Введение к работе
Актуальность темы исследования. Социальные потрясения, переживаемые сегодня Россией, делают особенно насущным выявление и анализ альтернативных форм и механизмов конструирования социальной реальности, тех, что в свое время не привели к появлению новой реальности, но в «свернутом» виде сохранились в ней. Современное деструктурированное социальное пространство все полнее обнаруживает свою изначальную гетерогенность, несоотносимость составляющих его частей. В этих условиях терпят ущерб способы смыслоозначения, блокируются каналы социальной коммуникации.
Пространство социальных смыслов превращается в набор со-бытийствующих, но не со-организованных смыслов, утративших соотносимость с предметом, «вещью». Возникает потребность в принципиально новых структурообразующих смыслах, способных выступить основанием для воссоздания утраченной целостности, переопределения социальной реальности. Прежние основания конструирования общественной целостности утрачивают свою всеобщность, оказываются скомпрометированными. Явление это носит отнюдь не специфически российский характер. Общество риска, «новая непрозрачность» становятся всеобщей проблемой, настоятельно требующей философского осмысления. В современных позитивных науках все шире получают хождение «неопределенные» термины, стремящиеся хоть как-то обозначить реальность, не поддающуюся кодификации. По существу, многие работы последних лет напрямую связаны с отказом от поиска всеобщих оснований социальной реальности. Видимо, решение проблемы находится не в сфере позитивной науки (социологии, экономики, лингвистики, культурологии и т.д.), а в сфере более спекулятивной. Именно философские эксперименты, адекватно понятые и проинтерпретированные, могут оказаться дорогой к обнаружению принципиально новых оснований реальности.
Это обстоятельство детерминирует повышенный интерес к экспериментам по конструированию реальности, которые обозначились в прошлом, но, в силу особенностей современной им социальной ситуации, не смогли реализоваться; соответственно, не подверглись последующей компрометации. Такой эксперимент и рассматривается в настоящей работе.
Он связан с особой функцией, которую в определенный период времени способны выполнять художественные тексты. В такие (кризисные) периоды художественные тексты оказываются
способны «прорвать» границу между эстетическими и социальными
мирами. Ворвавшись в социальное пространство, охваченное
кризисной мобильностью, они становятся тем Другим, по
отношению к которому может определить себя социальное,
становятся основанием конструирования социальной реальности.
Продемонстрировать подобную функцию художественного текста
нам позволит социально-философский анализ творчества
литературно-художественного объединения "ОБЭРИУ".
Объединяющим началом в этой гетерогенной группе выступало представление об особой функции произведения искусства в кризисной социальной реальности.
Для художников, входящих в Объединение реального искусства, сущность искусства переносилась из трансцендентного в имманентное. Оно выступало как механизм "делания предмета", воссоздания реальности. Художественные смыслы, по замыслу участников объединения, должны были "очистить предмет" от прошлых, утративших свою легитимность интерпретаций, стать основанием для нового его осмысления (некий аналог феноменологической редукции). Произведение искусства становилось центром самоорганизации нового социального пространства. Художественный текст являлся границей, через которую трансцендентные (другие) смыслы перетекали в явленную сознанию кризисную реальность и становились там как Всеобщий другой (М.Бахтин), становились источником самоопределения социального агента и самой реальности.
Рассмотрение того, как осуществлялась, и почему не осуществилась такая медиаторная функция художественного текста в кризисном пространстве, каковы формально-смысловые особенности текста, способного осуществить эту функцию, позволит нам выявить и проследить один из мощных механизмов конструирования реальности. Социально-философский интерес к реалиям, отстоящим от нас на значительном временном промежутке, не случаен. Рассмотрение трансформаций социального в сам момент трансформации связан с проблемой основания философствавания, которое в этом варианте становится достаточно шатким. Временная дистанция позволяет нам выделить вещи действительно значимые в плане рассматриваемого феномена, описать их архитектонику.
Подобное рассмотрение мы и предпринимаем в нашем исследовании.
