Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендер в свете постмодернистского дискурса Зуева Наталья Александровна

Гендер в свете постмодернистского дискурса
<
Гендер в свете постмодернистского дискурса Гендер в свете постмодернистского дискурса Гендер в свете постмодернистского дискурса Гендер в свете постмодернистского дискурса Гендер в свете постмодернистского дискурса Гендер в свете постмодернистского дискурса Гендер в свете постмодернистского дискурса Гендер в свете постмодернистского дискурса Гендер в свете постмодернистского дискурса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зуева Наталья Александровна. Гендер в свете постмодернистского дискурса : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Воронеж, 2004 168 c. РГБ ОД, 61:04-9/349

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОБЛЕМА ФЕМИНИЗМА

1. Постмодернизм: характерные черты, сущность, методологические принципы 14

2. Феминизм как альтернатива патриархатной культуре 29

3. Постмодернистский феминизм: позитивность исключенного 64

Глава 2. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ТЕНДЕРА И ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСТМОДЕРНЕ

1. Тендер как социокультурный феномен 86

2. Тендерные отношения и власть: проблема инаковости 102

3. Интерпретативное (феноменолого-герменевтическое) осмысление тендера и тендерных отношений 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования

Обращение к теме тендера обусловлено дискурсивной востребованностью его философской рефлексии.

В настоящее время тендерное измерение получают все уровни общества - микросоциальный (уровень межличностных отношений) и макросоциальный (социетальный) — поэтому тендер оказывается в фокусе внимания различных наук, становясь, таким образом, темой междисциплинарных исследований (социологических, экономических, политических и т. п.).

Понятие «гендер» обладает статусом категории социальной философии, обосновывает социально-теоретическую релевантность организующего принципа — отношений «мужчина/женщина», - существующего во всех типах обществ и пронизывающего все сферы общественной жизни.

До недавнего времени как в отечественной, так и в зарубежной литературе тендерные отношения анализировались в терминах конфликтности, имплицитных феминистскому радикализму в понятийных рамках модернистской философии.

Традиционно рассматриваемые в пределах модернистских бинарных оппозиций, концепты «маскулинное» и «феминное», существующие и воспроизводимые в рамках культурно-символических рядов, интерпретировались как иерархические. Модернистская традиция не давала возможности рефлексировать пределы иерархии, закрепляя существующее положение как единственно возможное и универсальное.

Феминистские устремления, обладающие, безусловно, позитивным импульсом, выдвигая категоричные требования равноправия, актуализировали конфликтное решение проблемы. В результате напряженный характер тендерных отношений отличает концептуальное поле тендерных исследований.

Постмодернистский дискурс, выступая в качестве своеобразного критического пространства, позволяет пересмотреть традиционное (модернистское) понимание тендерных отношений в рамках дихотомий. Он дает возможность реконструировать категорию «различие», необходимую для философской рефлексии последних, наметить новые стратегии, направленные на переосмысление тендерных отношений как отношений сотрудничества, диалога, поскольку окружающий мир не исчерпывается соподчиненностью связей и иерархией отношений.

К сожалению, приходится констатировать, что в отечественных исследованиях по тендерной проблематике не использовался богатый материал постмодернистской методологии.

С точки зрения автора, постмодернистский дискурс делает возможной философскую рефлексию тендера и тендерных отношений посредством актуализации принципов взаимодействия, взаимопонимания, выступающих как универсальные характеристики бытия, так как для создания единой картины социальной действительности необходим как маскулинный, так и феминный социальный опыт. Кроме того, актуализация, осмысление и признание в постмодернизме онтологического статуса инаковости (ассоциируемой с феминным) позволяет реинтерпретировать отношение «маскулинное/феминное» как выходящее за рамки оппозиций.

Степень научной разработанности проблемы

Мощная волна женского движения на Западе конца 60-х-начала 70-х годов XX века дала толчок развитию тендерных исследований, пришедших на смену женским исследованиям.

В нашей стране тендерные исследования получили распространение в 90-х годах и явились результатом как социальных трансформаций, трансформаций академического феминизма, так и изменений, связанных со сменой феминистской методологии от эссенциализма к постмодернизму и

5 постфеминизму - главных факторов, повлиявших на формирование новой научной парадигмы.

В настоящее время тендерные исследования представляют собой междисциплинарную исследовательскую практику, реализующую эвристические возможности тендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования.

Являясь результатом интенсивного развития феминистских практик, тендерные исследования сообщают самым актуальным проблемам социума -власти, самосознанию и свободе личности — тендерное измерение. Радикальный запал, свойственный некоторым направлениям феминизма, сменяется стремлением понять, как тендер присутствует, конституируется и воспроизводится во всех социальных практиках и процессах.

