Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Coциальная oнтoлoгия гepoизма Cepeдинcкая Лилия Алeкceeвна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Cepeдинcкая Лилия Алeкceeвна. Coциальная oнтoлoгия гepoизма: автореферат дис. ... кандидата филocoфcких наук: 09.00.11 / Cepeдинcкая Лилия Алeкceeвна;[Место защиты: Бурят-ском государственном университете].- Улан-Удэ, 2012.- 24 с.

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена состоянием современного общества. Социальная актуальность героизма возрастает в условиях стремительных социальных трансформаций, характерных для современности. Переход к информационному обществу, инициированный интенсивным развитием науки и внедрением новых способов обработки информации, породил множество героических мифов, призванных осуществлять воспроизводство социального порядка и определять в нем место любого социального субъекта. Становление общества потребления вызвало к жизни специфические формы конструирования героических мифов, связанные с манипуляцией общественным сознанием, - киноиндустрию, рекламные и политические PR-технологии. Интенсивное распространение тиражируемых современной массовой культурой образцов «героического» поведения, в соответствии с которыми выстраиваются поведение человека, его ценностные и нравственные ориентиры, приводит к девальвации самого смысла героизма, обесцениванию роли подвига в общественном сознании, искусственной героизации потребления и насилия, итогом которой становятся социальная аномия и терроризм.

На рубеже ХХ и XXI столетий в социальных и гуманитарных науках и философских исследованиях прослеживается тенденция к рассмотрению героизма как некоего конструкта, идеального образца социального поведения, оставляющая за кадром подлинно человеческое, личностное измерение героизма и его социальную значимость. Несмотря на увеличение в последнее время количества научных (культурологических, социологических, политологических и т.д.) исследований героизма, причиной которого является его политическая ангажированность, всё более углубляющаяся дифференциация и специализация науки проблематизируют возможность интеграции знаний о героизме как социальном феномене и методологический органон, который бы позволил это сделать. Создаваемые частными науками модели героизма вполне обоснованы, но не формируют его целостной аналитической картины, поскольку охватывают лишь те грани данного феномена, которые определяются рамками их конкретных задач. В таких условиях можно констатировать кризис не только героизма, но и исследования героизма.

Необходимость нового подхода к социально-философскому исследованию героизма обусловлена в том числе интенсифицирующимся в современном обществе внедрением практик дегероизации в область социального бытия. Это приводит к деонтологизации социального бытия, которая проявляется разрушением социального смысла субъективного героизма и замещением его в социальном бытии симулякрами. Социальное бытие в сознании познающего субъекта подменяется социальной действительностью, конструируемой дискурсивными практиками идеологии, власти и потребления. Дегероизация социального бытия приводит к нарушению социальной целостности, атомизации социального присутствия и множеству других негативных для общества последствий.

Исследование героизма на уровне не только социальной онтики, но и прежде всего социальной онтологии ещё более актуализируется в период социального кризиса, отмечаемый многими исследователями. Интенсификация героического дискурса в современности только подтверждает данное положение. Ещё в прошлом веке Йохан Хейзинга писал, что «понятие героического претерпело такую ошеломительную трансформацию, которая лишает его глубинного смысла... Культ героического сам по себе есть показатель кризиса. Он означает, что понятия служения, миссии, долга больше не имеют достаточно силы, чтобы стимулировать энергию общества. Ее нужно усиливать». Исследования в русле социальной онтологии героизма необходимы для создания условия для нового отношения и привлечения внимания к этому феномену социального бытия. Обращение общества к героическим идеалам поможет преодолеть девальвацию нравственных ценностей, будет служить решению важных задач, возникающих в современном социокультурном пространстве: прекращения духовного упадка, возрождения культурных традиций, воспитания молодежи в духе патриотизма. Таким образом, исследование героизма на социально- онтологическом уровне становится актуальной задачей современной социальной философии.

Степень научной разработанности проблемы. В гуманитарных науках прослеживается интерес к исследованию героизма, мотивированный в первую очередь практическими задачами.

Политологические исследования направлены на изучение конструирования политической реальности посредством героического политического мифа, а также механизмов создания имиджевых политических мифов на основе архетипа Героя. Теоретическими исследованиями политического мифа занимаются Т. В. Евгеньева, И.И. Кравченко, М. Паренти, В.Д. Нечаев, В.С. Полосин, К. Флад, Е.И. Шейгал, НИ. Шестов, Н. Г. Щербинина и др.

