Введение к работе
Актуальность темы исслелоран'я.Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большое значение приобретают те, которые связаны с изучением духовной жизни общества. Сложность и драматизм преобразований, происходящих в современном обществе, ломка системы обиественннх ценностей и идеалов - все это заставляет обратиться к более внимательному рассмотрению духовного воспроизводства как одной из сторон общественного воспроизводства.
Научное осмысление общественных явлений, происходящих в духовной сфере, выявляет их сложную и неоднозначную сущность,формируемую динамичными изменениями в общественном бытии, взаимодействием духовных процессов и социальной практики.Поэтому теоретическое рассмотрение феномена духовного воспроизводства, анализ его сущности и возможностей формирования личности как универсального субъекта социального развития имеет широкий выход в общественную практику.Б условиях современного социально-экономического кризиса, отразившегося на всей системе культуры, изучение духовного воспроизводства приобретает особую актуальность, ибо позволяет глубже раскрыть сам процесс формирования личности, что необходимо для создания принципиально новой' системы воспитания.
Проблема, избранная в качестве предмета исследования, сложна и многошшюва уже в силу сложности и противоречивости духовных процессов, протекающих в нашем общества и в современном мире в целом, а также в силу ее недостаточно!! теоретической разработанности.
Степень разработанности проблвмн,Внмание большинства исследователей, обращающихся к анализу категории "воспроизводство", сосредоточено главным образом на рассмотрении ее применительно к воспроизводству материальному, и во многом разработка теории воспроизводства остается монополией экономистов.Из проблем духовного воспроизводства, к настоящему времени наиболее изученными оказались вопросы, связанные с духовным производством и потреблением.
Одним иэ первых обратился к'.этим проблемам Б.И.Шенкман, на -писавший еще в 40-е годы работу об особенностях духовкого производства; Затем категория духовного производства используется в рабо-. rax.60-70-х годов /С.С.Батвнин,В.И,Болозераев,Ю.Р.Вишкевский ,
- 2 -М.!І.Ким,Л.Н.Коган,В.М.МехуєЕ,В.Ф.Рябов,В.И.Толстых и др./.В 70-е годи происходит повышение интереса и к проблеме духовного потребления /Р.Ф.Лбульхаиов,Н.(/.Бажов,Е.А.донч0нко,1.И.Иванько.П.Г.Че-сиоков и др./.В 80-е годы увеличивается число публикаций 'пробле- . ке духовного производства, появляются научные сборники, тематические монографии и диссертации. % этих.исследованиях выявляется общность и различие между материальным и духовным производством, ставятся проблема изучения структуры духовного производства, его роли к места в системо общественного, производства, рассматривается субъект духовного производства.Предпринимаются попытки содержательного анализа видов духовного производства, особенностей его (Тупкциошгрования в условиях социализма /В.Н.Орлов,О.П.дюгаев, Г.Г.Филиппов и др./.Продуктом духовного производства предстает в работах ученых наука / А.С.Ахиезер,В.А.Дшітриенк'о,А.Н.Ерофайлов, А. И.Кочергин, И. А.Майзель,Е.В.Семенов,Н.ГІ.СеменОБа'.Н.В.Мотроші'ло-ва и др./.идеология /Б.И.Сороковникова/,политическая культура /В.М.Еухараев,В.В.Козловский,В.Ф.лёвичева.М.л.Тузов и др/, философия /Б.К.Завьялов/, техническое творчество /Б.И.Белозерцев , Г.Я.Буш.Л.В.Яценко и др./.Само духовное производство понимается по-разному: как процесс производства духовных ценностей, духов -ной культуры, как производство информации, знаковых систем,^как производство общественного сознания, общественных связей и - в итоге - производство личности /О.П.Дюгаев,3.В.Деникина,В.И.Г'руз-. нов,А.Б.Лебедев,В.И.Сороковникова и др./. ;
Исследования, проведенные в 70-30-е годы, позволяют осуществить перйход от первичного осмысления материала к более детальному изучению процессов и механизмов духовного воспроизводства.Однако до сих пор отсутствуют работы, специально посвященные собственно духовному воспроизводству,- его анализу как целостной системы.. Недостаточно исследованы вопросы,методологии, что приводит' к пониманию духовного производства только как производства, большей- частью, духовных ценностей безотносительно к целевой функции духо- . вного воспроизводства,- Формированию того или иного типа личности.
