Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурная политика европейских стран: опыт и проблемы : Философско-культурологический анализ Борсиева, Генриэтта Эрнстовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борсиева, Генриэтта Эрнстовна. Культурная политика европейских стран: опыт и проблемы : Философско-культурологический анализ : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11, 24.00.01 / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Фед..- Москва, 1997.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-3/2560-4

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях модернизации России -глубокого социального, экономического, духовного, политического и технологического обновления общества, осуществляемого путем последовательных реформ, разработка концепции социокультурного развития выдвигается в ряд приоритетных. Поиск выхода из культурного кризиса общества, где у большинства людей на первом плане стоят проблемы жизнеобеспечения, невозможен без продуманной и взвешенной государственной культурной политики. Специфика нынешней ситуации в Российской Федерации заключается в том, что формирование культурной политики идет на фоне переосмысления, полной смены идеологии и теоретических конструкций в области государства, культуры, права и экономики, интенсивной политизации общества. В поисках новых подходов к решению проблемы выхода из сложившейся социокультурной сіпуации понятна актуальность изучения и использования опыта формирования культурной политики западноевропейских стран. Мировая практика не может быть не принята во внимание, если ставится цель создать современное цивилизашгонное общество, тем более, что в определенной степени можно говорить о совпадении динамики взаимоотношений культуры и общества в России и развитых странах Запада, и специалисты указывают на нахождение их в блгакой точке континуума социокультурных изменений'.

Ограниченный рамками диссертационного исследоваїшя, автор обращается к изучению культурной политики Германии и Великобритании, что позволяет ему проаналшировать опыт развития культуры в особом типе общества, представляющего современную европейскую цивилизацию. В то время как Россия поступательно продвигается по пути становления рыночной экономики, строительства гражданского общества и ищет свои подходы к достижению поставленных целей, весьма полезным видится установление пределов возможностей и достоинства определенных, получивших мировое признание, методов культурной политики, анализ многообразия

1 См.: Ионин Л.Г. Социологи» культуры. - М., 1996. - С.4;

4 форм, пшігпгаїгьгх и негативных тенденций, с которыми сталкивались европейские мк\ :t:ipciiu и ші;икііи'іііі.іс периоды социальноюрсформнроплння общеспт.

Речь не идет о прямых заимствованиях, ток как вполне очсшшш своевременность нрслосгсрсжсшія В. В. Ильина не поддаваться искусу заимствования, перенесения в нашу реальность накопленных в опыте по большей части западной цивилизации «совершенных» форм мироустройства. Вместе с тем, говоря о перспективах обновлеши России, нельзя пренебрегать изучением механизмов демократизации, института гражданского общества, духовной и правовой раскрепощенности человека1. Это усиливает актуальность темы исследования, направлешюго не только на выяснение каким образом изменения социально-экономических условий могут влиять на культурную политику, но и выявление допустимой степени воздействия государственно-политической системы на ггреобразовашія культурной парадигмы.

Несомненно, многообразные процессы культурной жизни общества подчиняются глубинным законам социальной жтнедеятельности людей. Вместе с тем, отдельные тенденции этого комплексного процесса поддаются целенаправленному реіулироваїшю. Совокупность мер по регугагрованию тенденций развития духовной составляющей общества и может быть названа "культурной политикой".

В каждом обществе действует определенная парадигма, выступающая в качестве фундамеїтга для разработки важнейших концепций социокультурного развития. Ее основные положения строятся на базе утвердившегося философского понимания нормативных и ценностных основ социума и индивидуумов. Благодаря философской рефлексии в центр внимания государства попадают не только формы и проявление культурной деятельности, но и понимание природы мігра культуры во всей его целостности. Совершенно очевидно, что смысловая трактовка осіювополаїающнх понятий (таких как культура, например), закрепленная в том или ином государстве, составляет содержательную базу государствеїшой культурной политики. Она включает в себя определешгую философскую концепцию, в которой внимание концеїпрігруегся на сущностных аспектах жизни человека, природе культурных феноменов. Применение философский мсгодолошн. включающей определенные правило и критерии

1 См Ильин НПО иіадис руссюй души // Илкин В.В.. Шпарим АС. РаПоа Л П. Россия: опыт плішоиальїю-госуліірсгвснноП идеологии. - М.,1994. С.44;

5 интерпретации фактов, тесно связано с теорией, которая, в свою очередь, выступает частью господствующей в данный период общественно-политической парадигаы. Опираясь на концепцию А. Я. Флиера, автор говорит о двух уровнях стратегии и тактики управленческой деятельности: собствешю культурная политика как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и оперативное управление текущими культуротворческими процессами.

