Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Мирошник Александр Николаевич

Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов
<
Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирошник Александр Николаевич. Инкультурация мигрантов как способ преодоления межэтнических конфликтов: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Мирошник Александр Николаевич;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет"].- Ставрополь, 2015.- 165 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования инкультурации мигрантов в контексте межэтнических конфликтов

1.1.Основные подходы к изучению феномена инкультурации 21

1.2. Проблема миграции в контексте межэтнических конфликтов современного западного мира

1.3. Инкультурация как инструмент интеграции мигрантов в странах Западной Европы .59

ГЛАВА II. Проблемы инкультурации мигрантов в современной России

2.1.Миграция как фактор развития постсоветской России .79

2.2. Влияние миграции на рост межэтнической напряженности в современной России 96

2.3. Возможности и перспективы инкультурации мигрантов в российское социокультурное пространство .113

Заключение 138

Список литературы .

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Интенсификация миграционных

процессов становится в настоящий момент одной из основных тенденций

мирового развития. В условиях глобализации мировое сообщество

сталкивается с множеством проблем, одной из которых являются

конфликтогенные последствия миграции, связанные, прежде всего, с

усилением межнациональной напряженности в регионах-реципиентах.

Социокультурная и этноконфессиональная специфика мигрантов, их

нежелание интегрироваться в принимающую социокультурную среду

становятся существенным фактором возникновения конфликтов на основе

этнокультурных различий. Сегодня, в условиях нового «Великого

переселения народов», ситуация в регионах-реципиентах, в первую очередь в

Европе, становится еще более сложной и напряженной. В этих

обстоятельствах возникает необходимость поиска новых, более эффективных

форм социальной интегрированности как залога стабильности и

безопасности современного общества.

Решение вопросов интеграции мигрантов в новое социокультурное

пространство в условиях кризиса мультикультурализма, отсутствия

конструктивной стратегии адаптации мигрантов во многих принимающих

странах, а также усиливающегося роста межэтнической напряженности

становится приоритетной задачей для государства, научного сообщества.

Один из наиболее эффективных подходов к решению этой задачи –

инкультурация.

Впервые интерес к исследованию феномена инкультурации возник

среди американских антропологов и социологов в послевоенный период,

когда страны Запада столкнулись с проблемой этнических мигрантов. Новый

интерес ученых к инкультурации в 1990-е гг. был обусловлен изменением

масштабов и характера миграции. Было осознано, что многие ранее

использовавшиеся стратегии адаптации и интеграции оказались

неэффективными. Мигранты становились все более заметным сегментом

принимающих сообществ и при этом не стремились к интеграции. В этих условиях инкультурация рассматривалась как способ максимальной адаптации мигрантов при минимальных социальных рисках для принимающей стороны. За прошедший период в рамках специальных наук (социология, антропология, психология) было накоплено большое количество эмпирического и теоретического материала о практической ценности инкультурации и об эффективности этого процесса в различных типах обществ. Этот материал требует систематизации и философского обобщения.

В постсоветской России проблемы мигрантов, а также конфликты,
обусловленные низким уровнем интеграции приезжих в принимающие
региональные сообщества, являются одними из наиболее острых.
Оптимистичные предположения о возможности быстрой интеграции
этнических мигрантов были быстро опровергнуты на практике.

Межнациональная напряженность ярко проявилась во многих регионах Российской Федерации и повлияла на формирование и распространение негативных стереотипов в отношении этнических мигрантов. Не случайно, что в последние годы наблюдается повышенное внимание государства к проблемам миграции: принята Концепция государственной миграционной политики РФ до 2025 г., в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. особое внимание уделяется вопросам интеграции и адаптации мигрантов.

Миграционные проблемы на Юге являются актуальными, как и по всей

России, но имеют свою специфику, обусловленную тем, что основную часть

мигрантов составляют выходцы из северокавказских республик, которые

являются гражданами России. Поэтому политико-правовые вопросы

адаптации мигрантов менее актуальны; основную трудность представляет

социокультурная адаптация. Изучение феномена инкультурации, выявление

ее интеграционного потенциала будут способствовать снижению остроты

межнациональных отношений и предотвращению конфликтов миграций.

Таким образом, исследование проблемы инкультурации мигрантов имеет выраженную научно-теоретическую актуальность, а также социально-практическую значимость.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение проблем современной миграции, межэтнических конфликтов, порожденных миграцией, опирается на теоретическую и эмпирическую базу, созданную отечественными и зарубежными учеными. Последние два десятилетия характеризуются усилением интереса ученых к изучению социокультурной напряженности, связанной с миграцией, на глобальном и региональном уровнях.

Социально-философский анализ проблем миграции и ее

социокультурных последствий дан в работах В.А. Авксентьева, Б.В. Аксюмова, Г.Д. Гриценко, Г.С. Денисовой, М.Е. Попова, и др. В этих работах отмечается важность формирования интеграционных идентификационных установок у представителей мигрантских сообществ, недостаточность и даже опасность политики мультикультурализма в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и целостности страны в условиях мощных процессов этноконфессионального возрождения.