В настоящее время активно анализируется наследие, полученное отечественной наукой от западных феминистских практик, теорий феминизма (его либерального, социалистического, психоаналитического, радикального, постмодернистского направлений), женских исследований и развивающихся позднее тендерных исследований, рассматриваемых в работах Дж. Батлер, белл хуке (написание с маленькой буквы имени автора продиктовано ее собственной позицией как одной из «исключенных» на определенном этапе развития феминизма представительниц его «черного» направления), С. де Бовуар, Г. Бок, Р. Брайдотти, Э. Гросс, Дж. Гэллан, Т. де Лауретис, Л. Малви, К. Миллетт, Ш. Муфф, Г. Рубин, Дж. Флекс, Л. Николсон, Б. Фридан, Ю. Кристевой, Л. Иригари, Э. Сиксу ' и многих других.

1 См.: Батлер Дж. Тендерное беспокойство (гл. I. Субъекты пола/гендера/желания) / Дж. Батлер // Антология гендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Таповой и А. Р. Усмановой. - Мн.: Пропилеи, 2000. - С. 297-346; Батлер Дж. От пародии к политике / Дж. Батлер // Введение в тендерные исследования. - Ч. П.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 164-173; Батлер Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» / Дж. Батлер // Введение в тендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. — С. 235-257; белл хуке. Феминистская теория: от края к центру (гл. II. Феминизм — движение против угнетения по признаку пола) / белл хуке // Антология гендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Таповой и А. Р. Усмановой. - Мн.: Пропилеи, 2000. - С. 236-253; Бовуар С. де. Второй пол / С. де Бовуар / Пер. с франц. - Библиотека феминизма - Москва: Прогресс, СПб: Алетейя, 1997. - 832 с; Бок Г. История, история женщин, история полов / Т. Бок // THESIS. Женщина, мужчина, семья. - М., 1994. -

Первоначально в феминистских, а затем и в более широких тендерных исследованиях особое внимание уделялось технологиям тендера, во многом определяющим модели тендерных отношений в различных обществах.

Стремление систематизировать и выстроить существующие теории, касающиеся интерпретации понятия «тендер», прослеживается в исследованиях российских ученых (О. Ворониной, Т. Клименковой, М. Малышевой, Н. Абубикировой, 3. Хоткиной и других).

Большой интерес в современных исследованиях тендерной проблематики вызывает история взаимоотношений полов как история до сих пор существующих патриархатных тенденций формирования асимметричной

№ 6. - С. 170-200; Брайдотти Р. Женские исследования и политики различия / Р. Брайдотти // Введение в гендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 13-22; Гросс Э. Изменяя очертания тела / Э. Гросс // Введение в гендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 599-625; Гэллан Дж. Ключи к Доре / Дж. Гэллан // Введение в гендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 561-581; Лауретис Т. де. Американский Фрейд / Т. де Лауретис // Введение в гендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 23-47; Лауретис Т. де. В Зазеркалье: женщина, кино и язык / Т. де Лауретис // Введение в гендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 738-758; Лауретис Т. де. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и тендера / Т. де Лауретис // Антология тендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Мн.: Пропилеи, 2000. - С. 347-372; Кристева Ю. Душа и образ / Ю. Кристева // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. - Томск: Изд-во «Водолей», 1998. - С. 253-277; Кристева Ю. От одной идентичности к другой / Ю. Кристева // От Я к Другому. Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. - Мн.: Минск, 1997; Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф / Л.Малви // Антология тендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Мн.: Пропилеи, 2000. - С. 280-296; Миллетт К. Теория сексуальной политики / К. Миллетт // Вопросы философии. - М., 1994. - № 9. - С. 23-58; Муфф Ш. Феминизм, гражданство и радикальная политика / Ш. Муфф // Введение в гендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 369-384; Рубин Г. Размышляя о сексе / Г. Рубин // Введение в гендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 464-533; Флекс Дж. Конец невинности / Дж. Флекс // Введение в гендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 626-648; Фридан Б. Загадка женственности / Б. Фридан. - М.: Изд-во «Прогресс», 1994. -С. 102-110; Сиксу Э. Хохот Медузы / Э. Сиксу // Введение в гендерные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 799-821; Эллиот П., Менделл Н. Теории феминизма / П. Эллиот, Н. Менделл // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках / Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 1998. - С. 15-46; Benhabib, S., Butler, J., Cornell, D., Fraser, N. (1995) Feminist Contentions: A Philosophical Exchange. N. Y. and London: Routledge; Butler, J. (1990) Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. Routledge; Cixous H. Sorties//Cixous H. Clement Catherine: La jeune nee. P., 1979. pp. 114-275; Hartsock, N. (1998) The Feminist Standpoint Revisited and Other Essays. Colorado: Westview Press; Irigaray, L. (1993). Je, Tu, Nous: Toward a Culture of Defference, (transl) Martin, A., Routledge, N. Y. и др.

2 См, например: Абубикирова Н. И. Что такое тендер? / Н. И. Абубикирова // Обществ, науки и современность. — 1996. - № 6. - С. 123-125; Воронина О. А. Категории пол/гендер в философии феминизма / О. А. Воронина // Философские исследования. - 1995. - № 4. - С. 80-98; Тендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под ред. М. М. Малышевой. - М.: Academia, 2001.- 520 с; Тендер как интрига познания: Сборник статей. - М.: Изд-во «Рудом ино», 2000. - 191 с; Хоткина 3. Гендерные исследования в России / 3. Хоткина // Домашняя юридическая энциклопедия женщинам / Под ред. С. В. Полениной. - М.: Олимп, 1998.-С. 487-491.

