Введение к работе
Актуальность темы исследования. Слово 'предрассудок" откосится к разряду широкоупотребляемых б повседневной жизни,причем как т уровне обеденного, так и научно-теоретического сознания. Как і всякое понятие, ставшее обыденным, "бытовым", предрассудок воспринимается как самоочевидный феномен сознания, не требующий специальных разъяснений. В то же время, имеющее место, например, в политической борьбе известное отждествлениэ таких понятий как "миф", "стереотип" и некоторых друтих с предрассудком говорит о гом, что все эти термины фактически играют роль оценочных суждений, утрачивая при этом свое смысловое содержание. В результате возникают две основные проблемы: с одной сторони - затрудняется восприятие политиками и воооще "практиками" научных рекомендаций, которые .вырабатываются как раз на основе выяснения смысла тех или иных понятий, по возмоаиости свободных от оценки: о другой стороны - сами научные исследования имеют тенденцию сводить "очевидные" явления к некой разновидности явления более изученного и имеющего "более научное" назване.
Но вне зависимости от различий в трактовке стереотипов к предрассудков все исследователи сходятся п одном: интерес к этим понятиям связан прежде всего с их очевидной повышенной значимостью. Именно этническим предрассудкам и стереотипам отводится роль одного из основных элементов этнического сознания," оказивающих непосредственное влияние на обострение шш гармонизацию процесса межэтнического взаимодействия.Именно в изучении этнических предрассудков, многим видится ключ к понимании сложнейших проблей этнических і межэтнических отношений.
Проблемы этносов, этнического сознания, этнопсихологии сегодня ну:кдаются в новом прочтении и их органичном включении в содержание современного социально-философского знания. Среди этих проблем свое только им присущее место занимают этнические предрассудки .
Стенань разработанности проблем». 3 отечественной литературе проблема предрассудка не стала темой широких специализированных исследований, хотя здесь можно выделить ряд авторов, в работах которкх предрассудок является непосредственным предметом из».
учения - Г.А.Лнтипов, А.С.Кон, Г.У.Кцоева, В.В.Сапов. .?
Вместе о темЗшльзя на отметить тех исследователей, в рабо тах которых социально-философские,проблемы предрассудков специально че рассматриваются,но методологические подходи и конкрет-но-социологические результаты которых имеют существенное значение для обоснования концепции диссертации. Сюда относятся такие авторы, как В.И.КолалоЕ, Б.М.Кедров, П.С.Заботин, Ф.А.Селиванов и др.
Существенное влияние на разработку концепции диссертации оказали работы социальных психологов - Б.С.Агеева, В.Л.Артемова Т.Е.Васильевой,. Г.У.Солдатовой, ОЛ'\Семендяева, а также предста вителей грузинской психологической школы - Д.Н.Узнадзе, Ш.А.На-дцрашвили, А.С.Праигишвили, И.В.йледадзе.
lie меньшее значение для диссертационного'исследования имели работы ученых, занимавшихся разработкой философских, социоло-гаческих, социально-психологических проблем теории потребностей - Е.Н.Вороншва, А.Г.Здравошслова, Н.З.Иванчука, Н.Н.Михайлова
В изучении конкретных проявлений этнических предрассудков иезамонимую роль играет огромный фактологический материал й сде^ лаш;ые на ого осноьз некоторые обобщения, содержащиеся в специальных этнографических и этнологических исследованиях С.Н.Арта-новского, А.К.БаЙбурина, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, ЗЛІ.Козлова Г.В.Старовойтовой и др
Наконец,особая группа исследователей / Ю.В.Арутюнян, Э.А.Б! грамов, А.Ь.Лащцамиров, М.СДкунусов, Л.М.Дробикева, С.Т.Калтах-чян, ІЇ.Н.Целкщев,?,!.»!.Кулшенкоидр./ рассматривает предрассудки в качестве деструктивного элемента иациоиально-этиичвского со-знащія и самосознания в дихотомии интернационализм - национализ:
В зарубежкой /западной/ научной литературе исследования пр; блемы предрассудке носят более специализированный и фундаыентал: ный характер.С полным основанием можно утверждать, что у предраї судка здесь есть "своя" больаая литература, имеющая к тому же достаточно глубокую историческую традицию.В этой связи необходимо прежде всего выделить работы общего философско-методологичос-кого характера Ф.Бэкона, Г.В.Ф.Гегеля, К.Канта, <.-12.Руссо.
При выявлении гносеологических характеристик предрассудка существенное влияние оказали на диссертационное исследование методологические и историко-философские положания герменевтнческоі теории Г.-х.Гадамера.
На постановку проблемы предрассудка как социального феномена и определение его социальной детерминированности в целом наибольшее значение имеют труды Э.Дюркгейма, М.Еэбора, К.Маркса, К.Манхекма.
При определении социологических и социально-психологических характеристик этнических предрассудков непосредственно практическую ценность имеют работы таких авторов,как У.липпман, Г.Олпорт, Д.Кекпбелл, М. и К.Шеркф, ТЛиттсгрп, О.Клайвберг.
Выделяя индивидуально-психологический л личностный уровни генезиса и функционирования предрассудков нельзя не отметить психоаналитического направления в западных исследованиях.Здесь в разной степени оказали влияние на диссертационное исследование работы З.Фрейда, Г.Адорно, Д*.Лолларда, Э.Фромма.