В исследованиях зарубежных антропологов, социологов Ф. Дювеля, Г.Д.
Джерома и Е. Ли была смоделирована концепция универсальных
закономерностей развития миграционных процессов в истории человечества
в различные периоды, в которой авторы анализируют детерминирующие
факторы переселения. Теоретическую ценность представляют

методологические основания изучения миграции в рамках структурно-функционального подхода, содержащиеся в работах российских ученых Г.С Витковской, Л.М. Дробижевой, Ж.А. Зайончковской, В.М. Моисеенко, Л.Л. Рыбаковского.

Целый ряд ученых сосредотачиваются на анализе последствий

миграции, масштабных изменений этнокультурного фона постсоветского

евразийского пространства. Так, российский философ А.С. Ахиезер

подчеркивает, что миграция является мощным процессом хаотичного
формирования диаспор, трансформации идентичностей и культурного фона в
поликультурном пространстве. Социологи исследуют причины миграции в
глобализирующемся мире, детерминанты миграционных сдвигов, показатели
социальной мобильности, влияние иммиграции на изменение форм
адаптации мигрантов в социуме, проблемы регулирования и

прогнозирования миграционных процессов (Л.М. Дробижева, М. Кастельс, В.И. Мукомель, Р. Парк).

В социальной науке накоплен большой опыт исследования этничности, процессов этнической идентификации и практики кросс-культурных взаимодействий. В антропологии существенными проблемами изучения миграции являются: конструирование новых стратегий адаптации мигрантов в поликультурном пространстве, роль государства в процессе создания механизмов адаптации мигрантов.

В рамках исследований конфликтологов акцент делается на формировании зон конфликтности и повышенной напряженности. Среди авторов, придерживающихся подобного подхода в изучении миграции, – А. В. Дмитриев, В.А. Авксентьев, Ж.А. Зайончковская, В.И. Мукомель, Д. Мэссей, Г.А. Пядухов, Э. Паин, У. Окульска, М. Тоугелбаум, Ю. О. Сулягина, А. Сови, Б.С. Хорев.

Важным аспектом исследования проблемы адаптации мигрантов является психологический фактор. Исследователи-психологи акцентируют внимание на изучении таких сложных явлений, как культурный шок, культурная дистанция, обращаются к анализу специфики миграционного поведения отдельных этнических групп, анализируют психологические проблемы взаимодействия иноэтничных мигрантов с принимающим сообществом (Д. Бери, Д. Мацумото, M.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко).

Важное значение для данной диссертации имеют исследования моделей

адаптации мигрантов (П. С. Кузнецов, Т. Г. Стефаненко, Д. Мацумото, М.

Мид, И. П. Цапенко, М. Херсковиц, Ж.Пиаже). Так, российский ученый П.С.

Кузнецов предложил концепцию социальной адаптации, согласно которой
для каждой категории мигрантов существует своя специфическая модель
приспособления в новом социокультурном пространстве. Американский
исследователь Д. Мацумото выделяет две основные модели адаптации:
социализацию и инкультурацию, где социализация первична, а

инкультурация является стратегией приспособления.

Большое значение с точки зрения проблематики настоящего диссертационного исследования имеют работы зарубежных авторов по изучению миграционных процессов в странах Евросоюза (ЕС). Эти работы имеют в основном прикладной характер и раскрывают особенности миграционных процессов и адаптации мигрантов именно в европейских странах. Ряд исследований экспертов Центра миграции ЕС акцентируют внимание преимущественно на исследовании религиозного фактора миграции. Ведущий эксперт по проблематике Европейского Союза О.Ю. Потемкина в своих работах, посвященных миграционным процессам, особое внимание уделяет вопросам адаптации, как одному из аспектов, влияющих на развитие и становление единой Европы.

Характерно, что изучение миграционных процессов носит

мультидисциплинарный характер. Новым направлением в исследовании последствий миграции является изучение проблем социокультурной адаптации мигрантов в поликультурных сообществах, особенно проблемы интеграции приезжих.

В 1990-х гг. появились исследования по инкультурации мигрантов в

поликультурном пространстве, в которых исследователи в контексте

конфликтности миграции в современном мире представили свой взгляд на

возможности минимизации деструктивных последствий миграции путем

внедрения стратегии инкультурации.

Американский антрополог М. Херсковиц понимал под инкультурацией

стратегию адаптации индивидов – носителей различной этнической

идентичности. Сегодня интерес к инкультурации сместился в поле зрения

философов, конфликтологов, социологов, политологов, рассматривающих инкультурацию в качестве модели адаптации с наибольшим интеграционным потенциалом. Проблема инкультурации и поиска альтернативных стратегий адаптации в контексте формирования конфликтных зон в мире широко обсуждается в научных журналах, периодических печатных изданиях, в электронных изданиях, на сайтах газет и журналов.

Большого внимания заслуживают работы отечественных

исследователей, посвященные международной миграции населения и ее последствиям (Э. Р. Барбашина, Г.С. Витковская, В.И. Моисеенко, О.Ю. Потемкина, Б.С. Хорев, В. Чапек и др.). Особенностью миграционных процессов в западноевропейских странах, по мнению экспертов, является формирование на территории принимающих стран этнических анклавов. И. Цапенко отмечает, что это замедляет или вовсе останавливает ассимиляцию иммигрантов и серьезно меняет культуру и обычаи принимающих обществ. В них начала набирать силу ксенофобия и расизм, что связано с предрассудками, царящими в обществе, и сложным переходом общества от «нации-государства» к мультикультурализму.

В последнее десятилетие научное сообщество обратилось к исследованию социально-экономических и политических последствий миграции и ее влияния на социокультурный фон принимающих сообществ. Это связано, в первую очередь, с изменениями в мировой политической системе, с колоссальным наплывом беженцев и трудовых мигрантов из менее безопасных и менее благополучных стран в развитые страны Запада, в том числе, страны Европейского Союза.

Несмотря на обилие публикаций, посвященных различным аспектам инкультурации, последствиям миграции, можно отметить недостаточную социально-философскую разработку проблем инкультурации мигрантов, что обусловило выбор цели, задач, объекта и предмета диссертационного исследования.

Объект исследования – инкультурация мигрантов в

глобализирующемся мире.

Предмет исследования – инкультурация как инструмент интеграции мигрантов и снижения межэтнической напряженности.

Цель исследования: выявить потенциал инкультурации мигрантов как способа преодоления межэтнических конфликтов в поликультурном пространстве Западной Европы и России.

Исходя из поставленной цели, в диссертационном исследовании сформулированы следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ основных теоретико-методологических подходов
к изучению феномена инкультурации, сложившихся в российской и
зарубежной социогуманитарной науке.

2. Исследовать проблему миграции в контексте межэтнических
конфликтов современного западного мира.

3. Рассмотреть инкультурацию как инструмент адаптации мигрантов в
странах Западной Европы.

4. Проанализировать влияние миграции на развитие постсоветской
России.

  1. Определить значение миграции в качестве одной из детерминант роста межэтнической напряженности в современной России.

  2. Оценить возможности и перспективы инкультурации мигрантов в российское социокультурное пространство.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Основополагающим для диссертации выступает диалектический метод

изучения действительности, использование которого дает возможность

наиболее адекватно осмыслить ключевые проблемы и важнейшие тренды

миграционных процессов в противоречивом развитии социокультурного

пространства европейских сообществ и поликультурного российского

общества. Диалектическая амбивалентность (секулярное-религиозное;

современное-традиционное) социокультурной реальности Евросоюза и

Российской Федерации рассматривается в диссертации в качестве основной движущей силы социальных трансформаций и ключевой причины возникновения межэтнических конфликтов.

Фундаментальным методологическим основанием исследования

выступают основные идеи цивилизационного подхода. В частности в
диссертации используется ключевой методологический принцип

цивилизационного полхода, связанный с утверждением приоритета социокультурной детерминации социально-политических процессов. Данная методологическая установка позволяет эксплицировать социокультурные причины конфликтности миграции в современном глобализирующемся мире в качестве не просто одного из факторов, а как основополагающий фактор.

В качестве ключевых методологических принципов, используемых в
исследовании, следует выделить концепцию «столкновения цивилизаций» С.
Хантингтона; концепции идентичности, рассматривающие идентичность и ее
коррекции в качестве основного инструмента адаптации и интеграции
мигрантов; социально-философскую трактовку инкультурации как

эффективного механизма встраивания мигрантских сообществ в структуру
общества-реципиента; концепцию межэтнических конфликтов В.А.

Авксентьева.

В качестве прикладных методологических инструментов в исследовании были использованы: теория миграционных сдвигов, интегративная теория П. Бурдье, концепция транснационального социального пространства Л. Приса, концепция трех стадий адаптации Л.Л. Рыбаковского, концепция социологии миграций Т.Н. Юдиной и интегральной классификации видов адаптации Л.В. Корель, модель социальной адаптации Дж. Берри.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в

следующем:

– рассмотрены основные подходы к изучению феномена инкультурации

и сделан вывод о том, что социально-философская трактовка инкультурации

позволяет всесторонне изучить данный феномен и адекватно вписать его в

сложную противоречивую картину современной социальной

действительности;

–доказано, что в контексте усиливающегося роста конфликтности миграции в странах Западной Европы и фактического провала политики мультикультурализма оптимальной стратегией минимизации деструктивных последствий адаптации мигрантов в социокультурном пространстве Запада является инкультурация;

– сделан вывод о том, что инкультурация, в отличие от ассимиляции и мультикультурализма, способна обеспечить реальную интеграцию мигрантов в западное общество в силу того, что инкультурация предполагает не консервацию этнокультурных различий и понимание этих различий как абсолютной ценности, а обеспечение условий для реального вхождения субъекта в новую общественную и культурную среду;

– обосновано, что миграция является одним из важнейших факторов развития постсоветской России, который не только способствует обострению межнациональных отношений, но и, с другой стороны, стимулирует социально-экономическое развитие страны, оказывает существенное воздействие на положительное решение демографических проблем;

–доказано, что важнейшим негативным следствием неконтролируемой миграции в постсоветский период развития Российской Федерации стало обострение межнациональных и межконфессиональных отношений;

– сделан вывод о том, что использование интеграционного потенциала инкультурации позволит эффективно решить задачу адаптации мигрантов и тем самым значительно уменьшить остроту межнациональных противоречий в современном российском обществе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальное осмысление проблем инкультурации в контексте

современных миграционных процессов предполагает исследование данного

феномена с точки зрения социально-философского подхода.

