Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическая культура современного студенчества : Социально-философский анализ Файзуллин, Азат Файзуллович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Файзуллин, Азат Файзуллович. Эстетическая культура современного студенчества : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Уфа, 2000.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/109-X

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Происходящие в современном обществе сложные и противоречивые процессы обновления, становления новых принципов общественного устройства, структур, ценностей объективно приводят ко все большему переплетению, взаимопроникновению материального и духовного производства, экономики, науки, культуры, изменению сознания людей. В успешном преодолении негативных последствий этих процессов все большую значимость приобретают к проблемы эстетической культуры, эстетического образования и воспитания молодежи.

Сегодня важно разобраться в противоречиях реальной действительности, проанализировать изменения происходящие в культурно-эстетической сфере, место, роль и значение эстетических факторов в реформировании общества, в становлении демократического государства, возрождении общечеловеческих гуманистических традиций и ценностей.

Вместе с тем, актуальность данной проблематики продиктована и тем, что без эстетического воспитания подрастающих поколений, без эстетического развития, роста эстетической культуры молодежи, трудно решить другие задачи реформирования общества .

Рассматривая эстетическую культуру студенческой молодежи мы сегодня должны признать, что она находится в кризисе. Это связано с тем, что существовавшая в нашей стране политическая система осуществляя контроль за инициативой и творчеством личности, тем самым сужала рамки возможности развития студенческой молодежи.

Студенчество характеризуется прежде всего своей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, что составляет важнейшую

4
характеристику его самосознания. При отсутствии этого
целеполагания студенчество перестает быть прогрессивной

общественной группой.

Усиление негативных тенденций не только в экономике страны, но
и в других сферах духовной жизни общества сопровождается
ослаблением культурно-просветительной работы, приводит к потере
духовных ориентиров у значительной части молодежи, к обесцениванию
важнейших человеческих ценностей. Все это сопровождается

ухудшением материального положения основной массы студенчества, ростом неуверенности в возможности трудиться после окончания вуза по избранной специальности, что приводит к увеличению социальной напряженности в студенческой среде.

В связи с этим, большинство современных авторов, исследующих студенчество, подчеркивают необходимость обращения внимания к проблеме формирования эстетической культуры студентов. '

Таким образом, в современных условиях назрела необходимость выработки новой системы эстетической культуры студентов. Эта новая система должна базироваться на общечеловеческих, гуманистических началах.

Игнорирование общечеловеческих ценностей нанесло

непоправимый урон культуре в целом. Теперь, после отхода от оперирования большими, абстрактными категориями, необходимо повернуться к человеку и к общечеловеческим ценностям, по новому

(Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России.// Социс. 1У98.№ 5, "Философия, культура и образование." материалы круглого стола // Вопросы философии.1999. № 3.)

5 осмыслить такие понятия как красота, гармония . Важно и актуально переосмыслить пройденное, и на этих гуманистических принципах пересмотреть традиционные подходы к изучению происходящих в обществе культурно-эстетических процессов.

Вместе с тем необходимо также выяснить, как в новых условиях формировать и развивать эстетические качества студенчества, какими формами и средствами. Все эти аспекты проблемы составили поле диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования эстетической культуры красной нитью проходят чфез всю историю философии. Аристотель и Платон, Гегель и Кант, Белинский и Чернышевский - вот некоторые вехи, которые прошла в своем развитии эстетическая мысль.

Необходимость разработки проблемы эстетической культуры общества в целом и студенческой молодежи, в частности была осознана еще советскими исследователями.

Благодаря усилиям таких ученых, как С.Ф.Анисимов,
М.Н.Афасижев, В.Ю.Борев, Д.Ж. Валеев, А.Ф. Еремеев, Л.А.Зеленов,
А.Л.Зись, А.Н.Илиади, М.С.Каган, Н.А.Кормин, Л.Н.Коган,

А.И.Комарова, В.Г.Липский, Л.Б.Волченко, Ф.Б. Садыков,

А.Н.Семашко, А.А.Оганов, В.Ф.Передерий, Е.В.Шевцов и других мы располагаем обширной литературой, в которой обсуждаются многочисленные аспекты эстетической культуры.