1.См.работ» А.А.БочкареБОй,Б.И.Грузнова,0.Д.Дигаева,В.В,Козловско-
го Д.Б^ебедева.В.ФДетчево^В.Н.Орлова.л.П.СверчковоЙ.В.Г^ Фе
дотовой ,Ш.Ф.Юзупова и др.'- '- .'. "','
2.ймеются в вицу работы В.Н.ОрлоБа,Л.М.Семашко,Н.Н.Щушна,Г.Г.Фи
липпова, А. И.Яценко и. др. '
-3-Б имеющихся работах отсутствует.взгляд на духовное воспроизводство как на системный объект, диалектически связанный как с материальным воспроизводством, так и с элементным составом самого вое -производства /производство-распределенпе-обмен-потреблеипе/.Для состояния изученности интересующей нас проблеми характерна определенная фрагментарность исследовании, недостаточная разработан-ностъ методологического аппарата, что определило цели л задачи настоящего исследования.&'.ы находимся сейчас в начале порехода к следующему этапу Философского осмысления зтой проблему, ког^а от частных работ по проблемам духовног.о.лроиэводства и потребления возможон каг к многосторонней системной разработке проблемы духовного воспроизводства как единого целого.
Цель и задач:' исследования. Цель работ» состоит в разработке филосо-їско-социологическнх оснований концепции духовного воспроизводства, е исследовании системных характеристик объекта.Эта цель вндвпгаот ряд конкретних, взаимосвязанных задач, среди которых необходимо Енделить следующие:
раскрить основные методологические принципы анализа духовно-го воспроизводства,
виявить место духовного воспроизводства в системе общественного воспроизводства,
проанализировать процесс функционирования духовного воспроизводства, выявить его системные отношения И СЕЯЗИ,
- охарактеризовать целевую функцию духовного воспроизводства
- как Формирование типа личности,
- применить разработанные теоретические положения к анатазу
одного из видов духовного производства - к искусству.
Методология и источники исследования.Методологической осно-
вой исследования является общесоциологическая теория с ее концепцией общественного производства и единства деятельности и общест-БЄНІШХ отношений,Сформулированные задачи исследования предполагают обращение к Философским работам по проблемам, , которые условно можно разделить на насколько групп-.
- работы по теории общественного воспроизводства /З.Я.Ельмеев,
В.л.Лмитриенко,В.л.Келле,А.М.КоЕалев,К.Я.Ковальзон,В.Ф./іЄвичева, В.И.Толстых-и др. ';
; - исследования по методология социального познания, диалектики общественного бытия к общественного сознания /Э.А.Бачлер.В.С.Ьа-ГУЛііИ,.'і.П.Еуєьа,А.Ь,;.!аргуЛііс-,В.М.?:іьгсуев,А.К.Уледов,Н.ІІ.^ранцузова и др./;
труды по теории культуры /Ю.Р.Вишневский,Н.С.Злобин.М.С.Каган,Л.Н.Коган,Ю.М.Лотман.Э.С.Маркарян и др./;
работы, посвященные анализу различных сторон духовного производства и потребления /Р.Ф.Абульханов,С.Ф.Анисимов,В.И.Белозе-'. рцев,В.М.Грузнов,Е.А.Дончелко,А.Б.Лебедев,Н.В.Мотрошилова,В.Н.Орлов, л .11. Сворчкова, И. Н.Сизеыская.В^И. Толстых, В. Г. Федотова.Б.И.Ше-нкман и др./;
исследования, в которых анализируются взаимоотношения . личности и общества/Б.Г. Ананьев,Т.И. Артемьева,Л.С.Выготский,.''
Б.Д.Парыгин,К.К.Платонов,А.Н.Леонтьев,И.С.Кон,А.Н.Шерковин и др/}
труды, посвященные отдельным сторонам изучения духовного производства и потребления в сфере науки, морали, философии, ис- . кусства /В.Ф.Асмус,Ю.В.Борев,А.Ф.Еремеев,Б.М.Кедров,И.И.Деиман, И.А.Майзель.В.Ф.Рябов и др./;
работы, в которых рассматриваются управленческие и информационные процессы жизнедеятельности общества /Ю.Ф. Абрамов, В.Г. Афанасьев , А.И.Берг , Л.А.Микешина,М.М.Розенталь,А.Д.Урсул,Ю. А.Филиль-ев и др./;
исследования по проблемам системного анализа и системного подхода /А.И.Аверьянов,В.П.Кузьмнн,Б.Н.Сагатовский,М.И.Сетров,В.П. Фофанов,В.II.Южаков и др./',
труды по деятельностному подходу к общественным процессам'. А.С.Батищев,Л.Н.Буева,А.М.Кривуля,Ю.К.Плетнйков и Др./;
- работы по общим вопросам творчества и его социальной детерминации /В.С.Библер,В.Ф.Асмус,М.С.,Каган,Я.В.Яценко'и др./.
