Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология и текст : Социально-герменевтический аспект Лещев, Сергей Валерьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лещев, Сергей Валерьевич. Идеология и текст : Социально-герменевтический аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1999.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-9/5-8

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

На протяжении многих пеков человеческая мысль упорно работала над проблемами, проходящими через всю ее историю и приобретающими особую актуальность в наши дни - проблемы языка, понимания, интерпретации в жизни человека и общества. Природа интерпретации, эволюция ее критериев и структуры в ходе развития общества, онтологические и историко-шциальные условия интерпретации, ее нравственно-этические следствия тесно связаны с поисками глубинного смысла человеческого бытия, с формированием системы нравственных критериев общественной жизни..

С наступлением XX века, века сильнейших духовных потрясений, века рождения и гибели «аиболее кровавых тоталитарных режимов, века широчайшего развития средств массовой информации, все более актуальным становится вопрос идеологии - неустранимой ангажированности процесса познания. В процессе радикальной переоценки ценностей, интенсивно идущей в течение последнего века, одно из центральных мест принадлежит оценке значимости идеологии в такой структуре общественных отношений, где высшими ценностями признаются духовная свобода, собственное достоинство человека.

Философский анализ проблем жизни общества предполагает пересмотр
ряда аспектов свободы совести, прав человека, идеологии, тесно связанных с
проблемами развития политических, социальных и культурных процессов. В
связи с этим все большую актуальность приобретает проблема языка и знака
вообще. Постструктуралистские исследования отчетливо показывают, что
общество приобретает власть над личностью посредством особого языка -
языка мифов (например: реклама, сенсация, парадигма), который
необходимо каждый раз "разоблачать", трактуя его в его собственных
терминах. Таким образом, наука интерпретации, герменевтика, приобретает
огромную важность в деле исследования общественно - личностных
взаимоотношений и является важным инструментом подлинно

демократического построения общества.

Определяющими мотивами в теориях "политического" сегодня становятся такие нерелевантные для практики политического исследования направления как экзистенциализм, герменевтика, семиотика и др. Здесь нет недостатка в параллелях: шизоанализ Ж.Делеза и Ф.Гваттари уловим уже в «сумасшествии» разума М.Хоркхаймера и Т.В.Адорно, «конец истории» Ф.Фукуямы может быть «вычитан» у Г.Маркузе, Ж.Деррида вполне «конституируем» Ф. де Соссюром и М.Хайдеггером и т.д. А.Шопенгауэр, А.Бергсон, Ф.Ницше, З.Фрейд - в полном смысле слова спровоцировали современность на перманентную, истерику в решении вопроса о самой себе, своей самоидентификации '—. своей идеологии. Теснейшим образом соприкасаются теории Д.Белла («враждебная культура») и Р.Инглхарта

психологизированный. Здесь же следует упомянуть Л. Витгенштейна, Б. Рассела, Н. Трубецкого, Р. Якобсона разрабатывавшими проблемы знака и языкознания. Философские обоснования герменевтики значительно расширились благодаря феноменологии Э. Гуссерля, в частности, благодаря его доказательству того, что смыслы, полученные в результате феноменологической редукции, суть корреляты интенциональности, а через нее, видимо, и предметности. М. Хайдеггер доводит феноменологию и герменевтику до бытийных оснований, то есть показывает, что понимание имеет онтологическое значение, а язык есть «дом бытия». По Хайдеггеру преодоление метафизического мышления требует возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европейской культуры. Такое возвращение возможно, поскольку бытие еще живет в языке. Задача прислушивания к языку рассматривается Хайдеггером как . всемирно-историческая. Особое внимание в изучении языка как дома бытия Хайдеггер уделяет поэзии, ибо он считает, что поэтический язык хранит истину бытия. Г. Шпет привносит в герменевтику "социальность", философия языка для него представляет собой основу философии культуры. Также, согласно Шпету, универсальное понимание означает отыскание принщтов бытия, которые он называет «смыслами», «эйдосами», «идеями». Г. Г. Гадамер начинает рассматривать понимание в тесной связи с интерпретацией и применением. Однако герменевтика рассматривается им не только как метод гуманитарной культуры, но и как своеобразная онтология. Герменевтика в лице Гадамера, таким образом, наследует некоторые черты концепций Дильтея (концепция понимающей психологии), Гуссерля (теория «горизонта» и «жизненного мира») и Хайдегтера (учение о. языке). Согласно П. Рикеру, не существует понимания самого.. . себя, не опосредованного знаками, символами и текстами; самопонимание для Рикера совпадает с интерпретацией этих опосредующих терминов. Как область применения герменевтики для Рикера также важен символ. Свою феноменологическую герменевтику Рикер предлагает в качестве способа истолкования человека, мира и культуры, то есть метода гуманитарных наук. В то же время герменевтика Рикера является попыткой объединить на основе религиозного идеализма различные способы философствования в рамках феноменологическо-экзистенциальной традицией и связать их с феноменологией духа Гегеля, а также с философией языка.

