Введение к работе
I. Актуальность теш исследования. Проблема сущности бытия человека, его духовного шра принадлежит к чиолу вечных философских проблем. Но онагвоегда актуальна я нова, потоку что постоянно преобразуются условия жизни и изменяется сам человек, его отношение к окружающему миру. В современных условиях она приобрела исключительно важное значение. Завершающийся двадцатый век не имеет оеба равных в мировой истории как по масштабу и глубине научяо-технических, социально-экономических, политических и духовных преобразований, так г по накалу острейших противоречий, буквально пронизывающих современную цивилизацию. Эта ситуация подтверждается и положением дел в нашей стране. В этих условиях человек стал тем глобальным." фактором, от деятельности которого в
решающей степени зависит не только перспективы, но и само существование человечества как рода. Вое это порождает настоятельную потребность в изучении самюго человека.
Философия отражает жизненные проблемы современного, человека в своих категориях я теоретических положениях. При этом предметом философского анализа становится не только отношение человека с объективным миром, но и сам механизм его сознательной деятельности, его эмоционально-чувственная, нравственная и рациональная природа. Tea саши, исследование духовного мира личности дает Еозшгность виявить побудительные мотивы его деятельности. Вместе о тем, философское -ос?лысление духовного мира является необходимым условием понимания сущности человека, его потребностей и .устремлений. Таким образом, актуальность исследования духовного міра личности, еэ внутреннего потенциала обусловлена реальными процессам развития созремзіїкого общества. Но актуальность разработки пройдем дугошюго гара личности определяется также необходамос-тьа дзлмієйязго развитая сжоіі философии. Теоретичаское осмысле-ппо попіх явяеїша, связанных о природой человека, его субъектив-
посїьаі'їрейуе7 ссздзл5!м'действительно целостной концепции человека, сбпргадзЛ з себя есэ богатство различных философских воз-
' GP35IX1 П КСІЩЗПЦЗЛ.
Тают образом, практические-в теорвтнчеокив потребности рпредглякї иеобхмзмосїь а актуальность социально-философского восяэдояатш . духовного шра личности.
Степень разработанности проблемы. Духовный мир личности пред-ставляет собой сложное явление, неотделимое от самого человека, отражающее его многообразные связи с окружающей природной и социальной средой. Поэтому разработка многообразных аспектов проблемі личности стала делом лредставителзй различных наук, Плодотворную работу в этой области ведут социологи, экономисты, педагоги, психологи, юристы, искусствоведы. Внося бесспорный вклад в разработку, проблем личности, представители этих наук в то :;;е вреия выделяют в качестве предмета исследования лишь отдельные стороны ели качества личности.
Философский подход характеризуется в целом анализоы человека как определенной целостности. Рассмотрение проблем человека, личности, ее духовного мира имеет солидную философскую традицию как в истории философии, так и в отечественной философской литературе.
В нашей литературе с диалектико-катериалистических позидай достаточно обстоятельно разработана общая теория личности /Воро-нович Б.А., Григорьян Б.Т., Демин М.В., Добрынина В.И., Ильенков Э.В., Кон И.О., Смирнов Г.Л., Фролов И.Т./.
Многие авторы исследуют сущность, закономерности развития духовной сферы общества и ее влияния на формирование духовного мира личности /Барулин B.C., Еуравлев В.В., Тоцсняо Z.T., Удодов А.К., Яновский Р.Г./.
Опираясь на деятельностную концепцию, ряд авторов рассматривает различные аспекты духовного развитая человека, сто гьорчес-коіі активности /Буева Л.П., Каган М.С., Леонтьев А.Н.» Потроз-ский А.В./.
Ряд авторов рассматривает проблеш души, духовности, ду~
ховного мира как с точки зрения развития представленая об этих
феноменах, так и в содержательном плане /Вяземский Ю.К*, Ераов П.И.,
Рябов В.Ф. , Симонов П.В., Федотова В.Г./.
Много внимания уделяется разработке проблей духовшх цзішссїсП,
показу их значения для познания духовного юра лечностз, выявле
ния ее ценностных ориентации /Анисимов С.Ф., Дробшщкаїі О.Г..
Коршунов A.M., Тугаринов В.П./. . ' ' . . .