Анализ развертывающихся в настоящее время общественно-политических, социально-экономических и духовно-нравственных тенденций в развитии общества показывает, что этап его обновления влечет за собой пересмотр и переоценку накопленного опыта, расширение традиционных рамок анализа общественных процессов. В свою очередь это предполагает обновление методологических основ его анализа. Преодоление чрезвычайной узости круга методологических проблем, долше годы воспроговодившихся в неизменном виде, позволило бы подойти к созданию научно обоснованной концепции государственной культурной политики современного российского государства.

Таким образом, реальные проблемы обеспечили общественную злободневность культурологической проблематики и государственная культурная политика является одной га ключевых проблем, решение которой, быть может, в состоянии дать ответ на многие вопросы, имеющие принципиальное значение для дальнейшего развития не только российского общества, но и мирового сообщества в целом.

Все это обусловило выбор темы исследования - изучение мирового опыта государственной культурной полигики и ее философско-кетщептуальных оснований, позволив тем самым прнблгоиться к решению основной проблемы теоретических изыскании. Она заключается в выявлении противоречия между пониманием определяющей роли культуры и государства в разрешении социально-экономического, политического и духовного кризиса, в котором оказалась Россия к началу 90-х годов, и поиском путей оптимизации культурной политики в целях его преодоления.

Степень изученности проблемы. Государственная культурная политика, осуществляемая в переходные периоды, как комплексная научная проблема, не

1 Флиер А.Я. О новой культурной политике России. // Общественные науки и современность. - М., 1994.. №5 - С.4;

относіггся к числу глубоко разработанных. В определенной мере можно говорить лишь о том, что она рассматривалась в ряде исследований применительно к отдельным ее подсистемам: народному образованию, культурно-гпхюветительской работе, художественной культуре, охране памятников истории и культуры, финансированию сферы, частным проблемам управления и др.

В 60-80-е годы преимущественно исследовались теория и практика партийного руководства культурным строительством в стране. Несмотря на необходимость переосмысления многих актуальных вопросов истории и теории культуры, труды таких ученых как А.И. Арнольдов, М. М Бахтин, Ю.С. Борисов, АЛ. Гуревич, Н.С. Злобин, В.Т.Ермаков, Э.В.Ильенков, М.Т. Иовчук, МЛ.Ким, М.С.Каган, Л.Н.Коган, ТА. Кудрина, Д.С. Лихачев, Ю А. Лукин, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, Э.В. Соколов и др1. не теряют своей привлекательности и сегодня: они были заметным явлением для своего времеїш и остаются серьезной методологической базой для современных исследований.

Научные труды, в которых рассматривались различные аспекты культурной политики государства, оказались полезными, так как в них содержались попытки выделить государственную культурную политику в качестве особого предмета научного поиска, однако специальных исследований, посвященных рассмотрению ее специфики, основных институтов, мехшшзмов реализации остается крайне недостаточно2.

' Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. - М., 1982; Ермаков В.Т. Некоторые проблемы современной историографии советской культуры // Вопросы истории и историографии социалистической культуры. - М., 1987. - С. 171-192; Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - М., 1979; Ким М.П. Проблемы теории и истории реального социализма. - М., 1983; Кудрина T.A. Культура современной деревни. - М., 1983; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности н культуры. - Ереван, 1973; Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977; Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - М.,1989; и др.

! Андреев А.Л., Детисов Ю.В. Культурная политика в современной России // Обновление России: трудный поиск решений. - М.,1992. - С.32-41; Арнольдов А.И. Современная культурная политика: от идеи к практике. // Введение в культурологию. - М., 1993. - С.237 - 266; Белова T.B. Культура и власть. -М.. 1991; Ерасов Б.С. Государственная культурная политика, ее задачи и структура.// Социальная культурология. - М.,1996. - С.310 - 316; Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования // Социально-политический журнал. - 1996., №2. - С.23-40; Лисаковский И.Н. Культурная политика. Представления и преткновения.// Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения. - М.,1997. - С. 18-20; Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. - М.,1992; Орлова Э.А. Научные основания культурной политики в период ускорения общественного развития //Современные духовные процессы в мире и борьба идей. Новое мышление во

Из современной научной литературы наибольший интерес представляют работы по проблемам социального управления, функционирования сферы культуры1. В ряде специальных исследований сделана заявка на рассмотрение управленческих аспектов проблемьг. В отдельных философских и культурологических работах предприняты попытки теоретического осмысления понятий "культурная политика", "управление культурой"3. Проблемам культурной политики посвящено диссертационное исследование А.С. Балакшина4.

