Введение к работе
Воєнная реформа требует реализации курса на радикальное обновле-е армии и флота. В центре этого процесса стоит личность.человек, его шительность, целеустремленность, готовность участвовать в прообразо-ниях.
Поскольку материальную базу реформирования составит использование вейших достижений научно-технического прогресса, особое внимание лжно быть уделено повышению роли и активности воєнно-инженерных дроЕ, формированию их духовных качеств.
Однако, как показывает опыт органов воспитательной работы, в том еле автора этих строк, деятельность в этом направлении оставляет же-ть лучшего, принимаемые меры не дают пока ожидаемых результатов, ализируя духовные процессы в среде офицерского, в частности, инже-рного состава, можно говорить об отсутствии четкой духовной регуля-и поведения военнослужащих, определенном моральном вакууме, когда арые ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще утвердились.
Необходимость глубокого философско-социологического изучения про-ссов формирования и развития духовной культуры научно-технической иты Российской армии, научно обоснованной выработки практических ре-мендаций по повышению ее уровня, становится все более настоятельной.
Актуальность исследования духовной культуры отечественных военных кенеров обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, общим несоответствием между возрастающим значением етора духовной культуры в военном строительстве и местом, которая а проблема занимает в практической деятельности командиров и органов ^питательной работы частей и соединений Вооруженных Сил. Недостаточ-з понимание самого феномена духовной культуры ведет к дезориентиро-яности офицеров-воспитателей, новому формализму при составлении эграмм и планов учебно-воспитательной работы, снижению уровня мето-ієского обеспечения и, как результат, к заметному снижению ее ре-аьтативности. Все это в полной- мере относится и к воспитательной pare с инженерно-техническим составом.
Во-Еторых, претерпела существенные изменения система социальных іностєй, а следовательно, индивидуальных ценностных ориентиров воєн-
них специалистов. Недостаточное развитие концепции общенациональн идеи, ценностных установок реформ негативно отражается на духовном с держании жизни людей. Для военного инженера, специалиста высочайш квалификации становится более престижным обеспечивать своими знания и умениями частных предпринимателей, деятельность иностранных фирм, не оборону страны.
В-третьих, объективно нарастает необходимость изменений в воин кой деятельности, связанных с новым этапом научно-технической револ ции, выработкой новой военной доктрины., реформой системы военного о разования. Усилилась потребность в военных инженерах, обладающих вые кими морально-психологическими и профессиональными качествами. Толь такие военнослужащие в - тяжелейших условиях военной реформы способ сохранить Вооруженные Силы, вывести их на качественно новый уровень.
В-четвертых, в прикладном аспекте необходима разработка нов программ воспитания военнослужащих, расширение гуманитарной составля щей их подготовки с учетом профессиональной специфики. В частности, процессе практической работы в воєнно-инженерной академии диссерта наиболее близко столкнулся со следующими проблемами: объективной по ребностью философского осмысления перемен в духовной сФере обществ их влияния на духовную культуру военных инженеров; необходимостью о ределения реальных причин снижения уровня духовной культуры офиц ров-специалистов и принятия соответствующих мер по устранению данн тенденции.
Все это предопределило интерес автора к философско-социологиче кому анализу духовной культуры отечественных военных инженеров.
Степень научной разработанности проблемы.
Рассматривая проблему в целом, следует подчеркнуть, что многие аспекты получили разработку в трудах как отечественных, так и зарубе пых ученых.
В реализации замысла диссертации автор опирался прежде всего достижения отечественной науки, которая наиболее полно выражает ос бенности нациоапьного содержания, характера развития культуры, трад ций духовной жизни России, ее Вооруженных Сил.
Используемую е диссертации литературу с известной долей условно ти можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют работы отечественных ученых которые из чали проблемы формирования личности: ее духовных побуждений; соотнош
ле личностного смысла и объективных условий Формирован;:/ котипов деятельности. К ним относятся Анисимов С.Ф. , Kveca Л. /равлев В.В , Здравомыслов А.Г. . Каган М.С.. Камеро: .В., Лебедев А.В., Леонтиев А.Н.. Лекторский В.А... ! їв П.В. . Гтепин B.C., Склуянова Н.В., Филиппов ]'.'. JTCBa Р.Г., Яновский Р.Г. и другие.1
Вторую группу представляют классические и с^ир-" '.т.ных Философов: Анаетази А. . Бергсона A. . Ri;-'v--v . . вико Л. , Гнрдера И., Дюркгейма 3. , Дильт^н В.. .. Лкнтона Р.. Мангейма К., Парсонса Т., Парето Р. !ра де Шардена П., Токвиля А., Ясперса К. и других, в k-itcv'-ix с рлз-/чных методологических позиций делаются попытки осмысления проедем /льтурм, ценностных ориентации личности, роли религии, искусства is ізвитии человеческого общества.~
Третья группа включает в себя публикации военных ученых: Балл-веского А. А., Блрабанши.кова А. А. , Бокарева Б. А.. Богатырева Б. Д. . Бабкина Л.В.. Гидиринского В.И., Горбунова B.C.. Горячева А.И. Грузкова .Н., Fvrca А.И. . Дмитриева А.П., ДыринаА.И.. Еяова А.Ф\ . Каверина
1. См.: Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребле-ic.-М.,1089; Буера Л.П. Духовность и проблемы нсавствишсй культу-i.'/Вопросы философии.-1996.-N2. : Здравомыслов А.Г. Потребности. Ин-о*сн. Ценности. - М.І985; Каган М.С. 0 духовном, опыт клтегориалыго-: анализа. //Вопросы Философии'.- 198b.-N9; К.емеров В.Е. Проблемы лич-:сти: методология исследования и жизненный смысл. - М.. 1997; Лебедев,
Б. Духовное производство: сущность и функционирование: ссциатыго-Фи->:офский анализ.- Казань. 1991; Лекторский В.А. Духовность и рацио-льнооть.//Вопросы Философии -1995.- N2. ; Манько Ю.В. Фидософско-со-тологичеекий анализ духовного состояния личности. -Л.. 1933; Степин .С. Философская антропология и Философия науки.-М.,199"; Фролов И.Т.
человеке"и гуманизм0: Работы разных лет.-М.,1989: Филиппов Г.Г. Дурное производство как объект социалыга-Фплос. анализа: Автореф. ice... канд.Филос. наук.-СПб. ,1992; «Федотова В.Г. Практическое и ду-эвное освоение действительности.-М.,1991 и др.
2. См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., ї9о: Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей куль-фой и отдельными науками - СПб., 1913.; Дильтей В. Избранные сочйне-!Я. - М., 1993.; Конт 0. Курс позитивной Философии. - М., 1987.; Лин-)н Р. Культурные основания личности // Человек и социокультурная сре-\. - М. , 1992. - Вып. 2.: Маритен Ж. Религия и культура //Работы Ж. гритена по культурологии и истории мысли. - М.. 1992. - Вып. 2.; Парше Т. Избранные'произведения. - М. 1991.; Парето В. Трактат всеобщей идеологии. - М. , 1988.; Рикк,ерт Г. 0 системе ценностей. - СПб., 1904.; пгар де Шарлей П. 'Феномен человека.-М.:Наука. 1987.; Tocqueville A. L' ісіеп Regime et la Revolution. - P., 1956.; Ясперс К. Смысл и назнавше истории/пер. с нем. 2-е изд.- М.1994.; Kroner Ah.. Kluchohn С. llture. A Critical Review of Concepts and Definitions. Cambridg -issachusetts, 1952.: MangeiM K. Ideoloie une Utopie. - Bonn., 1929.