В работе названных авторов разрабатываются такие важные вопросы теории и практики эстетической культуры, как природа и сущность эстетической культуры общества; взаимосвязь последней с эстетической культурой личности; определено содержание понятия

6 "эстетическая культура", а также его соотношение с понятием "эстетическая культура личности". Специальные работы посвящены анализу современного уровня и перспектив развития эстегической культуры человека, различных социальных групп, в том числе , молодежи, студенчества.

Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентации изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, эстетического и социального в жизни российского общества.

Однако среди исследований, посвященных анализу современной эстетической культуры личности, не так много работ, посвященных анализу современного состояния эстетической культуры студенческой молодежи.

В работах таких авторов, как Б.С.Галимов, Н.И.Киященко, С.М.Поздяева, О.В.Лармин, Дж.М Гилязетдинов, Л.П.Соколов, Л.А.Ширяев, И.А. Конников. И.Г. Яковлев, Л.Н.Столович и других анализируются культурологические и социологические аспекты эстетической культуры.

Методологические проблемы социального познания

анализируются в работах Б.Г.Ананьева, Г.С.Арефьевой С.Н.Иконниковой, А.К.Уледова, Ф.С. Файзуллина, А.Г.Харчева , Г.Б. Борисовского, Т.П.Злобиной, А.А.Ахмадеева, и других.

Вопросы формирования эстетической культуры прямо или косвенно затрагивали Р.Т. Насибуллин, Л.Б.Денисова, Ф.А.Гайсин, В.Н Финогентов, Д.А.Нуриев, В.С.Хазиев.А.Ф.Кудряшев.

Большую группу составляют работы посвященные исследованию эстетической культуры студенчества как социальной группы. К ним относятся труды Н.Б.Крыловой, Ю.Н.Дорожкина, В.Т. Лисовского,

7
У.Ф. Суна, Е. Н. Ардашовой, Ф.Д.Гусейнова, Г.И. Королевой,
Г.А.Петровой, А.Б.Курлова, В.В.Затеева, И.М.Орешникова,

В.А.Кудина, ЛЛ.Рубиной и других.

В современной западной эстетике, представленной такими авторами, как V.Lanier, R.Smith, D.Swanger, B.Harry и другими, наряду с обоснованием статуса, природы, стандартов эстетической культуры, все актуальней становится проблема будущего эстетического воспитания, усиленно обсуждаемая между представителями двух основных конкурирующих направлений - сциентистской, технологически детерминированной и антисциентистской, "гуманистической" моделей личности.

Знаменательным является появление первых, осуществленных на стыке эстетики и теории культуры, опытов философского обобщенного анализа явлений эстетической культуры.

В последнее время стало уделяться определенное внимание вопросам методологии и методики исследования эстетической культуры как на философском, так и социологическом уровне.

Как видим, за годы интенсивной работы накоплен обширный исследовательский материал по теоретическим и прикладным аспектам исследования эстетической культуры и связанным с ними проблемами эстетического воспитания. Вместе с тем следует сказать о том, что несмотря на кажущееся многообразие подходов существуют аспекты, представляющие научный интерес.

Особенностью данной диссертационной работы является то, что в работе осуществляется не только общефилософский, теоретический, но и специальный, социологический подход, необходимый для анализа эстетической культуры современной студенческой молодежи.

В качестве объекта исследования выступает российское студенчество как социальная группа современного российского общества.

Предметом исследования является процесс формирования эстетической культуры современной студенческой молодежи.

Цель и задачи исследования. Актуальность тематики, степень ее разработанности в философской науке, особенности диссертационного исследования определили его основную цель. Целью настоящей работы является социально-философский анализ формирования эстетической культуры современного студенчества.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:

- выявление социально-философских оснований эстетической
культуры современного студенчества;

- раскрытие критериев духовной и эстетической культуры;

определение путей и средств формирования современной эстетической культуры студентов;

выработка практических рекомендаций и предложений по улучшению духовных основ жизнедеятельности студенчества.

