Введение к работе
Актуальность темы исследования, Наше обшаство переживает сложный переломний момент. Внутренние соцт<гьно—эконокяческае, политические процессы, способствовавааа образованно на территория некогда единого государства самостоятельных суверенних государстз-республнк, духовное, национальное возрождение народов, населязишх ьтш республики, опрвдвляэт высокий уровень дянамзкя исторического процесса. Неоднозначность, противоречивость, драматичность перо-Ечвавкого момента обусловливает необходимость понимания смысла исторического бстяя, з предке всего - осознания гдэста а роли человека з происходящих собнтзкх, поиска нових путей для решения EOS-ивкавдах проблем, прогнозирования дальнейшего развития общества. Зто требует подчас неординарных подходов к осмислений процесса явкяеняя обиеотва, что предполагает обращение к своему яеторачзска уу прошлому по ряду прнчзя: во-первых, а поисках аналогов, пнеіу-пях кесто d отечественноЗ асторяя, йо-вторнх, о цзлью найти кор-::з современных лвлеипЛ. ІГознаяве прошлой лает кета жзвуигм лвдям некий "клпч", пра поиски которого возможно смыолоеоэ понзианпо ясторачесгчзх сктуацяй, пролэвахапх "свет ез прошлого" на проблема кастояшего. В-третьих, из мзява взянкм аспаятой позваная прсялога является его обращенность а будущее посредством ценяоетно-оряен-тацяонкой деятельности субьэкта, В силу этого оссбуэ значимость а яаэна обдэствз я каддого человека прзобрэтаа? гсторачзскоэ сознание, которое, по существу, выступает в качестве необходикого способа осознанного освоения исторической реальностя, способствует йярмзрованаэ самоссоэкаяяя субъекта я слуязт сродством ориентация з асторнческои универсуме.
Степень научной разработанности проблемы. Несиотря ка неоднозначность толкования Есторического сознания, слоаность поникання п выделения его в духовных структурах, данная проблема долгов вре— мя предметно на изучалось в советской философской науке. Шв в конце 60-х годов она стала предметом обсуждения в кругах философов. Появилась первые публикация й.Кона, Ю.Яевады. По дальнейаеа
Си.: Кон И.С. Проблема история в истории фалосоїив // Иетодолэ-гические и истерические вопросы исторической науки,- Томск, 1966.- Вып. 4.; Левада Ю.А. Историческое сознание к научный м&-тод // Философские проблемы исторической науки.- И.. 1969.
-4 _
свое развитие она получила лезь в последние годы. Условно можно разделать научную литературу, посвяаеннуп в той иле иной степенв данной проблеме, на два блока.
Первый блок представляют работа авторов, в которых проблема яшъ обозначается в связи с другими феноменами духовной кизил соца ума или структурным» образованиями самого явления, но не находет глубокого комплексного, многоаспектного исследования. В работая Г.А.Антнпова, Г.С.Арефьевой, В.Ф.Асмуса, Н.А.Бердяева, В.А.Вазади-ца, О.В.Волобуева, М.Я.Гуревича, В.А.Демнчева, Н.Ц.Есвпчука, Г.У. Иванова, О.В.Ключевского, A.M.Коршунова, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосе-ва, В.М.Межуева, Б.Г.Могильницкого, Н.И.Новиковой, А.И.Ракитова, Л.В.Скворцова, А.Г.Спиркина, А.И.Уварова, А.К.Уледова, В.Ф.Шаповалова, Г.Г.Шпета в других разработаны общеиетодологические, всторц-чзокие, философские подходы, дающие возможность для осуществления глубоких философских исследований по проблема исторического сознания в его динамики. Безусловно, учитывал ах значимость, следует отметить, что историческое сознание как проблема во многих rs них-лезь обозначается, но не исследуется.
Второй блок объединяет исследования, в которых историческое сознание рассматривается предметно. Среди авторов, непосредственно пишущих по данной проблеме: М.А.Барг, У.Я.Бобров, А.В.Гулига, С.И. Дегтярев, В.А.Ельчаниыов, И.О.Кон, Г.В.Комиссарова, С.А.Левада, Я.В.Рейзема, Н.И.Савцова, А.Х.Самиев, Н.П.Французова, В.Д.Фомин, В.П.Яковлев и другие.
