Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-философского анализа проблемы формирования ценностных ориентаций личности в креативных пространствах городских поселений ..32
1.1. Методологические проблемы исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве 32
1.2. Тезаурусный подход к определению социально-философской сущности креативных пространств городских поселений 52
1.3. Теоретическая модель исследования проблемы формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городских поселений .66
Глава 2. Специфика креативных пространств городских поселений россии как среды формирования ценностных ориентаций личности 93
2.1. Особенности формирования ценностных ориентаций личности в креативных пространствах 93
2.2. Поляризированная дихотомия во влиянии креативных пространств городских поселений на формирование ценностных ориентаций личности в России 109
2.3. Значение креативных пространств городских поселений для преодоления кризиса ценностных ориентаций личности в современной России 128
Заключение .144
Список литературы
- Тезаурусный подход к определению социально-философской сущности креативных пространств городских поселений
- Теоретическая модель исследования проблемы формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городских поселений
- Поляризированная дихотомия во влиянии креативных пространств городских поселений на формирование ценностных ориентаций личности в России
- Значение креативных пространств городских поселений для преодоления кризиса ценностных ориентаций личности в современной России
Тезаурусный подход к определению социально-философской сущности креативных пространств городских поселений
В работе очерчивается условность притязаний разных дискурсов и теорий на привилегированный доступ к исследованию поселения, что стимулирует к междисциплинарному диалогу, позволяющему представлять картину общества в большей полноте, многообразии и открытости. Тем самым диссертационное исследование является практически значимым как для конкретных междисциплинарных проектов и исследований на стыке социологии, психологии, педагогики и политологии, так и для социально-философского знания в целом.
Практический смысл исследования непосредственно связан также с деконструкцией представления о социальности как внеположенной конкретному индивиду абстракции. Понимание того, что различные аспекты деятельности креативных пространств поселения постоянно воспроизводятся и трансформируются в самой деятельности людей, становится важным концептуальным основанием разработки стратегий их развития.
Практическая значимость исследования заключается в получении теоретических и прикладных основ для проектирования креативных технологий, одной из которых является разработанная и запатентованная в федеральной службе по интеллектуальной собственности Российской Федерации (Роспатент) база данных «Креативные пространства поселений: технологии создания современных творческих площадок городов».
Помимо этого, полученные в результате исследования основные положения, материалы, выводы и технологии могут послужить основой для разработки как общих, так и специальных курсов таких учебных дисциплин, как философия, социальная философия, философия и теория культуры, культурология, урбанистика, геоурбанистика, антропология города, социология, при работе над составлением и написанием учебных и учебно-методических пособий по соответствующим разделам указанных дисциплин, а также при решении теоретических и методологических вопросов социального проектирования среды современного поселения.
Апробация материалов исследования. Апробация материалов диссертационного исследования нашла отражение в различных научно-прикладных аспектах деятельности.
Авторским коллективом был разработан проект «Создание инновационного научно-производственного, обучающего и практико ориентированного предприятия в сфере агротуризма на базе агротуристского фермерского хозяйства в Предгорном районе Ставропольского края», ориентированный на создание «креативного пространства», а позднее – креативного кластера и внедрения инновационных социальных технологий на территории Стравропольского края, представленный для участия во Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий – «Моя страна моя Россия»106, г. Москва, 2012 г., где был удостоен диплома III степени (3 место) в номинации «Проекты, направленные на стратегическое социально экономическое развитие российских городов и сел (увеличение инвестиционной привлекательности территории, развитие внутреннего туризма, создание механизмов пополнения бюджета за счет региональных (местных) налогов и сборов, создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни населения) за подписью Заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.И. Швецова. Проект по созданию креативного пространства в форме «агротуристского кластера» был представлен на Втором национальном конкурсе инновационных проектов «100 молодых инновационных лидеров России», г. Москва 2012 г., где был удостоен диплома «Абсолютного победителя в номинации «Сервис» за подписью Президента Ассоциации Менеджеров России Д.В. Зеленина и Исполнительного директора Ассоциации Менеджеров России С.Е. Литовчинко, а автор объявлен абсолютным победителем рейтинга «100 молодых инновационных лидеров России».
Дальнейшая апробация результатов диссертационного исследования нашла отражение в следующих научных конкурсах:
1. Международный конкурс предпринимательских инициатив «Creative master». Россия, Казань, «Общество науки и творчества», 17-22 июля 2014 года, где авторский коллектив был удостоен диплома II степени (2 место).