Исследованиями героического мифа в общественном сознании занимаются многие авторы, в том числе такие известные, как: Дж. Кэмпбелл, Е.М. Мелетинский, К. Наранхо, В.Я. Пропп, O. Ранк, Н.Г. Щербинина К.Г. Юнг и др.

Проблемы функционирования и роли архаических мифов в современном общественном сознании рассматривают следующие ученые: М.М. Бахтин, Р. Барт, В.В. Иванов, Э. Кассирер, Д. Кэмпбелл, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский, О.М. Фрейденберг, К. Хюбнер, М. Элиаде, К.Г. Юнг и др.

Героическую инициацию, выражающуюся в ритуале перехода, описывают А. ван Геннеп, Д. Кэмпбелл, Л. Мамфорд В. Тэрнер, М. Элиаде, Д. Фонтенроуз и др.

В филологических исследованиях внимание акцентируется на образах героя в художественной литературе. Д.А. Голубев рассматривает проблему героизма как особого лингвокультурного концепта, проблемой культурного героя в литературе занимается Е.В. Иванова. Изучение специфики эпических героев связано с фундаментальными исследованиями А.Я. Гуревича, В.М. Жирмунского, Ф. Кессиди, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского.

В социологических исследованиях отмечается внимание авторов к влиянию религии на формирование героических культурных символов. В этом аспекте наиболее примечательны работы C. Московичи и М. Вебера. Феномен рыцарства как вариант героизма раскрывается в трудах зарубежных историков, исследователей культуры Ф. Кардини и М. Оссовской. Проблему взаимоотношений героя и толпы освещают Г. Лебон, Н.К. Михайловский, Г. Тард, существование механизма социального продуцирования героизма отмечает П. Сорокин.

Среди исторических исследований особого внимания заслуживают работы E. Сенявской, раскрывающие смысл и специфику военной героики на примере Великой Отечественной войны и локальных войн XX столетия.

Собственно философских трудов, посвящённых непосредственно героической проблематике, немного. В античной философии проблема героя исследуется Платоном и Аристотелем. Проблема героизма как социального явления решается в этот период в перспективе онтологии, героизм рассматривается как принцип, связывающий сферу человеческого существования со сферой абсолютного бытия. В период Средних веков и эпохи Возрождения в философии проблема героизма рассматривается в этическом ракурсе в концепции героической личности и героического энтузиазма Дж. Бруно. В Новое время проблематика героя и героического раскрывается в историко-философском аспекте в концепции исторического круговорота Дж. Вико. В классической европейской философской традиции исследование героизма продолжается в концепции Г.Ф.В. Гегеля. Его концепция героя выводится из общего представления исторического процесса как этапа самопознания абсолютного духа. Гегель связывает понятие «герой» и понятие «великая историческая личность». Для него герой - выразитель всеобщего в индивидуальном, проводник объективной необходимости, творец жизни народов. Далее проблема героизма отражается в концепции героических типов Т. Карлейля, где герой выступает источником народной нравственности, а культ героя является необходимым элементом существования общества. Нельзя не отметить вклад в исследование проблематики героизма Ф. Ницше, в концепции которого героический период истории человечества закончился с наступлением господства в культуре рациональности, а пришествие Сверхчеловека как нового героя еще не наступило.

В отечественной философии проблема героя и героизма предстает в работах А.Ф. Лосева, С.Н. Булгакова, раскрывающих роль героя в обществе. В концепциях российского марксизма героизм рассматривается с позиций классовой борьбы как способ революционного преобразования общества. Примерами этому служат работы Г.В. Плеханова и А.В. Луначарского. Этический аспект героизма в марксистско-ленинской философии рассматривался в работах И.М. Сушкова, В.П. Шестакова и др.

Современные зарубежные философские исследования проблемы героизма наиболее ярко представлены трудами Э. Кассирера, Ю. Мисимы, Н. Коупленда, Дж. Кэмпбелла, Й. Хейзинги, Э. Юнгера.

В современных отечественных философских исследованиях героизма показательны работы Г. А. Кривощековой, В. Д. Плахова, П.А. Сапронова, И.М. Суравневой и других, в которых героизм представлен в качестве механизма социальной регуляции, актуализирующегося в переходные для общества периоды.

