Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Григорьева Наталья Игоревна

Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации
<
Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Григорьева Наталья Игоревна. Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Григорьева Наталья Игоревна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2010.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/209

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-коммуникативная среда современной цивилизации: структура и основные характеристики 16

1. Определение базовых понятий и подходов 16

2. Особенности коммуникативной среды современной цивилизации 46

3. Виртуальная реальность как феномен социально-коммуникативной среды современной цивилизации 72

Глава II. Образы реальности в современной коммуникативной среде: социокультурный аспект 98

1. Симулякры как образно-коммуникативные конструкты современного мира 98

2. Имиджи в системе отношения человека к действительности 123

3. Имиджевые и симуляционные технологии в конструировании социально-коммуникативной среды современной цивилизации 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 174

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Огромную нагрузку испытывают сегодня фундаментальные, традиционные основы общества, выступающие наиболее важной системообразующей частью социума и его коммуникативной среды. Передающиеся из поколения в поколение социальный опыт и культурное наследие в современных условиях претерпевают существенные изменения. Объекты наследия, материальные и духовные ценности, собственно предметы культуры, произведения искусства зачастую уступают место более влиятельным, простым в восприятии мифологизированным формам современной массовой культуры. Особенно эта проблема характерна для молодых поколений с еще не сформированными духовными ценностями, легко воспринимающих инновации и наиболее подверженных влиянию процессов, сопутствующих им. Проблема заключается и в том, как, извлекая из современных процессов, происходящих в обществе, явные цивилизационные выгоды, обеспечить сохранение базовых нравственных, культурных и социальных ценностей в процессе развития общества и внедрения инноваций. Все это делает особо актуальной проблему формирования, содержания и направленности социально-коммуникативной реальности, установления норм ценностного сознания в меняющемся мире, от которых будет зависеть вектор развития цивилизации в будущем. Понимание этой проблемы, минимизация негативных последствий трансформации социальной реальности под давлением современных технологических процессов, усиления влияния СМИ и Интернета невозможно без многоаспектного исследования особенностей места и роли виртуальной реальности, ее образов и символов в социально-коммуникативной среде современной цивилизации. Последние десятилетия XX и начало XXI веков характеризуются процессами активной трансформации современной социокультурной реальности. В жизнь человека стремительно внедряются новейшие информационные технологии, что неизбежно сказывается на формировании особого типа умонастроений и мироощущений, концептуализированных в ряде философских, социологических и культурологических теорий. В результате процессов глобализации, компьютеризации, виртуализации в рамках формирования правового государства и гражданского общества взаимодействие людей приобретает новое содержание и формы. По мере развития цивилизации, расширения научных и информационных рамок коммуникативной среды меняются способы коммуникации между людьми. Возникают новые элементы социально-коммуникативной среды, обусловленные процессами ее расширения благодаря усилению влияния глобализации, появлению и быстрому распространению новых видов информационно-коммуникативных технологий, изменяющих содержание и направленность отношений между людьми, усиливающих влияние символической составляющей их ценностного сознания на установки и мотивацию поведения. Процессы виртуализации социальной среды современной цивилизации приводят к кратному увеличению в массовом сознании объема вненаучных, зачастую мифологизированных образов, под влиянием которых происходит конструирование социально-коммуникативной среды, коренным образом отличающейся от прежних исторически определенных ее видов и форм. Это отличие заметно как по социальным механизмам организации повседневной жизни, сохранения и трансляции социокультурного опыта поколений, так и по особенностям коммуникационных процессов, в современным варианте которых определяющую роль играют коммуникативные посредники (СМИ, СМК, Интернет, современные формы связи и т.д.), имиджевые и симулятивные технологии. Настоятельная необходимость научного и философского осмысления социально и культурно значимых для нашего времени проблем места и возрастающей роли порождаемых новыми цивилизационными условиями образов реальности (прежде всего имиджей и симулякров) определяет актуальность данного исследования.

Сегодня все более очевидным становится необходимость тщательной разработки новых подходов к пониманию особенностей конструирования современной коммуникативной среды в связи с утратой смысловой определенности и упорядоченности коммуникационных процессов «общества третьей волны» (Э. Тоффлер). Философское видение проблемы множественности реальностей, возникающих в результате социального конструирования, все более связывается с идеей о том, что происходит переворот всей системы знаний: многие прежние понятия изменяются ускоренными темпами, точно так же увеличивается и скорость формирования и разрушения образов мира. Это явление недостаточно исследовано, что объясняется теми трудностями, с которыми людям приходится сталкиваться в новых условиях цивилизационного развития современного общества, а также тем, что адаптироваться к этим условиям у человека постиндустриальной цивилизации еще не было ни времени, ни условий.