Б.И., Ковалева Н.В., КснюФонтова Р..Н. . Кузнецова В.П.. Лукавы Г.Г Малькова Б.Н., Масюка Ю.В., Нечаева В.В., Пилипонского Л.Г., Поздняя «а А.И.. ПупкоА.Б., Рахимова 0.Х-А.. Рсвенко В.О., Скока А.С.. Ти» ринаА.Л., Федуринл А.В., Чаиднмова Н.А., Чсспокова В.А. . Чутунс A.M., Чунунова В.М. . Шахова М.Н. и других, кетовые разрабатывав проблемы личности воина, то духовной жизни, сознания и Формирован; мировоззрения, проблеми диалектики соотношения человека и военной "с.---пики, сущности и содержания воєнно-инженерного труда, ДУХОВНЫХ ПСбУЛ!' теплей воинской деятельности.1
Изучение работ вышеперечисленных ученых позволяет сделать вывод том. что существует солидная теоретическая и методологическая база ее циально-Философского аііализа духовной культуры отечественных воєнні, инженеров. В то же время, военными учеными эта тематика лредотавлеї не в прямой постановке, а как правило, е контексте личности воина и. воинской деятельности в целом.
Актуальность проблемы, предпосылки ее научного и практически решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационної исследования.
№_№ктом_ис:слелог.ания выступает духовная культура отечественно: военного инженера.
Предмет Г|СС.л_елования_ составляют социально-Философские аспект сущности и содержания духовной культуры военных инженеров . а тага система факторов, оказывающих воздействие на ее формирование и разві-тие.
І. См.: Армия и общество. Ред. Чалдымов Н.А.- М., 1990: Гилиринс кий В.И. Русская идея и армия.- М. , 1497; Горбунов Ь.С. Методологиче*: кие проблемы теории и поактики системного формирования личности ее ветского воина. Лис... док. фил ос. наук. - М., 1991; Горячев А.И. Соціальная активность как способ реализации сущностных сил личности.- М. 1991; Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи о гаественного сознания и мировоззрения личности советского воина.- М. 1988: Ксенофонтов В.Н. Идеологические отношения и специфика их прояв ления в духовной жизни советских воинов.- /Философ.-социолог, анализ/ Лис... док. филос. наук. - М.. 1990; Поздняков А.И. Методологически анализ военно-инженерной деятельности. Лис... дек. Филос. наук. - М. 1979; Рахимов О.Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности.- М. 1994; 4vtvhob A.M., Рсвенко В.О. Воєнно-инженерная деятельность и ліс тивационію-ценностные ориентации личности военного авиационного шстл нера.- М.. 1994: Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасное^ государства.- Монино. 1998 и др.
Цель диссертационного исследования состоит л ccv-' ;';лл'"п:ш соци-льно-философского анализа и концептуальном пр'ГФ.'талл^.чми духовной
УЛЬТУРЫ И СПРЦИфИКИ ЄЄ ПрОЯВЛеНИЯ В Профессиональной ГО:!Г"ТОВК" и де-
тельности отечественных военных инженеров. Задачи исследования:
систематизировать исходные методологические установки со-иально-философского исследования духовной культуры отечественных во-нных инженеров;
представить авторское понимание сущности и содержания ду-овной культуры, ее места и роли в жизнедеятельности общества, соци-льной группы, личности;
исследовать сущность, содержание, структуру духовной /льтуры отечественных военных инженеров;
выявить и подвергнуть анализу проблемы духовного обновле-ия профессиональной подготовки отечественных военных инженеров;
обосновать предложения по повышению уровня духовной куль-уры отечественных военных инженеров в ходе обучения и практической еятельности.
Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составля-т положения трудов отечественных и зарубежных философов, исследовав-их различные аспекты сущности духовной культуры, особенности ее про-вления в жизнедеятельности общества и личности.
Методологическим стержнем социально-философского анализа проблемі, по мнению автора, может стать идея целостности духовной культуры, оторая наиболее полно отвечает общему замыслу и задачам диссертации, на позволяет, с одной стороны, создать теоретическую концепцию, в ентре которой находится человек как целостность, а, с другой, отра-ить системность духовной культуры общества, социальных групп и отельных личностей, включенных в различные формы деятельности.