Социологический, политологический и другие частные дискурсы об

инкультурации эффективны только на уровне конкретно-эмпирического знания, при рассмотрении отдельных случаев, однако они не дают возможности в полной мере понять сущность феномена инкультурации, его социальные и культурные следствия. Только социально-философская трактовка инкультурации позволяет всесторонне изучить данный феномен и адекватно вписать его в сложную противоречивую картину современной социальной действительности.

  1. Страны Западной Европы, принявшие и продолжающие принимать значительные миграционные потоки, оказались сегодня в ситуации концептуального и, как следствие, политического тупика. С одной стороны, неинтегрированность мигрантских общин порождает существенную межэтническую и межкультурную конфликтогенность, с другой – ассимиляционные и мультикультурные практики окончательно себя исчерпали. В этом контексте оптимальной стратегией минимизации деструктивных последствий адаптации мигрантов в социокультурном пространстве Запада может стать инкультурация.

  2. Инкультурация, в отличие от ассимиляции и мультикультурализма, способна обеспечить реальную интеграцию мигрантов в западное общество в силу того, что она предполагает не консервацию этнокультурных различий и понимание этих различий как абсолютной ценности, и не растворение этнокультурной специфики в доминирующем социокультурном субстрате принимающего общества, а обеспечение условий для реального вхождения субъекта в новую общественную и культурную субстанцию. При этом данный субъект не утрачивает элементов своей аутентичной этнокультурной специфики, а лишь адаптирует их к условиям новой среды.

4. В постсоветский период развития России миграция стала

существенным фактором восполнения людских потерь после распада СССР.

Несомненно, что в ближайшие десятилетия миграция останется важным

фактором демографического роста населения. В то же время очевидно, что

влияние современных миграционных процессов на российское общество

неоднозначно. Наряду с возможностью стабилизации демографической ситуации, повышения социально-экономической активности населения, миграционные процессы часто оказывают дестабилизирующее воздействие на сферу межнациональных и межконфессиональных отношений.

5. В современной России конфликты, обусловленные низким уровнем
интеграции мигрантов, являются одними из наиболее острых. Об этом
свидетельствуют получившие всероссийский резонанс события в Бирюлеве
(Москва), Санкт-Петербурге, Ростовской области, Ставропольском крае;
практически в каждом регионе России имеются случаи конфликтного
взаимодействия мигрантов со старожилами. Основные причины данных
явлений кроются в конфликтогенности этнокультурных различий, которые
пока никак не удается гармонизировать.

6. Решить проблему гармонизации этнокультурных различий, причем не
только между мигрантами и старожильческим населением, но и в масштабе
полиэтничной Российской Федерации возможно только на основе
антиконфликтогенной инкультурации. Стратегия антиконфликтогенной
инкультурации заключается в формировании единого социокультурного
пространства России, когда дезинтегрирующие факторы неизбежно должны
утратить свою деструктивную силу, стать периферийными. Необходимо
отметить, что реализация инкультурационной стратегии не приведет к
полному элиминированию этноконфессиональных различий. Они
сохранятся, однако утратят свой конфликтогенный потенциал, по крайней
мере, большую его часть.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Изложенные в работе теоретические выводы и положения могут быть

использованы при дальнейшем теоретико-методологическом анализе

проблем социальной адаптации мигрантов, в развитии знания о сущности и

факторах инкультурации, в разработке концепций полноценной интеграции

мигрантов в новое социокультурное пространство. Результаты исследования

могут служить научным основанием разработки конкретных моделей и

социальных технологий адаптации мигрантов, основой для обоснования
введения изменений в нормативно-правовую базу регулирования

миграционных процессов на федеральном и региональном уровнях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его
материалы могут быть использованы общественными деятелями,

политиками, экспертами и специалистами миграционных служб,

конфликтологами при разработке различных доктрин и концепций, при реализации уже существующих программ, в частности Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. и Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы для разработки учебных программ и пособий по дисциплинам «Основы социокультурной адаптации и интеграции», «Конфликтология миграции», в спецкурсах для подготовки специалистов в сфере миграционной политики, государственного и муниципального управления.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отраженные в диссертационном исследовании научные положения соответствуют области исследования специальности 09.00.11 – Социальная философия в пунктах: 12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотнесенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей; 14. Формы и механизмы социальной детерминации. Социокультурная причинность. Необходимость, случайность в деятельности людей. Проблема доминант и детерминант общественной жизни; 24. Источники и механизмы социокультурного изменения; 33. Глобальные проблемы современной цивилизации.

Апробация исследования.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и

этнологии Северо-Кавказского федерального университета и рекомендована

к защите по специальности 09.00.11 – Социальная философия.

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 10
публикациях общим объемом 3,4 п.л., в том числе в 3 статьях,
опубликованных в ведущих рецензируемых научных изданиях,

рекомендованных ВАК при Минобрнауки России.

