Введение к работе
Актуальность теми исследования. Проблема роли массовой культуры, в том числе и музыкальной, з становлении формирования мировоззрения личности мало исследова-w в современной философской, эстетической и музыковедческой литературе. Во многой это определяется тем, что в настоящее время только намечаются подходы к исследованию в целом структуры созка-іия личности, места в нем мировоззрения и влияния на него различных элементов сознания.
Понимание сознания как исторического процесса смены типов юзнавательной деятельности позволяет диссертанту виявить особек-юсги взаимосвязи исторических форм практики и соответствующего т тина познания, а также рассмотреть связи структурных компонентов общественного сознания /обыденного сознания и науки, идеологии и философии/ с общественно-исторической практикой своей эпохи іерез музикальную культуру.
Помимо вышеизложенного актуальность темы определяется следуа-цигли обстоятельствами:
I/ В настоящее время происходят серьезные изменения как в общественном сознании, так и в процессе становления человеческой личности.
Использование музыии как средства идеологического воздействия и регулятора социального поведения и морали требует серьезного пересмотра критериев его оценки.
2/ В известной мере выбор проблеми продиктован современной социокультурной ситуацией, когда наблюдается усиление процессов интеграции и синтеза в сфере искусства, что в значительной степе-
ни влияет на обновление различных уровней системы искусства. Поэтому необходимо обращение эстетики к вопросам морфологии искусства, которая основывается Н2 философской методологии и дополняется методами различных наук - как не сшзанных с изучением искусства непосредственно / математика, психология, кибернетика, семиотика и т.д./, так и искусствоведческими.
3/ В период формирования новых видов, родов и канров искусства, с которыми музыка вступает в контакт, выявление существенных признаков внутренней структуры художественных образований, одним из которых является музыка, становится ванной актуальной задачей эстетической науки.
Именно поэтому основное место в диссертации уделяется анализу эстетического сознания, его связи с другими мыслительными формами и практикой. Это позволяет увидеть значение и роль массовой музыкальной культуры в формировании определенных эстетических "стереотипов", которые, в свою очередь, воздействует на составляющие мировоззрения и в целом сознания личности.
4/ Когда человеческое общество вступило в новую постиндустриальную эпоху, когда создаются условия для развития личностного начала в человеке, меняется п отношение к массовой культуре.
Речь идет о продукте всеобщего труда, то есть о таком общественном богатстве, которое может быть одновременно достоянием всех и каждого.
5/ Массовая культура в состоянии играть сегодня и положа-тельную роль, приобщая массы населения к сложнейшим духовно-нравственным проблемам в адаптированном виде. Дальше все зависит от самой личности: продолжит ли она дальнейшие поиски или будет довольствоваться обретенными суррогатами массовой культуры.
Здесь исключительная роль принадлежит уровню образования, эстеш-ческому воспитанию.
Степень -разработанности проблемы Вопросы общественного сознания, его структуры, вопроси духовной сферы общества широко освещены в современной философской литературе. I/
I, См.: Бурдаяа А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. - Ы.:"Высшая школа".
1979.
Гак Г.М. Избраг,п>'р философские труды. - іМ.,"і/шель'',ї98І.:
Уледов А.К, Структура общественного сознание. _ М.: "Мысль"
1968.:
его ке - Общественная психология и идеология. - М. "Мысль", 1985.
его же - Духовная казнь общества. - Ы. "Мисль" 1980 г. Чагин В.А. Структура и закономерности общественного сознания.
- Л.: "Наука". I9S2. Горшков М. Общественное сознание и ого развитие на современном этапе. - М.: "Полит,самоо'р." І9У5. - Ji? 5; Дубровский Д.И. Стратегия перестройки и проблема сознания.// Философские науки. - 1987, J5 I,
Уледов А.К. Психологическая перестройка как условие совершенствования социалистического общества// Зопросы философии. -1986. - it 12.
_ 4 -
Б этих работа;^ наряду с другими, затрагивается некоторые вопроса эстетического сознания, массовой культуры.
Специальных работ по этой теме сравнительно немного. '
В большинство своем они рассматривают проблему массовой культурі; недостаточно полно, не учитывая, что сегодня объективное изучение социальной наукой повседневности и обыденного практического сознания касается и массовой культуры.
Диссертант подчеркивает, что в отличие от специализированных видов идеологии массовая культура по природе"своей синкретична.
Она контаминируег и растворяет1 в себе и философские, и политические, и нравственные, к религиозные и т.п. идеи. Это обеспечивает ей целостное влияние на всю систему сознания личности, в том числе и да мировоззрение. К тому же благодаря своей художественной форме массовая культура воздействует не только на интеллектуальную сферу сознания, но и на сферу чувств, подкрепляя проповедуемые ею идеи шщяши зарядами эмоциональной энергии. к это усиливает э|фент мировоззренческих акций, делает его более длительным и прочным. Теоретическая структура мировоззренческих концепций делает их труднодоступными для широких масс. Из-за этого они в своей непосредственной форме, как правило, вообще не проникают в орбиту массовнх коммуникаций, замыкаясь в сфере восприятия ученых-специалистов.
