Введение к работе
Актуальность темь- исследования. Власть з качестве проблемы всегда присутствовала и продолжает присутствовать в общестзенксм быт»;и и в его многообразных осознаниях. Ст первоначальных мифологических способов освоения этого феномена движение осуществлялось в направлении все более осознаваемого "расколдования" /.М.Зебер/ власти и связанных с неї": эффектов. Зто движение может быть охарактеризовано как развитие от синкретических состояний самого института власти и соответствующих форм осознания о той реальности к развитому, .высоко дифференцированному состоянию как института власти, так и представлений о нем.
Этот аспект бытия общества настолько основателен, что обращение к нему не исчерпывается сиюминутными реакциями на актуальные события того или иного времени. Власть настолько глубоко укоренена в бытии и сознании людей, что уяснение ее "первых" оснований и ее существа оказывается возможным только в рамках систематического мышления о данном феномене. Анализ власти в концептуальном плане позволяет не только реконструировать о тот предает как развивающийся; он позволяет рассматривать все общество как органическую цаюстность. Во внешнем событийном ряду настоящего концептуальный анализ выявляет внутреннюю структурированность и универсальную связность. 'Изучение конкретных способов бытия власти с точки зрения ее имманентного единства имеет не только теоретическое значение, не вызывается прагматическими потребностями выживания конкретных общественных систем.
Разрешение многих проблем социальной философии оказыва-
-ч-
ется затруднительным без предварительного уяснения сущности власти и топ потребности, которая удовлетворяется, so властной деятельности. В езою очередь, уяснение сущности власти возможно тогда, когда достаточно определенно осознаются, предпосылки и условия возможности именно такого способа регулирования жизнедеятельности людей. Поскольку же внимания условиям и предпосылкам власти как вада деятельности почти не уделяется, то вполне оправданным является обращение к "началу" анализа власти.
Попытка зыйти за пределы всяких частичных проявлении власти и таких же частичных ее описании и рассмотреть власть как качественное единство обусловила направленность исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблеме власти посвящена обширная литература как в отечественном обществозна-нии, так и за рубежом. Исследовательские предпочтения простираются от прагматически-практических ориентации до сугубо теоретических. Поскольку преобладающей формой обнаружения власти в обществе выступает политическая власть, то значи-" тельная часть исследований посвящена именно этому виду власти. Вопросы концептуального порядка /о месте власти в системе общественных отношении, с ее структурообразуюиих и упорядочивающих функциях/ затрагиваются в работах Л.С.Васильева, И.П.Граурса, М.Ю.Захарова, Т.А.Гвоздковой, А.Г.Аникеви-ча, А.П.Бутенко, Н.М.Кейзерова. Однако политическая зласть является, заянейыим, но не единственным способом организации властной деятельности. Зта частичность отражена з работах данных авторов.
Исследования зарубежных авторов содержат интенции, связанные с конкретными проблемами, такими, как возможные типы обоснования господства и| мстивы покорности /"чистые тиль легитимист: госпсдства" 14.Вебера/, причині, и механизмы формирования вождизма /"олигархические тенденции демократии" Р. Них ель об/, понимание власти как отношения элит и массы /Т.?. Дай, Л.Х.Зиглер, Р.Миллс/.'Эти исследования охватывает отдельные стороны власти и с точки зрения ее имманеннтного единства и внутренней противоречивости представляет разные уровни в концептуальной реконструкции власти: от идеально-типических построений до эмпирических обобщений. Эти проблемы включены е поле внимания философско-культурологических исследований, ориентированных на интерпретацию смыслов /X.Ор-тега-и-Гассет/.
В работах этнографического плана "единораздельная сущность" /А.Ф.Лосев/ власти рассматривается в ее особенностях, проистекающих из особенностей тех обществ, к которым обращаются исследователи. Результатом является осмысление ряда "частичных" способов существования власти /Л.Е.Куббель, Л.С. Васильев, Э.Эванс-Причард, Ю.Е.Еерезкин, Я.Баландье/.
Концептуальная незавершенность свойственна большинству правовых исследований власти, ибо акцент в них делается на институционально-нормативном понимании этого феномена. Такой подход предлагает предварительные характеристики власти для решения основной задачи - спецификации государства и права /М.И.Баитин, Р.З.Лквпиц, Ю.А.Тихомиров, З.Е.Чиркин и др./.
Особую содержательную линию з разработке проблемы образует психологические интерпретации власти. Обладая концепту-
-6-альнол сторогоетыс, они ставят зог.рос парадигмалъного выбора - усматривать ли-основания власти в психических /и вообще символических/ 'рормах или же стаскивать :к в объективных материальных связях /Н.М.Коркунов, М.М.Ковалевский, Л.И.Ле-тражицкий/.