С появлением работ М.М. Бахтина, деконструкции в частности и постструктурализма в целом, герменевтика приобрела новое поле исследования - идеологию. "Идеологическое" становится для Бахтина синонимом семиотического, знакового вообще. В связи с этим особый статус для исследователя приобретают понятия символа и текста Здесь следует отметить работы Ж. Деррида, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Лакана, її. Де Мана, Т. В. Адорно, У. Эко, В. Беньямина, Р. Жирара, И. Хасана, В.Ведьша,

Ф. Джеймсона и др. Следует так же упомянуть работы М.К. Мамардашвили и A.M. Пятигорского, посвященные феноменам сознания и символа.

Однако, несмотря на многочисленность концепций и значимость достигнутых результатов, остается ряд проблем, требующих дальнейшего исследования. Это определило цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является философско-методологический анализ соотношений таких понятий как знак, символ, идеология, текст, сознание, бытие, с использованием методов феноменологии, онтологии, герменевтики и постструктурализма. Цель диссертационного исследования определила ее задачи:

выявить истоки и соответствия ключевых понятий постструктурализма в феноменологии и онтологии, то есть обнаружить степень методологической общности этих трех философских направлений.

исследовать вопрос о связи символа, текста, идеологии и сознания;

- прояснить механизм имплицирования идеологии в тексте;
-установить возможность устранения идеологии в тексте;

- привести примеры (case-study) герменевтического исследования в
смысле онтологии понимания и в плане феномена шггертекстуалыюсти.

Методологической основой диссертации являются основные принципы методического сомнения Р. Декарта, феноменологии Э. Гуссерля, онтологии М, Хайдеггера, герменевтики П. Рикёра, деконструкціпі Ж. Деррида и текстуального анализа Р. Барта.

Методика исследования состоит в следующем. При критическом анализе когитального сомнения Декарта формулируется основной первоначальный тезис (мир - мой, если мысль авгодоетоверна). В таком мире, на основе хайдеггеровской онтологии и гуссерлевской феноменологии, исследуется отношение субъекта к объекту и производится попытка комбинированного (для названных точек зрения) взгляда на вещи. После установления основных объект-субъекпплх - соотношений изучается возможность говорить о герменевтике и,онтологии как о направлениях с общим полем исследования. При этом развиваются некоторые идеи Рикёра (о герменевтике как синкретизме различных аспектов существования) и Хайдеггера (онтология понимания). Анализ корректности постановки проблемы приводит к проблемным позициям Ж. Дерриды (все есть текст) и Р.Барта (денотативно-коннотативный анализ). В рамках постструктурализма пересматриваются полученные ранее выводы о соотношении бытия и сущего. Так как основные проблемы анализируются с точки зрения текстуальной рефлексии, то выявляется поведение экзистенциальных и феноменологических структур в области текста. С другой стороны текстуальные категории рассматриваются подобным же, образом в области онтологии и феноменологии, на основе чего становится возможность сформулировать тезис о феномено-онтологическом

уравнивании (то есть о возможности говорить о текстуальных и феноменологических структурах как об онтологических).

При написании диссертации использовались также работы М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорского, М. М. Бахтина, М. Мерло-Понти, Ж. П. Сартра, К. Г. Юнга., 3. Фрейда, Ж. Делёза, Ф. Гваттари. К. Леви-Строса, К. Ястерса, Ф. Лнотара, М. Фуко.

Из работ Мамардашвили и Пятигорского были почерпнуты некоторые рассуждения и выводы о соотношении сознания и символа; из рабо г Бахтина -теория полифонии текста как предпосылки теории интертекстуальности;, из работ Мерло-Понти - некоторые феноменологические соображения о природе языка; из работ Сартра - соображения об экзистенциальной устроенное человека; из работ Фрейда и Юнга - некоторые размышления о природе бессознательного и теория архетипов; из работ Фуко, Делеза, Гваттари, Лиотара — постструктураяистское рассмотрение феноменов смысла, текста, власти, оппозиции; из работ Леви-Стросса - замечания о восприятии и устроении языка.