И только в 90--е годы в научных работах наших исследователей
стал прослеживаться поиск новых подходов к анализу данной пробле
мы. 2'
1. ЧХнапр.:Массовая культура - иллюзии и действительность. Сб.
ст. - М. 197о: Массовая литература и кризис буржуазной культури Запада. - Сб.ст. -М.І974.
2. Разумная организация жизни личности:проблемы воспитания и само-
регулироЕания// Ш Общественные наука в СССР.-1990 -$ 5.)
Цель и задачи исследования. Цель диссертации состоит в попытке осуществить философски": анализ мировоззренческого аспекта обыденного эстетического сознания и влияния на него шссоеой культуры. Никогда не познать и не понять личность, если приоритетное внимание будет уделяться только ее совершенствованию вне учета негативных сторон процесса, постижения детерминант деградации личности, ее падения и распада.
Целостное формирование личности человека, воспитание каждого человека как хозяина жизни, созидателя и гуманиста долины включить в себя и разумное отношение к культуре прошлого. Равнодушие к ценностям, доставшимся нам в наследство от гениальных мкелителей прошлого, - это не что иное, как дилетантизм по отношению к будущему. Соприкосновение с вндавджися достижениями культуры минувших времен помогает ощутить неполноту своего знания.
Прошлое такг в себе огромные резервы для обогащения будущего, газ сознания глубоких связей с народом, с его культурным наследием щ стираем смысл деятельности предыдущих поколений, заново открывая уже известнее истины и повторяя ошибки простого.
Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако свидетельством наиболее полного развития человеческого духа всегда было я есть степень нравственного сознания, проявляемого в исторически прогрессивных деяниях.
Буиуев A.M., Слепцов Н.С. Диалектика творческой деятельности к развитие человека.// Ш Общественные науки в СССР. - 1990 г. -
1 6.; Трубина Е.Г. Посттоталитарная культура: "Все дозволено" или "Ничего не гараятишвало?"// Вопросы философии. - 1993. - К 3.: Трубников Н.Н. Без'четверти двенадцать, / к вопросу о преодолении духовного" кризиса европейской культуры// Вопросы философии.
Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического -и свойственного только человеку способа понимания им своей роли и места в обществе, его отношений с другими людьми.
В данной диссертации предлагается решение следующих задач:
рассмотреть сущность обыденного эстетического сознания, его функции и гносеологические особенности;
выявить общие и специфические черты обыденного эстетического сознания и научного мировоззрения;
проанализировать содержательную сторону данного явления;
показать, как может быть использовано массовой культурой обыденное эстетическое создание в процессе формирования личности, ее эстетического вкуса.
Научная новизна исследования состоит в философском анализе обндеяяяго эстетического сознания, его источников и противоречий к отражение этих противоречий в массовой культуре. Диссертант вносит существенные коррективы в понимание соотношения обыденного эстетического сознания и мировоззрения личности. При эю-м получены следующие результаты выносимые к защите:
на основе диалектики исторического и логического предпринята попытка уточнить роль и место философии в мировоззрении;
по - новому определено обыденное эстетическое сознание;
выявлена и доказана системность этого сознания;
определены источник и специфика массовой культуры, ее суть.
выявлено воздействие масспв0й культуры на обыденное эстетическое сознание.
Теоретике?-методологической основой диссертации служит системный подход, который позволяет представить развитие как процесс роста системной организованноски, укрепление целостной системы, а не его разрушения и гибели.
Ценными .для методологии исследования явились работы И.H.Afoaсинева, Д. Белла, Ю.В.Брошея, Э.Ф.Володина, П.С.Гуревича, А.В.Кукаркина, И.С.Куликовой, Г.И. Кужелевой, Г.Г.Некнова, Э.М. Розекталя, А.М.Яковлевой.
Методологические основании для изучения исследуемой проблемы заложены в трудах авторов музыкальной литературы: А.Н.Сохора, И.А. іижняка, Д.д.йосгаковича.
Теоретическая база исследования была обогащена идеями и разработками зарубежных авторов, занимающихся этой проблематикой: Л.Альсира, Ю.Хабермас, Р.Итефамак.'
В работе тзкке использовался метод сравнительного анализа научной литературы и периодической публицистики.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в актуальности научного подхода к анализу процесса Сформирования мировоззрения личности, а также воздействия массово:" культуры на обыденное сознание, взаимодействия личности и музыкальной культуры. Полученные результаты могут быть частью дальнейших исследований в области данной проблемы.
Материалы исследования способны найти свое применение з
научно-педагогической работе при разработке спецкурсов, лекционных и семинарских занятий в рамках предметов социальной философии и культурологии. Положения и выводы диссертации имеют ценность и для использования их. государственными структурами, партиями и движениями.
Апробация работы,- Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседаниях экспертной группы кафедры философии, кафедри культури, отражены в ряде печатных публикаций.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников.