Введение к работе
Актуальность избранной для исследования проблемы обусловлю-.
на прежде всего *ем,что со второй половины XX века человечество
встало перед все более обостряющейся необходимостью решать проблемы глобального, общепланетарного и общечеловеческого характера. Это обстоятельство оттесняет на второй план многие региональные и групповые интересней ценности и делает все более первостепенными общечеловеческие проблемы.
Появление экологической, военной и некоторых других опасностей, ставящих вопрос о самом выживании человечества, связано с техническим развитием цивилизации. Но это же существенно изменяет социально-политическую ситуацию в индустриально развитых странах. Повышающаяся материальная обеспеченность широких слоев населения, явное притупление классовых противоречий, демократизация и развитие индивидуальных свобод - факторы, по своему способствующие и актуализации общечеловеческих ценностей, и вместе з тем откату от абсолютизации идеологизированных групповых цен-. костей, т.е. реидеологизации.
Эти характеристики современной цивилизации ставят исследование проблем общегуманитарных ценностей и реидеологизации в дентр современного развития обществоведенияv
Состояние научной разработанности проблемы. Проблей/ ак-зиологии в целом в последнее время выдвинулись на первый план шк в отечественной, так.и в. эарубежно.1 философской литературе. 3 ряде современных исследований, посвященных аксиологическим проблемам, автор выделил бы труды В.П.Тугаринова , где значительное внимание уделяется ценностям и их классификации, и труды
Тугаринов В.II. Избранные философские труды.- Л.: Изд-во ПУ. 1288.- 343 с.
ОД'.Дробницкого, позволяющие увидеть взаимосвязь форм общественного оознания о ценноотным подходом к окружающей действительности .
Труды А.А.Гусейнова в области, етики, диссертация Гречаного В.В. "Аксиологический аспект философии" (1989), работы Шушанишви-ли Г.Г.^, Головных Г.Я.3 по своей тематике довольно близки к исследуемой теме общегуманитарншс ценностей. Но каждая из этих работ затрагивает лишь отдельные аопекты, связанные с вышеупомянутой темой, их авторы ке занимаются непосредвтвенно самим филоооф-ским понятием общегуманитарных ценностей.
Автор данного исследования опирался в своей работе на научные труды Библера B.C. "Нравственность. Культура. Современность", Согомонова К).В. "Моральное отчуждение: грани малоизученной проб-, леми", Межуева В.М. "Национальная.культуре и современная цивилизация", Мироновой.Р.Е. "Категория ценности: ее определение и место в методологии", розина Л.А. "К вопросу о природе ценностных явлений", Долгова К.М.. "Гуманистические, ценности современной культуры", Анисииова С#., СемченкоН.Г., Гуревича П.С, Филюшина В.А., Руткевича A.M., Муравьева Ю.А. и ряде других авторов. Понятие общегуманитарных Ценностей является одним из наиболее полисемантических философских понятий, оно включает в себя целый ряд'феноменов, имеющих различные характеристики. :, ;
А Философш а ценностные формы сознания.- М.: Наука, 1978.
/Под ред. Дроонкцкого о.Г. }. , .-.
^ Шушанишвилп Г.Г. Ценность и формы общественного сознания,-
Тбилиси, 1990. .'. ,:. , , : -..v.' г.,:,- ; ., '. ,
3 Головных Г.Я. Социокультурные системы ценностей. Философ-ско-социологичоское исследование,- Смоленск.
Для анализа упомянутого понятия безусловно необходимо обращение к таким философским категориям, как справедливость и счастье. Именно такие широкие.понятия могут быть и в действительности являются формшли реализации общегуманитарних ценностей. Автор исследования использовал в процеосе изучения отношения общегума-нитарных ценностей к форйам их реализации материал» книги Е.Л. Дубко и В.А.Титова "Идеал, справедливость, счастье"1.
Настоятельная необходимость научного анализа проблеми обще-гуманитарных ценностей обуславливает и большое количество работ западных философов по данной тематике. Одним из важных аспектов в теме общегуманитарных ценностей является взаимосвязь глобальных проблем о динамикой формирования общегуманитарннх ценпоотей. Этому аспекту посвящены статьи таких авторов, как Р.Хигтино, а.Семлен, Э.Левинао, Э.Фромм и Р.Хирау, Р.Атфшщ, Л.Уайт, А.Швейцер, К.Уилбер, Б.Калликотт. Проблема общегуманитарных ценностей в различной постановке часто оказывается в центре напряженных дискуссий. Одним из наиболее дискуссионных аспектов является соотношение общечеловеческого и классового. Во многих случаях найдены только формы постановки вопросов, но не их разрешение, о чем свидетельствует, например, недавно выпущенный сборник материалов Института философии РАН, авторами которого являются Р.В.Петропавловский, В.Г.Иванов, О.И.Квутова, Н.Н.Крутов, Г.В. Кузнецова; Л.В.Максимов, Н.Г.Мехед, Т Г.Мехед, Е.В.Шикова, Н.А. Головко и др.. Влияние различных факторов на процесс становлешія иерархии общегуманитарных ценностей с наибольшей степенью нагляд-можно рассматривать на примере какого-либо конкретного истори-
* Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье,-М.: Иэд-во МГУ, 1989.
