Введение к работе
Актуальность исследования . С древнейших времен произведения фольклора, в частности сказки, были для человека важным средством выражения его представлений об окружающем мире, о взаимоотношениях людей о вечном противостоянии сил света и тьмы, добра и зла. Сказка как вид фольклора, в целом верно передает мировоззрение народа, его нравственные, эстетические и религиозные представления.
Башкирский народ так же, как и другие народы до сегодняшнего дня сохранил многие традиции устно-поэтического творчества, возникшие на фольклорной основе. Поэтому полнокровное изучение духовно-нравственных традиций невозможно без обращения к произведениям народного творчества, в том числе и сказкам. С другой стороны, обращение к сказкам дает возможность включить ценности духовной культуры башкир в систему общечеловеческих.
Тема диссертации актуальна и тем, что проблемы нравственного воспитания и нравственного самоопределения личности всегда имели и будут иметь непреходящее значение для нравственной культуры. Сказка является наименее идеологизированной, наиболее демократичной формой выражения извечной человеческой мечты о всеобщей справедливости и нравственном совершенстве. На пути к осуществлению этой мечты ее герои сталкиваются с необходимостью выбора между долгом и склонностями, между добром и злом. В их поступках реализуются нравственные ценности, идеалы и убеждения многих поколений людей их создававших. Изучение нравственного выбора позволяет выделить те его особенности, которые обусловлены спецификой сказки как вида фольклора.
Нравственное содержание в народной сказке выражается прежде всего в человеческих поступках, являющихся элементарными "клеточками" поведения. Выбор поступков составляет ту практическую ось в поведении людей, вокруг которой вращается вся нравственная жизнь человека. Проблема выбора в том или ином контексте была вечной темой большинства философских учений. Она не теряет актуальность и сегодня.
Степень разработанности проблемы . В отношении к проблеме нравственного выбора в истории философии существовали два подхода. Первый из них восходит к этическому рационализму Сократа, считавшего, что человек должен подчинять свои поступки разуму. Познание добра и зла, по мысли Сократа, не дает
человеку сов'ершать безнравственные поступки. Тезис о главенствующей роли разума в нравственном поведении человека красной нитью проходит через философию Просвещения, а также через труды представителей немецкой классической философии.
Но, начиная со второй половины XIX века, рационалистическая традиция начинает подвергаться критике в работах А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше и других, которые призывали творчески относиться к морали, ибо человек творит себя, выбирая мораль. Дальнейшее развитие их идей мы находим в философских учениях XX века. Например, в экзистенциализме нравственный выбор рассматривается как основа человеческого существования. В ситуации выбора вся тяжесть морального решения переходит на человека, ответственного за все, что он делает.
Важный вопрос нравственного выбора - это проблема мотивации. Принципиально новый шаг в ее изучении был сделан З-Фрейдом и К.Юнгом - представителями психоанализа. Ими была разработана концепция бессознательной мотивации, существующей наряду с сознательной. В контексте нашего исследования важной представляется выдвинутое КЮнгом положение об архетипах коллективного бессознательного, определяющих поведение человека.
В отечественной этико-философской литературе сегодня можно выделить ряд исследований, освещающих роль морали в поведении личности, среди которых можно назвать работы С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского, В.ИБакштановского, В.А.Блюмкина, ДЖВалеева, А.А.Гусейнова, Н.Н.Гумницкого, О.Г.Дробницкого, Н.Н.Крутова, И.Н.Михеевой, Ю.А.Смоленцева, А.И.Титаренко и др. В'то же время мало работ, посвященных изучению процесса нравственного выбора. Особо нужно отметить труды В.И.Бакштановского, плодотворно занимающегося анализом праксиологического аспекта проблемы нравственного выбора1. В 1980 году вышла коллективная монография2, посвященная различным
-
Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: Цели, средства, результаты. - Томск.: Изд-во Томского ун-та, 1977. Он же. Моральный выбор: Альтернативы и решения. - М.: Политиздат, 1983.
-
Моральный выбор. - М.: Изд-во Московского ун-та,1980.
—вопросам—нравственного выбора— в которую-вошли"-статьи А.Л Гусейнова, А.И.Титаренко, Б.О.Николанчева, С.Ф.Анисимова, Ю.В.Согомонова и др. В фольклористике к числу наиболее значимых относятся работы А.Н.Веселовского, Е.М.Мелетин-ского, В.Я.Проппа, О.В.Померанцевой, А.П.Аникина, Л.Г.Барага, А.И.Алиевой, Е.Д.Турсунова, А.М.Сулейманова, Ю.И.Юдина, Д.А.Яшина и др. В них рассматриваются вопросы генезиса, жанровых разновидностей, сюжетного состава, системы образов и поэтики, подчеркивается дидактический характер сказки, но ее нравствентто-мтфовозгзренческпп аспект специально не изучен. В целом же обзор имеющейся литературы по проблеме нравственного выбора в народной сказке свидетельствует о ее неразработанности, недостаточном философском осмыслении.
Цель настоящего исследования - показать диалектический характер нравственного выбора в сказке, выявить особенности его структуры, раскрыть механизм его функционирования. С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
выявление нравственных ценностей народной сказки;
выделение основных компонентов структуры нравственного выбора в сказке;
нахождение характерных особенностей поведения героев сказки в процессе нравственного выбора;
анализ роли и места древнейших нравственных представлений в процессе выбора в народной сказке.
Методологической__рсновоп исследования служат диалектический метод познания, а также принципы сравнительно-типологического анализа, историзма и системного подхода. Целенаправленное использование данных истории, этнографии, археологии позволило иллюстрировать и аргументировать теоретические положения и выводы автора.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые осуществляется исследование проблемы нравственного выбора в сказке. Автор исходит из того, что фактический материал, содержащийся в сказках, позволяет раскрыть специфику поведения их героев в ситуации выбора. В предлагаемой работе рассматриваются вопросы взаимосвязи культуры и морали, разработаны новые подходы к пониманию сущности сказки как комплекса нравственно-мировоззренческих воззрений народа.
Практическое значение диссертации . Выводы диссертации призваны способствовать исследованию нравственной проблематики в остальных видах фольклора. Раскрытое в работе значение народной сказки, как хранительницы нравственного опыта народа должно учитываться в деле возрождения и развития
традиций духовной жизни народа. Положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов философии, этики фольклористики, этнопедагогики и истории педагогики.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на межвузовской конференции "Научная картина мира как феномен культуры", 1992 г., г.Уфа; на VI международжной тюркологической конференции, 1992 г., г.Казань; на Вторых Валидовских чтениях "Научное наследие башкирских ученых-эмигрантов и вопросы современности, 1995 г., г.Уфа.
Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры этики, эстетики и культурологии Башкирского государственного университета и рекомендована к защите.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы.