Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Закирова Адэлия Жамилевна

ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
<
ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Закирова Адэлия Жамилевна. ФЕНОМЕН ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Закирова Адэлия Жамилевна;[Место защиты: ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»], 2016.- 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Феномен этничности в историческом развитии народа

1. Методологические подходы к исследованию проблемы 16

2. Факторы влияния на исторический путь этноса 45

3. Механизмы социокультурной преемственности в историческом пути этносов 62

Глава 2 Феномен этничности в контексте межэтнической коммуникации в условиях глобализации

1. Межэтническая коммуникация в историко-культурном контексте 96

2. Проблемы межэтнической коммуникации в условиях глобализации 111

3. Влияние миграционных процессов на изменение коммуникационного пространства этносов 130

Заключение .155

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования феномена этничности в условиях глобализации сложно переоценить, поскольку сейчас мы становимся свидетелями того, насколько он обусловливает современную геополитическую, геосоциальную обстановку. Наряду с тенденциями исчерпаемости ресурсов, поиска альтернативных источников энергии, экономическими трудностями человечество столкнулось с обострением проблем этнополитического и этнокультурного планов. Высокий динамизм и информационная перенасыщенность, быстротечность и фрагментарность современного мира, унификация и вестернизация, развитие виртуальных форм коммуникации - все это приводит к разрушению исторически складывавшихся традиционных ценностей и механизмов социокультурной преемственности, а также трансформации языковой картины мира. В итоге происходит утрата оснований этнокультурной идентичности, что в свою очередь приводит к усилению аномии, маргинализации культуры, отчужденности, одиночества. Изменение и разрушение социокультурных факторов приводит к трансформации или даже потере исторически сформировавшихся форм коммуникационного взаимодействия как внутри этноса, так и во взаимодействии этноса с представителями других этнических групп.

Огромную роль в манипулировании этническим сознанием и
провоцировании межэтнической напряженности играет сформировавшееся в
условиях глобализации и созданное посредством сети Интернет

киберпространство. Ярким примером в данной области служат события,
связанные с изданием в датской газете в 2005 г.
антиисламистских провокационных материалов, посвященных Мухаммеду, и
повлекших за собой массовые демонстрации по всему миру. Кроме того,
новые информационно-коммуникативные технологии способствуют

вытеснению традиционных форм упорядочивания коммуникационных процессов виртуальными, унифицируя искусственно создаваемые образы действительности, визуализация которых через каналы шоу-бизнеса, рекламы и других новых медиа ведет к разрушению механизмов духовной преемственности.

Локальные войны, рост экстремистских движений и террористические
угрозы привели к всплеску миграционных процессов, которые становятся
причиной дестабилизации принимающих обществ, вставших перед

опасностью трансформации собственных культур. В связи с этим возникает вопрос об адаптации обладающих своей этнической идентичностью и культурой мигрантов к чуждой культуре и образу жизни титульных народов. Данная тенденция привела к появлению ряда политических стратегий. Одной из них стал мультикультурализм, рассматриваемый в начале XXI столетия европейскими политиками в качестве решения проблемы мирного сосуществования нескольких этнических общностей на одной территории. Однако события, повергшие Европу в идеологический кризис (рост национализма и усиление влияния националистических партий), наглядно продемонстрировали опасность нарастания цивилизационного конфликта. Активизация терроризма (события во Франции в 2015-2016 гг., в Бельгии в 2016 г.) заставили европейских политиков признать несовершенство стратегии мультикультурализма и начать поиски новой.

Государства, многонациональное население которых в течение длительного времени существовало на одной территории, столкнулись с данной проблемой в меньшей степени, поскольку в подобных обществах существует длительная историческая практика выстраивания межэтнической коммуникации. Между тем сложность состоит в том, что зачастую в таких странах межэтническая напряженность может носить латентный характер, который выявляется только с помощью глубинных исследований ценностных ориентаций населения и который становится явным в моменты высшего напряжения (например, события в Москве на Манежной площади, в Карелии, в Арзамасе в 2013 г.). Как свидетельствуют реальные события, подтверждаемые исследованиями динамики ценностных ориентаций, в первую очередь, молодежи, негативное отношение к мигрантам, пик которого пришелся в РФ на 2013-3014 гг., провоцирует рост напряженности во взаимодействии с представителями других национальностей, исторически проживающими на одной территории.

Молодые государства, образовавшиеся в результате распада СССР, столкнулись с проблемой выбора дальнейшего исторического пути, что также связано с решением проблем межэтнической коммуникации. Наглядным примером подобной ситуации является украинский кризис, во многом способствующий разворачиванию нового варианта «холодной войны».

Вопрос о благоприятном исходе межэтнических противоречий остается

открытым, и каждое государство совершает попытки найти свое решение.

Деятельность России в данном направлении отражена в «Стратегии

национальной безопасности РФ» до 2020 г., в которой закреплена

необходимость противостояния терроризму, национализму, ксенофобии и

экстремизму. Там же отмечено, что среди прочих, одной из целей Российского

государства является обеспечение этнического и конфессионального согласия,

сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа

России, что, в свою очередь, подчеркивает актуальность исследования

проявлений феномена этничности в условиях глобализации.

