Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология и тоталитаризм Бучин, Алексей Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бучин, Алексей Петрович. Идеология и тоталитаризм : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1993.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми исследования. События нескольких последних лет не только быстро изменили политическую "карту" мира, но и сильно повлияли на наши представления о прошлом, настоящем и будущем всего общества и его разновидностей. Кризисное состояние экономики, политическая нестабильность, вооруженные национальные контликты, политические баталии в странах бывшего социалистического лагеря порождают с одной стороны ностальгию по недавнему относительно стабильному прошлому, а с другой стороны заставляют анализировать причины, приведшие к кризису. Феномен тоталитаризма занимает среди них далеко не последнее место.

Понятие "тоталитаризм" в советское литературе, как пра- вило, использовалось для характеристики буржуазных государств, в особенности Фашистских Германии и Италии, соответствующих политических режимов и направления мышления.

При условии, что дихотомия "бурлуазное-пролетарское" прочно утвердилась в общественном сознании, любые попытки показать элементы тоталитарности "пролетарских" обществ нередко воспринимаются "в штыки".

Особой причиной невключения ряда терминов в инструментарий отечественных исслепователей социалистических обществ является стереотип абсолютизации в противопоставлении социализма и капитализма, усиленной противоположностью коммуниз-

1.См.,напр., Философский энциклопед. словарь.М.,1983, С.690.

ма и фашизма. Справедливая ненависть к фашизму в значительно?* степени затрудняет исследование тождественных сторон тоталитарных обществ. Изучение Феномена тоталитаризма ставит не менее актуальную задачу выявления различий тоталитарных обществ. Очень ваяно избеяать крайностей, которые уже имеют место в научной литературе.

В середине 80-х годов официально были поставлены вопросы, которые уже долгое время волновали наше общество: в каком обществе мы живем ?, каковы его характеристики ?, каковы причины его возникновения ?, каково направление дальнейшего ; развития ? и др. Все чаще стал использоваться термин "тоталитаризм" для характеристики нашего прошлого. Появилось и новое определение тоталитаризма: "Тоталитаризм /от Jiar.totu.s - весь, целый, совокупный/ - система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и дале бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером /"йорером", "дуче", "каудильо" и т.д./ Но одного определения недостаточно. Актуальнейшее значение приобретает вопрос о применимости понятия для характеристики нашего общества, причин возникновения элементов тоталитаризма, выявления их отрицательных и положительных сторон, возможности, а мотет быть и необходимости их проявления в будущем.

I.Современная западная социология. Словарь. M.,IS9U, С.ЗЬТ.

Существует точка зрения, что основной причиной возникновения и существования тоталитаризма явилась та или иная определенная идеология: "...тоталитарные рентам - режимы превде всего идеологические. Они оондены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе власть самоценна, и ее носители используют идеологию как средство поддержания этой власти, то для нос'ггелей тоталитарного начала самоценна идеология, и политическая власть завоевывается ими с целью утвеоздения своей идеологии"1.

Н.Любомшюва предположила, "что в периоды крутых социальных ломок, даие если они носят аванткганый характео, эта тема - бытие идеологии - выталкивается в авангапд общественного сознания, приобретая несвойственную ей в спокойные времена остроту и значимость. Превде всего потому, что ломка, перемены, революции - это нарушение какого-никакого, но порядка вещей, а точнее, это беспорядок, который следует упорядочить заново .

Тема диссертационного исследования ориентирована на изучение онтологии идеологии, что позволяет, как нам кажется, по-новому взглянуть в частности на тоталитаризм как явление общественной жизни, понять сущность идеологии тоталитаризма, в какой-то мере разобраться в причинах социальной несправедливости и отсталости в развитии общества.

I.Тоталитаризм как исторический феномен. М.,Ю89, О.Г?. 2.Там яе, С.18.

