Введение к работе
Актуальность темы исследования. Вся многотысячелетняя история, сведетельствует, что единство человеческого рода пра всей несхожести культурных особенностей различных стран и народов -реально существующий феномен. Современное человечество сплочено воедино экономическими, социальными, политическими и культурными связями, но это единстзо возникло отнюдь не сразу - оно продукт многовековой истории.
Единство задач, стоящих сегодня перед мировым сообществом, порождает обновленный взгляд на многие традиционные вопросы: столкнувиЕсь с совокупносгыэ глобальных проблем наши дней, человечество находится в egeckq путей за вытзшанне, и поэтому должно искать ценностно-целевые ориентиры, приемлемые для всех, людей планеты.
Констатация того, что в настоящее время ш являемся свиде-телями превращения человечества ез "человечества-в-себэ", то есть изначально заданного единства человеческого рода на Земле, з "человечэство-ддя-себя" - сознательного и свободного вершителя собственней судьба - стала сегодня истиной банальной. Но екрїлзгшЕйся за этил реальний процесс потребовал необходимости его осішсленЕя, поставив перэд социальной философией новые задачи, в той числе задачу по разработке философской теорпз становленая человечества елолнни противорвчЕвнм, но целостный субъектом нсторкческого процесса.
Однако для того, чтобы выработать современный 'подход к вопросу о той, "что представляет собой человечество как целост-
4.
ное единое образование?", необходимо не только по-новому взглянуть на путь, пройденный человечеством, но и на искания философов прошлого и настоящего, избравших различные мировоззренческие перспективы, но утверждавшие, что человечество есть и должно стать единым. В этой связи автор в своей исследовании и обращается к рассмотрению наиболее значимых, на его взгляд, концептуальных построений в истории философской мысли, в рамках которых идея единства человечества проводится наиболее последовательно.
Степень научной разработанности проблемы. Ни анализ истоков идей единства человеческого рода, ни процесс их становления не стали предметом специальных монографических работ или диссертационных исследований. Отсутствие должного внимания к данной проблеме в среде отечественных философов вполне объяснимо известными- причинами. И все же есть целый ряд исследований, где так или иначе затрагивались или затрагиваются сшеты, касающиеся нашей теш. К их числу следует отнести работы Э.А.Араб-Оглы, С.Н.Ар-тановского, Э.Я.Баталова, В.Е.даввдовича, Г.И.Куницына, Л.И.Новиковой, Ю.А.Красина, И.Т.Фролова, В.Н.Шевченко и др. Многие из них появились преимущественно во второй половине 80-х годов, когда усилился интерес к осмыслению общечеловеческих ценностей, и,естественно, к пониманию человечества как целостного субъекта исторического процесса, законам его функционирования, развития и т.д.
Существенный вклад в разработку вопроса о причинах возникновения идей общечеловеческого единства внесли работы Ю.В.Бром-лея, В.Ф.Генинга, Л.С.Васильева, В.П.Илшочкина, Н.И.Конрада,
Ы.В.Крюкова, М.В.Софронова, Н.НЛебоксарова, А.П.Назаретяна и других авторов.
Осмыслению стоических оснований анализируемой проблематики во многом способствовали труда В.Ф.Асмуса, Н.А.Барга, А.С.Богомолова, П.Левека, А.Ф.Лосева, Е.М.Штаерман, В.И.Уколовой, СЛ.Ут-ченко.
Немаловажное значение в прояснении места идеи единства человечества в структуре философско-исторических построений имели исследования философии истории как области знания, занимающейся проблемами смысла история, ее закономерностями, основными направлениями развития человечества и историческим познанием. Этому посвящены работы Гобозова И.А., Григорьяна Б.Т., Жукова Е.М., Мацардашвнли М.К., Іооне Э.Н.
Из обширного арсенала марксоведческой литературы можно выделить статьи и монографии Водолаэова Г.Т., Гуревича А.Я., Гна- ' тока Л.В., Круговой О.Н., Макаренко В.П., Иожеевой А.К., Мыслив-ченко А.Г., Мялкина А.В., предметом особого внимания которых стали философско-исторпческие построения К.Маркса. Автор опирается также на нсследоваяия Афанасьева Ю.П., Гранина Ю.Д., Буртина Ю., Пантива И.К., атамана Е.Г., Э.Ю.Соловьева, Ю.Гефтера, внесшие вклад в изменение самой парадигда подхода к философии марксизма.
Для адекватного исследования идеи целостности человечества в русской историософии XIX века ванное значение имеют монографии и публикации А.Н.Ерыгина, Л.В.Карасеза, А.Ф.Лосева, Е.Б.Раш-ковского, I.E.Шапошникова, Н.Ф.Уткиной.
В трудах отечественный философов сформировалась и основательная традиция изучения современной западной философии. Ее ведущие направления, в tow числе н философа* экзистенциализма, про-
анализированы в работах П.П.Гайденко, Б.Г.Григорьяна, Б.Л.1уб-мана, Р.М.Габитовой, А..Н.Тиасиной,
Вместе с тем, до сюс пор не уделялось должного внимания рассмотрению философских учений тех или иных мыслителей сквозь призму высказанных ими идей общечеловеческого единства. Это обусловило цель и задачи исследования.