Считаем необходимым особо отметить сборник <(Культурная политика России: история и современность», подготовленный на основе национального доклада "Государственная культурная политика в России", в котором исследуется современное состояние дел, описываются цели, средства, основные законы и указы, принятые в последние годы, приводятся общие характеристики культурной активности населения и меры, принимаемые государством для ее стимулирования.

В связи с переходом к рыночным отношениям, исследование экономических механизмов управления приобрело особую актуальность, что частично нашло отражение в работах А.М. Бабича, А.И. Глаголева, Г.М. Галуцкого, Е.В. Егорова,

внешнеполитическом и внутриполитическом аспекте / Отв. ред. Панарин А.С. - М., 1988. - С.64-71; Перестройка общественного сознания н культурная политика КПСС /рук. авт. кол. Ю.А.Лукин. - М., 1989; Политика и культура. Сб. научн. тр. - Екатеринбург, 1992.; Савельев ВВ. Очерки прикладной культурологии: генезис, концепции, современная практика. Часть 1. - М., 1993; Соколов Е.Н., Томко Т.Н. К проведению основных направлений культурной политики // Культурная деятельность и культурная политика. - М., 1991. - С.24-43; Фалин А.В. Культурная политика как объект социально-политической культуры. - Сб. науч.тр. - М„ 1987;

1 Жидков В.И. На подступах к осмыслению проблемы // Культурная политика в современном обществе. -М.,1993.- С. 35-59; Савельев В.В. Обновление социокультурной жизни России. // Обновление культуры: проблемы и перспективы. - М.,1993. - С.90-114; Тамбовцев В.А. Субъекты и объекты культурной политики //Организационно- экономические преобразования в сфере культуры. Сб. науч. тр.- М., 1991. -С.90-114; и др.

! Гусева АЛ., Гусева ИЛ. Функции органов управления в сфере культуры в новых условиях хозяйствования // Организационно - экономические преобразования в сфере культуры. Сб. науч. тр -М., 1991. - С.140-144; Шишкин СВ. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. - М.: НИИ культуры, 1992;

' Чурбанов В. Новая культурная политика или новая "культурная революция"? - М., 1993; Недвига И. Без руля и ветрил.// Встреча. Культурно-просветительная работа. - М.,1993. - №2. - С.2-4 ; Флиер А. О новой культурной политике России. // Общественные науки и современность. - М., 1994. - №5. - С. 14-25; и др.; 4 Балакшин А.С. Методологические и организационные аспекты современой культурной политики:

Дис канд. филос. наук . - М.:РАГС, 1995;

Культурная политика России: история и современность (Отв. ред. К.Э. Разлогов, И.А. Бутенко) - М.: ГИВЦ Минкультуры РФ, 1996. - 217 с;

С.К.Ефремова, СЛ.Ивановой, СБ.Шишкина, ЛИ.Якобсона и др.1. Проблема финансирования сферы культуры разрабатывалась в трудах АЛ. Рубинштейна, Э.А. Орловой, В.М. Розина и др..

Феномен культурной политики длительное время находится в поле зрения зарубежных авторов3. Модершоация духовной сферы российского общества вызвала шггерес отечественных исследователей к проблемам разработки и осуществления государственной культурной политики в зарубежных странах4. Благодаря регулярной публикации реферативных сборников и обзоров, подготовленных специальными отделами ИНИОН РАН РФ, НИИ "Информкультура" РГБ, ГИВЦ МК РФ и другими научно-исследовательскими центрами, отечественным исследователям стала доступной зарубежная литература по данной проблематике.

Отмеченные исследования углубляют разработку проблемы государственной культурной политики в новых условиях, в известной мере восполняют пробел в ее исследовании.

На основе изложенного диссертшгг вправе отметить, что в философии проблема философско-концептуальных оснований государственной культурной политики до настоящего времени не являлась специальным предметом целостного

' См. Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика н финансирование социально-культурной сферы. -Казань, 1996; Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Зарубежный опыт. -М.,1991; Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. -Сб. науч. тр. / Ore. ред. Шишкин СВ. - М.,1990. - 224с; Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. - М.,1991; и др.