Степень разработанности проблемы

Возросшая актуальность исследования проблем межэтнического взаимодействия привела к увеличению количества публикаций, посвященных их решению. В многообразии исследований на рассматриваемую проблематику мы выделяем, прежде всего, работы Ю.В. Бромлея, Ю.Д. Гранина, Т.Г. Грушевицкой, Л.Н. Гумилева, А.П. Садохина, Н.М. Лебедевой, В.Ю. Зорина, В.А. Тишкова, С.М. Широкогорова, и др. Большинство из указанных авторов исследовали содержание понятия «этнос», пытаясь выявить его основополагающие признаки. Ими же была предпринята попытка развести понятия «этнос» и «нация». Кроме того, разработкой понятия «нация» и его особенностей занимались Б. Андерсен, Д. Армстронг, Э.А. Баграмов, О. Бауэр, Н.А. Бердяев, Ю.М.Бородай, М. Вебер, Э. Геллнер, И. Гердер, А.Г. Здравомыслов, К. Каутский, У. Коннор, В.М. Межуев, Ю.И. Семенов, П.А. Сорокин, Э. Смит, Э. Хобсбоум, М. Хрох, П. Чатарджи, В.Н. Шевченко.

В диссертационной работе философское осмысление феномена
этничности базируется на изучении ряда подходов, в которых изложено
различное понимание, прежде всего, этнологами, природы этничности. Первое
направление, примордиальное, сторонники которого (Ю.В. Бромлей,

В.И. Козлов, Н.Н. Чебоксаров, С.П. Толстов, С.Е. Рыбаков, В.В. Пименов,
Р. Шоу и Ю. Вонг, П. Ван ден Берг) считают, что основанием существования
этничности являются естественно-биологические условия. Второй подход,
инструменталистский, нацелен на философское осмысление роли

социокультурных факторов в формировании национальной идеи, основой
которой в моноэтничном государстве выступает этничность, а в полиэтничном
– она обеспечивает целостность суперэтноса и способствует формированию
одобрительного отношения к властным структурам. Идеи

инструменталистского подхода разделяют Г. Вулп, Н. Глэйзер, Т. Гир, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, З.В. Сикевич, В.А. Ядов.

Третий подход, конструктивистский (Д.-Л. Амселль, Э. Гэйбл, Дж. Джексон, Дж. Клиффорд, Дж. Линнекин, Дж. Маркус, С. Тайлер), ориентирован на философское осмысление роли социальных практик и культурных характеристик, которые в данный момент очерчивают границы этнической общности, основополагающим признаком которой является не общее происхождение, а представление или миф об общей исторической судьбе.

Этническая культура и менталитет как ее производная неразрывно
связаны с феноменом этничности. Вклад в разработку проблемы ментальности
внесли В.В. Бабашкин, В.В. Вилков, А.Я. Гуревич, Б.Н. Земцов,

Т.А.Коваленко, Л.В. Милов, О.С. Поршнева,

Л.Н. Пушкарев, Б.С. Гершунский, E.H. Мосейко, В.Е. Семенов и др.
Философский анализ менталитета представлен в работах С.Н. Алехиной,
Ю.В. Буянова, A.О. Бороноева и П.И. Смирнова, А.П. Бутенко,
Ю.В. Колесниченко, К.К. Васильевой, И.М. Вельм, И.А. Джидарьян,
В.К. Кантора, Б.В. Маркова, И.К. Пантина, B.А. Решетникова,

В.К. Трофимова, Л.И. Чинаковой, Б.П. Шулындина, Т.Г. Стефаненко и др.

При анализе факторов, влияющих на исторический путь этнической общности, автор обращался к теории этногенеза Л.Н. Гумилева, а также к работам Л.Е. Гринина, Ю.А. Гаврилова, В.В. Горбунова, Н.Я. Данилевского, Р.В. Енгибарян, Е.В. Миронова, М.П. Мчедлова, Е.Г. Пономарева, Т.Я. Хабриевой, Л.Е. Шапошникова и др.

Cуществование этноса невозможно без социокультурной

преемственности. В разные периоды времени изучением проблемы преемственности занимались такие авторы как Э.А. Баллер, М.М. Громыко, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, Е.П. Савруцкая, И.В. Суханов, И.И. Фурсин, Д.М. Угринович и др. Исследованием вопроса исторической памяти в контексте социокультурной преемственности занимались О. Бауэр, Г.Лебон, Э.А. Шеуджен, Э. Ренан, А.В. Гулыга, Ж.Т. Тощенко, М. Хальбвакс и др.

Изучению ценностей посвящены работы таких отечественных авторов, как А.М. Бекарева, О.Г. Дробницкого, М.С.Кагана, Н.О. Лосского, В.П. Тугаринова, Л.Н. Столовича. Анализ этнических ценностей и их роли в формировании этнической картины мира этноса отражены в работах Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, Т.Г. Исламшиной, А.Ю. Шадже.