Необходимо отметить, что ооновным аспектом, в свете которого изучается данный духовный феномен, выступает логико-гносеологиче-скнй. Вследствие этого, как правило, в большей степени основное внимание в данных исследованиях сконцентрировано на вопросах генезиса, типологии, статуса исторического сознания, его структурных образований и соотношении с другими формами общественного сознания, его специфике как способа отражения исторической реальности, закономерностях формирования.
И все же эти работы разрозненны в не представляют собой общей комплексной теоретической системы в понимании сущности богатого кногообразиеи проявлений духовного феномена. Разнообразие в использовании методологических подходов изучения создало основу для неоднозначного его понимания.
В последнее время увеличилось число диссертационных работ,в которых анализируются проблемы функционирования исторического со-
знания но только в логике—гносеологическом, но п соцяологачвскоц аспектах. 0.0.Гавриловны, Л.И.Кононовой, М.О.Шярмановоа, В.П.Фо-дикнным предпринята попытка раскрыть сущность исторического сознания через празму определения субъектом предмета, способа осмислення а целей овладения проашш, объективного отражения действительности, выполнения Ііункщіонпльнвд ролей з процессе духовно-практической деятельности.
Нельзя на зЕметпть, что наметилась тенденция более глубокого пзучензя вопроса в связи с разработкой отдельных категорий ясто-рячэского сознания, таквх например, как "социальная память", "исторический опыт" /Г.А.Аятапов, Н.В.Буянов, В.А.Ельчананоз, О.А.Лс-заца, В«М. Кладов, В.А.Колеватов, Ю. Лотная/j "ясторячэспов время" /М.Я.Гурзвпч, И.Я.Барг» Л.В.Скворцов, Л.Н.Лой/j "историческое по-зишше" /А.Н.Ракятов, Б.Г.Могзльнящгай, А.Й.Коряуиов/ я т.д. Однако, по-праянеяу остается откритшл вопроо детерминации формировшгая, статуса, концэптуаяьного аппарата изучзизя данного явлення,
Несмотря на то, что понятаз "историческое созишио" прочно сопло з плесовое сознаняа общества,стало предмзтем рассмотрения споцзалязпрованкого сознания, ішогка ого проблекн остаются недостаточно распротіїз. Ирактячеспя нет пя одного фундаментального труда, монографии, гдо йселвдозаняз данного духовного фэномеяа баяэ-Си проведено комплексно, гнюгоаспактйо. В кзньшоЗ Степана азучааи условия, иехонвэи его функцзопвроЕакзя как средства цзяиостного оряентарованяя субъекта в ясторапвскоа универсуме. На ясзха своего отражения вопросы, евлзшпгао о дпнааакоЯ ргзватяя асторглзского сознания в целей а з конкрэтно-зсторзчаекза перго да а частности,
Всо эта обстоятельства предопределяла вибэр цздз ланкой работа.
Основной пздьп диссертационного исследования является асеяв— яоваянв сущности асторачеокого сознания з его дзиакзчвекого раз-ватая s совремешшй переходный перяод.
Цель работы предполагает репенле следлсштах задач:
осушествать анализ сущности исторического сознания ва основа многоаспектного исследования данного духовного фенонана;
определять иесто а роль исторического оозЕЕЯИя в структура общественного сознания с учетом суше вутазх в фзлософскоЭ паука тео-ретако-аетодологяческлх ПОДХОДОВ!
установить доминанты, обусловлявагаяе даиЕмгку асторзческого со-
-6.-
знаная в современный переходной период.
Методологической и теоретической основой исследования ЯВИЛИСЬ диалектический иетод познания, метод конкретно-исторического подхода, другие общенаучные методы.
При раьоте над диссертацией кспольэовалесь монографические и диссертационные исследования советских философов е историков, литература прошлых лет, а также отдельные результаты зарубежных ученых - М.Блока, Ф.Ницае, Ф.Фукуяиы, Х.-Г.Гадамера, К.Г.Юнга, К. Яспврса и других - по проблемам исторического познания, сознания, исторического процесса.