2. III Международный конкурс «Я молодой и талантливый». Россия, Таганрог, «Центр научной мысли», 27 ноября 2013 года, диплом I степени (1 место).
3. Конкурс научных работ «География инноваций и экономические кластеры: опыт российских регионов» с работой «Формирование агротуристского кластера в Ставропольском крае как одна из форм креативной организации пространства современного поселения». Россия, Калининград, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, 2014 год, где работа удостоена призового места.
4. Международный конкурс портфолио «Колосс – 2014» в номинации «Молодые ученые. Научные достижения», диплом III степени (3 место). Россия, Казань, «Общество науки и творчества», 27 декабря 2014 года.
Совместно с научным руководителем, доктором философский наук, профессором Л.И. Ермаковой проведена работа по созданию электронного справочно-информационного пособия «Креативные пространства города: экскурс по современным творческим площадкам городов мира (на русском и английском языках)». Составленная и оформленная база зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). Авторским коллективом получен документ (От 10 марта 2015 г. № 2015620462), подтверждающий авторские права создателей и обладание ФГБОУ ВПО ПГЛУ созданной интеллектуальной собственностью.
Теоретическая модель исследования проблемы формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городских поселений
Характерные для XXI в. трансформации социальности находят отражение не только в разрывах социального пространства и времени, но и практиках жизни отдельных людей и целых государств, формировании образов и характеристик социальности нового типа. Развитие городского поселения и его социальной среды отражает все трансформации наиболее ярко и концентрированно. Философами, социологами и урбанистами XXI века представлены новые характеристики городской социальности, такие как «текучесть» (З. Бауман)199, «креативность» (Ч. Лэндри)200, «мобильность» (Дж. Урри)201, наиболее выразительно проявляющиеся в креативных пространствах современных городов и оказывающие влияние на формирование системы ценностных ориентаций личности.
Прежде чем перейти к построению теоретической модели исследования проблемы формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городских поселений, необходимо дать характеристику физической форме организации креативного пространства и раскрыть базовые аспекты его существования.
С точки зрения социальной философии, урбанистки и истории городских поселений мы считаем возможным выделить несколько основных способов реализации креативного потенциала поселения, связанных с построением модели креативного пространства на его территории:
1. Посредством внедрения новых творческих практик. 2. Посредством развития интеллектуального потенциала населения. 3. Посредством инвестиций в развитие научно-технического и производственного потенциала поселения202. Рассматривая основные характеристики современных городских пространств, наделенных той или иной степенью креативного содержания, выделенные такими философами, социологами и урбанистами как и др. возможно обобщить их в группу характеристик креативного пространства городского поселения:
1. Креативное пространство является местом обращения и точкой приложения фундаментальных человеческих знаний и практических навыков.
2. Креативное пространство является площадкой для разнонаправленных социальных экспериментов, выступая моделью более глобальных систем (город, страна).
3. Возникновение креативного пространства обусловлено творческим дисбалансом потребностей и возможностей креативного класса (политиков, художников, социальных критиков).
4. Креативное пространство направленно на преодоление неопределенности перспектив в сфере культуры поселения, науки и техники.
5. Креативное пространство является базой для развития межкультурных и междисциплинарных связей, выступая площадкой для коммуникации населения на территории поселения. В эпоху глобализации, сопровождающуюся массовыми перемещениями населения, обусловленными современной производственной системой, проблема межкультурных взаимоотношений приобретает особую актуальность208. Использование креативных пространств в решении проблем взаимоотношений культур и народов является оправданным и выгодным способом предотвращения и разрешения межнациональных и межрасовых конфликтов209.
Чтобы поселение вступило на путь культивирования на собственной территории креативного пространства, в нем должны быть созданы условия, позволяющие личности думать, планировать и действовать творчески.
Вопросы креативного управления городами и креативной организации среды поселений впервые рассматриваются в книге английского исследователя Ч. Лэндри «Креативный город»210. Ч. Лэндри считает, что интерес девелоперского сообщества211 к созданию так называемых «креативных пространств» – проектов, рассчитанных на привлечение творческого сообщества и реализацию на своих территориях всевозможных арт-замыслов в условиях глобализации современного общества постоянно возрастает212.
Рассматривая необходимость создания креативных пространств в среде городского поселения следует выделить несколько основных целей их функционирования: 1. Обеспечение творческой молодежи и креативному классу среды, богатой возможностями для обучения, самообучения, обмена навыками, экспериментирования и реализации собственного видения города, мира. 2. Направление накопленной энергии дискомфорта и творческого поиска, противоречия между искомым и существующим настоящим на реализацию сценариев будущего на нескольких отдельно взятых экспериментальных площадках города. 3. Трансляция наиболее успешных решений конкретных задач (в сфере IT, живописи, управления ресурсами или градостроительства), апробированных в креативных пространствах в большую по масштабу среду района, города, республики.