Актуальность и вместе с тем объективная сложность исследования проблем имиджа и симулякров в современной социально-коммуникативной среде обусловлена еще и тем, что реальное в настоящее время все больше смещается в пласт символического, языку передается право формировать свою структуру объекта, мифологемам - превалировать над смыслами. Распространение в мире повседневности симулякров, а также все более весомое их значение по сравнению с подобным элементом социально-коммуникативной среды, имеющим объективные основания (имиджем), является неотъемлемой стороной процессов становления нового социально-философского дискурса. Все большую значимость приобретают исследования процессов ускорения коммуникативной виртуализации и формируемых ею симуляционных образов, возникающих в результате взаимодействия социальной реальности и гипперреальности.

Степень научной разработанности проблемы

Проблематика коммуникативной среды современной цивилизации по своим функциям, генезису и предметной (компонентной и структурной) сложности является объектом множества комплексных исследований. Понятие «коммуникация» вошло в обиход научной и философской мысли в 20-е годы XX столетия. Глобальные изменения, связанные с наступлением постиндустриальной стадии развития общества (Д. Белл, К. Боулдинг, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Н. Луман, Ю. Хабермас, К. Апель), привели к новой системе взаимодействия людей, в корне меняющей веками складывающуюся упорядоченность общения.

Проблемы связи элементов коммуникативной среды: повседневных представлений, образов, символов, мифов и стереотипов рассматривались в работах Г.В. Гегеля, К. Ясперса, Р. Барта, У. Липпмана, А.Ф. Лосева, С.А. Гуревича, Е.П. Савруцкой, И.Я. Рожкова, В.Г. Кисмерешкина, B.C. Жидкова, Т.В. Холостова, Г.В. Мантатова, Т. Павлова, А.В. Аверинцева, А. Егазарова, В.Е. Кемерова, П.С. Азаренко, Д.Я. Райгородского и др.

Коммуникативная среда современности в качестве главного приоритета обращена к перспективным вопросам понимания и прогнозирования особенностей наступления информационной эпохи постиндустриального периода, что нашло отражение в исследованиях Ю. Хабермаса, Н. Лумана, К. Апеля. Ведущая роль в изучении современных тенденций развития социально-коммуникативной среды отводится теории постиндустриального общества (Д. Белл, Д. Рисман, Э. Тоффлер, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Турен, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон). Информационная концепция, согласно которой техническим средствам информационных связей отводится ключевая роль в развитии общества и культуры, представлена в работах Г. Маклюэна, М. Мафессоли, Ж. Делеза, Ф. Гваттари и ряда отечественных исследователей.

В философии XX века разработка проблем коммуникации неразрывно связана с проблемами диалога как некой межсубъектной коммуникации, отношения «я» к «ты», «я» к «окружающей действительности». Концепция диалога культур разрабатывалась Г. Марселем, Ю. Хабермасом, Ю.М. Лотманом, У. Эко, М. Бубером, Е.П. Савруцкой, А. Усмановой и т.д. Влияние глобализации на социально-коммуникативную среду современной цивилизации рассматривается в исследованиях А.Н. Чумакова, Л.А. Зеленова, А.А. Владимирова, Е.И. Степанова, Н.Н. Иноземцева, Л.М. Карапетяна, Ю.Д. Гранина и др.

Влиянию виртуальной реальности на современные коммуникативные процессы посвящены исследования как отечественных (Н.А. Носов, Д.В.Иванов, М.М. Кузнецов, И.А. Ачкурин, В.А. Кутырев, Н.И. Дерябин, Д.И. Шапиро, А.И. Каптерева, Е. Таратута, Н.Б. Маньковская, В.А. Лекторский), так и зарубежных авторов (Ж. Бодрийяр, Д. Лион, М. Фуко, У. Эко, Г. Рейнгольд, Ю Хабермас и т.д.).