Проблема традиции всегда была предметом внимания многих
философов: М. Вебера, И. Гоффмана, Э.Гуссерля, Э. Дюркгейма, М. Мосса,
Р.Редфильда, М. Сингера, Э. Шилза и др. Важный вклад в понимание
традиций, обычаев, обрядов, праздников как социокультурных факторов
этничности, механизмов трансляции, передачи и сохранения

социокультурного опыта этнической общности и аспектов, обуславливающих характер коммуникации между представителями разных народов, внесли И.В. Суханов, Б.М. Берштейн, Э.С. Маркарян, Э.А. Баллер, Н.М. Закович, В.Д. Плахов, Ю.В. Чернявская, К.В. Чистков и др.

Анализ определения языка как социокультурного феномена можно найти в работах В. Айрапетяна, M.M. Бахтина, Л. Витгенштейна, Г.В.Ф. Гегеля, А.А. Потебни, В.Н. Топорова, П.А. Флоренского, М. Хайдеггера. В процессе изучения роли языка в развитии социокультурного и коммуникативного поля этнической общности автор обращается к трудам В.ф. Гумбольдта, Ю.М. Лотмана, Э. Сепира и Б. Уорфа, И. Гердера, И.М. Сафиуллиной, А.Н. Портнова. Лингвистическая теория Э. Сепира и Б. Уорфа заявляет о том, что язык хранит и отражает определенную систему ценностей, характерную для культуры носителей данного языка. Данная гипотеза рассматривает значение языка как социокультурного фактора этничности и механизма трансляции, а также сохранения исторического опыта. Кроме того, она демонстрирует, каким образом с изменением лингвистического состава языка меняется уникальная картина мира этнической общности.

Стоит отметить, что при изучении механизмов социокультурной

преемственности этносов в рамках исследования мы зачастую обращаемся к

работам 80-90х гг. ХХ века, поскольку в данный период был выдвинут ряд основополагающих теорий в области этнографии, этнопсихологии и этнолингвистики, актуальных и для современных глобализационных условий.

Исследование вопросов межэтнической коммуникации, а также
межкультурной коммуникации в ее контексте лежит в плоскости многих наук
- лингвистики и литературоведения (Ю.С. Степанов, С.Г. Тер-Минасова,
Н.Н. Неретина, Н.И. Жинкин, З.И. Кирнозе, В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман,
Г.П. Рябов), социологии (Н.Н. Зарубина, И.А. Савченко), философии
(В.С. Глаголев, А.М. Дорожкин, О.Л. Краева, В.А. Кутырев, Е.П. Савруцкая,
М.В. Силантьева), политологии (Т.В. Зонова, В.Ю. Зорин, Т.В. Панфилова,
С.В. Устинкин), социальной психологии (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко,
В.В. Кочетков), этнологии (В.А. Тишков, С.А. Арутюнов, Т.Г. Грушевицкая,
А.П. Садохин, М.Ю. Мартынова), международных отношений

(М.В. Силантьева, А.В. Шестопал). При изучении феномена виртуальной реальности и влиянии ее на межэтническую коммуникацию автор опирался на работы Ж. Бодрияра, Р. Барта, Г. Бехманн, М. Кастельса, Н. Лумана, О.А. Мазурина, Г.М. Маклюэна, А.П. Моисеева, Е.Е. Семенова, А.Н. Фортунатова, Э. Шмидта и Д. Коэна.

Исследованию вопроса глобализации посвящены работы многих зарубежных (У.Бек, Э. Гидденс, М. Кастельс, Э. Киш, Т. Левитт, Х. Ортега-и-Гассет, К. Поппер, Р. Робертсон, Дж. Сорос, Г. Терборн, Р. Штихве, Э. Хоффман, и др.) и отечественных (Т.А. Алексеева, Л.Е. Гринин, М.Г. Делягин, А.А. Зиновьев, А.С. Панарин, С.Л. Удовик, А.И. Уткин, В.Г.Федотова и др.) авторов.

Свое слово в анализе феномена миграции и этнической напряженности внесли Д.У. Берри, Г.Ф. Габдрахманова, К.М. Гожев, А.В. Дмитриев, З.Х. Лепшокова, В.И. Мукомель, А.А. Пелипенко, Л.Л. Рыбаковский, С.В. Устинкин, И.Г. Яковенко и др.

Особо стоит отметить материалы неоднократно проводимых

исследований динамики ценностных ориентаций молодежи, которые

позволяют понять глубинные аспекты мотивации поведения молодого поколения в его оценке межэтнического взаимодействия, выявить проблемные зоны и определить возможные пути их решения.

Однако при этом остается масса вопросов, требующих разработки новых подходов, теоретических обобщений и практических решений.

Объектом диссертационного исследования выступает феномен этничности, предметом исследования - направление развития этничности в условиях глобализации.

Цель и задачи диссертационного исследования

Целью диссертационного исследования является изучение роли этничности в процессе межэтнического взаимодействия в условиях глобализации.