На основании имеющейся литературы можно составить представление о полноте собственно социально-философского анализа феномена героизма в философской традиции. Подводя итоги анализа научной разработанности изучаемой темы, следует отметить, что, несмотря на достаточно интенсивные исследования социальной онтики героизма, за их рамками остается проблема героизма на уровне социального бытия. В связи с этим возникает необходимость проанализировать концептуально-вариативные подходы к исследованию героизма и выявить контуры его социальной онтологии, что в качестве самостоятельной исследовательской цели ранее не ставилось.

Актуальность исследования проблемы, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является героизм как социально- онтологическое явление. Предмет исследования - социальная онтология героизма.

Цель исследования - выявление социальной онтологии героизма на основе экзистенциально-феноменологического анализа связи базовой категории героизма с остальными смежными ему феноменами социального бытия.

Целью определен круг задач:

выявление концептуально-вариативных подходов к исследованию понятия «героизм» в социальной философии: субъективистской, интерсубъективной и конструктивистской концепций героизма;

раскрытие специфики героизма как социально-онтологического феномена;

экспликация героизма в системе экзистенциалов социального бытия;

выявление социально-онтологического смысла героизма как призвания Dasein;

анализ онтики героического существования в повседневном бытии-с-Другим;

раскрытие социальной онтики героизма в аспектах Mitsein и Selbstsein;

изучение специфики героики повседневности в современном обществе в аспектах героики труда и героики войны.

Научная новизна работы предлагаемого исследования состоит в следующем:

Героизм рассмотрен как средство организации социальной реальности и как путь творения социальным субъектом самого себя, собственной реальности, и граничащих с ней реальностей субъектов, его окружающих. Показано, что исходным пунктом создания социума является «Мы»-субъект, интенциальная активность которого, базирующаяся на героизме как принятой на себя ответственности за мир и перед миром, ведет к расширению собственной реальности как таковой до уровня социума.

Выявлена знаково-символическая специфика фигуры Героя и особенности функционирования её в общем символическом обмене; представлена интерпретация фигуры Героя как метафоры, через призму которой концептуализируется определенная социальная конструкция.

Сформулировано положение о героическом дискурсе как инициирующем и регламентирующем трансформацию знаковых и семиотических систем социальной и субъектной реальности. Показаны механизмы конструирования посредством героического дискурса социальной и субъектной реальности.

Показана возможность существования социальной онтологии героизма как модуса Dasein в социальном бытии. Выявлен социально-онтологический смысл героизма как призвания Dasein в логике повторения и различия. Рассмотрена онтика героического существования в повседневном бытии-с-Другим в аспектах Mitsein и Selbstsein. Раскрыты особенности героики повседневности в современном обществе в аспектах героики труда и героики войны.

Теоретико-методологическосная основа исследования. В качестве методологической основы выступает экзистенциальная феноменология (М. Хайдеггер), позволяющая эксплицировать социальные смыслы героизма в его связи с другими феноменами социального бытия; герменевтический метод (Г.-Х. Гадамер, П. Рикер), с помощью которого осуществлена интерпретация текстов, методы философской рефлексии, компаративистики, систематизации.

Теоретической основой являются экзистенциально-феноменологические концепции Э. Левинаса, Б. Вальденфельса, М. Бахтина, М. Мамардашвили, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггера; концепция социального конструктивизма (П. Бергер, Б. Латура, Т. Лукман); теории социальной мифологии (Э. Кассирер, Дж. Кэм- пбелл, К. Хюбнер, М. Элиаде); коммуникативистские теории (Ю. Хабермас, М. Маклюэн).

Положения, выносимые на защиту:

    1. Комплексное поуровневое исследование понятия «героизм» с позиций различных исследовательских подходов на уровне субъектной реальности, межсубъектных социальных отношений и концепции конструирования социальной реальности позволяет максимально последовательно рассмотреть процесс формирования социума посредством «героического» на разных стадиях - начиная с субъектной реальности, через реальность межсубъектных отношений к реальности, создаваемой дискурсивными практиками.

    2. Для социальной онтологии героизма базисными являются следующие конституирующие моменты фундаментальной структуры Ба8еіп: бытие-в-мире как М^еіп, т.е. совместное бытие с другими, и бытие самости (8еіЬ8І8еіп). Героическое Ба8еіп определяется как Dasein, уже порвавшее с анонимностью бытия, выделившееся из него и удерживающее его в себе.