Различные подходы к проблемам мифов, имиджей, симулякров, стереотипов, символов, знаков представлены в трудах античных философов (Платон, Аристотель), мыслителей средневековья (Ф. Аквинский, Н. Кузанский). Проблема симулякра приобрела новый смысл в философии постмодерна (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, Р. Барт). Современный этап развития научного знания характеризуется повышенным интересом к указанным явлениям. Однако большей частью эти исследования носят прикладной характер и не выходят на уровень теоретических обобщений. Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемами симулякра в современном мире, можно выделить И.С. Скоропанову, В. Курицына, И.И. Ильина, Н.Б. Маньковскую.

Понятие «имидж» по объему и содержанию является междисциплинарным, его формирование происходило в категориальном поле многих наук. С появлением исследований в области социальных форм жизни появляются попытки философского и политологического осмысления природы имиджа в трудах Г.В. Гегеля, Н. Макиавелли и Г. Лебона. С начала XX века научные представления о процессах, связанных с исследованием природы прото-имиджевых явлений, складываются в рамках психологии и социологии (3. Фрейд, К. Юнг, Т. Парсонс, Э. Фромм). В современных отечественных исследованиях наиболее полными в методологическом плане представляются работы В.М. Шепеля, Г.Г. Почепцова, А.Ю. Панасюка, И.Я. Рожкова, А.П. Ситникова, Е.П. Савруцкой, В.Я. Белобрагина, А.Н. Чумикова, в которых подчеркивается принципиально важная особенность имиджа, - отражая прошлое и устремляясь в будущее, он всегда вторичен по отношению к реальному объекту. Несмотря на большое число работ, посвященных исследованию феноменов симулякра и имиджа в отдельности, ни в философии, ни в социологии, ни в культурологии они не были ранее предметом компаративного исследования, хотя взаимосвязь между ними очевидна.

Проблема места и роли образов и механизмов конструирования коммуникативной среды цивилизации является тем направлением современной гуманитарной науки и философии, которое на сегодняшний день является мало изученным, несмотря на его социокультурную и гуманистическую значимость. Следует вместе с тем признать, что в работах М.М. Бахтина, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Поршнева, Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, И.В. Суханова, Е.П. Савруцкой, М.С. Кагана, Д.П. Гавры и ряда других авторов, исследующих проблемы общения (коммуникации), обозначены методологически обоснованные подходы к рассматриваемой проблеме.

Проблема конструирования социальной реальности рассматривается в работах В.Г. Федотовой, Е.Т. Дьяковой, А.Д. Трахтенберг, Е.В. Якимовой. Что касается зарубежной философии и социологии коммуникации, то здесь картина подходов и их обоснований с точки зрения исторического и логического представлена в работах Э. Тоффлера, Н. Лумана, Д. Белла, Ф. Фукуямы и т.д.; лингвистического и социально-психологического — в исследованиях Э. Сепира и Б. Уорфа, Э. Фромма; социально-философского, социологического, политологического и культурологического - К. Ясперса,

Ю. Хабермаса, К. Апеля, Н. Лумана, У. Эко, М. Вебера, С. Хантингтона, Й. Хейзинги и др. Следует, однако, признать, что и здесь проблема конструирования социальной реальности (а точнее в контексте нашего исследования - коммуникативной среды социальной реальности) представлена только в ракурсе исследуемых указанными авторами тем. Лишь в работах М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», а также П. Бергера и Т. Лукмана напрямую выявляется связь между образами действительности и конструированием реальных жизненных процессов по образцу и подобию этих образов.

Объектом исследования выступает коммуникативная среда цивилизации.

Предметом исследования - место и роль имиджей и симулякров в социально-коммуникативной среде современной цивилизации.

Цели и задачи исследования

Цель данной диссертационной работы состоит в определении особенностей влияния имиджей и симулякров на конструирование современной социально-коммуникативной среды.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач: определить теоретико-методологические основания исследования социально-коммуникативной среды современной цивилизации, уточнить категориально-понятийный аппарат исследования; определить ключевые понятия, историю и эволюцию их значений, включенность в логику категориальных систем социальной философии; обобщить особенности влияния процессов глобализации на изменения современной коммуникативной среды; выявить определяющие черты виртуальной реальности как феномена современной социально-коммуникативной среды; определить характерные признаки имиджа и симулякра, выявить взаимосвязь и отличительные характеристики данных феноменов, определить их место в системе отношения человека к действительности; определить место имиджевых и симуляционных технологий в конструировании социально-коммуникативной среды в связи с их мотивационным и симультанным эффектом для современной цивилизации.