Цель работы состоит в выяснении формирования представлений о единстве человеческого рода в ходе развития теоретической мысли; развертывании оснований концептуальных построений авторов, утверждавших целостность человечества.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач;
выявить место идеи единства человечества в структуре философ-ско-исторической проблематики;
обозначить подходы, обосновывающие появление на заре философской мысли идей общечеловеческого единства;
проанализировать философию стоицизма как наиболее рельефное выражение идеи "разумного" единства людей в рамках античного мировоззрения;
проследить особенности понимания проблемы человечества как единого целого в философии историк К.Маркса /как разновидности классической модели историософского теоретизирования/,
в религиозной философии К.Ясперса. /как разновидности "неклассического" подхода к философско-исторической проблематике/, а также в русской религиозной историософии - на примере философии "всеединства" Вл.Соловьева.
Теоретическую и методологическую основу диссертации состав ляат произведения таких мыслителей как Эпиктег, Сенека, Марк
Аврелий, А.Р.Тюрго,Г.Ф.В.Гегель, К.Маркс, К.Ясперс, О.Шпанглер, Использован обширный материал русской философии - труда Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.Я.Данилевского, Вл.Соловьева, С.Л.Франка, П.Я.Чаадаева.
Автор опирался на разработки отечественных философов последних лет. В основу исследования положен историко-философский метод, использованы принципы диалектической методологии, системный и, в определенных аспектах, компаративистский анализы.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:
показано, что идея единства человечества выступает в качестве одяой кз несущих теоретических конструкций любой философии история;
обозначены два подхода /"интегративно-этнический" и "эволюцион-но-технологическнй"/ к обоснованию появления и утверждения в арсенале теоретической мысли идеи человечества как единого целого;
зафиксирована философская концепция стоицизма как наиболее полно и адекватно выразившая присущее античной мысли понимание единства рода людей;
развернуты наиболее типичные для ХК-П в.в. концептуальные версии единства человечества, представленные з классическом марксизме, фалософаи "всеединства" Вл.Соловьева, экзистенциальной историософии КЛсперса.
На защиту выносятся сладуашие основкне полпаения: І. В любой социальной философии рефлективного типа, стрэ-мящейся оаакупггь пстсрпв как нечто целостное, с необходимостью присутствует идея человечества как Ентеграшгого субъекта вез-
мирно-исторического процесса.
-
Возникновение идей общечеловеческого единства как духовной инновации второй половины I тысячелетня до н.э. может быть рассмотрено на основа двух подходов, первый из которых связан с рассмотрением реальных процессов исторического развития /интегра-тивные процессы на этническом уровне/, а второй - с признанием, необходимости совершенствования социальных и психологических ограничений на агрессивные импульсы как способа преодоления эволюционных кризисов на социальной стадии.
-
Стоицизм, выделив разум в качестве атрибутивной способности человека, выступающей условием единства человека с другими людьми, а также условием реализации божественной сущности, сформулировал вдев "разумного" "единства всех людей, рассматривая человека в общей картине мироздания как органически связанное с ним составляющее.
-
XIX-XX века ознаменовались особым интересом к идее единства человечества и разработкой ее в целом ряде направлений. Образцом классической модели историософского теоретизирования явился марксизм с его стремлением к включению идеи единства человечества в каркас материалистического понимания истории. Маркс, понимая, под "родовой сущностью" человека своеобразную силу сцепления, объединения людей в человечество, вместе с тем утверждает, что действительное единение человечества наступит в эпоху, кото-
. рую предвещает разработанный им социальный идеал. Восстановление "подлинной универсальности человеческого рода" Маркс считает главной задачей пролегариата к в этом видит "всеобщность" последнего,
5. В качестве неклассического подхода к идее универсальности
человечества предстает экзистенциальная ее трактовка К.Ясперсоы.
Отправляясь от "философской веры" как оса истории и подразуїлевая под ней понимание человеком себя как части божественного абсолюта, создающее возмоаность единения людей з безграничной коммуникации на невє всемирной история, Ясперо убежден в том, что полное единение человечества никогда но будет достигнуто, ибо не будет никогда завершено единство история.
S, Несколько особнякоы как от классического, так и неклассического направлений, хотя и шая с их традициями определенное сходство стоит русская религиозная философия в лице Вл.Соловьева. В своей историософской концепции, с ее метафизическим ядром "всеединством", Соловьев рассматривает родовое единство людей в качестве непреложного основания истории. Полагая человечество "органическим субъектом" исторического развития и принимая христианскую трактовку нсторна, философ считает, что действительное единство человечества /Царство Божий*,"Вселенская Церковь", "совершенный нравственный порядок" и т.д. - как цель и результат исторического процесса/ достижимо лишь духовным человечеством, и только в случае, если стремление к данному единству становится осознанной целью человечества и реализуется через усилия внутренней жизни кая-дого человека.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в следующем:
выявление идеи единства человечества в структуре философско-исторического знания позволяет считать ее имманентно присущей любой философско-исторической конструкции;