Поляризированная дихотомия во влиянии креативных пространств городских поселений на формирование ценностных ориентаций личности в России
В настоящее время человек, будучи погруженным в определенные социальные условия того или иного общества, осознанно или неосознанно адаптируется к ним. При этом социальное и пространственное окружение оказывает самое непосредственное влияние на процесс формирования личности. Примером социальной среды, обладающей особым устройством, способами и механизмами организации ее элементов и фокусирующей все сферы жизнедеятельности человека, является среда креативных пространств городских поселений. Располагая рядом особенностей, она формирует своеобразную базу или площадку, опосредующую влияние креативного потенциала городского поселения как особой социальной реальности на личность и включает в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и деятельности людей, вовлеченных в общественные процессы.
Для анализа поляризированного влияния креативного пространства города на личность необходимо обратиться к существующим подходам, характеризующим ценностно-смысловую систему личности. В современной социально-философской науке принято выделять несколько подходов, характеризующих ценностные ориентации личности, а именно:
1. Гедонистический подход. Согласно данному подходу личность живет для того, чтобы чувствовать и наслаждаться298. Различают психологический и этический гедонизм личности. Концепция психологического гедонизма299 является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Единственным мотивом поступков гедонистов является перспектива удовлетворения собственных желаний и избежание их неудовлетворения. Эстетический гедонизм300 – это нормативная теория (группа теорий) о том, что человек должен стремиться к удовлетворению, либо собственному (гедонический эгоизм), либо всеобщему (универсальный гедонизм, или утилитаризм).
2. Эвдемонистический подход. Согласно данному подходу главной ценностной ориентацией человека является достижение состояния счастья (или стремление к достижению данного состояния301). В рамках эвдемонистического подхода, человек должен не стремиться к достижению удовольствий, а стремиться к совершенству, которое направлено на реализацию сущностного потенциала личности. изучению проблемы психологического благополучия // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно практической конференции. Уфа, 2015. С. 206-209.
3. Деятельностный подход. В соответствии с данным подходом человек живет, чтобы действовать. В деятельностном подходе отрицается биологический и психологический фактор наследования личностных свойств. Главным источником развития личности и ее ценностных ориентаций является деятельность. Под деятельностью в рамках описываемого подхода принято понимать сложную динамическую систему взаимодействия личности с социумом, в процессе которых и формируются личностные свойства и ценности302.
В контексте рассмотрения формирования проблематики двоякого влияния креативных пространств городских поселений на формирование ценностных ориентаций личности в России следует выделить две поколенческие группы, являющиеся основными человеческими ресурсами, обеспечивающими функционирование креативных пространств в современном российском городе и испытывающих на себе их влияние в контексте формирования ценностных ориентаций: поколение Y (игрек) и поколение Z (зет) (См.: Приложение 3).
1. Поколенческая группа Y (возможно так же: millennials, поколение «некст» (next), поколение эхо-бумеров) – поколенческая группа, родившихся в период с 1980-го года по 1990 года, выделяемая как в России, так и во всем мире. Представители группы вступили в новое тысячелетие в относительно молодом возрасте (от 10 до 20 лет). Отличительной чертой рассматриваемой группы является глубокая вовлеченность в сферу цифровых технологий, компьютеризации и виртуализации социума. Значительное влияние на формирование системы ценностей исследуемой группы повлияли технологии сетевых коммуникаций303. Отличительной особенностью, присущей личности эхо-бумера является мультизадачность в использовании коммуникационных средств304. Важной ценностной установкой данной поколенческой группы является потребность в самовыражении, реализуемая посредством виртуального пространства305, либо креативного пространства, доступного в городской среде306.
2. Поколенческая группа Z (возможно так же: поколение M, Net/Internet generation (Поколение сети) – поколенческая группа, характеризующая людей, родившихся между началом 90-х годов ХХ века и 2000-2005 годами. Характерной чертой поколения Z является приобщение к виртуальному пространству и продуктам инновационно-технологической революции с раннего возраста307, то есть данная поколенческая группа – первая группа родившаяся после тотального наступления эпохи глобализации и постмодернизма308.