Для достижения обозначенной цели в ходе работы потребовалось решить следующие задачи:

исследовать феномен этничности под углом зрения примордиального, инструментального и конструктивистского направления в условиях глобализации;

проанализировать механизмы этнокультурной преемственности -традиции, обычаи, обряды, ценности, язык - в их историческом и современном проявлении;

выявить и изучить факторы, влияющие на исторический путь этнической общности, проанализировать их актуальность в условиях глобализации;

исследовать особенности межэтнического взаимодействия в современных глобализационных условиях, определить факторы влияния современных информационно-коммуникативных технологий (новых медиа) на трансформацию коммуникативного пространства этносов;

определить проблемы межэтнического взаимодействия с целью выявления ведущих признаков этнокультурной идентичности в современных

условиях;

- рассмотреть особенности влияния современных миграционных
процессов на коммуникативное пространство этнических общностей.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

дана комплексная характеристика факторов влияния на исторический путь и судьбы этносов, выявлены проблемы этничности в историко-культурном и философско-коммуникативном контекстах;

определены причины и особенности трансформации социокультурных механизмов этнокультурной преемственности в условиях глобализации;

исследованы качественные и количественные характеристики результатов воздействия информационно-коммуникативных технологий на трансформацию коммуникативного пространства этносов в условиях глобализации;

на основании исследования межэтнического взаимодействия в контексте глобализации выявлены причины и особенности современных межэтнических конфликтов, рассмотрены варианты их предупреждения и разрешения с учетом связанных с ними рисков и угроз, определяемых, во-первых, особенностями сетевого общества, а во-вторых, опасностью их связи с экстремизмом и терроризмом;

в контексте глобализационных условий осуществлен анализ особенностей влияния миграционных процессов на нарастание напряженности в межэтнических отношениях. Выводы базируются на основании эмпирических данных, полученных в ходе многолетних исследований динамики ценностного сознания молодежи, а также обобщения конкретных процессов в странах ЕС, подверженных миграционному кризису второй половины 2015 - начала 2016 гг.

Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в
качестве концептуальной основы для философского осмысления

противоречивых проблем, связанных с феноменом этничности и

межэтнического взаимодействия, с которыми вынуждена столкнуться современная цивилизация.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке
программ и стратегий межкультурного и межэтнического взаимодействия, а
также предотвращения развития межэтнической напряженности и эскалации
межэтнических конфликтов. Кроме того, полученные в диссертации
результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов и
специальных курсов по этнологии, этнопсихологии, социальной философии,
социологии и конфликтологии, межэтнической и межкультурной

коммуникации.

Методология и методы диссертационного исследования

В процессе написания диссертации автор опирался на результаты
исследований философов, психологов, социологов, политологов, этнологов,
этнопсихологов, культурологов, а также признанных отечественных и
зарубежных специалистов в области межэтнических отношений, стремясь
следовать методологическим принципам преемственности, единства

научности и объективности.

При исследовании проблемы этничности автор исходил из

комплексного подхода к социально-философскому анализу рассматриваемого

феномена. В частности, использовался примордиальный метод, делающий

акцент на естественно-биологической основе развития этноса. Использование

инструменталистского метода предполагает проведение исследования

этничности под углом зрения «инструмента», к которому прибегают люди в

критических ситуациях. Также был использован конструктивистский метод,

подразумевающий изучение этничности в качестве «конструируемого»

представления.

Методологической основой исследования стали методы

сравнительного анализа, логико-индуктивный и дедуктивный методы, а также
методы анализа и синтеза, диалектический и структурно-функциональный
методы, принцип историзма и системного анализа. Все это позволило выявить
способы решения исследуемых проблем в свете современных

глобализационных процессов.

Положения, выносимые на защиту

  1. Центральная проблема исследования феномена этничности в условиях глобализации может быть обозначена как сохранение культурно-коммуникативных границ этноса, способствующих его самоидентификации, закреплению и трансляции его социокультурных признаков, выступающих механизмами преемственности поколений и определяющих особенности межкультурного взаимодействия.

  2. Направленность исторического пути этнической общности обусловливается совокупностью естественно-географических, политических, социальных, экономических, культурных факторов, что в современных условиях, определяемых процессами глобализации и новыми информационно-коммуникативными технологиями, проявляется в ментальности, мотивации поведения, сохранении механизмов духовной преемственности и ценностных установок народа.

  3. Под воздействием глобализационных условий социокультурные факторы этничности подвергаются трансформации, что изменяет облик уникальной культуры этноса. Однако, если раньше данный процесс протекал медленными темпами, то в условиях глобализации изменения в этнокультурной сфере происходят достаточно быстро, что способствует возникновению межэтнической напряженности.

  4. Межэтническая коммуникация, пройдя длительный путь

исторического развития, является неотъемлемой частью и характерной чертой

современного глобализационного мира. Затрагивая этнокультурные и

этнопсихологические ценности народов, она создает проблемное поле

коммуникации повышенной эмоциональной нагрузки, которое приводит к возникновению межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов.

  1. Киберпространство, ставшее новой реальностью глобализационного мира, способствует разрушению механизмов социокультурной преемственности, представляя угрозу для самобытных этнических культур. Кроме того, оно предоставляет неограниченные возможности в манипулировании этническим сознанием с целью разжигания экстремизма, национализма и терроризма.