Основные положения и выводы диссертационного исследования
обсуждены на аспирантских семинарах, проводимых кафедрой социальной
философии и этнологии Северо-Кавказского Федерального Университета, а
также изложены в выступлениях автора на научно-практических
конференциях и семинарах: «Ставрополь – город межэтнического согласия и
межконфессионального диалога». – Ставрополь 2012; Молодежная
международная научная конференция «Миграционные процессы на
постсоветском пространстве» - 11 декабря 2012. Ставрополь; Международная
конференция «Особенности миграционной политики. Проблемы, поиски,
решения» 12-15 сентября 2012. Томск»; Всемирный Русский Народный
Собор 2013; «Миграция и этнополитические конфликты» - Москва 11 апреля
2013; Международная научно-практическая конференция «Миграционные
процессы: проблемы адаптации интеграции мигрантов» - Ставрополь -2014;
«Миграционные процессы: подход России и Франции. Перекрестный взгляд»
- Санкт-Петербург 10-11 октября 2014. Всероссийская олимпиада

«Идентичность и миграция в меняющемся мире: методология, опыт» Уральский федеральный университет 10 – 11 апреля, 2015;

Некоторые теоретические положения диссертационного исследования использовались автором в педагогической деятельности в качестве социального педагога в МБОУ СОШ №1 г. Ставрополя в период с 2011 г.

Структура диссертационной работы. Объем диссертационного исследования составляет 158 страниц машинописного текста. Структура диссертации включает в себя введение, две главы (шесть параграфов), заключение, список литературы (165 наименований).

Проблема миграции в контексте межэтнических конфликтов современного западного мира

Современные исследования объясняют специфику миграции наличием целого ряда объективных факторов, каждый из которых сегодня является благодатной почвой для различного рода социально-политических катаклизмов. Согласно концепции Дж. Мосеса «в условиях глобализации мировой экономической системы большая часть факторов миграции сегодня имеют экономическую основу24. Они, с одной стороны, обеспечивают динамичное функционирование общества, а с другой - выступают важным условием социальных изменений на локальном, региональном и глобальном уровнях. На протяжении XX в. основные миграционные потоки, оказавшие серьезное влияние на тенденции мирового развития, были либо порождены европейской цивилизацией, либо были направлены в главные экономические центры западного мира.

Наиболее проблемным исследовательским полем в контексте изучения последствий миграций стало формирование в принимающих странах очагов напряженности. Рост межэтнической напряженности во многих странах мира обуславливает необходимость разработки стратегий контроля миграционных процессов и внедрения конструктивных стратегий адаптации мигрантов.

В контексте социально-политических катаклизмов XX в., вынудивших миллионы людей покинуть пределы своих государств, были выявлены ряд сугубо отрицательных последствий миграций, что во многом повлияло на изменение представления о мигранте в общественном сознании. Совершенно иным стал статус мигранта: если раньше мигрантом назывался человек, покинувший свою родину по политическим и экономическим причинам, то сегодня мигрант, как правило, вынужденный переселенец, депортированный, трудовой ресурс, беженец. Социокультурный дискомфорт, социальные потрясения и сам факт потери родины формируют специфический опыт восприятия мигрантами изменяющейся реальности. Смена характера, масштабов миграции приводит к повышению уровня конфликтности, обуславливает возникновение в ряде стран социокультурного кризиса. Комплекс негативных последствий миграции, воплощенных в социально политических кризисах современности, ставит задачу внедрения рациональной миграционной политики, которая сводилась бы не только к принятию конструктивных мер по обеспечению прав и защиты интересов мигрантов, но и обеспечивала бы успешную адаптацию к новому социокультурному пространству25.

Эксперты прогнозируют уже к 40-50-м гг. XXI в. кризис мировой политической системы, одной из причин которого станет неконтролируемая тотальная миграция и ее последствия. По данным ООН, только за 2012 г. свыше 120 миллионов человек приобрели статус мигранта, что делает задачу внедрения стратегий приспособления мигрантов в поликультурное пространство современного общества все более актуальной.

Долгое время исследование последствий миграций носили преимущественно дескриптивный характер, но уже в 1960-1970-х гг. акцент исследований сместился в сторону изучения межэтнических, межконфессиональных, расовых взаимоотношений, конфликтности между мигрантами и коренным населением26. Уже в исследованиях того периода указывалось на отсутствие механизма социокультурного приспособления мигрантов, наличие институциональных барьеров для диалога мигрантов и коренного населения.

Сегодня на государственном уровне в контексте изменений потоков и этнического состава миграции признается необходимость поиска новых подходов к принятию и внедрению конструктивных стратегий адаптации мигрантов. Миграционная динамика сегодня приводит к формированию дилеммы: либо сохранение индивидом своей изначальной импортированной идентичности, либо ее растворение в поликультурных социумах ради более эффективной интеграции.