Методологическая основа и источники исследования. Диссертационное исследование базируется на идеях, содержащихся в трудах философов, социологов, психологов, педагогов по проблемам духовных основ эстетической культуры человека. Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании эстетической культуры.

При разработке и представлении структуры эстетической культуры
используется методология системно-структурного анализа,

9 предполагающая рассмотрение социальных явлений в системном единстве, структурном членении, в связях и зависимостях между составляющими данную систему элементами и частями. В процессе поиска сущностного определения эстетической культуры, доказательства и аргументации выдвигаемой автором точки зрения, широко используется категориальный аппарат социальной философии , эстетики и культурологии. С целью переложения общих теоретических рассуждении и определений в плоскость конкретно-социологического рассмотрения используется метод восхождения от абстрактного к конкретному. Для достижения желаемого единства, философского и социологического анализа явлений эстетической культуры, получения необходимого для обобщения и выводов конкретного материала в диссертации широко применены социологические методы и приемы, в частности, методы конкретно-социологического анализа, метод квотной репрезентативности.

Эмпирическую базу диссертации составили статистические данные, материалы социологических исследований, учебные планы, программы. Автором было проведено социологическое исследование среди студентов дневных отделений вузов Башкортостана. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса.

Элементы, составляющие научную новизну диссертации, состоят в раскрытии следующих положений:

обосновано, что современный процесс формирования эстетической культуры студенчества характеризуется изменением роли искусства в студенческой жизни, сменой приоритетов в восприятии ее различных жанров; выявлено, что в силу материальных причин

10 происходит сокращение объема эстетической информации и в духовной жизни студентов преобладающим становится полицентризм ценностей;

- показано, что распространенный в студенческой среде
индивидуализм и существующая поляризация типов личности студентов
являются доминирующими основаниями кризиса духовной культуры
современного студенчества.

- обосновано положение о необходимости изменения культурно-
воспитательных функций преподавания, повышения ответственности
преподавателей за формирование культурного облика будущих
высококвалифицированных специалистов

- развито представление о критериях эстетической культуры
студенчества, исходя из определения ее уровня: это стремление к
пониманию и взаимопониманию, стремление к эмоционально-
оценочному постижению действительности, морально-эстетическое
переживание, мера активности, возникающая в ходе приобщения
студентов к искусству, способность самопознания.

- выявлена необходимость разработки усилиями ученых новой
концепции эстетического развития молодежи; аргументирована
необходимость повышения статуса эстетического образования в вузе,
разработки новых путей и методов включения эстетической информации
в содержание преподаваемых естественных и гуманитарных дисциплин.

- аргументировано, что в современных условиях основой
достижения высокого уровня эстетической культуры является
формирование и развитие у студенчества эстетического начала,
эстетических качеств на основе стремления к общечеловеческим
ценностям.

определены приоритетные направления формирования эстетической культуры студентов: эстетическое образование и воспитание; гуманитаризация всего образования; повышение роли довузовской подготовки студентов, через преподавание специальных дисциплин, которые базируются на принципах всесторонности и универсальности, свободы и демократизации личности.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии сущности, содержания, характера и особенностей процесса формирования эстетической культуры, выявлении основных факторов, средств, методов и форм, воздействующих на формирование эстетической культуры студентов, их соотношения и взаимозависимости, что может быть использовано в выработке теоретико-методических основ формирования эстетической культуры и в процессе проведения научных исследований.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании процесса формирования эстетической культуры в вузах, в разработке учебных планов, программ, учебных пособий, в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении учебно-воспитательного процесса средствами эстетического воспитания.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета в июне 2000 года и по итогам обсуждения рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах, прочитанных на двух научно-практических конференциях, в брошюре "Особенности формирования

12 эстетической культуры современного студенчества, а также в двух опубликованных научных статьях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.