Концептуальное содержание диссертации в значительной степени опи-ается на использование материалистического подхода, применение зако-ов и категорий диалектики. В процессе исследования автор считает оп-авданным, в зависимости от этала и задач работы, обращаться к тем энкретным методологическим принципам , которые наиболее адекватно от-ечают потребностям изучения той или иной проблемы. В качестве ведущих ринципов изучения духовной культуры, и специфики ее проявления в дея-
тельности воєнно-инженерных кадров аї;тор полагает: гуманитарность междисциплинарность, интегративность.
Исходная гипотеза исследования состоит в следующем. Духовна
КУЛЬТУРИ СТЄЧ0СТВЄШ!!,!Х ВС^ПНЫХ ИНЖеНі'рОВ В СГОЄЙ O0HOB'J ЄСТЬ 'Ч"'ТеМ
наиболее значимих ценностей, принятых в. данной социальной групп---, ко торая предполагает спредел'-гный тип отношении, поведения, деятельное ти. Значительное влияние на уровень и структуру духовной культуры отечественных военных нл№>чеоов оказывает специфическое содержание воєн но-инжеиерной деятельности и, разумеется, характер и уровень духовно культуры общества и целом.
В качестве основного метода получения эмпирической информации ис пользовалось конкретное военно-социологическое исследование. Пля сбор первичных данных использованы методы анализа документов, анкетный экспертный опрос, интервью, нао.шедения. Для анализа данных использова лись мате.матико-стати'.-тчгн-'окие методы обработки ишіюрмации (описатель ности, логического квадрата, корреляционного анализа др).
Эмпирич>'екая база исследования включает данные, полученные- авто ром в ход»"1 пров'-дечия конкрг'тнс)-социолпгических исследований в частя и подразделениях, учидюпах Дальневосточного, Московского и Сог.еро-Кав казского поенных «"кругов в ! 996--1998 годах. В работе также реализован отчеты по научно-пес.л^теват'"'льсгя'м работам "Управленце", "llapvo"; ис пользовались матернаи: статистических сборников, публикаций в средст ьах массовой информации, отрада.'елшх ч удаления различных стосон. ас пектов духовного состояния военнослужащих.
Дсстове(ж:>сть. _нт/чкая ебестюванчогть результатов исследования по мнению автора, г.еуедовлены методологическим и теоретическим обосно ванием концептуальной модели изучаемого явления: корректным применили ем математико-статистических методов обработки данных, опорой па мете дики, опробованные в других исследованиях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность проблемы, охарактеризован степень ее разработанности, определены объект, предмет, цель и задач исследования, новизна, выносимые на защиту положения, научная и прав тическая значимость работы.
В первом разделе - " Теоретико-методологические основы социаль но-философского анализа духовной культуры отечественного военного ив
- n -
енера "- раскрываются основные подходы к и'ллк-шчп Ь'номст духовной
УЛЬТУРЫ С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ, психологии.
арактеризуются ее связь с развитием и становлением ипхун-Л'-чиых соци-пькых групп. Показывается социальная сущность духовной культуры отечественных военных инженеров. Уточняются, в рамко.х социальпо-ФилссоФс-эго анализа, объем и содержание понятий "культура", "духовное", "лич-эсть военного инженера".
Во втором разделе - " Структура духовной культуры отечественного эенного инженера, механизм и факторы ее формирования " - выявлены истемообразующие признаки духовной культуры отечественных военных ин-енеров, факторы, оказывающие непосредственное влияние на ее Формиро-ание, обоснован механизм формирования, обоснованы авторская методика
инструментарий конкретного социологического исследования,описаны ти~ :-і (уровни) духовной культуры военных инженеров.
В третьем разделе - " Теоретико-практические вопросы формирования
развития духовной культуры отечественного военного инженера в совре-энных условиях " - на основе обработки эмпирических данных сформули-эваны рекомендаций органам военного' управления по развитию и повышено уровня духовной культуры отечественных военных инженеров.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основ-lie теоретические выводы и вытекающие из них практические рекомендации
предложения.