания, определить возможные составные части его содержания. Кроме того, разработки с позиций социально-гносеологического подхода также сыграли определенную методологическую роль в исследовании конкретных проявлений массового сознания. (И.Бунин; Г.Г.^ллигонский; Э.Баталов; О.Новинская).

Вместе с тем, как уже отмечалось в литературе в последнее время (Б.А.Грушин) ни с точки зрения социологического, ни с позиций гносеологического аспектов все же не удалось выработать концепции раскрывающие судность массового сознания, позволяющие представить его как единство многообразных проявлений. Это обстоятельство обязывает к поиску иннх подходов к проблеме и прежде всего к ее философско-теоретическому осмыслению.

Цель и задачи исследования. Характер и степень разработанности проблемы определили цель исследования. Основной целью диссертационной работы является философский анализ возникновения и функционирования массового сознания.. Для осуществления этой цели был определен ряд конкретных задач исследования;

провести последовательный анализ проблемы массового сознания, в контексте его исторического развития;

определить основные направления филоеофско-теоретического подхода к данное проблеме;

проанализировать духовно-практическое значение и особенное-

ти процесса функционирования массового сознания;

- исследовать массовое сознание как один из способов само
реализации, общественно-исторической практики.

Научная новотна исследования заключаемся:

в обосновании необходимости анализа массового сознанит с позиции философско-теорехического пид>ода;

в исследовании массового сознания при помощи категории "сознание" и "деятельность";

в философско-теоретичиском осмыслении единства субъективного и объективного в массовом сознании;

в определении систем рациональности, как основание для формирования массового сознания;

в философско-теоретическом анализе социально-ис'Орическо-го процесса возникновения массового сознания;

в изучении интерсубъективного взаимодействия как внутреннего духовно-практического мехгінизма функционирования иассолого сознания;

в рассмотрении массового сознания в качестве идовлчзироган-ного результата духовно-практического взаимодействия;

В связи с изложенным на защиту выносятся следующие положения:

массовое сознание с позиций фниософско-теерэтического подхода является непосредственно? социальной раимаацией атри-бутиричх характеристик об оатвенно~исторкчес«ого бытия человека. Ис/одя из .тгог\ массовое сознание мог ft быть paecv-трено как один из моментов чел овечо скоС суітности, получиамий и ходе твоего развития непосродгтвенно-социш ьнэа суг.ес'п^еаиир:

масг-з^е согиаїм"? а качестве іт-трбноге мсм'Яїі» Tftttst" свя-

-в -

зано с взаимодействием субъективного и объективного в человеческой деятельности. В связи с этим появление массового сознания на поверхности социальной жизни в качестве социального феномена обусловлено самой возможностью соотнесения объективно-нормативных и субъективных моментов человеческой деятельности;

возникновение подобных условий означает по сути дела преобразование человеческой субъективности в непосредственно всеобщий момент общественно-исторического процесса;

в социальном контексте возникновение массового сознания анализируется в связи с образованием относительной независимости между сложившейся в обществе системой рациональности в непосредственной коллективной деятельностью индивидов;

в основе массового сознания лежат процессы коммуницирова-ния субъективных опытов индивидов в рамках интвреубъективной деятельности, Основанием для подобной коммуницированности является практическая включенность индивидов в межсубъективном взаимодействии,

в рамках интерсубъективного взаимодействия осуществляются процессы самоидеализации, когда формы социальной интвреубъективной связи, сохраняя свой непосредственный характер, начинают играть роль семантических средств для субъект-субъектной коммуникации:

''.-.'- массовое сознание представляет собой процесс возникновения и функционирования подобных непосредственно-семантических форм,. обеспечивающих коммуницированность субъектов с более общим соціальним опытом, со сложившейся в данном обществе рациональностью. Методологической и теоретической основой диссертационного

исследования являются положения о социильно-деятельностной сущности человека, духовно-практическом единстве сознания и деятельности, принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному. В процессе работы над диссертацией, в ракках философско-теоретического анализа широко использовались историко-культурные и конкретно-социологические материалы.

Теоретическая и практическая значимость работы. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводи могут быть использовали при построении общей теории сознания, включающей его разнообразные социальные уровни, виды и форму, иметь определенное значение при дальнейшем анализе структур общественного сознания непосредственно связанных с практической деятельностью і; давидов, способствовать уяснения роля и значения массового сознания, ого отдельных видов л социальной жизнедеятельности людей, а также могут служить в качестве методологических оснований для конкретно-социологического агализа массового сознания.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глаз с соответствующий!! параграфами и заключения, списка используемой литературы.