Изучение связи сознания и символа привели к проблеме идеологии, в частности, идеологии в тексте. В связи с этим наиболее подробному анализу подверглись методологические формулировки Барта, поскольку именно они помогают отчетливо сформулировать взаимосвязь текста и идеологии.

Научная новизна исследования. Данная работа кладет начало построению онтологических и феноменологических оснований постструктурализма, в соответствии с намерением Ж.Деррида не разрушить традицию метафизики, но пересмотреть ее, де-кон-струировать. С данной точки зрения наиболее значимыми результатами исследования являются следующие разработки:

- для постструктуралистских понятий денотации, коннотации, идеологии,
интертекстуальности, контекстуальности выявлены соответствующие понятия
фундаментальной онтологии М. Хайдеггера и феноменологии Э. Гуссерля;
знак, символ, экзистенциал «люди», интерсубъективность,
интенциональность;

-установлена аподиктическая неустранимость идеологии, то есть идеологичность всякого взаимодействия с текстом;

- выявлена взаимосвязь символа с идеологичеекми импликациями текста;
-обоснована корректность перехода от онтологии к феноменологии и

выведено методологическое правило этого перехода: триада контекстуальность-бы/ике-нрц-интенциональность имеет такое же отношение к объекту, что и триада интертекстуальность-со-бытие-интерсубъективность по отношению к субъекту;

- применена в теоретической и практической части исследования теория
герменевтического круга: постижение общего смысла текста сводится к

пониманию символа, и семантическое наполнение символа сводится к пониманию текста;

-на примере текстов М. Хайдеггсра, К.Леви-Стросса, М. Мамардашвили, Р.-М. Рильке, Т.С.Элиота показано практическое применение онтологии понимания, деконструкстивистского и интертекстуального анализа.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, полученные в диссертации, могут быть применены для разработки новых методологий текстуальных исследований. В педагогическом плане данная работа применима для подготовки специалистов ;по социальной философии.

Основные положения диссертации вошли в концепцию ноосферного образования, разработанную Российской Академией Естественных Наук.

Данный материал может быть положен в основу лекций по проблемам связи постструктурализма и философской традиции. Положения и выводы, обоснованные в диссертации могут также найти применение при чтении специальных курсов по истории философии, философии, эстетике.

Проведенный анализ соотношения символа, текста и идеологии выявил
конкретную характеристику символа, позволяющую идеологическим
импликациям текста влиять на идеологичность восприятия текста субъектом:
этой характеристикой является синхроническая контекстуальность символа.
Разработка вопросов, связанных с текстом, символом и сознанием, показала
текстуальную имманентность идеологии. Проведена попытка методического
построения философского фундамента постструктурализма, что является
важной задачей, поскольку научная традиция определяет, во-первых, научную
картиігу мира, во-вторых, идеалы и нормы научного исследования, которые
выражают общие представления об особенностях исследуемой реальности и о
специфике познавательной деятельности, осваивающей эту реальность. В
работе установлена связь между понятиями интертекста, контекста и
идеологии, используемыми постструктуралистскими теориями, и понятиями
интерсубъективности, со-бытия и экзистенциала «люди», используемыми
феноменологией Гуссерля и фундаментальной онтологией Хайдеггера. В
работе также показано применение онтологии понимания,

деконструктивистского и интертекстуального исследований на конкретных текстах (Хайдеггер, Леви-Стросс, Мамардашвили, Рильке).

Апробация работы.

Основные идеи и положения, развиваемые в диссертации, докладывались на ІХ-й ежегодной конференции кафедры философии РАН «Проблема сознания в философии и науке» (Москва, 1996), ХІ-й ежегодной научно-практической конференции кафедры философии РАН «Актуальные проблемы социальной философии» (Москва, 1998), 11-ой международной межвузовской

научно-практической конференции (Москва, 1998), международной конференции «Мышление XXI века и образование» (Москва, 1999), ХП-й ежегодной научно-практической конференции кафедры философии РАН «Декарт и современная наука» (Москва, 1999), международной научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного знания: на рубеже веков» (Северодвинск, 1999), научной сессии МИФИ (Москва, 1999), в секции ноосфериых знаний и технологий РАЕН, в Институте Человека РАН, на методологических семинарах кафедры социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Структура диссертации.

Диссертация построена в соответствии с целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы (163 с.)