_ 4 -

Степень разработанности проблеми. Проблематичность темп исследования раскрывается именно при попытке анализа тоталитарных идеологии. Существующая традиция анализа идеологии оказывается не всегда элективно?. Возникновение и существование тоталитаризма хоть и связывается с определенной идеологией, но очевидно, что характеристика тоталитарно}! вдеологіш этим не исчерпывается. Недостаточно и npocTof констатации идеологичности тоталитаризма.

В исследовании тоталитаризма акцентирование внимания на идеологии очень важно, т.к. научные публикации по тоталитаризму мало затрагивали эту проблему. Х.Арендт и З.Кжв-зинскир, например, исследовали тоталитарное мышление, "Ч Лдорно - авторитарную личность. Вообще ке тоталитаризм исследовался больше і:ак политический феномен: государство, власть, диктатура, террор и т.д. Кроме упомянутых исследователе?: феномена мозчно назвать Д.Дьаи, Ф.Ха'гека, К.Фоидриха, Б.Мура, Д-:с.Каутского, Г.аокузе и др.

Активные исследоваїпю тоталитаризма у нас начали проводиться с середины 80-х годов. Появились многочисленные куриальные и газетные публикации таких авторов как О.Андреев,. А.Голубева, А.Головков, Н.Загальская, ВЛаппов, С.Коэн, М.Лапшин, Л.Орлов, Г.Осипов, А.Ппиставкин, Б.Поклад, Б.Славин, И.Яшш и до., в которых разоблачался сталинизм, анализировались результаты революций в России, а так-.в современная общественная здзнь.

Появилась возможность публиковать книги, которые ранее находились под легальным или нелегальным запретом. К ним

относятся в частности "Истока и смисл русского когаеунизиа" Л1.І990/ Н.Бердяева, "Фашизм.Тоталитарное государство" /м.1991/ ії.Келева, "Новый класс", "Несовершенное общество" и "Беседы со Сталиным" /в сборнике "Лицо тоталитаризма" M.I99U/ М.Джнласа, "Гірактика и теория большевизма" /гя.1991/ Б.Рассела, "Большевики приходят к власти" /м.1989/ л.Рабиновича, "Номенклатура.Господствующий класс Советского Союза" /М.І99І/ М.Восленского, "Взлет л падение Сталина" /М.19Э2/ Ф.Д.Волкова и др. Дати издания у пас книг, которые были написаны, как правило, десятилетия назад, говорят сами за себя.

Следует отметить появление топографии по тоталитаризму Э.В.Самойлова "Фюреры.общая теория фашизма" /Обнинск, 1992/, в которой предпринята попытка отожествить тоталитаризм, коммунизм и фашизм. Диссертант не согласен с позицией Самойлова, но при всей спорности концепции следует отметить факт самой возможности проведения подобных исследований и публикации полученных результатов. Тем самим повышается степень разработанности проблем, связанных с тоталитаризмом. Ведь очевидно, что даже проведение свободных дискуссий уче-пых па конференциях, подобных проведенной в 1989' году в Москве /"Тоталитаризм как исторический феномен"/ крайне недостаточно, хотя и полезно. Безусловно необходимы и новые исследования п переводы, публикации уже имеющихся трудов уче— ных, публицистов, писателей, в которых апшнЕмаится вопросы тоталитаризма.

Как у'« отмечалось, псследоватав тоталитаризма с точки зрения идеологии требует определетгйо/г гагости в понимании

само^ идеологии. Существующее состояние изучения идеологии и идеологических процессов не моиет в достаточной степени нас удовлетворить.

Многочисленная отечественная и зарубежная литература по вопросам идеологии носит как прикладно!' характеп /идеологическое воспитание, формирование мировоззрения, борьба идей и т.д./, так и общетеоретический характер.

В работах Галиева Г.С., Копитово?: Л.И., Лихунско^ Л.А., Мамедова Л .Я. и многих доугих рассматривается роль марксистской идеологии в развитии соцлалис"ического общества от его зарождения до так называемого развитого социализма. Іуревич П.С., Кейзеров Н.М., Ножин В.А., Попов СИ. и др. занимались критическим анализом бурнуазноГ: идеологии. Работы Безматьевой В.Б., БаразговоИ К.С., Бабушкиной М.И. , Ильина П.В., Фролова Д.Л. и др. посвяыены ооли идеологии в духовної'; жизни общества, в формировании нового человека, научного і.шровоззрешія и т.п.