  2. В условиях глобализации массовые миграционные процессы, провоцируя столкновение социокультурных факторов различных этнических общностей, приводят к так называемому цивилизационному конфликту и изменению коммуникационного пространства развитых стран. Особой группой риска, требующей к себе более пристального внимания, является молодежь, которая наиболее подвижна в своих ценностных ориентациях и предпочтениях.

Степень достоверности результатов исследования

Степень достоверности результатов исследования подтверждается соответствием используемых методов и выводов, полученных в ходе работы над диссертацией. Ее итоги также подкрепляются исследованиями авторов в цитируемых публикациях. Кроме того, о достоверности результатов свидетельствуют и другие научные исследования, в частности, изучение динамики ценностных ориентаций и мотиваций поведения молодежи (2005-2016 гг.), организованное на базе НГЛУ им. Н.А. Добролюбова в рамках международного исследования особенностей молодежного массового сознания, в ходе которого посредством анкетирования учащихся школ, специализированных и высших учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области сделана попытка выявить качественные и количественные динамики ценностных установок молодежи в политической, экономической, социальной, культурной, религиозной, семейной сферах в

зависимости от изменяющихся внешних обстоятельств.

Апробация основных положений работы

Материалы диссертационного исследования являются обобщением теоретических исследований, проводившихся автором.

Результаты научной работы обсуждались на заседаниях кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации НГЛУ им. Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород).

По теме диссертации автором опубликовано 7 статей в научных журналах и сборниках международных научных конференций, в том числе 3 статьи в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК.

Выводы и материалы диссертации разъяснялись и обсуждались в
рамках научно-практических конференций: X и ХI Международная научно-
практическая конференция «Человек в системе коммуникации»
(Нижний Новгород, 2014-2015 гг.), XIV Международной конференции
«Обучение, тестирование и оценка» (Нижний Новгород, 2014 г.),
Международная научная конференция «Актуальные вопросы общественных
наук» (Москва, 2016 г.).

Структура диссертационного исследования

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка.

Факторы влияния на исторический путь этноса

Концепция «плавильного котла» представляла собой вариант национальной идеи. В целях нашего исследования мы исходим из определения национальной идеи, предложенного в коллективной работе «Национальная идея России» под редакцией С.С. Сулакшина и раскрывающего данный феномен в качестве «устойчивого представления индивида о прошлом, настоящем и будущем страны, … а также соответствующее состояние общественного сознания»28. Кроме того, авторы подчеркивают, что данное представление обладает эмоциональной нагрузкой и призвано формировать определенный фрейм поведения для каждого гражданина государства, к какой бы этнической общности он ни принадлежал, а также в равной степени снижать напряженность социальных конфликтов. Посредством национальной идеи государственно-властные структуры мобилизуют и стимулируют активность населения, дают целостное обоснование происходящих в стране изменений и ориентируют на перспективу. В качестве примера можно сослаться на опыт Японии после II Мировой войны, когда грамотно сформулированная национальная идея позволила выйти стране из глубокого кризиса, переориентировать производство и войти в число мировых лидеров.

Пути и возможности формирования национальной идеи зависят от состава населения государства, и с этой точки зрения она может быть политической или этнической. Проблема поиска национальной идеи актуальна, но достаточно сложна для полиэтнических государств, чаще всего выстраивается на основе общечеловеческих ценностей и в целях государственной политики (например, Франция - «Свобода. Равенство. Братство», Испания - «Превыше всего – Испания, превыше Испании – Бог», США - «Американская мечта»)29.

Национальная идея России в разные периоды истории звучала по-разному: «Москва – Третий Рим», «За Веру, Царя и Отечество», «Пролетарии всех стран объединяйтесь!». Однако на данном этапе она еще не получила словесного, лозунгового обозначения. В начале 2016 г. Президент России В.В. Путин назвал патриотизм в качестве единственно возможной для России национальной идеи. По мнению авторов, на данном этапе развития подобная установка является оптимальной, поскольку она способна и обеспечить единство российского суперэтноса, и сформировать одобрительное отношение к властным структурам. Работу по развитию указанной национальной идеи нам еще предстоит увидеть в будущем.

Что же касается моноэтнических государств, то в них основой национальной идеи может стать именно этнический компонент, что приводит к высокому уровню сплоченности и замкнутости общества. Однако моноэтнические общества с этой точки зрения более подвержены манипулированию со стороны различных политических структур в плане использования национальной идеи в качестве идеологической установки национальной исключительности.