В ходе подготовки диссертации б течение 1991г. автором проведено конкретное социологическое исследование среди студенческой ыолодежи пяти факультетов Калмыцкого государственного университета Анкетный опрос проведен в два этапа. Исследование было организовано поэтапно с цель» выявления динамики, тенденций развития исторического сознания в студенческой среде. Необходимость данного ре— ЕЄННЯ была вызвана также стремительным ходом развития социально-экономических, политических, национальных процессов, происходящих на территории страны, республики. Данная категория респондентов была определена по следующим причинам: во-первых, студенческая молодежь представляет собой социалько-демографическу» группу, которая в селу саокх психологических особенностей настроена на активное восприятие а ответную реакцию на изменения, происходящие во всех сферах общественной яизни в стране и республике. Во-вторых, это достаточно однородная среда, при всей ее специфике и противоречивости, по формированию в их менталитете определенных ценностей, ориентирующих их жизнедеятельность. Все 8Т0 позволило с определенной долей условности к достоверности судкть о тенденции, оценках, суждениях по изучаемой проблеме. Эмпирические результаты, полученные по итогам данного исследования расширили возможности изучения темы и способствовали реализации поставленной цели.
Научная новизна диссертации состоит в следующем: - Уточнены сущностные признаки понятия исторического сознания; око определено " как совокупность духовных структур, посредством которых субъект осознает свое прошлое, формирует на их основе систему ценностных ориентации, обусловливающих даіьнейшее развитие исторического процесса в ходе реальной, конкретно-исторической деятельности. Его сущностными характеристиками являются: ретроспек-тееность, перспективность, ценностная ориентация в историческом
универсуме.
С позиций многоаспектного подхода обосновано авторское понимание статуса исторического сознания как относительно самостоятельного образования и ого единства с другими формами общественного сознания на основе своеобразного симбиозного "срашиваяия", представлявшего собой состояние общественного сознания или, иначе говоря, его историческую форму.
Рассмотрен социачьный механизм формирования исторического сознания в процессе ценностно-познавательной деятельности, вследствие чего разработана "идеальная теоретическая модель" его функцпоннро-ванля.
Сформулировано авторское понимание динамаки исторического сознания, заклячаюшееся в изменении состояния, а его обусловленности и направленности. Систематизированы фактори, детерминирушие динамику исторического сознания в переходный период, определены их роль я значимость в этом процессе.
D научный оборот введены конкретные эмпирические данные, характеризующие динамику исторического сознания студенческой молодежи конкретного региона, полученные по результатам авторского социологического исследования.
Практическая значимость исследования, состоит в том, что основные выводы диссертации могут стать теоретической основой для дальнейшего использования в процессе формирования исторического сознания, прежде всего в учебных коллективах. Результаты исследования могут быть применены для разработки региональной программы, ориентируемой на комплексное развитие личности студентэв, становление их гражданских позиций. Отдельные теоретические положення могут быть использованы для преподавания обшестЕэнных дисциплин в высшпх учебных а среднах специальных учебных заведенаях, пря подготовке учебных пособий по темам: "Историческое сознание", "Динамика исторического сознания", а также в деятельности средств массовой информации по Формированию исторического сознания.
Апробация основных положений диссертаций осушестлялась в форме выступлений на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов Института молодежи "Общество я молодежь: поиск путей обновления" /г.Москва, Институт молодежи, ІУУОг./; на 6-ой республиканской научно-практической конференции молодых ученых и спеца-ачистов, посвяаенной 550-%летит) калмыцкого эпоса "Джангар" /г.Элиста. 1990г./: в ходе заселания "круглого стола" аспирантов а моле—
- В -
дых ученых Института молодежи "Ыолодеиь в современный мир" /г.Москва, 1У92г./. Рекомендации соискателя направлены в постоянные комиссии Верховного Совета Республики Калмыкия для использования в практической деятельности. По теме исследования опубликовано тра работы. Диссертация обсуждалась на заседаний кафедры философий Института молодегсв /г.Москва/, на котором била рекомендована к защите.
Структура диссертационной работы включает введение, 3 раздела, заключение, список используемой литературы, првлоаенне.