4 чесного общества. Автором иоследованля. било избрано испанское общество, что, єотеотвенно, заставило обратиться к работам испанских философов и социологов. Среди них следует вцделить Мигеля Бельтрана, Хуана Гонсалеса Анлео, Рафаэля Лоїіеоа Пинтора , Игна-оио іернандеса де Кастро, Хуана Ф.Мира , Хуана Диеса Николаса, Хоое каотильо Кастильо, Салустиано дель Кашо, Хуана Игнасио Роошф Сибалу, Псдро Франоиско Гаго Герреру и ряд других авторов.
Анализ состояния научной разработанности тематики позволяет сделать вывод, что степень изученности как предмета, так и объекта исследования не является достаточной, во-первых, из-за сложности и многоаспектное' теш,, во-вторых, из-за постоянной динамики иерархии общегуманитарных ценностей, в-третьих, из-за некоторого недостатка внимания в отечественной философской литературе* к теме общегуманитарних ценностей. Разработка тематики получила значительный импульс в результате глубинных изменений в нашем обществе, что безусловно, требует более пристального внимания к методологической основе данного исследования.
Объектом данного исследования являются ценностные отношения
и ценностные ориентации. ;"-
Предмет исследования составляет философское понятие "обще-
1*умг''Нг.тарние ценности", его структура, онтогенез « сущностные .
урадктериотики, выявление обідегумаштагншх ценностей и их иерар
хической структуры.' -''-',.
OpXnlea publloa, valoree у oultura en Bapsna. Европа a debate Kadrld, Tecnoe, 1991«
j.F.Mira, Traduto de Sociologia.- iladrld, 1991,
Основію{ІІШиМ'вбо_ти является выявление иерархической
структуры o6uter 'манитарнкх ценностей и определение мес~а этой структур» в общественном сознании. .
В ходе работы над диссертацией автор ставил перед собой следующие исследовательские ^ваданих^
проанализировать философское понятие "общечеловеческие-ценности?;
определить "место этого понятия в ряду ценностных структур общественного сознания;
с помощью сравнительно-исторического подхода.охарактеризовать возможный онтогенез общегуманитарннх ценностей;
продемонстрировать на примере одного конкретного примера возможные взаимосвязи общегуманитарных ценностей с социальной практикой;
выявить основные факторн, влияющие на иерархия общегуманитарных ценностей в том или ином обществе.
Общей' методологической базой данной работы послужила маг,-е-риалистическая диалектика, хотя некоторые положения марксистско-ленинского учения рассматривались о точки зрения современных изменений в ебществеїшом сознании, это касается ряда теоретических положений исторического материализма, в частности'проблемы соотношения базиса и надстройки, принципа классового подхода к разрешению нравственных проблем, степени самостоятельности существования 'нравственных абсолютов, общегуманитарных ценностей как таковых. При анатазе ряда аспектов избранной проблемы автор считал необходимым использовать более широкий культурологический подход, не являющийся общепринятым при рассмотрении таких воггро-
зои, как например, онтогенез общегуманитирных ценностей. Широко испольэиваоись в работе и общефилософские принципы и методы исследования, такие, как метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип универсализации, метод сравнения.
Любая попытка одновременного использования нескольких мето-
долошчеокмх подходов легко приводит к еклектизму и может внести
путаницу в процессе анализа философского понятия, но в случае
рассмотрения общегуманитарных ценностей очевиден их социокультур
ный характер, повтому достаточно широкий культурологический под
ход дает хорошую возможность проанализировать явление о цивили- '
авциоиной точки зрения. Соглашаясь с А.Хеллер, автор исследова
ния считает, что любая оистемд ценностей (включая и систему цен
ностей общегуманитарных), не может существовать без "принятого
историческим созианием общественного порідка"* и критического .
самосознательного отношения к нему индивида, в свою очередь,
общественный порядок -» ато явление, пронизывающее часть духовных
культурных ценностей * проблема же состоит в том, что общегумани-
тарние цешюоти универсальны и, если можно так сказать, по свое
му виеиоторичны, то есть вписываются составлявшей частью в общес-
твенное сознание любой формации, следовательно они не находятся
в прямой и жесткой зависимости от формационных особенностей и
ш„еют более глубокие культурные корни, ' ' .
1 A.Heller. General Ethloo, Oxford, 1988, p. 9,
Тем не менее, когда ми заняты современным срезом общественного сознангл, мы, безусловно, используем матёриалиоти'н/скнп подход, изучал социальные факторы, влияюиме на иерархию общегуманитарных ценностей.
Современное понимание проблеми изменений иерархии общегу-мннитарних ценностей проЗволяет увидеть взаимосвязь культуроло-гаческого и социального подходов к проблеме ценностей. Когда мм как бы накладываем культурологическую матрішу на общество как целое, то выстраиваются определенные структуры субкультур, единство которих может представлять собой все общество. Наличие этих субкультур (молодежной, маргинальной и т.д.) превращает однолинейную' структуру иерархии ценностей вбяожную многомерную конструк-' шло. Однако, эти субкультуры общества одновременно могут быть восприняты как.социологические переменные, влияющие на структуру ценностей. К ряду этих социологических переменных мы можем зтнести принадлежность к той или иной возрастной группа, политическую принадлежность, отношение к религии; ко всем вншеназван-шм социологическим переменным необходимо добавить принадлеж-юсть к различным слоям общества (в зависимости от уровня доходов) и социологическую переменную пола; нельзя забивать и о эна-штельном влиянии принадлежности к той или иной национальности. Саддая из субкультур или социологических переменных даем свои >арианты модификаций иерархии общегуманитарных ценностей, что і позволяет представить ее себе как многомерную фигуру. С другой (торонн, наличие этих модификаций не нарушает качественной нечетности иерархии общегуманитарннх ценностей, пока существует ;елостиость культуры того или иного общества; целостность хе
культури, в свою очередь,' зависит от татях факторов, как
а) "наличие интеграции целей и ориентации, их конвергенция
вокруг определенных общих интересов, определенность "доминирующ
их целей" к. "высших интересов", . " . ,
б) существование определенных моделей психологического ха
рактера, : . -..;.''.
в) наличие общих логических моделей, внутреннее соответствие
идеологий и познавательных схем"1.
Использование подхода, сочетающего в себе культурологические характеристики, позволяет увидеть иерархию общегуманитарных ценностей как качественно целостнре явление, но имеющее сложную структуру и находящееся в развитии.
Новизна работы. В диссертации впервые систематизируются и обосновываются специфические характеристики понятия "общегуманитарные ценности", разрабатываются более подробно взаимоотношения понятий "классовое" - "общегуманитарное", в диссертации используется культурологический подход в рассмотрении вышеназванных отношений, что дает возможность под новым углом зрения рас-смотривпть проблему бснованиіі моральных ценностей, являющихся ядром системы общегуманитарішх ценностей.
Использование культурологического подхода в анализе понятия "общегуыанитамшх ценностей" дает новое освещение некоторых проблем, вызывавших пристальннй интерес не только в философских, но и в значительно более широких кругах. Среди них проблема .. иїіяв'>і..ьокости спора о разделении Функций и сфер общечеловеческого ц классового в реальных системах морали, их соотношения с ло-
.. ^ , Juan F.Mira. Tratado do Sooiclogla, Tmiruo Edlrjiones 3.A., Imdrld, 1^91, r>. 139.
кальним, групповіал, национальным, спор о том, является ли касовий подход единственно возможным при анализе основ морали и рчц, других проблем.
Кроме того, новизна данного исследования заключается в і-.;, что в ткань философского анализа вводятся материалы сошгологичес-"ких исследований, проведенных в Испании в IS90 году. Осуществляется попытка философского, сошюлогического анализа практических результатов'этих новейших исследований с точки зрения сущностшгт характеристик общегуманитарных ценностей. Подобный анализ даыт возможность выделить некоторые общие закономерности процесса реидеологизации и подтвердить ряд теоретических положений этого исследования.
Работа охватывает ранее неисследованный, временной период і: позволяет увидеть с философской точки зрения процессы обновлении идеологии в различных обществах. Для осуществления это!! задачи используются и новые методики исследования систем ценностей н обществе.
Практическая значимость работы. ' Постановка морально-эти
ческих проблем на современном этапе приобрела общечеловеческую'
значимость. ,,_
' Разрешение этих проблем.происходит в качественно новых исторических условиях. Границы возмогших отклонений в сфере морально-этического выбора индивидуума и общества в'целой сжаты до предела. В подобной ситуации наиболее точный теоретический анализ такого элемента ценностных форм сознания как общегуманитарные ценности приобретают ощутимую объективную практическую значимость. Этзт анализ позволяет принимать во внимание широкий спектр факторов
влияющих на морально-этические решения». Данное исследование может быть полезным в области политологии и социальной филооофии, так кок затронутая в работе тематика непосредственно касается теоретической основи процесса реидеологизации. Философский анализ реидеологизации, проведенный о точки зрения влияния на атот процесс oduitгуманитарных ценностей, дает более широкое видение проблемы реидеологизации, нежели чисто исторический подход. Введение в "" анализ процесса реидеологизации понятия "общечеловеческие ценности", позволяет о большей научной точностью прогнозировать направленность этого процесса, также позволяет увидеть взакмо- ' связь факторов, влияющих на «тот процесс, увидеть соотношение со-, ідеальних и .индивидуальных составляющих » процессе реидеологизации: Кроме того, данное исследование частично освещает механизм взаимодействия общегумакитарных ценностей социальной практики, что, пи мнению автора, имеет объективную практическую значимость.
Структура диссертации. Исследование включает введение, 2 главы и заключение.