В качестве оптимального способа адаптации мигрантов к новому окружению американскими антропологами была предложена модель инкультурация. Впервые проблема инкультурации индивида была обозначена в исследованиях антрополога М. Херсковица в 1948 г. На примере изучения трудностей адаптации коренных жителей (северные племена индейцев) США в зонах резервации М. Херсковиц выявил ряд психологических и антропологических особенностей приспособления. Материалы его полевых исследований легли в основу формирования целостной культурно-антропологической концепции, получившей название «инкультурация». Под данной категорией ученый понимал вхождение индивида в новое культурное сообщество при усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих новую культуру28. Именно в процессе вживания индивида в чужую культуру, преодоления новых трудностей выявляются механизмы воспроизводства этнокультурных общностей и возможности их изменения. В данной концепции усвоение поведенческой стороны культуры, различных аспектов жизни при инкультурации ученый определил как «основное звено».

В современных социогуманитарных теориях инкультурация изучается в качестве стратегии социокультурного взаимодействия29. С включением в научный оборот феномена «инкультурация» обозначилось несколько подходов к анализу стратегий адаптации. В научном дискурсе научными подходами, интерпретирующими инкультурацию как модель социокультурного приспособления являются антропологический, социологический и психологический.

Инкультурация как инструмент интеграции мигрантов в странах Западной Европы

Мусульманские кварталы сегодня можно встретить практически во всех крупнейших городах Европы с развитой инфраструктурой. Трансляция статуса маргинала европейской общественностью в отношении к приезжим мусульманам еще раз подтверждает политику вытеснения на социальную периферию путем конструирования негативного образа «чужака». Дискомфорт, ощущаемый этническими мигрантами во многом обусловлен низким уровнем интеграционного потенциала и высоким уровнем национализма европейцев. Бытовой национализм европейцев, основанный не столько на знании/незнании языка, сколько на шаблоне европейской внешности, отсутствие которого служит основанием отказа в приеме на работу или оскорбления, налицо. Даже то меньшинство, которые пытаются овладеть государственным языком новой страны, указывают на сложность обучения в возрасте за 30 лет либо на крайне низкий уровень преподавания. Популярным в европейском обществе становится тренд «европеец-жертва насилия», где мигрант выступает в качестве фигуранта криминального подполья, в частности демонстративные убийства в национальные праздники людей с европейской внешностью. Трансляция криминогенности этнических мигрантов в СМИ во многих европейских странах становится обычным явлением. В большинстве случаев насилие провоцируется сотрудниками правоохранительных органов, полностью представленных этническими кадрами.

Современный механизм приспособления этнических мигрантов к европейской реальности, предложенный западными идеологами в 2000-х гг., носит размытый характер. С одной стороны, политика поддержки приезжих пособиями мотивирует мигрантов оставаться на более длительный период, а с другой, не создает условий социокультурной интеграции мусульман в европейское сообщество, что в итоге усиливает напряженность и способствует формированию закрытых анклавных рынков труда и диаспор.

Сегодня сеть этнических диаспор сформировано в Германии, где на сегодняшний момент проживает более двух с половиной миллионов турок, для которых Европа стала землей обетованной. Аналогичная ситуация складывается во Франции, где число арабов превысило 6 млн.чел., что в перспективе представляет угрозу исламизации. По данным Евростата на 2011 г., приблизительно у 30% немцев есть соседи турецкого происхождения, у которых наблюдается антипатия по отношению к туркам"73. Турки создают повсеместно в городах Германии «параллельные сообщества», в которых не соблюдается законодательство Германии, а действуют законы Шариата. Отсутствие желания у турок, пребывающих на постоянное место жительства, интегрироваться в немецкое общество на практике подтверждается абсолютным незнанием турецкой молодежью немецкого языка. Тенденции роста агрессии турок к немцам, крайне низкий образовательный уровень приезжих, открытые формы противостояния являются важнейшими проблемами правительства Германии, которым было осознано, что мирное мультикультурное общество существует только в мечтах74.

Религиозный традиционализм мусульман, несовместимый с европейской действительностью, существенно затрудняет процесс интеграции, который невозможен сегодня без вмешательства властей ЕС. В контексте столкновений между немецкой и турецкой молодежью, на федеральном уровне стали переходить к жесткому законодательному ограничению произвола турецкой молодежи. Это во многом объясняется спецификой турецких семей – высокий уровень рождаемости, в результате чего многие школы, особенно находящиеся в районах с высокой концентрацией турецкого населения, фактически превращаются в школы этнические, что создает множество прецедентов конфликтности. Это порождает конфликты в школьной среде.

Уже вначале 200-х гг. наметилась тенденция превращения Германии, Франции, Англии в зоны этнических конфликтов, что обусловлено незнанием языка принимающей страны и нежеланием жить по европейским законам. Языковой конфликт этнических мигрантов в Европе сегодня стал первостепенным фактором напряженности. Немцы крайне негативно относятся к системе обучения в школах наибольшего скопления турок на национальном языке приезжих, что побуждает немцев переселяться из анклавных районов. Выталкивание приезжими коренных немцев сегодня объясняется рядом причин. Во-первых, крайне низкий уровень интеграции турецкой молодежи, проживающих в изолированных, асоциальных, криминально ориентированных диаспор, не признающих ни культурного наследия, ни норм повседневного поведения немцев. Во-вторых, отсутствие легальных методов контроля деятельности диаспор по выявлению угроз коренному населению со стороны турецкой диаспоры. В-третьих, высокая степень изолированности диаспор, низкий уровень контактов с внешней средой. Все это фундирует почву для возникновения массовых этнических диаспор в городах, которые сегодня негативно сказываются на системе взаимоотношений европейцев с приезжими. Необходимо учитывать факт высокого уровня рождаемости у мигрантов-мусульман, что, с одной стороны, обеспечивает высокий темп прироста населения, чего не прослеживается у немцев, а с другой – является угрозой для немцев стать этническим меньшинством у себя дома.