    3. Герой обращён к Другому с момента выделения себя из безликого тотального бытия. Началом социального как взаимообусловленности индивидного бытия людей и надиндивидуальных структур социальной статики и социальной динамики являются Герой и любой его дискурс, в котором Другой уже заведомо участвует. Концептуально «субъект «Мы», возникающий в бытии лицом-к-лицу Героя с Другим, - это компромиссный вариант между антропологическим индивидуализмом полагания чистой субъективности в качестве истока социального, сводимым к субъективизму, и социологическим коллективизмом.

    4. Dasein как личность раскрывается лишь в результате вопрошания и провоцирования, и в этом смысле Герой - агент, провоцирующий Другого, вовлеченного в бытие-с-ним. Причастность Другого испытательно-воспитательному формированию личности - не однонаправленный акт, но момент взаимодействия, которое получает название внутренней социальности, и во внутренней социальности трансформируется и экзистенция самого Героя. Человек, однажды вставший лицом-к-лицу с Героем в пространстве его речи или говорения о нём, в любом случае претерпевает внутреннесоциальную трансформацию, воспринимая его и способ его бытия, в идеальном случае - включаясь в него и принимая его для себя как собственное бытие.

    5. Смерть для Ба8еіп есть событие свободы, но для героического Базеіп смерть не заканчивает его трансгрессирующее бытие. Герой длится в истории. Отказ быть предполагает последнюю степень самоотрицания героического Базеіп, которая сущностно противоречит самим основаниям его бытия как Героя. Онтологическая проблема Героя, парадоксальность его социального бытия, состоит в его бессмертии.

    6. В современном обществе выделяются две основные атрибуции героики повседневности: героика труда и героика войны. Феномен героики повседневности характеризуется амбивалентностью, и поэтому его смысл не ограничивается социальной деструкцией. С трансцендентальной точки зрения героика повседневности представляет собой секуляризацию архетипа Героя, служащую социальным регулятивным механизмом и транслятором знаний, социальных норм и регламентаций повседневного поведения, и в то же время сакрализирует феномены обыденной жизни, придавая им статус повседневных героических мифов.

    Теоретическая и практическая значимость исследования. Исследование даёт теоретический материал для осмысления социальных процессов в преломлении социальной онтологии героизма. В данном подходе социальная онтология героизма рассматривает проблемы и способы связи базовой категории героизма с остальными смежными ему феноменами социальной реальности. При рассмотрении героизма в качестве одного из модусов первичного присутствия, одной из манифестаций самой социальности, возникает возможность рассмотрения впоследствии любой социальной теории как одной из региональных проекций первичного присутствия в модусе социальной онтологии героизма. Выводы и положения диссертации могут быть использованы в дальнейшем изучении проблемы героизма. Результаты исследования способны послужить основой для социально-антропологического изучения героя и выявления его габитуальных характеристик. Проблемы, затронутые в диссертации, намечают основу для дальнейшего поиска в области философии политики, социально-философской антропологии, этики, эстетики.

    Практическое значение работы заключается в возможности использовать ее результаты для решения реальных социально- политических проблем. Исследование социальной онтологии героизма имеет большое значение для формирования гражданского общества, поскольку возрождает интерес к воспитательной роли феномена героизма в повседневной жизни, делает возможным актуализацию героики труда в современном обществе, решение проблемы дегероизации и социальной аномии. Переоценка героизма, понимаемого не как только лишь идеологический конструкт, а прежде всего как предельно ответственный модус социального бытия, приведет к становлению общества граждан, ответственных за судьбу собственной страны. Результаты исследования имеют выход в педагогическую практику и могут быть использованы для создания учебных курсов в области социальной философии, онтологии, социальной и философской антропологии.

    Апробация данных исследования. Основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях автора на научных конференциях «Дни молодёжной науки в Алтайском государственном университете» в 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 гг., а также на Всероссийской конференции с международным участием «Человек: философская рефлексия» в 2006 г.

    Данные, полученные в ходе исследования, легли в основу восьми научных публикаций.

    Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в учебном процессе, использовались автором при чтении курсов лекций по философии и легли в основу авторского учебного курса «Философия героизма», читаемого для студентов специальности «Философия» в Алтайском государственном университете.

    Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социальной философии, онтологии и теории познания Алтайского государственного университета.

    Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав по три параграфа каждая, заключения, библиографического списка, включающего 252 источника, в том числе 6 - на немецком языке. Oбщий объем диссертации - 156 страниц.