Степень разработанности проблемы. Проблема, разрешаемая в данном диссертационном исследовании, формулируется на пересечении нескольких корпусов научных
текстов, в различной степени партинентных по отношению к рассматриваемой проблеме. Во-первых, - это литературоведческая разработка творчества позтов-обэриутов. В этом контексте были сделаны существенные для нас выводы об особенностях поэтики текстов, составляющих эмпирическое основание нашего философствования, литературном и философском окружении группы, введены в научный оборот их произведения как литературного, так и философско-эстетического плана.
Феномен "ОБЭРИУ", воплотивший в себе наиболее глубинные тенденции культурной жизни Ленинграда 20-х годов, практически, полностью исчезает в начале 30-х. Если имена отдельных ее представителей еще всплывают в литературоведческих исследованиях, то существование самой группы тщательно замалчивалось.
Возвращение обэриутов начинается в конце 60-х годов. Первоначально их творчество попадает в контекст детской литературы, мемуаристики (М.Рахтанов, С.Маршак, К.Чуковский и некоторые другие).
В конце 60-х годов появляются обзорно-информативные статьи, посвященные "взрослому" творчеству обэриутов (Ж.-Ф.Жаккар, А.Александров). Здесь творчество поэтов-обэриутов оказывается включенным в контекст позднего футуризма и рассматривается как реакция творческой интеллигенции на насупающий сталинизм.
В 70-е - 80-е годы большая часть литературного наследия обэриутов вновь оказывается достоянием читателей и деятелей позитивной науки (публикации Б.Мейлаха, Л.Чуковской, А.Александрова и некоторых других). Лишь в следующий период ученые обратились к интерпретации текстов. Наиболее распространенными стали представления об "ОБЭРИУ" как о завершении русского авангарда (М.Мейлах, Ж.Жаккар, М.Ямпольский, С.Сигов, А.Николаев и многие другие). Одновременно указывалось на определенное сходство поэтики "ОБЭРИУ" и театра абсурда 50-х - 60-х гг. (В.Эрль, Т.Никольская, Л.Бляхер, В.Кривулин и т.д.). Вместе с тем, все более очевидным становилось обстоятельство "выпадения" творчества обэриутов из всех предлагаемых контекстов. Все они оказывались достаточно случайными для них.
В работах М.Мейлаха и М.Ямпольского, в диссертации Е.В.Надеждиной впервые проводится мысль о том, что творчество обэриутов не может быть исчерпано только литературным рядом, что оно более явление социального мира, чем собственно художественной деятельности в ее классическом понимании. Поиск
адекватного контекста интерпретации творчества обэриутов, выходящего за рамки литературы, определил собой второй корпус текстов, партинентных рассматриваемой проблеме. Таким контекстом стала лингво-социальная философия. В этой традиции, особенно ярко у Л.Витгенштейна и М.Бахтина, язык рассматривается как инструмент конституирования социальной реальности. Границы языка и границы мира в концепциях этих мыслителей совпадают. Соответственно, художественный язык-высказывание, маргинальным явлением по отношению к обыденному языку, выступает как средство расширения мира. В работах М.Бахтина, А.Лосева, Г.Голосовкера, Г.Шпета и некоторых других высказывание рассматривается не столько как автономное образование, сколько как пространство становления социальной реальности. Не менее существенными были для нас труды представителей аналитической философии, прежде всего Л.Витгенштейна, Б.Рассела, Д.Остина, давших образцы формально-семантического анализа вербальных текстов.
Источником собственно социально-философского
исследования стали положения и выводы феноменологической традиции (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, отчасти М.Фуко, Ж.Деррида) с ее учением о феноменологической расчистке и деконструкции, о необходимости для построения «фундаментальной социальной онтологии» пройти сквозь слово к предмету, сквозь значение к смыслу. Значительное место в работе занимают идеи, почерпнутые из традиции "социологии знания" (А.Щюц, П.Бергер, Т.Лукман, Э. Гидденс, В.Волков, Л.Ионин, отчасти Ю.М.Лотман и т.д.) с их ключевой темой "конструирования социальной реальности". Эта мысль, приспособленная к задачам исследования кризисной социальной реальности, легла в основу нашего подхода.