Влияние миграции на рост межэтнической напряженности в современной России

Уже в 2010 г. образование СКФО обусловило необходимость решения этнических проблем, связанных не только с мигрантами из республик, но и радикализацией восприятия россиянами приезжих. Гипотеза о том, что мигранты выдавливают местное население с рынка занятости в гипертрофированной форме интерпретируются и транслируется СМИ. Эмпирическая проверка гипотезы о том, что "мигранты делают работу, на которую не идут местные жители", показала, что, если руководствоваться наблюдениями самих мигрантов, то примерно половина тех рабочих мест, которые заняты мигрантами, являются строго эмигрантскими, то есть «зарезервированы» за мигрантами на долгие годы, а другая половина - это, так называемые, конкурентные сектора, где существует конкуренция с местными работниками.

Истоки большинства конфликтов уходят в постсоветский период, когда часть мигрантов получили в течение 5 лет российское гражданство, а вначале 2000-х гг. канал получения права постоянного пребывания на территории России был закрыт, в то время как потомки первой волны переселенцев продолжили мигрировать. Об этом свидетельствует массовое переселение мигрантов из Азербайджана, Армении в 2000-х гг., большинству из которых по непонятным причинам было отказано в получении гражданства и социальной помощи168.

В городах сегодня редко встретишь мигранта, проживающего вне диаспор, рассматривающие Россию преимущественно как экономический ресурс, а не как среду обитания. За исключением выходцев из Китая, интеграционный потенциал которых высок, которые путем создания землячеств беспрепятственно переживают конфликты, нежели выходцы из других субъектов. Иная ситуация складывается на Северном Кавказе, где динамичные изменения этнического состава населения детерминирует формирование новых очагов напряженности. Ситуация последних лет показала, что основная часть мигрантов пребывает в периферийные республики Северокавказского региона без средств к существованию, пополняют ряды безработных, составляют конкуренцию на рынке труда, тем самым снижают уровень жизни населения, усиливая националистические настроения, криминогенные факторы.

Интеграционный потенциал мигрантов в России, по мнению ученых ИС РАН, крайне низок, что порождает ряд проблем: нередко мигранты неспособны воспринимать актуальную информацию из-за низкого уровня образования, квалификации, плохого знания языка. По данным мониторинга ИС РАН в 2012г., свыше 50 процентов приезжих 3-й волны миграции (с 2005 по 2012 гг.) из стран Центральной Азии не знают русского языка, свыше 25% выходцев из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана – люди, родившиеся после 1986 года. По мнению эксперта по интеграции мигрантов ФМС России Татьяны Бажан, «они не учились в советских школах, и знание русского языка либо на нуле, либо крайне низкое169. Ситуация меняется крайне медленно, о чем неоднократно заявлял глава УФМС России К.О. Ромодановский - «Чего греха таить, я лично видел людей, которые и на своем родном языке плохо говорят. В силу этого множество иностранных граждан плохо ориентируются в законах, они не знакомы с культурными традициями народов России»170.

Конфронтация этнических мигрантов и россиян усугубляется за счет роста этнических гетто в российских мегаполисах, что уже само по себе является вызовом. Конфессиональная принадлежность приезжих россиянами также рассматривается как угроза, так как свыше 60 % мигрантов, прибывающих на Юг и в Центральные регионы, это мусульмане. Даже с учетом полиэтничности российского общества, неравномерное расселение приезжих мусульман приводит к этническому дисбалансу в регионе. Экономическая привлекательность ряда регионов, наличие ресурсов, благ – сегодня не является обязательным фактором выбора мигрантом нового места жительства. Социально-политическая нестабильность в Узбекистане, Афганистане, республиках Закавказья, Украины в свете последних событий выдворяет на обширные просторы России сотни тысяч беженцев и переселенцев. По мнению эксперта ЮНЦ РАН В.А. Авксентьева, оценивающего ситуацию на Юге России «наблюдаемый прирост населения в последние годы за счет мигрантов в условиях крайне негативного отношения к этим процессам россиян делает миграционную и этнокультурную характеристику региона наиболее проблемными. Усиливается антипатия к мигрантам за счет наличия этнического и конфессионального факторов, формирующих конфликтогенную проблему»171.

Наиболее конфликтогенным регионом России является СКФО, где действие экономических факторов как основы напряженности сохраняется сегодня в однородных в большей степени регионах (Краснодарский край, Ростовская область). Проблема внутренней миграции, бедность, отсутствие внятной экономической политики в национальных республиках, передел сфер влияния и собственности остаются нерешенными проблемами. В регионе негативным фактором остается активизация этноклановости, моноэтничность коллективов. Бедность отдельных районов ведет к оттоку молодежи в центральные регионы или уход в криминально-боевые структуры172.