тендерной системы (данная тематика представлена, например, в работах Л. Бондаренко, Н. Федосеевой3 и др.).

Важным для развития отечественных гендерных исследований оказывается осмысление западного опыта, необходимого для адекватного соотнесения его с реалиями современной российской действительности. Интерпретация опыта западных исследователей присутствует в работах Е. Гаповой, А. Усмановой, И. Аристарховой, И. Жеребкиной, Т. Гурко, Е. Здравомысловой, А. Темкиной, Н. Пушкаревой, Е. Ярской-Смирновой4 и других.

Отечественные исследователи фокусируют свое внимание и на рассмотрении традиционных теорий пола, выступающих в качестве методологической основы гендерных исследований5.

Одним из направлений гендерных исследований являются исследования в лингвистике и культорологии (представленные в работах А. Кириллиной, И. Халеевой, Т. Клименковой, 3. Хоткиной6 и других).

См.: Бондаренко Л. Роль женщины: от прошлого к настоящему / Л. Бондаренко // Обществ, науки и современность. - 1996. - № 6. - С. 163-171; Федосеева Н. Проблема тендерного неравенства (история развития) / Н. Федосеева // Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». - С. 171-174 и др.

4 См.: Антология тендерной теории: Сб. пер./ Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Мн.:
Пропилеи, 2000. - 384 с; Аристархова И. Л. «Этика полового различия» в концепции Люси Иригари / И. Л.
Аристархова. - (http: ); Введение в тендерные исследования. - Ч. П.:
Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 991 с; Гурко Т. А.
Социология пола и гендерных отношений / Т. А. Гурко // Социология в России. - М., 1998; Жеребкина И.,
Пушкарева H., Кон И., Темкина А., Крипе Г. Проблемы и перспективы развития гендерных исследования в
бывшем СССР / И. Жеребкина, Н. Пушкарева, И. Кон, А. Темкина, Г. Крипе // Тендерные исследования.
2000. - № 5. - С. 8-42; Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как
феминистская теория / Е. Здравомыслова, А. Темкина//Женщина. Тендер. Культура. Отв. ред. 3. А. Хоткина
и др. - М.: МЦГИ, 1999. - С. 46-65; Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и тендерные
исследования на Западе и в России / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Обществ, науки и современность. - М.,
1999. - № 6. - С. 177-184; Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция тендера и тендерная
система в России / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Материалы первой Российской летней школы по
женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». - М. - С. 84-89; Ярская-Смирнова Е. Возникновение и
развитие гендерных исследований в США и в Западной Европе / Е. Ярская-Смирнова // Введение в
тендерные исследования. - Ч. 1.: учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.:
Алетейя, 2001.-С. 17-48.

5 См.: Воронина О. А. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа / О. А. Воронина // Феминизм:
Восток, Запад, Россия / Под ред. М. Т. Степанянц. - М.: Наука, 1993. - С. 205-225; Воронина О.А.
Традиционные философские, социологические и психологические теории пола / О. А. Воронина // Теория и
методология гендерных исследований: Курс лекций. - М.: МЦГИ, 2001. - С.29-49; Тендерный калейдоскоп:
Курс лекций / Под ред. М. М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - 520 с. и др.

6 См.: Тендер как интрига познания: Сборник статей. - М.: Изд-во «Рудомино», 2000. - 191 с; Кириллина А.

B. Социокультурные аспекты тендерного конфликта (по материалам западной социологии) / А. В.
Кириллина // Женщина и мужчина на пути к устойчивому развитию (опыт тендерного подхода). - М. -

C. 66-79; Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России / Т. А. Клименкова. - М.:

В силу сравнительной молодости тендерных исследований феномен тендера в большей степени рассматривается в отечественной науке как социальный феномен в его связи с социальной стратификацией общества, с феноменами власти, подавления на различных уровнях социальных взаимодействий.

Философское же осмысление тендерных отношений (представленное, например, в работах О. Ворониной, 3. Хоткиной, И. Аристарховой, И. и С. Жеребкиных, Т. Клименковой, И. Тартаковской ) явно недостаточно: оно зачастую останавливается на констатации различий, рассмотрении практик подавления (поскольку по-прежнему, с точки зрения автора, с позиций модернизма акцентируется внимание на напряженном характере тендерных отношений).

Данная ситуация понятна, так как любое сложное социальное и культурное явление (каковым, безусловно, является тендер) становится категорией активной философской рефлексии много позже, чем объектом внимания социологических, политических, экономических исследований.

Поэтому автор ставит перед собой задачу рассмотреть и осмыслить тендерные отношения с позиций постмодернистского дискурса (используя

богатый материал постмодернистской методологии ), так как именно в

Преображение, 1996. - 154 с; Женщина. Тендер. Культура / Отв. ред. 3. А. Хоткина и др. - М.: МЦГИ, 1999. -368 с.