Значение креативных пространств городских поселений для преодоления кризиса ценностных ориентаций личности в современной России
В ходе диссертационного исследования установлено, что само поселение, его креативный потенциал и возникновение на его территории креативных пространств находится в прямой зависимости от тенденций глобализации и урбанизации. Аспект креативности поселения в значительной степени зависит от его местоположения и наличия локальных и глобальных связей с потенциальными креативными ресурсами (притоком представителей креативного класса, связью с источниками технических и социальных инноваций и т.д.) которые выступают определяющими факторами развития креативности поселения, при этом являясь главным источником его трансформаций.
В диссертационном исследовании проведена концептуализация понятия креативного пространства городского поселения имеющая своим методологическим основанием тезаурусный подход, а так же применение принципа триангуляции, позволившего раскрыть перспективы реальной трансформации современного городского поселения и его социальных институтов в площадки, адаптированные для эффективного духовного и творческого производства человека, влекущими за собой повышение уровня и качества жизни людей, его населяющих и оказывающих неоспоримое влияние на формирование системы ценностных ориентаций личности. В соответствии с точкой зрения автора, креативное пространство городского поселения определено как социальная площадка для творческих (креативных) проявлений личности, идущих из индивидуального творческого посыла, формирующих ее интересы в сфере самореализации и самоактуализации и оказывающая значительное влияние на формирование ее ценностных ориентаций. Креативное пространство дает возможности для творческой самореализации с учетом индивидуальных способностей и увлечений жителя городского поселения. Данное положение подтверждает гипотетическое предположение автора о том, что креативные пространства выступают наиболее значимыми площадками реализации креативного (творческого) потенциала личности и потенциальными источниками формирования ценностных ориентаций личности. Особое внимание в диссертационном исследовании уделено осмыслению пространственно временных форм существования креативного пространства города в процессе их становления и развития. Указанная проблематика раскрыта с точки зрения социально-философской тенденции рассмотрения трансформаций социальности с позиций анализа ее мобильности и склонности к постоянным бифуркациям. Социально-философский анализ выбранной проблематики исследования креативного пространства современного городского поселения как новой формы социально-философской реальности осуществлен через теоретическую проработку положений и концепций постклассической философской мысли, при этом уточнены понятия креативности, креативного пространства, ценностных ориентаций личности, креативного потенциала взаимодействия личности и пространства.
Примененный в диссертационном исследовании тезаурусный социально-философский подход, предназначенный для осмысления креативного пространства города как недостаточно исследованного феномена социально-философской мысли основан на выявлении и анализе творческого потенциала личности в условиях диалектической структуры трансформирующейся социальной среды города. Центром научного подхода выступает органическая взаимосвязь пространственно-временных характеристик и ментальных структур личности и креативного пространства города. В диссертационном исследовании концептуализирована философская категория «креативное пространство городского поселения», выписана методологией его понимания, описания и исследования. В работе впервые выдвинуто определение «креативного пространства поселения» как социальной площадки, включающей в себя элементы институциональной, поведенческой и ценностной структур общества, предназначенной для реализации творческого потенциала креативного класса и являющейся формообразующим элементом во взаимоотношениях социума и его пространственно-материального окружения. Характерные для эпохи глобализации пространственно-временные трансформации, происходящие в российских городах, проанализированы автором посредством характеристики активности возникновения и функционирования креативных пространств, как мест реализации творческого потенциала населения на их территории. В диссертации проведена интерпретация комплексного образа креативного пространства поселения, под которым понимается публично доступное место поселения, где люди могут свободно самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать другим результаты своего творчества и коммуницировать с другими не в роли потребителя товаров или работника компании, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта своей личности. Креативное пространство дает возможности для творческой самореализации с учетом индивидуальных способностей и увлечений горожанина. По большому счету, креативное пространство — это свобода любых проявлений личности, идущих из индивидуального творческого посыла и формирующих ее интересы.
В диссертационном исследовании выделены и проклассифицированы средовые формы, свойства и характеристики креативного пространства городского поселения на основе использования социально-топологических принципов, что может выступить основой для дальнейших социально-философских исследований локальных морфологических характеристик креативного пространства города и его креативного потенциала, а также способствует определению его иерархического положения в рамках более крупных пространственных форм – глобальных урбосетей. Социально-философские элементы пространства поселения впервые раскрыты с позиций анализа его креативного потенциала, то есть его роли, выражающейся в поддержании среды, направленной на реализацию и самоактуализацию населяющих его представителей креативного класса. С позиций социально-философского знания креативный потенциал пространства поселения способствует обеспечению развития общественного взаимодействия на его территории, поддержанию и передаче культурного опыта и знания, порождению, трансформации и укоренению творческих изменений и социальных инноваций.