Возможности и перспективы инкультурации мигрантов в российское социокультурное пространство

В период 2004-2012 гг. социологами Центра миграции ЕС была разработана методика оценки политики интеграции, основанная на соотнесении законодательства стран с директивами Совета Европы, касающихся правового положения иммигрантов. Эта методика получила название «Индекс интеграции мигрантов MIPEX. Оценка законодательства стран в области интеграционной политики проводится каждые 3 года по 7 основным показателям: доступ к рынку труда; воссоединение с семьей; образование; долгосрочное пребывание; участие в политической жизни страны; получение гражданства; защита от дискриминации. Россия по результатам анализа имеет самый низкий интеграционный потенциал. Десятая позиция в мировом рейтинге стран по интеграционному потенциалу и итоговая оценка в 50% соответствия европейским стандартам в области интеграции говорят о том, что сегодня Россия находится ровно на полпути к достижению оптимального варианта интеграционной политики. Будущее России зависит от того, в каком направлении будет сделан следующий шаг. Демографические тенденции и прогнозы России показывают, что для компенсации потерь от депопуляции и обеспечения экономического развития

России необходимо будет принимать мигрантов ближайшие два десятилетия, проводя открытую миграционную политику. Миграционные потоки до 2030 г. будут составлять преимущественно выходцы из стран с разной степенью культурной и ментальной близости принимающему российскому социуму, что требует проведения конструктивной политики их интеграции.

Идеологи российской интеграции двояко подходят к решению проблемы. Следует определиться концептуально: в ком Россия нуждается в первую очередь – в работниках или будущих гражданах? От ответа на этот вопрос зависит выбор курса миграционной и, соответственно, интеграционной политики: либо ограничение иммиграции при поощрении трудовой иммиграции; либо либерализация иммиграции, сопровождающаяся жестким регулированием трудовых миграций.

По мнению эксперта по национальным вопросам Э. Паина, «сегодня должны ставиться определенные препятствия на пути к въезду мигрантов, прибывающих на временные заработки, членов их семей, которые меняют межэтнический баланс, сложившийся в российском обществе216. Естественно, разрешение на въезд в Россию должно предоставляться мигрантам, владеющим высоким уровнем русского языка, не судимым, желательно – с определенным уровнем образования и квалификации. Несомненно, эти критерии, по мнению эксперта могут повысить потенциал интеграции приезжих. Нарушение мигрантами законодательства – административного и, особенно, уголовного, должно приводить к крайне жестким для них последствиям, вплоть до пожизненного запрещения въезда на территорию Российской Федерации.

Подход российских экспертов ИС РАН к интеграции мигрантов, называемый «дифференцированная эксклюзия», основан на четком разграничении прав и возможностей временных мигрантов и россиян. Мигранты приветствуются в качестве временного трудового ресурса, но не как потенциальные постоянные резиденты: мигранты довольно успешно инкорпорированы в российский рынок труда, но лишены ряда гражданских прав, в частности, политических прав. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров отметил: с конца 2011 года, по данным опроса Левада-центра, 52 % россиян считают, что за последние годы стало больше русских, которые разделяют крайние националистические взгляды. 44 % россиян считают основной причиной национализма «вызывающее поведение национальных меньшинств»217. При этом было подчеркнуто, что, несмотря на отсутствие таких дотаций, которые получают мигранты-мусульмане в Европе, в России мигранты чувствуют себя комфортнее, и в большей степени готовы идти на компромисс.

Ксенофобные настроения в отношении иноэтничных мигрантов широко распространены преимущественно среди нетрудоустроенной молодежи. Лозунг «Россия для русских!», поддерживается большинством молодежи с начала 2000-х годов; а в 2011 г. его поддержали 62% опрошенных218. В октябре 2012 г. в СМИ попали данные из закрытого социологического опроса, заказанного мэрией Москвы. Из него следует, что 35 процентов жителей столицы поддерживают националистов. Правовое ограничение интеграции мигрантов, наблюдаемое в России, усиливает давление приезжих на россиян. Перспективы интеграции мигрантов в России во многом будут зависеть от уровня правового, этноконфессионального и культурного сотрудничества субъектов власти и регионов. Необходимо учитывать, что в политической плоскости мигрант рассматривается дуалистически: социально-политические вызовы и угрозы, проистекающие из реализации политики ограничения иммиграции при поощрении трудовой миграции, достаточно серьезны и могут перевешивать экономические выгоды от пополнения трудовых ресурсов за счет привлечения мигрантов. С другой стороны, отсутствует система интегрирования внутренних мигрантов, не говоря о внешних. Это связано со многими противоречивыми подходами в решении данной проблемы. Во-первых, в российской науке часто присутствует подмена понятий, когда обсуждение проблем интеграции мигрантов сводится к обсуждению иных проблем - их ассимиляции. Во-вторых, широко распространена практика интерпретации интеграции этнических мигрантов на Западе, когда эти события подверстываются под тезис о принципиальной неспособности мигрантов из мусульманских стран к интеграции.