Таким образом, национальная идея выступает конструктом, доказывающим актуальность инструментального подхода в понимании феномена этничности. Что касается конструктивистского подхода к рассматриваемой проблеме, то необходимо учесть, что основоположники конструктивизма в философии (П. Бергер, П. Бурдьё, Э. Гидденс, И. Гофман, Т. Лукман) при изучении социальной реальности анализировали связь социальных практик с определенным контекстом. Так, например П. Бурдьё при развитии теории структуралистского конструктивизма утверждал, что «любое событие детерминировано множеством взаимодействий структур и деятельных агентов». Социальные действия агентов создают социальные структуры, которые в дальнейшем начинают воздействовать на самих агентов – индивидов посредством их ментальных моделей восприятия и поведения (габистусов)30. Э. Гидденс в своей теории дуальности социальных структур делает акцент на том, что «структурные свойства социальных систем представляют собой средство и результат практик, которые они регулярно организуют»31 . П. Бергер и Т.Лукман, рассуждая о свойствах социальных систем, вводят понятие «опривычивание», которое обеспечивает «стабильную основу» для воспроизводства человеческой деятельности». В итоге взаимодействие индивидов становится предсказуемым32.

Иначе говоря, основоположники конструктивизма отрицали естественно-географические основания образования социальных структур, ставя во главу угла социальные практики, которые при регулярном воспроизводстве становятся причиной и обусловливающей силой социальных структур. При этом в качестве причин воспроизводства социальных практик выступают потребности и мотивации агентов, стремящихся к стабилизации взаимоотношений и минимизации усилий при воспроизведении социальных практик.

Механизмы социокультурной преемственности в историческом пути этносов

Ценности определяют восприятие и поведение людей, оказывая непосредственное влияние на их взаимодействие с представителями иной ценностной картины мира. Именно поэтому феномен ценности всегда волновал философов. Изучению подвергались в первую очередь универсальные общечеловеческие ценности. В античной философии ценность соотносили с понятием «благо», которое отражает общие представления о наиболее ценных особенностях реальности, связанной с человеческой деятельностью. Согласно схоластической философии Средневековья абсолютной ценностью обладает духовная божественная действительность. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время восхваляются ценности науки и общественных отношений.

Значительный вклад в изучение природы ценностей внесли И. Кант, впервые употребивший понятие ценности в узком смысле как требования, обращенные к воле, как цели, стоящие перед человеком и как значимость тех или иных факторов для личности 107 , а также Г.В.Ф. Гегель, уделивший внимание разграничению ценностей на экономические и духовные108. Цельное учение о ценности предложила Баденская школа неокантиантства. Её представителем выступает В. Виндельбанд, по мнению которого ценность является не реальностью, а идеалом, а её носителем становится трансцендентальный субъект109.

Рассматривая проблемы ценностей, А. Тойнби исследует духовный мир личности через взаимодействие с обществом. «Ценности … сосредоточены в людях». А. Тойнби относит ценности к миру культуры, и сама культура уже ценность, так как она обладает системой духовных, нравственных и эстетических идеалов 110.

Марксистская теория связывает ценности в первую очередь с социальным бытием человека, пытаясь таким образом обосновать их социально-исторический характер111. То есть ценности представляют собой явления, оцененные с точки зрения целей и потребностей субъекта 112 . Достоинство данной теории заключается в том, что марксизм пытается избежать чрезмерного субъективизма. Кроме того, ученые выдвинули тезис о зависимости ценностей от исторической эпохи и уровня социального развития общества. С другой стороны, сильные стороны теории породили слабые – зависимость ценностей от исторической эпохи обосновывала их изменчивость, что усложняло объективность оценки. Кроме того, при использовании данной теории возникают трудности при выявлении ценности и ее носителя, поскольку, как было указано выше, первые исходят из целей и потребностей субъекта 113.

Основатель социологической концепции ценностей М. Вебер истолковывает ценность как установку определенной исторической эпохи 114. С его точки зрения, ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

Обобщая опыт изучения феномена ценностей, Э.И. Бахтеева определяет ценности как «обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества». Далее она отмечает, что ценности определяют в сознании каждого человека ориентиры, на основе которых он выстраивает свое поведение 115. Ценность определяет содержание мотивов, целей и потребностей индивидов. При этом она продолжает функционировать и в том случае, если эти цели и мотивы удовлетворены: они являются «бесконечным» началом в культуре, пока не подвергаются переоценке, замене другими ценностями с иным духовным содержанием 116.

Существует ряд подходов к пониманию феномена ценностей, среди которых можно выделить натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р.Б. Перри, К.И. Льюис, Дж. Дьюи), аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), персоналистический онтологизм (М. Шелер).

В рамках первого подхода ценность рассматривается в качестве эмпирически наблюдаемого объективного фактора реальности, ее источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека. В итоге, любой предмет, связанный с жизнеобеспечением человека и удовлетворяющий его потребность, относят к ценности 117. Таким образом, данный подход утверждает изучаемость ценностей, а также их независимость от субъекта. С другой стороны, привязка ценности к жизнеобеспечению человека и его потребностям снижает духовное и социокультурное значение ценностей, сводит их понимание до бытового уровня, с чем крайне сложно согласиться.

Согласно аксиологическому трансцендентализму, ценность является идеальным бытием, независимым от человеческих потребностей и желаний. В рамках этой концепции ценности рассматриваются как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу культуры 118. Плюсом данной теории можно назвать признание существования общечеловеческих ценностей. Слабой же стороной данной концепции, на наш взгляд, является отсутствие компонента исторической изменчивости ценностей и их зависимости от социальной ситуации.