Наконец, предельно важным для нас, является корпус научных текстов, ориентированных на исследование социокультурного бытия художественного текста, созданного в катастрофические периоды общественного развития (М.Каган, А.Еремеев, С.Аверинцев, П.Гуревич, В.Библер, В.Подорога, М.Рыклин, В.Махлин, Д.Куюнджич и некоторые другие). В этих исследованиях ставится задача выявления социокультурной функции художественного текста в кризисном социальном пространстве, но в силу специальных задач исследователей и особенности их объекта, не решается. Эту работу мы и попытаемся завершить в заявленном ракурсе.
Цель исследования: Выявить и проанализировать специфику социального бытия художественного текста в кризисном
социальном пространстве как формы конструирования социальной реальности.
Целью исследования определяется круг задач:
выявить направление изменений социального бытия художественного текста в рамках европейской культуры Нового времени;
построить типологию соотношения социальной и художественной реальности;
описать особенности кризисного бытия художественного текста и изменение его социальных характеристик;
на основе анализа конкретной группы текстов проследить реализацию социально-философской задачи по художественному реконструированию социальной целостности;
определить социально-философский статус данного художественного эксперимента и всеобщность его звучания.
Целью и задачами исследования определяется применяемая в нем методология., представляющая собой синтез формального анализа художественного текста и методологии его социально-философской интерпретации, предложенной в работах М.М.Бахтина и представителей аналитической традиции.
В качестве общетеоретического основания методологии
используется положение о единстве исторического и логического
подхода, принцип феноменологической редукции,
деконструктивистская методология.
Положения, выносимые на защиту:
в процессе социальной динамики с определенной регулярностью
наблюдаются периоды, когда социальная система утрачивет
имманентные основания социальности;
в такие периоды возникает потребность в Социальном Другом, который выступил бы основанием для самоопределения общества и его агента;
Другим в кризисном пространстве социальных смыслов способен выступить художественный текст, который для этого должен лишиться социально одобренных смыслов, детерминированных утраченными механизмами смыслоозначения («пустое пространство»);
художественный текст, лишенный эстетических смыслов, выступает восприемником новых смыслов и концепций, выступает как чистая репрезентация; подобный социальный текст выстраивался в конце 20-х годов художниками, входящими в Объединение реального искусства.
Научная новизна исследования состоит в том, что
впервые в качестве социально-философской проблемы исследовано кризисное социальное бытие произведения искусства;
определена конструирующая функция художественного текста по отношению к кризисной социальной реальности, по отношению к которой художественный текст выступает как "пустое пространство", способное вместить в себя новые смыслы и концепции;
формальные особенности художественного текста, позволяющие ему выполнить эту функцию, состоят в столкновении в рамках одного текста несогласуемых смысловых пластов, создающих смысловое зияние; в этом пространстве и происходит процесс становления Я, Другого и социальной реальности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что анализ социального бытия конкретных художественных текстов расширяет наши представления о конструирующей функции художественного произведения по отношению к кризисной социальной реальности и позволяет выделить механизмы возникновения и трансляции новых смыслов в становящемся социальном пространстве. Исследование расширяет позитивное знание об особенностях социальной функции художественного текста, интерпретационные возможности социально-философского анализа.
Практическая значимость исследования заключается в расширении исследовательских возможностей структурного и постструктурного анализа. Результаты исследования нашли применение в педагогической практике и в разработке теоретической модели вещания ГТРК "Дальневосточная".
Апробация. Основные результаты исследования нашли отражение в 3 публикациях (в том числе в 1-ой монографии), а также в докладах на Всероссийской конференции (Хабаровск, 1999), конференциях городского и регионального уровней.
Концепция, положенная в основу диссертационного исследования, была обсуждена ходе работы «виртуальной мастерской» «Концептуализация политики и смежных социальных сфер» (Москва,2000).
Структура диссертации определяется спецификой предмета исследования и логикой разворачивания работы. Исследование
состоит из введения, 3 глав (7 параграфов), заключения и списка литературы