Концептуальному рассмотрении идеологии 'посвящены работы Биккенина Н.Б., Иванова Н., Михальчеико Н.И.,Ходановкча В.Н., Уледрва А.К., Яковлева М.В. и другій авторов.

Следует отметить работа, в которых рассматривается связь идеологии и науки. Известно, что К.Маркс и Є. ІЛгельс характеризовали идеологию как иллюзорное сознание, а В.Л.Ленин называл марксизм научной идеологией. Серьезная критика самої: возгюжности существования научно'і идеологии содеожтся в работах А.Боскова, М.Вебера, К.Х.Мовдуша и др. Идеология понимается кык сактич^ски аксиологическтт.

Вопроси теории идеологии рассматривались такле з работах К.1іошіера, К.йіаннгег.та, З.Топлча, Х.Золы'а, Р.^рндрихса, ЇЇ.Горовица, Р.Бевдшса, Я.Бариопа, Я.Барта, Э.Хельцле и др.

Проблема сущности и существования тоталитарно* идеологии, на наа взгляд, исследована фрагментарно. Восполнить в каког-то кере хотя бы некоторые пробели в изучении причин возникновения тоталитаризма и роли з этом идеологии является целью диссертационного исследования. Для достижения зтоі: цели наиболее ва:.зшм представляется решение следующих задач:

выявить онтологический статус идеологии;

рассмотреть с:лісл идеологии как вербальное культуры и обосновать его;

проанализировать причины возникновения тоталитаризма;

- определить роль и сущность идеологии тоталитаризма.
Методологическая основа исследования - деятельностний,

исторические и системны* подходи в анализе социальных явлений. Автор использует также метод восхождения от абстрактного к конкретному при определении онтологіш идеи и идеологии, а также классовый подход при изучении тоталитаризма.

Научная новизна результатов исследования предполагается в следующем:

I. На основе авторское типологии смыслов понятия идеология последняя" рассмотрена: а/ как учение об онтологическом статусе идеи и б/ как действительность идей . Лено гипотетическое определений идеологии как вербальной культуры

/идеология в широком смысле слова/.

  1. На его основе проведен анализ "внешней" /идеология в узком смисле слова/ и "внутренней" /мировоззрение/ вербальной культуры в их единстве к разлкчиї.

  2. На основе различения системообразовани* и формообразовании идеологии: I/ дана типология тоталитарное идеологии, имеющей а/ докгринальныГт, системны? характер и б/ бессистемный характер как состояние определенное вербальное культури; Z/ проведен анализ тоадества и различия науки и идеологии, возможности существования "научной идеологии".

  3. Сделан вывод о возможностях идеологии быть целевой причиной и организационным началом тоталитаризма. .

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводи могут бить использованы для разработки (Ьилософии идеологии. Результаты исследования могут иметь практическое значение в социологических и политологических исследованиях идеологических процессов, а также феномена тоталитаризма, кроме того, материалы работы могут использоваться в лекционных и семинарских занятиях со студентами при изучении проблем идеологии и политики.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты исследования нашли свое отражение в следующих публикациях автора: I. статье / в соавторстве/ "Наука как' Фактор прогресса человечества" в межвузовском сборнике "(. илосо<гские проблемы современнного естествознания" Л. ,1987, і: bb; 2. депонирование*4 рукописи "онтология идеи" /в ИНИОН ' ґАН :.16773 от I3.U7.92./; Я. статье "Идеология как вербаль-

цая культура" // "Человек в современном мире /ФилосоФско-со-циологические и медико-биологические проблеми/" Вып. 4, Донецк, 1992 г.

Диссертация обсузедена на заседании кафедри социальной Философии Философского (Іакультета ІДУ км. М.В.Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав /шести параграфов/, заключения и библиографии.