Теоретические и методологические основания диссертационного исследования. В основе исследования лежит системный анализ тенденций в исследовании философских проблем современности. Выводы работы базируются на принципах диалектики, междисциплинарного подхода и опираются на достигнутые результаты ряда конкретных наук и эмпирические материалы отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов.

Методологическая база исследования обусловлена спецификой поставленных в ней задач. В работе использованы общенаучные методы исследования, системный и структурно-функциональный подходы, а также методы абстрагирования, обобщения, методы качественного и количественного анализа информации, методы сравнения, наблюдения и другие методы научного познания социальной реальности.

При исследовании места и роли имиджа и симулякров в таком глобальном феномене как социально-коммуникативная среда используются комбинации структурного и дескриптивного методов с учетом фактора их историчности, то есть неотъемлемой субъектности тех или иных смысловых аспектов философии и социологии. Для понимания природы имиджа и симулякра применен феноменологический подход. Метод актуализации, используемый в исследовании, дал возможность акцентировать внимание на проблемах коммуникативной среды современности, а также роли имиджа и симулякров в ее конструировании, что позволило обнаружить способы решения рассматриваемых проблем в свете современных цивилизационных процессов.

Научная новизна данного исследования определяется его комплексным и системным подходом к рассматриваемым явлениям в контексте современных цивилизационных процессов. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем: выявлены особенности современных коммуникационных процессов, складывающихся под влиянием глобализации и виртуализации коммуникативной среды современной цивилизации; осуществлен системный анализ причин характерного для современности парадокса тенденцией расширения коммуникативной среды при сужении коммуникаций, т.е. усиления индивидуализации и демассификации процессов общения; проанализированы особенности имиджей и симулякров в их комплексном влиянии на мир повседневности и духовно-нравственные установки человека; определена роль имиджевых и симуляционных технологий в конструировании коммуникативной среды современной цивилизации; выявлены особенности влияния вненаучных и симуляционных образов на изменение содержания и направленности межкультурного взаимодействия, размывание оснований этнокультурной идентичности, изменения структуры коммуникативной среды и языковой картины мира.

Положения, выносимые на защиту:

Коммуникативная среда включает в себя многообразие элементов предметно-вещественной среды, знаковые системы, а также комплекс материальных и духовных ценностей, создающих необходимые условия для жизнеобеспечения человека и осуществления информационно-коммуникативных процессов в обществе с целью обеспечения его функционирования и развития.

Тенденции развития постиндустриальной цивилизации, разрушающей прежние механизмы трансляции социального опыта, вынуждают человечество к поиску новых социально-коммуникативных связей с окружающей средой. В современном обществе происходит ускорение процесса виртуализации всех сфер общественной жизни, формируется «расширенная реальность», представляющая собой единство трех взаимосвязанных реальностей: социальной, медиа- и виртуальной.

Открытость социально-коммуникативной среды, порождаемая условиями глобализации, углубляет противоречия, возникающие в результате противостояния традиций и инноваций, реального и иллюзорного, реального и символического. Многополярность современного миропорядка обнаруживает новые проблемы коммуникативного характера, в семиотическом пространстве которых диалогу культур, коммуникации, языку принадлежит образующая роль. В условиях глобализации использование современных информационно-коммуникативных технологий создает неограниченные возможности структуризации социально-коммуникативной среды по любому сценарию, предлагаемому через СМИ и Интернет, что ведет к размыванию границы смыслов и основ этнокультурной идентификации. Диалог культур обеспечивает обмен разноплановыми образами мира, приводя к формированию более цельной картины мира, что, с одной стороны, стабилизирует, а с другой, - способствует разрушению коммуникативной среды социума.

В процессе конструирования социально-коммуникативной среды современной цивилизации все большую роль играют репрезентативные (имиджи) и нерепрезентативные (симулякры) образы действительности. Расширение возможностей использования симуляционных технологий в конструировании коммуникативной среды современной цивилизации связано с усилением влияния виртуальной реальности на важные стороны жизненного мира человека.

Имидж как духовное образование имеет довольно подвижный характер и в последнее время, в силу своей особенности вбирать в себя символические, мифологические основания в целях усиления эмоционального воздействия, объединяет в себе образы, создаваемые симуляционными технологиями.

6. В конструировании коммуникативной среды современной цивилизации повседневные представления, имиджи, симулякры и ряд других видов «вненаучных знаний», приобретая характер установок, начинают оказывать влияние на формирование повседневной жизни (реальной или виртуальной). Если имиджи, в силу их особенностей, функционально выполняют роль стимуляторов в поддержании репутации реального объекта имиджевой политики и формирования эмпатии к последнему, то симулякры подобных оснований для своего существования не имеют, поэтому их роль в конструировании коммуникативной среды меняется в направлении все большего крена в сторону симуляции самой коммуникации.

Теоретическая значимость данного исследования определяется внесением определенного вклада в разработку одной из сложных, но малоизученных на сегодняшний день в философии тем. В работе проведены анализ, систематизация и обобщение большого объема информации, сформулированы теоретические выводы и разработаны практические предложения, способствующие дальнейшему накоплению теоретических знаний об имидже и симулякрах, особенностях их функционирования в социально-коммуникативной среде современной цивилизации, а также их роли в конструировании социальной реальности в условиях углубляющейся информатизации и усиления тенденций глобализации.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что сформулированные в процессе исследования выводы и рекомендации могут быть полезными для понимания роли имиджевых и симуляционных технологий в конструировании социально-коммуникативной среды современной цивилизации. Главные теоретические итоги диссертации важны для расширения методологической базы исследований в области социальной философии. Модели и подходы, используемые в данном исследовании, могут быть применены также в социологии, политологии, культурологии, имиджелогии, теории коммуникаций, теории связей с общественностью и рекламы.

Фактический материал и теоретические положения диссертации могут быть представлены в виде методических и учебных пособий, спецкурсов по философии, межкультурной коммуникации, теории коммуникации, а также могут быть использованы в подготовке методологических семинаров, написании студенческих рефератов и курсовых работ. Выводы, сделанные в работе, могут способствовать выработке новых подходов к решению проблем, стоящих перед специалистами в области коммуникаций, формирующими имиджи и бренды товаров, услуг, личностей, политических партий, регионов и т.д.

Апробация результатов исследования

Материалы диссертационного исследования являются обобщением теоретических и эмпирических исследований, проводившихся автором.

Результаты научной работы обсуждались на заседаниях кафедры философии и теории социальной коммуникации ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова».

Основные положения исследования отражены в 6 публикациях автора общим объемом 2,4 п.л., в том числе в 2 научных статьях, опубликованных в сборниках, рекомендованных ВАК.

Результаты и основные выводы исследования докладывались на международных и межрегиональных конференциях. В частности, идеи были представлены в докладах на VIII международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникации» - «Молодежь в современном мире: вызовы цивилизации» (г. Нижний Новгород, 28-30 мая 2007 г.), Восьмой международной конференции «Обучение, тестирование и оценка» (г. Нижний Новгород, 17-18 марта 2008 г.), IX международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования имиджа Нижегородского региона» (г. Нижний Новгород, 16 октября 2008 г.), Международном научно-практическом симпозиуме «Имидж государства/региона в современном информационном пространстве» (г. Санкт-Петербург, 24-25 марта 2009 г.).

Структура диссертационного исследования

Диссертационное исследование включает введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов,.заключения и библиографии. Общий объем диссертации составляет 199 страниц, библиографический список содержит 303 наименования.

Определение базовых понятий и подходов

Исследование феномена коммуникативной среды современности и функционирующих в ней образов предполагает четкие представления о содержании понятия «коммуникация». Последнее имеет множество значений и распространяется на все сферы взаимодействия людей, что нередко создает трудности в осмыслении и конкретизации коммуникативных ситуаций, рассматриваемых в различных контекстах и аспектах. Именно коммуникация, по словам Н. Лумана , выступает единственной подлинно социальной операцией, которая отличает общество от прочих систем.

Эволюция форм общения реализовывалась в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, постепенно вводя в систему коммуникаций «Человек - Человек», «Человек - Коллектив», «Человек -Общественная аудитория» все большее количество посредников, способствующих расширению и обогащению коммуникационных процессов, закреплению и воспроизводству социокультурного опыта в ряду поколений.

Понятие «коммуникация» вошло в обиход научной и философской мысли в 20-е годы XX столетия. Глобальные изменения, связанные с наступлением постиндустриальной стадии развития общества (Д. Белл, К. Боулдинг, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Н. Луман, Ю. Хабермас, К. Апель) привели к новой системе взаимодействия людей, в корне меняющей веками складывающуюся упорядоченность общения. Коммуникация становится ключевым элементом функционирования всех сфер жизни нового информационного общества.

Выступая каналом связи между индивидуальной и общественно созданной информацией, коммуникация сегодня выполняет функцию трансляции символов и других знаковых систем, побуждая таким образом субъектов исторического процесса к действию. Коммуникация «выступает посредником между индивидуальной и общественно осознаваемой информацией»2. При этом в процессе коммуникации действует механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс массового воздействия, посредством которого реализуются социально обусловленные нормы и правила общения, составляющие нормативную базу коммуникативной среды. В исследованиях последних лет все чаще употребляются понятия «коммуникативное пространство» и «коммуникативная среда» как синонимичные. В рамках данного исследования необходимым представляется развести эти понятия, зачастую отождествляемые в ряде источников.

В исследованиях последних лет (Е.П. Савруцкой, Г.Г. Почепцова, С. Дацюк, Е.И. Кузнецовой) все чаще встречается категория «коммуникативное пространство». Исходя из определения коммуникации как акта обмена информацией между людьми, понимания механизмов, сопутствующих коммуникации, коммуникативное пространство понимается нами как сфера взаимодействия, создаваемая с помощью средств массовой информации и коммуникации, в которой субъекты (люди, группы людей, институты) обмениваются информационными сообщениями, смыслами, образами, участвуя в огромном количестве многоуровневых, переплетающихся между собой коммуникативных актов различных видов и опосредованных различными посредниками. Однако в контексте общего анализа, думается, наиболее правомерным было бы использование понятия «коммуникативная среда», под которой мы понимаем часть среды социальной, являющей собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Наряду с этим, она представлена в единстве пространственно-временных показателей. Безусловно, коммуникативное пространство не может существовать вне времени, поэтому мы указываем на временной контекст исследования (современная цивилизация), применяем синхронический и диахронический подходы при анализе этого многогранного явления. Мы намеренно не останавливаемся на философском анализе категории времени, однако косвенно касаемся его на протяжении всего исследования, проводя анализ в рамках общего подхода «пространство-время».

Виртуальная реальность как феномен социально-коммуникативной среды современной цивилизации

Прежде чем обратиться к исследованию феномена виртуализации современного социально-коммуникативной среды, следует определить, под влиянием каких факторов произошло вмешательство элементов виртуальной реальности в современную жизнь, почему именно на современном этапе развития цивилизации происходит ускорение процессов виртуализации. В предыдущих разделах мы уже затрагивали проблемы, связанные с теми изменениями, к которым привело становление постиндустриальной цивилизации с характерными признаками информационного общества. Очевидно, что давно назревавшая трансформация и внешних атрибутов, и фундаментальных основ общественной жизни теперь стала осязаемым фактом и происходит буквально на наших глазах. Ошеломляющие результаты технологических преобразований, научно-технического и культурного развития расширили пространство и «спрессовали» время, побуждая людей отказываться от привычных стереотипов мышления и стилей поведения, ставя под сомнение традиционные нормы и ценности, приближая будущее и делая более заметным его вхождение в жизнь практически каждого человека, нации, государства. Отмеченные новации зачастую сопровождаются стрессами и социальным напряжением. В массовом сознании эти процессы, как правило, увязывают с глобализацией, тенденции усиления которой нередко ассоциируются с грядущими проблемами и потрясениями как для мирового сообщества в целом, так и для каждого народа в отдельности. Стремление к объединению, интеграции, созданию единого жизненного пространства можно было частично наблюдать и в другие эпохи, однако отсутствие соответствующих технических средств сдерживало развертывание этих процессов в глобальных масштабах. В результате развития и совершенствования культуры, которая зародилась на ранних этапах человеческой истории, «приблизительно с эпохи неолитической революции возникли и стали совершенствоваться цивилизационные связи, породившие отдельные очаги цивилизации»1. Цивилизационное развитие изначально способствовало унификации общественной жизни и привело к середине второго тысячелетия, в эпоху Возрождения и Великих географических открытий, к началу глобализации2. И только в последние два столетия этот процесс приобрел многоаспектный характер, обусловив, в свою очередь, формирование мирового сообщества и появление в XX-XXI веках глобальных проблем человечества. Анализу феномена глобализации посвящены многочисленные научные публикации3. Глобализация определяется А.Н.Чумаковым, наиболее последовательно разработавшим теорию глобализации, с одной стороны, как естественно-исторический процесс, а с другой, - как сфера взаимоотношения и противоборства различных сил и интересов. Автор рассматривает глобализацию как процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни. Глобализация, согласно Чумакову, выступает и как «явление, и как феномен, когда она воспринимается в качестве объективной реальности, которая заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и которая в таком качестве никем не может быть проигнорирована»4. Наиболее полным с точки зрения значимости коммуникативных процессов в современном мире глобализация определяется как «процесс установления экономических, научно-технических, политических, социальных, культурных и иных отношений между странами», а также как «практическая деятельность государств и их лидеров и прочих субъектов по организации «взаимосвязанного и взаимозависимого функционирования регионов и континентов стран мирового сообщества»5.