2 Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов /Леоретические основания культурной политики. М.,1993. - С.47-75.; Розин В.М. Природа и особенности социального проектирования: от замысла к реализации//Социальное проектирование: от замысла к реализации. Сб. науч. тр. - М.,1988; Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. - М.,1991; и

лр-;

' Cultural policies: from model to market/ , - 165p.; Hilman-Chartrand H., Mc.Canghte С The art's lenqth principle, and the arts. An international perspective past present and future/ Who's to pay for the akts?-N4. American council for the arts.-!989 - p.43-80; Fohrbeck V., Wiesand A. Von der Industrigesellschaft zur Kulturgesellschaft. Schriftenreihe des Bundeskanzler - Munchen, 1983. - 134p.; Bourdillion H. T. Decentralisation of cultural promotion at the decision- making level. - Strasburg Council for cultural cooperation: Council of Europe; 1974 - 28 p.;

4 Голомидов B.H. Некоторые аспекты организации социально-культурной деятельности во Франции. -М., 1993; Жарикова М.Ю. Экономические аспекты развития отраслей культуры во Франции. - М., 1988. - Дне... канд. экон. наук; Катасонова ЕЛ. Японские корпорации: культура, благотворительность, бизнес. - М., 1992. - 168с; Колосницина М. Зарубежный опыт культурной политики // Культурная политика в современном обществе. - М.,1992. - С. 189-204; Соколов К. "Шведская модель" культурной политики // Культурная политика в современном обществе. - М., 1992. - С.205-223; Хлопина О.В. Новая культурная политика в странах Западной Европы и в США. М.,1990 и др.;

9 исследования. Лишь отдельные ее аспекты так или иначе затрагивались в работах общефилософского характера. В результате отрицания необходимости изучения зарубежного опыта (кстати, такая точка зрения еще полностью не гажита), в России не были достаточно изучены формы и методы культурной политики за рубежом. Автор исходит из той позиции, что теоретическая и практическая разработка проблем культурной политики сдерживается из-за их недостаточной разработанности в философии. В этой связи данное исследование является попыткой подойти к проблеме разработки культурной политики, рассматривая культуру "не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостную систему ценностей, формирующих идентичность нации, единство российского государства, влияющую на все сферы государственного и гражданского бытия"1.

Следовательно, современный период обновления общества, вызывающий к жизни новые явления, в том числе и в духовной сфере, нуждается в научном анализе, помогающем понять их, найти средства адекватного воздействия на гак, определить возможные перспективы развития.

Данная работа не содержит подробного описания практических
механизмов культурной политики зарубежньїх стран. Она носит более общин
характер. Это обусловливается поставленными задачами - изучить опыт
культурной политики зарубежных стран, описать ее взаимодействие с

другими направлениями политики Германии и Великобритании ,

и раскрыть те ее принципы, методы и инструменты, на которые могли бы опереться эксперты при разработке культурной политики для России. Естественно, мы не призываем слепо копировать механизмы культурной политики зарубежных стран. Они должны быть тщательно изучены и, если их примените будет прганано целесообразным, адаптированы к условиям России.

Потребности практики, недостаточная научная разработанность сути, содержания, механизмов реализации государственной культурной политики в новый период обусловили выбор темы, ее цели и задачи.

Цель исследования - на основе переосмысления исторического опыта России и зарубежных стран выявить основные концептуальные основы культурной политики

1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Самара, 1992. - С. 1;

10 государства в условиях обновления общества, обосновать принципы и механизм ее осуществления в данный период.

Понятно, что в рамках одной работы все аспекты избранной темы рассмотреть невозможно, поэтому автор конкретизировал поиск в следующих направлениях: на основе имеющейся литературы, с учетом данных эмпирических исследований раскрыть специфичность содержания социально-философских основ культурной политики и выявить орпшизациоішо-зкономические механизмы ее реализации в зарубежных странах, функционирующих в системе рыночных отношений, гражданского общества и демократического государства, и попытаться показать возможные модели государственной культурной полигики в период формирования российского общества. Не претендуя на полный охват этой большой и сложной темы, диссертант наметили лишь общие подходы к ней на примере культурной политики Германии и Великобритании. Разносторонняя практика данных стран в этом направлении может представлять не только научный, но и практический интерес.