7 См.: Воронина О. А. Философия пола / О. А. Воронина // Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Тубина и
др. - М.: Русское слово, 1998. - С. 388-407; Женщина. Тендер. Культура / Отв. ред. 3. А. Хоткина и др. - М.:
МЦГИ, 1999. - 368 с; Женщина не существует: современные исследования полового различия / Под ред. И.
Аристарховой. - Сыктывкар, 1999. - 172 с; Жеребкин С. В. Тендерная проблематика в философии / С. В.
Жеребкин // Введение в тендерные исследования. - Ч. I. / Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков: ХЦТИ, 2001;
СПб.: Алетейя, 2001. - С. 390-427; Жеребкина И. Прочти мое желание: постмодернизм, психоанализ,
феминизм / И. Жеребкина. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 256 с; Клименкова Т. А. Женщина как феномен
культуры. Взгляд из России / Т. А. Клименкова. - М: Преображение, 1996. - 154 с; Клименкова Т. А.
Философские проблемы неофеминизма 70-х годов / Т. А. Клименкова // Вопросы философии. - М., 1988. -
№ 5. - С. 148-157; Тартаковская И. Н. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе / И. Н. Тартаковская //
Тендерные исследования. - 2000. - № 4. - С. 246-265.

8 См.: Bauman, Z. (1995) Life in Fragments: Essays on Postmodern Morality. London: Blackwell; Benhabib, S.
(1995) Feminism and Postmodernism, in Benhabib, S., Butler, J., Cornell, D., Fraser, N. (1995) Feminist
Contentions: A Philosophical Exchange. N. Y. and London: Routledge. pp. 17-34; Best, S. and Kellner, D. (1991)
Postmodern Theory: Critical Interrogations. Guilford Press; Fashionable Nonsense, Postmodern Intellectuals' Abuse
of Science, A. Sokal and J Bricmond, Picador (St. Martins), 1998. 300 p.; Flax, J. (1990). Postmodernism and
Gender Relations in Feminist Theory, in Linda J. Nickolson, ed., Feminism/Postmodernism, Routledge; Harvey, D.
(1994) The Condition of Postmodemity. Cambridge; Hekman, S. (1990) Gender and Knowledge: Elements of a
Postmodern Feminism. Northeastern; Grassie, W. Postmodernism: What One Needs to Know. Journal of Religion
and Science. March 1997; Smith, С The Sequestration of Experience: Rights Talk and Moral Thinking in "Late

9 философии постмодернизма, подвергающей пересмотру основные традиционные (модернистские) подходы к взаимодействию полов, признается необходимость «мышления отношениями», категоричное требование равноправия сменяется стратегией признания различий, инаковость становится онтологической категорией, получая бытийный статус вне каких-либо оппозиций и норм, — инаковость как таковая.

Философский подход к осмыслению тендерных отношений в рамках постмодернизма позволяет использование не применяемого ранее отечественными исследователями интерпретативного (феноменолого-герменевтического) подхода в их оценке, что дает возможность рефлексировать узкие рамки модернистских бинарных оппозиций «маскулинного/феминного» и отойти от понимания тендерных отношений как отношений «полюсов напряжения».

Цель и задачи исследования

В диссертационном исследовании ставится цель рассмотреть феномены тендера и тендерных отношений в рамках постмодернистского дискурса как дающего возможность их неконфликтной интерпретации.

В соответствии с этой целью автор ставит перед собой следующие задачи:

- осмыслить концепт «тендер» как социокультурный феномен;

Modernity", Sociology, 2002, Vol. 36 (1), pp. 43-66; Батлер Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» / Дж. Батлер // Введение в тендерные исследования. - Ч. П.: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 235-257; Бауман 3. Спор о постмодернизме / 3. Бауман // Социологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 69-81; Гидденс Э. Постмодернизм / Э. Гидденс // Философия истории. - М., 1995. - С. 340-348; Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски / Пер. с нем. -М.: Республика, 1997. - 240 с; Вельш В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия / В. Вельш // Путь. -1992. -№ I. - С. 109-136; Жеребкина И. Прочти мое желание: постмодернизм, психоанализ, феминизм / И. Жеребкина. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 256 с; Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 255 с; Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с; Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: диалектика «гипер» в культуре XX века / М. Эпштейн // НЛО. - 1995. - № 16. - С. 32-47; Якимович А. Культурная парадигма авангарда и постмодерна / А. Якимович // Иностранная литература. - 1994. - № 1. - С. 241-248 и др.

использовать методологию постмодернизма для анализа гендерных отношений;

преодолеть модернистские представления о гендерных отношениях как конфликтных;

показать ограниченность анализа гендерных отношений через призму власти в постмодернизме;

рассмотреть категорию «инаковость» как основополагающую в изменении понимания «феминного» как объекта властных конфликтных отношений;

показать значимость интерпретативного (феноменолого-герменевтического) подхода в признании различных форм социального опыта (маскулинного и феминного) в конструировании целостности социальной жизни.