Симулякры как образно-коммуникативные конструкты современного мира

Неотъемлемой стороной коммуникативной среды современного социума являются симулякры, которые наряду с другими образами, создаваемыми многочисленными информационно-коммуникативными технологиями конца XX - начала XXI вв. образуют весьма эффективную мотивационную область ценностного сознания человека постиндустриальной эпохи. Виртуализация жизненного пространства современности увеличивает долю присутствия симулякров в социально-коммуникативной сфере социума, кратно ускоряет формирование таких негативных явлений, как социальная аномия, социальное одиночество, оккультизм, наркомания и других форм отклоняющегося поведения. Распространение в современном массовом сознании самого различного рода симулякров в условиях глобализации способствует изменению менталитета социума, усиливает недоверие к рекламным и прочим информационно-коммуникативным кампаниям, заявлениям представителей федеральных и муниципальных властей, средствам массовой информации. Вызывают определенную настороженность следующие два момента, характеризующие усиливающуюся роль симулякров в конструировании социально-коммуникативной среды современной цивилизации: во-первых, это многократное увеличение места и роли глобальной сети Интернет в информационном обеспечении общественности или целевых групп, или индивидуальных пользователей; во-вторых, усиление влияния игрового феномена на мотивацию и установки поведения определенной части населения.

В силу указанных и многих других причин проблема изучения симулякров, их места и роли в современной коммуникативной среде приобретает особую актуальность.

Проблема симулякра, механизмы его возникновения и создания, воздействие на все стороны жизни являются предметом изучения в философии, социологии, культурологии, теории социальной коммуникации, информационных технологий, теории коммуникаций, имиджелогии, политологии, а также многих других областей научного знания. В современных условиях рассматриваемый феномен связывается с эпохой постмодерна, с таким новым и относительно мало представленным в теоретических концепциях явлением как виртуализация общества. Многоплановое развитие феномена симулякра представлено в концепциях представителей постмодернизма Ж. Делеза, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, А. Турена.

Поливариантность в трактовке феномена симулякра делает проблему дефиниции чрезвычайно сложной. Анализ литературы свидетельствует о том, что, несмотря на большое количество работ по данной тематике, концепция симулякра пока не получила должного развития. В настоящее время наметилось несколько наиболее распространенных установок в отношении к нему. В данной работе автор анализирует исторические вехи концептуального оформления представлений о феномене симулякра, рассматривая это явление в социокультурном разрезе. В этой связи методологически важным представляется проанализировать основные подходы к феномену симулякра как образно-коммуникативного конструкта.

На протяжении столетий термин «симулякр» звучал достаточно нейтрально. Генетически связанное в классической эстетике с теорией мимесиса, это понятие означало подобие действительности как результат подражания ей, оно рассматривалось как одно из слабых синонимов художественного образа. Термин симулякр трактуется по разному в различных источниках и нет точной дефиниции этому понятию. Так, новейший философский словарь объясняет его следующим образом: симулякр (фр. simulacres, от simulation - симуляция) - термин философии постмодернизма, в онтологической проекции фиксирующий способ осуществления событийности, который реализуется в акте семиозиса и не имеет иной формы бытия, помимо перцептивно-символической; в гносеологической своей проекции используется для обозначения внепонятийного средства фиксации трансгрессивного опыта. В отечественных и зарубежных исследованиях принято считать, что генетически «симулякр» восходит к термину «симулакром», обозначавшему у Платона «копию копии» .