Проблемы межэтнической коммуникации в условиях глобализации

Производственная сфера индустриальной цивилизации создает материальные ценности, социальная сфера распределяет роли, возрастает потребность в развитии информационной сферы, которая отвечала бы за циркуляцию информации в новом обществе. Промышленные революции и социальные процессы увеличивают число каналов получения информации, основываясь на которой выстраивается научная картина мира, происходит усложнение информационного пространства.

Переломным моментом в развитии человеческой цивилизации стали Первая и Вторая мировые войны, поставившие многие страны перед необходимостью восстановления своих экономик. 60-е годы XX века в Европе ознаменовали развитие общества массового потребления194 и начала развития информационной, постиндустриальной цивилизации. Основными признаками нового мира становятся глобализация, коммуникативно-информационная открытость, быстротечность, фрагментарность, а также высокая мобильность. Новая постиндустриальная цивилизация характеризуется активным функционированием транснациональных корпораций, глобальных масс-медиа, появлением системы Интернет, развитием миграционных процессов, и как следствие данных явлений - угрозой утраты малыми народами своей уникальной культуры, всплеском националистических и ксенофобских настроений, появлением сепаратистских и террористических организаций.

Компьютеризации и быстротечность исторического времени как особенности информационной цивилизации становятся причиной того, что социальные механизмы трансляции межпоколенного опыта (традиции, обычаи и обряды), которые регламентировали внутрисемейные и этнокультурные отношения, теряют свою значимость под напором современных информационно-коммуникативных технологий, прежде всего СМИ, глобальной системы Интернет, технологий шоу-бизнеса и массовой культуры. Из всего многообразия социокультурных механизмов преемственности, сформировавшихся в ходе развития человечества, не потерял своей полифункциональной значимости лишь язык, роль которого как регулятора межкультурных связей и признака этнокультурной идентичности в ходе дальнейшего историко-культурного развития только возрастает.

Э. Шмидт и Д. Коэн в своей работе «Новый цифровой мир» предлагают расширенный анализ влияния сети Интернет на современную цивилизацию. Они утверждают, что компьютерные технологии позволяют совершить не только технический, но и культурный прорыв: огромные объемы информации, ее фрагментарность и быстротечность заставляют индивида достаточно быстро забывать прошлые привычки и приобретать новые. Более того, доступность Интернета огромному числу пользователей (они называют цифру в 2 млрд.), приводит к тому, что традиционно-существовавшие социальные общности расширяют свой состав за счет увеличения количества виртуальных участников, рассредоточенных по всему миру. Также стоит отметить, что Интернет становится мощным оружием в руках третьих лиц. Например, Э. Шмидт и Д. Коэн прогнозируют усиление дискриминации национальных меньшинств, поскольку виртуальный мир предоставляет новые способы информационного давления на социальные общности (например, закрытие информации об определенной общности, исключение возможности пользоваться в сети родным языком и т.п.)195.

Лавинообразные миграционные потоки приводят к тому, что межэтническая коммуникация становится обыденным явлением. При этом, как показывает реальная практика межэтнического взаимодействия, возникает острая необходимость стабилизации коммуникативных процессов, налаживания их упорядоченности, поскольку под влиянием быстротечности развития современной цивилизации, фрагментарности картины мира, виртуализации жизненного пространства человечества, а также развития глобальных СМИ и системы Интернет происходит разрушение исторически сложившихся социокультурных механизмов межкультурного общения. Более того, миграционные процессы усложняют процессы межэтнической коммуникации, маргинализация ведет к конфликту между титульными народами и мигрантами, который может усугубляться обстановкой в трудовой сфере. Нарастание напряженности по отношению к мигрантам со стороны принимающего населения приводит к тому, что негативные установки проецируются на представителей других этнических общностей, испокон веков проживающих на территории с титульным народом. Стоит отметить, что в большей степени подобная тенденция характерна для представителей молодежи. Подобное усложнение межкультурного коммуникационного пространства ведет к росту этноцентризма, национализма, ксенофобских настроений и способствует распространению экстремизма, терроризма и неонацизма. Более подробно данная ситуация будет исследована в параграфе 3. Процесс межэтнической коммуникации осложняется возникновением различных коммуникативных барьеров, таких как незнание языка и культуры, особенностей политического, социального, экономического устройства принимающей стороны, культурные стереотипы и т.п. Подобное нарушение процесса коммуникации приводит к возникновению межэтнической напряженности, которая становится одной из характерных черт постиндустриальной цивилизации. Более подробно проблемы межэтнического взаимодействия, характерные для глобализационного общества, будут рассмотрены ниже.

Влияние миграционных процессов на изменение коммуникационного пространства этносов

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить следующее. Во-первых, новые ИКТ, процессы расширения пространства сетевого сообщества требуют глубокого всестороннего исследования особенностей развития сферы межэтнических взаимодействий, рассматриваемых под углом зрения процессов глобализации, глокализации и т.д.