Методологическая основа диссертационного исследования

Тендер представляет собой сложный социокультурный феномен, который требует различных аналитических подходов и может рассматриваться с позиций различных философских дискурсов.

В работе автор опирается преимущественно на постмодернистскую методологию, на интерпретативный (феноменолого-герменевтический) подход. Использование этого метода позволило автору осуществить анализ гендерных отношений через осмысление категории «инаковость» и прийти к пониманию тендера с позиций равноценности феминного и маскулинного социального опыта.

Кроме того, автор использует компаративистский подход, который дает возможность рассмотреть подходы (представленные различными направлениями феминизма) к анализу отношений полов в рамках этих направлений, а также выявить сходства и различия в их интерпретациях.

Системный подход позволяет анализировать «феминное/маскулинное» не в качестве противоположных понятий, а как необходимые составляющие единой картины социальной действительности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлены и категориально выражены роль и место постмодернистской рефлексии в осмыслении тендера и тендерных отношений;

преодолена основная интенция модернистской философии в рассмотрении тендера и тендерных отношений в рамках конфликта, что ориентировало на односторонний подход в их осмыслении;

обнаружена принципиальная ограниченность основных направлений феминизма, осознающих тендер в терминах конфликтности и лишающих «инаковость» самостоятельного онтологического статуса;

выявлена и обоснована ограниченность и деструктивность властной доминанты тендерных отношений, представленной в постмодернизме (М. Фуко);

- раскрыта методологическая значимость понятия «инаковость»,
. которое заключает в себе возможность стать началом нового

теоретического анализа тендера и тендерных отношений;

- позиция автора отошла от распространенного социологического
анализа последних и предпринята попытка их философской
постмодернистской рефлексии.

Положения, выносимые на защиту:

- автор признает необходимой философскую рефлексию тендера,
позволяющую осмыслить его как сложный, вариативный

12 социокультурный феномен, трактовка которого не может носить односторонний характер;

в феминистских направлениях, явившихся критической реакцией на модернистскую традицию, актуализируется конфликтная трактовка тендерных отношений. Смысловой основой феминистских направлений выступает идея противопоставления феминного/маскулинного. Разрешение конфликта порождает тот одномерный мир, в котором о диалоге феминного и маскулинного не может быть и речи, потому что феминное рассматривается как «жертва» патриархатной культуры;

постмодернистский дискурс, артикулировав «инаковость» (в модернистском дискурсе ассоциируемую с феминным - вторым, подчиненным членом многочисленных оппозиций), обнаруживает ценность последней и придает ей онтологический статус как характеристике феминного;

постмодернистский феминизм, используя деконструирующий дискурсивный потенциал, стремится выйти из-под диктата властных отношений, которые присутствуют в постмодернистском дискурсе (М. Фуко), и вывести феминное как инаковое за рамки оппозиции «маскулинное/феминное». Но признание самоценности феминного не приводит к признанию взаимозависимости феминного и маскулинного;

в ходе анализа выявляется совершенно особое значение инаковости, обладающей преобразовательным, позитивным потенциалом и указывающей на необходимость преодоления «изолированности» феминного и маскулинного. Именно на этом пути преодоления последней возникает возможность признания равноценности феминного и маскулинного, их взаимодействия и взаимозависимости;

интерпретативный подход, получая новое измерение в рамках постмодернистского дискурса, обозначает существование неотделимых друг от друга реальностей — феминной и маскулинной, - необходимых

13 для существования социума, актуализирует понимание как диалогическую структуру, базирующуюся на отношении Я-Другой. Данный подход является, с точки зрения автора, продуктивным для понимания иного (неконфликтного) характера гендерных отношений.

Научно-практическая значимость исследования:

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки пособий, учебных спецкурсов по социальной философии. Интерпретативный подход дает возможность нового анализа гендерных отношений как отношений взаимодействия, сотрудничества.

На основании данной работы автором была разработана авторская учебная программа спецкурса «Социокультурные и философские аспекты тендера в эпоху постмодерна» в рамках курса дистанционного обучения «Основы гендерных исследований» Московского центра гендерных исследований в период с 20 января по 25 июля 2003 года (образовательный курс осуществлен в рамках проекта МИГИ при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров).

Апробация работы

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии, социологии и истории Воронежского государственного архитектурно-строительного университета.

Основные положения диссертации изложены автором в выступлениях на научно-практических конференциях в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете, а также на межвузовских, региональных, международных научных конференциях (ноябрь 2001, Москва; апрель 2002, Воронеж; май 2003, Воронеж).

Постмодернизм: характерные черты, сущность, методологические принципы

Постмодернизм может рассматриваться как особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Как безусловно яркое социокультурное явление, постмодернизм стал объектом философской рефлексии, темой множества исследовательских работ10.

Один из ведущих теоретиков постмодерна Ж.-Ф. Лиотар считает, что переход культуры в эпоху постмодерна, начался, по меньшей мере, с конца 1950-х годов, обозначивших в Европе конец ее восстановления".