В ряде работ аиализирунтся вопроси духовной культура, пока- " зывается ее значение для обогащения духовного кара личности, даі развития самого человека /Арнольдов А.И., Вавилин Е.А., Гончаренко Н.В., Долгов К.М., Ильенков Э.В., Коган Л.Н., Ueayeu B.U.,
Проводится анализ структурных элементов духовного мира личности. Выделяются такие evo составляющие как знания /Бойченко И.В., .Лекторский В.А., Микешина Л.А., Филатов В.П./, цель и идеал /Трубников Н.Н., Яценко А.И./.
Уделяется внимание связи духовного мира личности с различными формами общественного сознания /Гулыга А.В., Сафронов Б.В., Столович Л.Н., Толстых В.И., Угринович Д.М., Фохп-Бабуншин Ю.У./
Ставится вопрос о создании отечественной философской антропологии /Гуревич П.С/.
Проблемы человека активно исследуются в западной философии, особенно в экзистенциальной философии /экзистенциализм,персонализм, философская антропология/.
Материалы всех этих исследований имеют несомненную теоретическую, ценность, хотя в ряде случаев следует учитывать время и условия их создания. Однако наличие достаточно обширной литературы по проблемам личности, ее духовного мира еще не означает, что все вопроси уже получили окончательное решение. Особенности современного развития в нааей стране требуют уточнения ряда теоретических положений, отказа от стереотипов, затрудняющих изучение слолшых проблеы духовном мира личности а условиях экономических реформ и перехода я рыночным отношениям. Так, тр<зуется проведе-нг.з болео глубоких и всесторонних исследований роли социальных десерстшнї в становлении духовного мира личности. Нуждается в углублением анализе структура духовного мира. Все сказанное определяло сабар ца;а а конкретных задач исследования.
}кяь]ъ.цяплуп леслегования. Цель данного диссертационного псслздаашш гшиячамея в социально-философском анализе проблема духоЕИОГо кара личности, выявляющем его сущность и особен-П0053 пзя духовного феноязна и как философской категории.
Дія гтояавки поста зленной цзлл ставятся и решаются
т. p28C20?p2t5 adtfassa ваямв отапи становления.и развития поня-гая'пдтяйэ2 vsq адаоотов а истории философии и выделить его пааСояеэ'сусзсгекиио чзртн.;
- гаДЕлзть ССИ02ГНЗ ЗЯИЭ35Л структуры духовного мира личности,
П0П23йТЬ 22 ЕЗШЕШССЛЭЬ;
- ргеярать систол соцпзлышх детерминант, влияющих на
становление духовного мара личности; .
-4-,
обосновать статуо понятия "духовный мир личности" как философской категории;
показать место эстетического воспитания в гармоническом развитии духовного облика личности.
Методологическую основ:* исследования составляют- принципы материалистической диалектики, в том числе принципы объективности анализа, системного подхода, историзма, взаимосвязи объективного и субъективного.
Отправную базу исследования ряда вопросов в диссертация составили разработки отечественных и зарубежных философов в области теории деятельности и теории личности» Использована также современная литература, посвященная анализу проблем атики, зстетиюг, воспитания личности.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
в обосновании понятия " духовный мир личности" как философской категории; .
в доказательстве единства и различия категорий "духовный мир личности", "духовность", "психика","сознание";
в анализе структуры духовного мира личности как сложного социального феномена и разработке его целостной модели, даицей возможность прогнозирования развития индивида;
в показе влияния макро и микро уровней социальной _ детерг-шащди на процесс становления и развития духовного мира; . ,
в анализе роли эстетического воспитания как одного еэ вавнвй-ших факторов гармонического развития духовного- мира лечиосте.
Теоретическая к практическая значимость исследования sarauo-чается в том, что проведенный в диссертация социально-философский анализ духовного мира'личности вносит определенный вклад в разработку философской концепции личнасяа» особашг в плана виявлення особенностей духовного мира личности е І5ГТС2 его развития.
В диссертации обоснован философский статур попятил "духовный мир личности". Практическая значимость'псследовашаї аакло-чается в ток, что материал диссертации ыссег попользоваться при
чтении safest "Фкяооофая*, * Эстетика", в спецкурсах по проблема!!
человека.
Аііг.обаїуия работы. Основные положения п выводы диссертации были изложены автором на теоретических и научно-практнчеекпх конференциях в Астрахани, Вологде, Москве; нашли свое отражешю
- 5 -в пяти публикациях. Диссертация обсуидена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Московского педагогического государственного университета .им.В.И.Ленина.
Структура диссертации строится в соответствии с целью и задачами диссертационного исследования, что позволяет дать наиболее полное представление о предаете исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав.'заклотения и списка основной использованной литературы.