Различные функциональные роли предрассудков в этнокультурных процессах,особенно связанных с такими их составляющими как обычая, суеверия, пережитки, исследуются в трудах Э.Б.Тайлора, Д>;.фрезера, У.Сшшера, Л.Леви-Брюлл.
Наконец, в особую группу-следует выдолить тех авторов, в работах которых тогда этнических предрассудков и предрассудков вообще затрагивается в связи с проблемой тоталитаризма - Н.А.Бердяев, Н.Кон, Б.Рассел, А.Камю, Э.Фромм, Ф.А.Хайек, А.Л.Янов.
Цель и задачи исследования. Главной целью диссертации является теоретический анализ категории этнического предрассудка и определение его роли и функций в конкретных сферах жизнедеятельности общества.
В соответствии с указанной целью поставлены следущие задача:
выявить содержание понятия предрассудка, позволяющее отграничить его от понятий близлежащих;
определить специфику этнических предрассудков через установление взаимосвязи их гносеологической и психологической структуры с социально-детерминируемыми факторами;
рассмотреть процесс стереотипизации как важнейший механизм закрепления этнических предрассудков и превращения их в типичное и массовидное явление;
на основании пересекающихся процессов стереотипизации и сво-рхка'тегоризации рассмотреть особенности их преломления на личностном уровне;
выявить функции "л значение предрассудков в межэтническом
взаимодействии как наиболее характерной сфере их проявлении;
показать роль этнических предрассудков как инструмента в технологии сам оу тот радо ній тоталитс ризна.
Методологической и тоороткчоской основой диссертации являются теоретп--acinic; положення ройот отечественных и зарубежных автора в л области философии,социологии,сопиольной психологии,этнологии і' отнограг;,нк. Осногннми методологическими принципами иссл->довйНил яьляутся: І/ системность, прояача.лдаяся в единстье гносеологической структуры исследуемого я вяз нил и ого социальных детерминант; структурних и функпиональних характеристик; рационального и иррационального; «і/ диал'-ктнчоскал уїзаимосв."" ь об::;остаенного сознания и общественного биткл п их относительная самостоятельность; З/принцип единстна логического и исторического; 4/ коннлекснос_ть, которая сбуелоглела привлечением широкого круга источников и авторов ранкой научно;! ориентации.
Научная исе'инна исследования. Б работе яыяатогся принципиальнее различия пр-драссуача с такими понятиями как "пережиток", "суо-і;орліб","стср.':;отип", "іізблуздашїе" к др.,доказывается недопустимость в научном исследовании отождествления предрассудка со схокнми,но все >.;е отдичними or него явлениями. Показана возможность возникновения предрассудков как из истинного,так и из ложного знания.
В днаеертаї'ии акцентируются усклп'.я по преодолению о д'н с значності! г определении тюлн и, функции предрассудков. Всервда ь отечественной научиоіі литература предпринята понктка создать цольнум
ксннігшио етпкческого предрассудка,синтезируя равные подходы.
Виньлена голь огничзского предрассудка как функционального ок-впвалента в реализации определенных аспектов тоталитаризма.
Научно-прчктпчзекал значимость ruuavu. Основные идеи изложен
ного в диссертации подхода к пониманию отнического предрассудка и
предрассудка нооб:;е гогут способствовать более объективисту оскыс-
лению этого феномена. Внвод о том, что предрассудок может иметь в
сьоой основе но только ложное, но и истинное знание, но только не-
гативню, по и позитивные последствия ь поьеденки лвдел способству
ет выработке Солее сбалоксированлкл организациеншгх мэр и дальней
ших научных изыскании. о
Результаты исследования могут бить иснользоьаны при разработке конкрзтнас мероприятии как по проодолєніш инерционности мгглленпя и поБОденгл социальных субъектов,управлении ими г мс^огнических и
- 6 -'
и других подобных конфликтах, так і;' для предотвращения возможных чрезмерно радикальних wop и оценок "преодолэнчоского" характера.' Некоторые ытодн автора могут иметь лркладное значений при
ПОДГОТОВКОЙ ПроВЗДеИНН KOUKpOT./iJX СОЦИОЛОГЛЧбСКНл ИССЛОДОІНіШіїі,
например, при конкртгно-согиодогическом еішлизо отноде1.чогра.ичес-коп и эткополнгпчоской слтуаиди в определен іш>.: регдоне.
Апробация работы, Основные положения диссертации докладиъалнсь автором па научных конвенциях /Кустанай, 1987, 1933, 1900, 1991; Целиноград, 1987; Алма-Ата', 1931/, а та;«о использовались п лекционной и пропагандистской работе.
Структура и об^ом :^бо;::^. Диссертация состоит из введения,двух глан, заключения и списка неподкованной литературы. Работа изложена на 125 страницах ивпглчопасногс текста, список литературы включает 130 наименовании,
ОСНОВНОЕ СОДЕР-МІГіЕ РАСОЙ
Во введении обосновывается актуальность теми исследования, определяется степень ее разработанности, формулируются цели v. задачи работы, дается характеристика методологической осиоьн исследования н его научной новизны.