Во-вторых, в связи с усложнением видов и форм межэтнических конфликтов, многообразие и возможности распространения которых обеспечиваются новыми медиа (прежде всего социальными сетями), необходимо проведение регулярного мониторинга ценностных ориентаций массового сознания, в первую очередь молодежи, с целью выявления динамики трансформационных процессов в сфере межэтнической коммуникации как стратегически важнейшего аспекта развития социальной реальности РФ.

В-третьих, особую роль в трансформации коммуникационного пространства современной цивилизации в условиях глобализации играют миграционные процессы. Мигранты, прибывающие в чужую страну, вынуждены адаптироваться к совершенно новой политической, экономической, социальной и культурной обстановке. При этом даже в случае активного желания влиться в окружающую среду со стороны новоприбывших, они вступают в коммуникационное пространство титульной нации, опираясь на самобытную этническую культуру, зачастую используя структуры своего этнического языка. Подобная ситуация ведет к возникновению коммуникативных барьеров межэтнического взаимодействия и росту межэтнической напряженности. Существование незыблемой границы между «своими» и «чужими» само по себе выступает барьером в межэтнической коммуникации между мигрантами и представителями титульной нации.

В-четвертых, в условиях активного межэтнического взаимодействия, спровоцированного миграционными процессами, происходит разрушение, искажение естественных процессов воспроизводства национальных культур. Вступление мигрантов в коммуникационное пространство титульных наций ведет к его изменению, что вызывает недовольство со стороны принимающей стороны и также способствует росту межэтнической напряженности. В итоге в большинстве случаев мигранты сталкиваются с различными формами дискриминации как ответа титульного народа на натиск чуждой для него этнической культуры, что приводит к нарушению процесса ассимиляции и развитию феномена добровольной сегрегации, что, по сути, становится барьером для налаживания течения продуктивной межэтнической коммуникации. Проблемы в экономической, политической, социальной сферах приводят к возникновению повышенного внимания к социокультурным аспектам этничности новоприбывших и возникновению конфликтов на данной почве.

В-пятых, вступление во взаимодействие этнических культур (мигрантов и титульных народов) ведет к возникновению новой маргинальной культуры, носителями которой становятся в первую очередь мигранты. «Пограничное» социокультурное положение приводит к нарастанию межэтнической напряженности и эскалации межэтнических конфликтов.

В-шестых, активные миграционные процессы, служащие признаком высокой мобильности глобализационного общества, а также способствующие взаимодействию между различными, чуждыми друг другу по этнической культуре народами, приводят к эскалации цивилизационного конфликта, обостряющего глубину различий между цивилизациями.

Таким образом, подводя итоги в целом по диссертации, изучив особенности этничности в условиях глобализации, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, этничность представляет собой крайне сложный феномен, имеющий непосредственную связь с такими явлениями, как этническая идентичность, этноцентризм, национализм, национальная идея и находящий свое воплощение в рамках этнической общности. При этом центральной проблемой этничности в условиях глобализации становится сохранение культурно-коммуникативных границ этноса, способствующих его самоидентификации, а также закреплению и трансляции его социокультурных признаков, выступающих механизмами духовной преемственности поколений и определяющих особенности межэтнического взаимодействия.

Во-вторых, направленность исторического пути этнической общности обусловливается совокупностью естественно-географических, политических, социальных, экономических и культурных факторов. В условиях глобализации вопрос самоопределения этнической общности способен изменить геополитическую обстановку во всем мире, наглядным примером чего стала ситуация вокруг Украины.

В-третьих, в условиях глобализации этническая общность находится под воздействием глобализационных условий, что приводит к изменению исторически-сложившихся социокультурных факторов преемственности. Это, в свою очередь, деформирует социальный облик этноса и создает реальную угрозу исчезновения этнической общности.

В-четвертых, межэтническая коммуникация лежит в самой основе феномена этничности и представляет многообразие форм социального взаимодействия между различными этническими общностями. Данный вид коммуникации обладает повышенным уровнем напряженности, поскольку в нее вступают люди с разными этнокультурными картинами мира. Затрагивая этнокультурные и этнопсихологические ценности народов, она создает проблемное поле социальной коммуникации, которое приводит к возникновению межэтнической напряженности.

В-пятых, глобализация приводит к изменению коммуникационного пространства цивилизации, что, в свою очередь, оказывает огромное влияние на межэтническое взаимодействие, социальные последствия которого требуют комплексного подхода к исследованию рассматриваемого феномена. Киберпространство, ставшее новой реальностью глобализационного мира, представляет угрозу для самобытных этнических культур, а также предоставляет неограниченные возможности в манипулировании этническим сознанием с целью разжигания экстремизма, национализма и терроризма.

В-шестых, лавинообразные миграционные потоки, с которыми столкнулся мир в 2014-2016 гг., довели частоту межэтнических взаимодействий до небывалого ранее уровня, сделав вопрос социокультурной адаптации мигрантов одной из главных проблем этничности в условиях глобализации. Провоцируя столкновение социокультурных факторов различных этносов, миграция приводит к цивилизационному конфликту и трансформации коммуникационного пространства развитых стран.