Состояние постмодерна — состояние антиутопическое, отказ от суперпроекта модерна, от утопичного стремления последнего решить все проблемы человека .

Постмодернистское сознание направлено на переосмысление всякого рода норм и традиций - этических, эстетических, методологических и т. д., на отказ от авторитетов любого ранга, начиная с государства, великой национальной идеи и кончая правилами поведения человека в процессе коммуникации. Постмодернизм отличается акцентом на рассеивании, множественных идентичностях, нераскрываемых авторах, множественности уровней понимания, социальных практик, выходящих за пределы существующих категорий, на партикулярностях, отсутствии иерархии и т. п. Постмодернистская традиция объявляет дискурс объектом изучения, признавая все социальное его эффектом (М. Фуко).

Европейская гуманитарная культура Нового времени базировалась на таких ключевых понятиях-установках, как романтизм/символизм, закрытая форма, цель, иерархия, истина, определенность и т. д. Для эпохи модерна были характерны представления о том, что человек рационален; что субъект является стабильным, целостным, познаваемым, универсальным; что он осознает себя и познает мир посредством разума, рассматриваемого как высшая форма умственной деятельности; что разум вместе с законами науки обеспечивает объективный и универсальный фундамент познания; что рациональное использование научного знания нейтрально и общественно полезно; что язык как способ выражения в продуцировании и распространении знания также должен быть рациональным; что необходимой оказывается связь между обозначаемым и обозначающим и т. п.

Этот, идущий еще из античности интеллектуальный канон, был своего рода набором средств и способов, позволяющих «ухватить» с помощью рациональной мысли некую первоначальную реальность, «заглянуть» мысленно по ту сторону повседневности и эмпирической банальности, постичь истину.

Постмодернизм видит в этой интеллектуальной традиции стремление разума властвовать над всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Одна из интенций постмодернистской критики - показать, что эти гуманистические идеалы и убеждения не только не реализуемы, но также и продуцируют определенные формы подавления (например, как это делает в своих многочисленных работах М. Фуко). Постмодернисты придерживаются мнения, что эпоха модерна актуализировала единственно возможный тип мышления, не отвечающий современному культурному разнообразию и фрагментарности современного мира. Постмодернизм же объединяет все многочисленные , перспективы без предпочтения одной из них как «истинной»13. Идеалы универсализма и «мета-нарративы» (Ж.-Ф. Лиотар) оставлены в пользу случайности и нецентрированности «мини-нарративов» -практик, которые всегда ситуативны, случайны, непостоянны; истины и основные практики модерна подвергаются переосмыслению и переоценке.

Постмодернисты предлагают свою картину мира. Они полагают, что история - не линейна, что общество не движется по пути прогресса, что человеческая личность противоречива и социально сконструирована, что знания не обладают характеристиками объективности. Оставить же всякие притязания на любое всеведение — философское, религиозное, научное и т. д. - такова одна из главных установок постмодернизма. Постмодернизм подвергает критическому анализу теоретико-познавательные, этические, политические и другие представления. Повышается интерес к иррациональному и субъективному, оттачивается наша чувствительность к различию, повышается терпимость к тому, что несоизмеримо нашему мышлению - инаковости, друговости.

Постмодернистские установки проникают и в гносеологию, порождая гносеологический и эпистемологический релятивизм, с точки зрения которого объективное есть иллюзия, истина - догма, связное, причинно-следственное описание миропорядка — вымысел и орудие власти, насилие разума над природой и обществом. Признается возможность бесконечного числа картин мироздания, ни одна из которых не может претендовать на истинность, так как не существует методов и способов постижения действительности, которые были бы свободны от воздействия человеческих желаний, потребностей, мотиваций.

Несмотря на критическое отношение к прошлому и истории, постмодернизм испытал влияние многих культурных и интеллектуальных течений: от экзистенциализма и герменевтики, до психоанализа и феминизма. В современной культуре он признается кросскультурным явлением, синтезирующим многие идеи, а его истоки обнаруживаются в философии М. Хайдеггера, Ф. Ницше, феноменологии Э. Гуссерля.

На уровне социального опыта постмодернизм сосредоточил внимание на изучении повседневной социальной практики: обращение к повседневной жизни, «возможность дышать» есть его бесспорное достоинство.

Постмодернизм отметил, что в обществе, несмотря на наличие демократических институтов, человек не свободен, так как находится под действием господствующей идеологии, действующей вопреки его воле на сознание, человек ощущает себя зависимым от коллективного бессознательного, языковых корреляций.

Философы постмодерна (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар, М. Фуко) занимаются "деконструкцией" двухтысячелетнего философского наследия, доказывая условность и искусственный, "насильственный" характер основных категорий западной рациональности.

Исчезла вера в существование каких-то общих принципов и законов, которые управляют этим миром; исчезло доверие к самому человеческому разуму. Еще вчера четкие и очевидные для всех рамки понятий, выработанных столетиями предшествующего развития мысли, превращаются в вязкий туман, который скорее запутывает, чем что-то проясняет. Логические категории теряют свою строгость и начинают наплывать друг на друга. Становится непонятно не только где истина, а где ложь, но и сами категории лжи и истины, которыми когда-то гордился здравый человеческий рассудок, теряют свой смысл.

Традиционная западная философия строила свои философские системы на основе «метафизики присутствия», согласно которой Реальное воспринималось как внешнее и универсальное, как субъект вне, Истина же понималась как соответствующая этому Реальному. Согласно этой философской традиции, реальность воспринималась как дихотомичная, состоящая из «внешней» реальности и «собственного опыта». Исходя из подобного разделения, объективная реальность противопоставлялась реальности субъективной (в частности, в психоанализе). Внешняя реальность рассматривалась при этом как центр концептуально сотворенного универсума, как объективно существующая, независимая от мышления субъекта; мир в его сущностных свойствах был объективным и познаваемым14.

Постмодернистский феминизм: позитивность исключенного

Во Франции все представленные выше «течения» оказались непопулярными. Там развивается тип феминизма, актуализирующий отличные от англоязычного феминизма темы — прежде всего язык, сексуальность, различие, инаковость, а также и иные способы их рассмотрения. С появлением работ Л. Иригари, Ю. Кристевой, Э. Сиксу французский феминизм все чаще стали называть постмодернистским.

Осмысление постмодернистского феминизма невозможно без анализа ситуации, стимулировавшей его развитие, а также связи феминистских идей и эпохи постмодерна.

Постмодернистская культура с ее вниманием к инаковости, маргинальному, исключенному, множественному (то есть тому, что игнорировалось модернизмом), а также критикой традиционного дихотомичного мышления дала возможность переоценки таких понятий, как субъект, моральный субъект, социальное взаимодействие76 и т. п. В середине XX века движение за равноправие полов активизировалось как переосмысление гуманистических традиций. Каковы же отношения между феминизмом и постмодернизмом, его способами мышления, познания, его основными посылками?

С одной стороны, многие феминистки негативно настроены по отношению к постмодернизму, называя его патриархатным средством, направленным на то, чтобы заставить женщин молчать в то время, когда они лучше, чем когда-либо прежде, подготовлены к тому, чтобы говорить. С другой стороны, несмотря на критику постмодернизма77, существует мнение, что у феминизма и постмодернизма существует множество точек пересечения. Так, постмодернизм привлекателен, поскольку позволяет феминисткам не рассматривать вопрос о том, почему женщин подавляют, поскольку властные отношения представляются постмодернизмом как постоянные, данные и эманирующие отовсюду .

Более того, некоторые авторы79 утверждают, что постмодернизм стал возможен отчасти благодаря влиянию, которое оказал феминизм на культуру в целом и на стратегии рассуждения о тендере в частности. Другие — что постмодернистский феминизм сформировался полностью под влиянием постмодернизма, иногда - что последний был бы невозможен без феминизма.

Так или иначе, постмодернизм и феминизм рассматриваются как зависимые друг от друга: «Феминистки, как и постмодернисты, стремятся разработать новые парадигмы социальной критики, не основанные на традиционных философских постулатах... они ставят под сомнение доминирующий философский проект поиска объективности под маской «Божьего взгляда», который находится над любой ситуацией и перспективой». Действительно, постмодернистские дискурсы — дискурсы деконструктивистские в том, что касается веры в истину, знание, власть, Я и язык, рассматриваемых как данности и служащих в качестве легитимирующих в западной модернистской культуре81. Однако, неправомерным, с нашей точки зрения, было бы утверждение о полной тотальности деконструкции, так как в основе и модернизма, и постмодернизма лежит, в общем, устремленность к личности, человеку. В эпоху Просвещения субъект представлялся как универсальный, рациональный, постигаемый; постмодернистский же феминизм является более компаративистским, чем универсалистским, он ориентируется на изменения и контрасты, замещая унитарные понятия «женщина» и «феминная тендерная идентичность» комплексом концепций социальной идентичности .

С нашей точки зрения, дискурсивная теория является основной как для феминистской, так и для постмодернистской критики. Она дает понятие о том, как социальные идентичности действуют и меняются во времени; как социальные группы в условиях неравенства формируются как социальные агенты и перестают ими быть; как культурная гегемония доминирующих социальных групп сохраняется и оспаривается в обществе; она дает понятие о том, каким образом возможен процесс эмансипации и политические практики. Дискурсивная теория позволяет по-новому интерпретировать, деконструировать «легитимные» практики и отношения.

Однако, несомненную обеспокоенность вызывает тот факт, что постмодернистский подход, с его акцентом на различие, может лишить феминизм «феминистской этики», которая основывается на социальных нормах и моральных кодах, подлежащих изменению в интересах женщин. Пересмотр постмодернизмом модернистских истин и оснований делает позиции его феминистских последовательниц достаточно шаткими83.

Постмодернистское мышление не может быть представлено как перечисление практик, поскольку оно отказывается от какой-либо классификации. Однако, критицизм в постмодернизме меняется по сравнению с модернизмом, становится менее универсальным, более прагматичным, контекстуальным. Постмодернистский прагматизм жертвует политическим действием и ответственностью в угоду эклектизму и интеллектуальному подходу социальной критики. Данный процесс состоит в отказе от единичного в пользу «справедливости множественностей».

Тендер как социокультурный феномен

Мощная волна женского движения на Западе конца 60-х-начала 70-х годов дала толчок развитию тендерных исследований, пришедших на смену женским исследованиям114, в нашей стране получивших распространение в 90-х годах XX века и явившихся результатом социальных трансформаций — главного фактора, повлиявшего на формирование новой научной парадигмы. Различия между тендерными и женскими исследованиями связаны с трансформацией академического феминизма, а также со сменой феминистской методологии от эссенциализма к постмодернизму и постфеминизму115. Если феминистские исследования делали акцент на социальном неравенстве мужчин и женщин и подчиненном положении последних, то в фокусе внимания тендерных исследований оказывается и рассмотрение мужского опыта, необходимого для адекватной оценки отношений между полами116.

В настоящее время тендерные исследования представляют собой междисциплинарную исследовательскую практику, реализующую эвристические возможности тендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования117. Являясь результатом интенсивного развития феминистских практик, тендерные исследования сообщают самым актуальным проблемам социума — власти, насилию, самосознанию и свободе личности - тендерное измерение. Радикальный запал, свойственный некоторым направлениям феминизма, сменяется стремлением понять, как тендер присутствует, конструируется, воспроизводится во всех социальных процессах.

В контексте феминистской критики с развитием тендерных исследований возникает опасение, что акцент с анализа женщин и их проблем может быть смещен в сторону исследований мужского опыта. Действительно, в фокусе внимания гендерных исследований оказывается не только женский, но и мужской опыт как формирующие тендерную картину мира, существующую в рамках современной культуры. Познание должно осуществляться с позиций обеих социокультурных реальностей.

Однако, тендерные исследования не игнорируют главного вопроса феминизма - наличия властной компоненты в отношениях между полами, именно поэтому анализируются не только взаимодействие и взаимодополняемость полов, но и предпринимаются попытки деконструкции их иерархии. Таким образом, тендерные исследования - анализ отношений доминирования118 с целью их переосмысления и деконструкции (свое рода движение в сторону большей толерантности гендерных отношений).

Гносеология гендерных исследований сводится к тезису о том, что в социально сконструированном мире не существует «женского» или «мужского» как природного и неизменного. Тендеров много, а знание — это когнитивная практика, то есть в каждой конкретной ситуации важно знать, кто изучал, что, когда и почему119. Данная позиция отрицает гранд-теорию женственности (мужественности), но вместе с тем исходит из наличия группового тендерного опыта. Социальный и политический контексты, возникающие на пересечении категорий расы, класса, возраста, принципиальны для понимания гендерных отношений. Углубление идеи конструирования (социального и культурного) приводит в 90-х годах к включению в тендерный анализ проблем культуры и языка.

Глубоко гуманистичные по своей природе, тендерные исследования имеют целью ответить на вопросы: каковы условия, которые послужили определению ролей и функций, характерных для каждого пола? как половые нормы появились и стали устойчивыми? как вписываются понятия власти и прав в определения маскулинности и феминности? какие символические структуры влияют на жизнь и практики обычных людей? как половые идентичности появлялись в и вне рамок социальных предписаний (например, гетеросексуальность рассматривается как норма, но не как единственно возможная, естественная система)?

Для тендерных исследований характерно рассмотрение концептуального поля «гендер/пол», в рамках которого эти два концепта «разводятся», чем преодолевается биодетерминизм (принцип рассмотрения явлений, при котором определяющими для характеристик человека, в данном случае тендерных, считаются биологические факторы).

Поэтому, на наш взгляд, необходимо подробнее рассмотреть два концепта .

Различие терминов «гендер» и «пол» (впервые обозначенном Р. Столлером в 1968 году) было поддержано феминистскими антропологами, изучавшими различные общества и обнаружившими разницу в понимании мужских и женских ролей, черт характера и т. п.

Терминологически понятие «гендер» оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем получило развитие в рамках тендерных исследований. Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм.

Смысл понятия «гендер» заключен прежде всего в идее социального моделирования или конструирования пола, чем объясняется его вариативный характер (что чрезвычайно важно для понимания тендера в рамках современной социокультурной ситуации). Социальный пол конструируется социокультурной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей; соответственно возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе.

Гендер, таким образом, предстает как совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Он - культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений (не пол принадлежит человеку, а человек полу).

В рамках тендерных исследований предпринимаются попытки определить сущность обоих понятий, условия их употребления в том или ином контексте121.

Исследователи сходятся на том122, что пол (sex) - это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном относящиеся к репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины; его следует употреблять в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами.

Тендер же - это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом и культурой. Он понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая или конструируемая ими). Тендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организующий социальную систему; он есть социальная конструкция, репрезентация, составной эффект дискурсивных и визуальных репрезентаций.