В интересующем нас отношении исследования власти представляют собой, как правило, уяснение отдельных сто сон власти какюбщественного явления. Работ, построенных как методичное движение от простейшего к более сложному, практически нет. Социально-.рилософским анализом оказывается не затронутой проблема целостности власти как особого социального образования, занимающего определенное место в общественной системе, направленного на освоение особого социального продукта, обладающего специфическими функциями, внутренним единством и внутренней структурированностью.
Цель и задачи исследования. Целью работы является последовательная реконструкция развивающейся органической целостности, какую представляет из себя власть, начиная с наиболее простых ее определении. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
выявление субстанционального определения власти, которое в латентной форме заключает в себе все возможные способы бытия зласти;
анализ перехода от досоциальных предпосылок и условий возможности зласти к становлению зласти в обществе;
| - экспликация и анализ исходного противоречия власти в становлении, описание того, что власть есть, и того, что онс не есть;
- логическая конкретизация исходного определения в процессе восхождения от абстрактного :-: конкретному.
Методологическая и теоретическая основе исследования. Цель и задачи исследования обусловливают методологию исследования. Работа строится как применение метода восхождения от абстрактного к конкретному по отношению к феномену власти. Поскольку предпосылкой исследования выступает представление с власти как об органической целостности, то адекватным методом ее изучения монет быть именно метод восхождения. Предпринятые определения власти оказываются сосредоточенными в сфере определений бытия, основное отличие которых есть непосредственность.
Опыт приложения метода восхождения к феномену власти в данной работе опирается на сочинения Г.Гегеля, К.Маркса, а также на исследования отечественных ученых - Э.З.Мльенкова, В.А.Базилика, К.Х.Момджяна. Что касается проблемы перехода "досоциальное - социальное" в отношении властной деятельности, то здесь в качестве методологического основания служили идеи, высказанные в работах Б. Ф. Поршнева, Ю.М.Семенова, В.А. іЗазюлина-. Б данном случае метод восхождения от абстрактного к конкретному необходимо дополнялся единством исторического и логического рассмотрения. Работа спирается также на те положения социально-философской теории, которые исходят из понимания человеческой, деятельности как субстанции социального и рассматривают общество как систему, сохранявшую свою качественную специфику во зеем множестве проявлений.
Конкретные результаты и научная нсвизна состоят з еле-дующем:
-
Феномен злости раскрывается скозь призму представленої о нем, как об "органической целостности", преобразующее в соответствии с собственной сущностью сзои предпосылки и условия; определяется качественное отличие власти как социального способа регулирования совместной-деятельности людей от регулирования совместного существования в зоологических объединениях.
-
С целью уяснения субстанциональных оснований, власти введено представление о ней, как о "социальном могуществе";
в данном понятии фиксирована непосредственная неопределенность предмета з начале анализа; власть получает исходную спецификацию .
3. Проведена спецификация власти с точки зрения ее раз
личения внутри себя; власть различена, во-первых, как конеч
ное, особенное, ограниченное факторами природного и социаль
ного происхождения /лидерство/, во-вторых, как всеобщее, ба
зирующееся на социальном качестве деятельности /господство/.
-. k. Проведена спецификация власти с точки зрения особой ее выделекности как вида социальной деятельности в структуре общества; власть как особый вид деятельности направлена на освоение особого продукта /а з освоении - на производство и воспроизводство/ жизнедеятельности общества; данный продукт определен как конфликтность и конфликтная дифференциация и стратификация.
5. Зласть рассмотрена в качестве системы, несущей в. самоорганизующейся системе более широкого порядка - обществе -функциональную нагрузку по обеспечению воспроизводства данной целостности в ее качестзенном своеобразии социального со
-9-стороны поддержания разнообразия и его организации.
Научно-практическое значение исследования. Результаты, полученные э ходе исследования, могут быть! применены в дальне '. ь-ей теоретической разработке проблемы власти с использованием метода б о Словения от абстрактного к конкретному.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курса социальной философии и политологии, при подготовке спецкурсов по социальной философии.
Апробация работы. Отдельные положения и выводы диссертации использованы в сообщениях на научных конференциях /Екатеринбург, 1992; Москва, 1992; Белгород, 1993/. Результаты исследования отражены в ряде публикаций.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии философского факультета МГУ 21 июня 1993 года и рекомендована к защите.
Структура и объек работы. Диссертация состоит из введения, двух глав - по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 165 страницах, библиография включает 138 наименований.