Весьма существенным источником явились для нас работы- пред
ставителей смежных с философией областей знания -г историков,эт-
нограФоь, психологов, искусствоведов, в чьих трудах рассматрива
ются проблемы духовной жизни общества и функционирования духовных
ценностей Ді.М.БахтинД.С.Лдхачев,А.Ф.Лосев,В.П.Даркевич,Б.Д.По- '
ршнев.Е.М.Штаерман и др/. '
Многое для размышлений по исследуемой проблеме дали, работы русских философов /Н.А.Бердяев,С.Н.Булгакрв,В.В.Зеньковскии? Н.О.Лосский,С.Л.Франк и др/,, а также труды зарубежных ученых ' . Д1. Вебер,Г. Гад амер Д. Ортега-и-Гассет ,П. Сорокин, 0. Шпенглер, Э .Фромм, Ю.Хабермас и др./.
Кроме научной философской литературы.в рамках исследуемой проблемы диссертант использует статьи и очерки'русских и зарубеж-' ных деятелей культуры, писателей,-поэтов, литературных 'критиков
_5 -/В.Я.Брюсов,П.Валери, А.И.Герцен,М.Горький .Д.Дкдро,А.В.Луначарс-кий.Г.В.Плеханов,С.Зйзсшіїтойн к др./..
Научная новизна исследования заключается в следующем:
разработан вариант гТилосоТско-соцкологическои концепции духовного воспроизводства,
выявлены системішо. характеристики духовного воспроизводства как сложного социокультурного образования,
раскрыты струкгурно-^ункцноналыше характеристики элегантного состава системы духовного тюспро;ізводст»а,гааииообусложенность их связей, диалектика внутрисистемного функционирования и развития;
выявлена стратегическая цель духовного воспроизводства'.до-казано, что ею Енступаот йоршрование типа личности;
проанализировано Функционирование духовного воспроизводства, прослежен механизм реалізацій: его целевой Функции;
-. раскрыто взаимодействие духовного воспроизводства и среди системы, .исследованы факторы их взаимовлияния и специфіка обратной связи';
уточнен категориальны!! аппарат, рассмотрена взаимосвязь категорий "духовное воспроизводство","духовное производство","духовное потребление", осуществлена соотнесенность категорий с другими г.онятиями, определяющими духовную жизнь общества;
проведен анатаз специфических особенностей протекания воспроизводственных процессов в искусстве как в одном из видов духовного производства.
Основные положения, взносимые на защиту. . 1.Сущность предложенного в диссертации варианта концепции духов-' ного воспроизводства заключается в трактовке его как системи, направленной на использование и продуцирование духовных цзнно-: стой и призванной целенаправленно осуществлять формирование . определенного типа личности.
2.Расширенное духовное воспроизводство в общем виде предстает . 1 как.воспроизводство духовных ценностей, воспроизводство опре--, j деленного типа личности и воспроизводство социальных отношений .. J в духовной жизнедеятельности общества.
.3."Сквозным"'элементом системы духовного воспроизводства, объе-,; дяннгашм воедино процессы-производства, распределения, обмена ,. и потребления, является духовная ценность, фиксирующая взаим-; ную направленность, субординацию функций развития систему духо-
_ 6 -
мгого воспроизводства и ее элементов.
І.лаядаіі элемент системы духовного воспроизводства выполняет свою
субординационную и координационную роль.Единичный акт духовного
производства не может выполнить задачу формирования личности,
для этого пообходимо координированное воздействие всей системы
воспроизводства.
5.духовное воспроизводство - ото саморазвивающаяся, динамичная
спстс'/х., имеющая свою логику развития, нетождественную процес
сам материального воспроизводства.Попытки "силового", админи
стративного управлсния'духоБним воспроизводством без учета за
кономерностей развития втого системного объекта ведет к регре
су скстег.щ іі соответствующей деформации типа личности, что ста
новится препятствием,развития всего общественного воспроизвод-
i ства. ' .
|3''.'оретн"г'ское и практическое значение работы.В методологическом отношении диссертация ориентирует на целостное рассмотрение' духовного воспроизводства в единстве к многообразии его сторон, учитнъамгах в качестве главной цели Зордарование личности.
, Результаты исследования могут быть использованы при разработке методологических проблем социальной философии и теории'культуры, в процессе специального и общетеоретического анализа проблем воспроизводства.