Объектом исследования выступает современная культурная политика европейских стран (Германия, Великобритания), ее принципы реализации и тенденции формирования.

Предметом исследования является сущность культурной политики.

Предмет исследования и его общая цель предопределили задачи исследования:

определить содержание понятия «культурная политика» и выявить сущность культурной политики, показав взаимообусловленность всех сфер общественной жизни;

проанализировать общее и особенное в принципах культурной полигики европейских стран и обобщить теоретические основы культурной политики зарубежных государств;

с философско-культурологических позиций выявить основные параметры культурной политики государства (в частности, Германии и Великобритании);

рассмотреть социокультурную ситуацию переходного периода и выявить механизмы реализации государственной культурной политики в условиях перехода к демократическому государству, тенденции ее трансформации в процессе преобразований, осуществляемых в российском обществе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы анализа культурных явлений, в том числе комплексного и

системного анализа общественных явлений. При решении поставленных проблем автором применялись культурологический и сравнительно-исторический подходы.

Частично в работе нашел отражение компаративистский подход, поскольку в силу расширения и усиления гаггеграционных процессов в Европе, он позволяет рассмотреть проблему взаимопонимания "диалога культур", "самобытное**, "ассимилятивных процессов" и их отражение в концепциях культурной политики, показать невозможность их оценки по двухмерной шкале ценностей (полная зависимость - исключительная самобытность и самостоятельность).

Теоретической базой исследования стали труды отечественных и зарубежных философов, юультурологов, социологов, материалы дискуссий, в которых содержатся гфинципиалъные положения о внутреннем содержании и основных ориентирах культурной политики. В изучении современных концепций культурной полигики и их теоретических обоснований в качестве основных источников была использована литература зарубежных авторов на иностранных языках1.

Научная новизна осуществленного исследования заключается:

- в постановке научной проблемы, в ходе решения которой более полно
расіфьгеается содержание культурной политики на переломном этапе развития
общества, выявляются принципы и механизмы ее реализации;

- в обосновании взаимозависимости и взаимосвязи принципов
государственной культурной политики с существующими в обществе
мировоззренческими, идеологическими ориентирами, состоянием экономики и
других сфер общественной жизни;

- во введении в научный оборот новых исследований зарубежных авторов.

1 Ardagh J. Germany and the Germans: An anatomy of society today. - N.Y. etc.:Harper and Row, 1987. - XI, 478 p.; Donaldson F., How the Art's council works. - London, 1989; Deutcsher Kulturrat. - Bonn, Sekretariat -1988. -153 p.; Fohrbeck V., Wiesand A. Von der Industrigesellschaft zur Kulturgesellschaft. Schriftenreihe des Bundeskanzler. - Munchen, 1989. - 134 p.; Letvin S.R. Culture, individuality and deference //Culture el politigue - Culture and politics. - Berlin, N.Y., 1988. - p.73-86; Paradopoulos G. Looking Ahead: an educational policy agenda for the 21st century II European journal of education. Research, development and policies. - vol 30, N 4, December 1995. - p. 493-507; Perusko Culek Z. European cooperation in the audio-visual media: for aninter-regional cultural policy II Razvoj - Development. - Zagreb, 1991. Vol. 6, N 2/3. - p. 343-356; Culture: Building Stone for Europe 2002 .- Brussels, 1995 - 349p; Rumheld L. Integral federalizm: model for Europe I Trasl. by H. Bongert. - Frankfurt a. M., 1990.- 560 p.; и др.

Теоретическая значимость работы заключается в исследовании социально-философских оснований культурной политики, возможностей ее реализации в условиях реформируемого общества.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее положений и выводов в обосновании управленческих решений и прогнозировании результатов в культурной политике.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседаниях проблемной группы и кафедры философии РАГС при Президенте РФ. Отдельные положения работы были изложены автором на конференциях: "Проблемы реформировшшя образования в сфере культуры и искусства" (Москва, ноябрь 1996г.), "Культура -Искусство - Образование: Актуальные проблемы" (Москва, ноябрь 1997г.), Первых культурологических чтениях ИППК МГУ им. Ломоносова (февраль 1997г.) и разлігчньгх семинарах, нашли отражение в публикациях по теме диссертации.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав (два, два и один параграф соответственно), заключения и списка использованной литературы и источников.