Материалы и виводи диссертации обосновывают необходимость включения данной проблематики в спецкурсы и курсы философии и культурологии по следующим томам:"Общественное производство","Общество как развивающаяся система","Личность и общество""',"Ценности и их роль в «пізнії общества","Духовная культура общества".
Материалы диссертации могут бать использованы в практике на
учного управления процессами духовного производства и потребления,
для более четкого определения методов работы культурно-просветите
льных учреждений, в идейно-воспитательной деятельности обществен
ных организаций для совершенствования содержания и методов их ра
боты. ^ .
На основании анализа процессов духовного воспроизводства'автор формулирует в работе ряд практических рекомендаций.В их числе: 1/ необходимость преодоления технократических тенденций по от-нодажив к духовному воспроизводству, поскольку.они, ведут к свертывали» расширенного характера духовных процессов в обществе; 2/от-
каз от жесткой ЛІПИШ угірРЕЛСІШЯ ДуХОЕИіГ.: воспроизводством, ліша»-
щеИ его систему обратно:! связи :і возі.чтгостп т'одпіпкац і:: з проце-ссе изменения соди, альноіі среди; 3/ нссбхсдп.'ооть соотг<ототб..я управляемых і: управляющих структур в области духовного производства, отход от унификации в с-Ч'ра духовного и реле род оте а п иотьсОлс-блсшія.
длгобппгя ]:л^от!.'0снопї!го идеи диссертации до.члц:ілт.'5л -сь е лаборатории мекдунарощннх образодатс.шшх технолог1/.!: і ПІ!! развития школ Сибири .Дальнего Востока її Севера Российской Акаде.ч.н Образования, на семинаре докторантов Головного Сої?ота '.лннуза 1-31 СІ "Культура' социалистического общества" /г. Свср.тлоьск/. Результаті; исследований излагались на Всесошисп у.онРеренпнп "Глтернгщ.юналь-ное и национальное в образе жизни советского народа" /Ірупзі:, l^.H/, Всесоюзной конДеро.чцпп "Человек в снсте:;,е общественных отноіі'П.лі: развитого соіиіал:!з-у'а" /Свердловск, ГАЙ/, на Всесоюзном с: лозгу-мэ "Системный подход и научении социалистической культур:;" /іі-їа-гил,15б5/,Всєсоюзнс.'ї коиїсрснцнп "Проблема человека в историческом ?;атериализ;ле" Досква, 19-55/, і:а Есесовзноп коптер.екпнп "Проблеми формирования я согар-'ио.иотЕОьаг'ля социальных потребностей в условиях развитого социализма" /Белгород, 1'35/,Всесоюзной конференцій! "Научно-тсхіпічсскп?. прогресс и творчество" /.г.осквя,і»;51/Дсе-
СОВДНОй' КОН'ТореНЦИП "ЧеЛОБСК - ТЕОрЧЄСГВО - КО.МПЬЮТОр" /'ІОСКЬа,
1937/, на втором Hctco:o3iiov семинаре "Природа и закономерности творческого процесса" /Уфа,1967/,Всесоюзной . "Учение В.И.Вернадского о нооонюро и глобальные проблеми соврегдепкости" Д'.оскна.ІЗЗЗ/, на Всесоюзной конференции "і'стодологкческка проблеми научно-технического творчества" /РигаДЭвЗ/, на Бсесо:озпоі: конференции "ленинское наследие и проблеми совромеш ого образования" /Москва,1990/, «а Всесоюзной конференции "Инженерная деятельность: история,- методология,социальные проблемы" /Минск,1990/, на Всесо-. юэной научно-теоретической конференции "Историзм и творчество" : . /Москва,1990/. '-'.' ; Отдельные гла^н диссертации, докладнватась на заседаниях Все-,'союзной секции "Теория и.методология творчества" при Президиуме ; Философского Общества АН СССР Досква,1985,1987/, а также на республиканских конференциях "Дкатехткка общественного развития в ус-. лоциях НТРпДенияграц, 19.31/, "Перестройка и творчество в науке"" /Ярославль, 1083/, "Социально-философские п методологические vpf^ii
- 8 -мы развития духовного производства" /Ульяновск,19S0/ и др.
Основные положения диссертации изложены также в монографии "Духовное воспроизводство; методологические и социологические проблемы" /в соавторстве/, в главах коллективных монографий, статьях, и иных публикациях в количестве 28 общим объемам 25 п.л.
Структура диссертации,Работа состоит из введения, четырех глав,заключения и списка литературы, она включает 24бстраниц основного текста и 22 страниц библиографии 399 наименований.