Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антропологическая стратегия социальной метафизики буддизма Мариничева, Екатерина Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мариничева, Екатерина Викторовна. Антропологическая стратегия социальной метафизики буддизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Мариничева Екатерина Викторовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Самара, 2008.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/164

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Несмотря на ту важнейшую роль, которую играет буддизм в современном обществе , представления о нем, бытующие в массовом сознании россиян поверхностны и стереотипны Отечественные и зарубежные исследования открыли обществу смысл отдельных положений буддийской философии Однако еще и сейчас отсутствуют попытки комплексного систематического рассмотрения и оценки антропологических стратегий социальной метафизики буддизма в органичной связи с решением насущных задач теории и общественной практики сегодняшнего дня Тем не менее, именно буддийская традиция метафизики человека лежит в основе многочисленных (как позитивных, так и негативных) методов релаксации, восстановления гармоничного психического и психологического состояния И это не случайно, ведь буддийская и социальная философия человека подчинены целям нирваны («беспечальное состояние»), снятию неудовлетворенности, достижению покоя Единственный путь к этому - самосозерцание, перестройка внутреннего мира, следствием чего является сосредоточение внимания на вопросах психотогии, психического состояния человека Язык психологии становится универсальным философским языком описания как мира и человека, так и процессов их познания Без исследования психологических аспектов буддизма, трудно понять не только социальный, но и собственно антропологический смысл задач самосовершенствования человека Ведь признание буддизмом ответственности сознания за все происходящее на Земле [33, 34], подводит к необходимости рассматривать усовершенствование сознания в качестве единственного пути социальных альтернатив С этой целью в рамках учения разработаны методы, техника психосоматических и социальных практик, прошедшие испытание временем

Буддийский опыт антропологической стратегии социальных явлений, с одной стороны, и уяснения культурно - цивилизационной ценности человеческих качеств, - с другой всегда был предметом пристального внимания современного научного сообщества Однако еще и сейчас, на путях освоения этого опыта делаются лишь первые шаги Этим объясняется выбор темы диссертационного исследования, и определение задач, использование системы методологических концептуальных и терминологических средств социально-философской аналитики Почему социальная метафизика9 Потому что именно в этом виде представлена социальная философия буддизма То есть социально-философская проблематика «вписана», является органичной частью

«Буддизм исповедуют около 6-8% населения мира, 99% буддистов живут в Азии Есть государства которые принято называть «буддийскими» Камбоджа (буддистов около 95%) Мьянма (Бирма около 90%) или Бутан (75%) Лаос, Таиланд и Шри Ланка, где буддистов 60 70% населения, есть государства, где подобная статистика затруднена из-за двойной, если не тройной самоидентификацни населения например Япония, Китай, Тайвань Корея и Вьетнам есть остальные страны, где буддистов менее одного процента населения

Но реальное значение буддизма вряд ли отражается в сухой статистике Очевидно что с буддизмом произошло нечто такое, что включило его в рамки «глобального дискурса» Постепенно буддизм превращался в гнобаїьніяіі интеллек-туспьнс-духовныиресурс Так, при том, что в сумме буддисты составляли в конце 20 го в ничтожную допю в населении западных стран зримость разных элементов этой традиции в поп-культуре в иелом была более значительной буддизм стал частью культурного ландшафта» см работы А С Лгаджаняна М Бауманна

более широкого, чем собственно общественная история контекста, а именно, - космического мирообразовательного процесса в целом В этом смысле социально-философские вопросы оказываются совпадающими с вопросами «предельных оснований», «главных родов» (Аристотель), быта вообще (включая и бытие человека) Отсюда и заключение буддизма - путь к совершенному обществу лежит через усовершенствование природы человека, что также близко и русской философии (Владимир Соловьев и другие), утверждавшей, что «царство божис внутри нас»

Степень разработанности проблемы. История изучения идей антропологии и социальной метафизики составных частей целостной религиозно-философской доктрины буддизма представлена работами С В Ольденбурга, Ф И Щербатского, Е Е Обермиллера, О О Розенберга, Г Ц Цыбикова, Е И Рерих, Ю Н Рериха, А М Пятигорского, Б Д Дандарона, Дзунба Кунчог Жигме Ванбо, 3 П Морохоевой, Н В Абаева, Л Е Янгутова, Е А Торчинова, В Г Лысенко, А А Михалева, А Н Игнатовича, С П Нестрекина, Д Б Дашие-ва, С Ю Лепехова, А С Агаджаняна, Е А Фомичева, С Сидорова, переводами А Кугявичуса, А А Тереньтева, а также работами группы современных востоковедов Санкт-Петербурга - В И Рудого, Е П Островской, А Б Островского, Е А Островской, Т В Ермаковой, С X Шомахмадова, Е Н Молодцо-вой, иностранными исследованиями У И Эванса-Вентца, ДТ Судзуки, П Репса, Далай-ламы XIV, А Берзина, Мурасаки Сикибу, Сей-Сенагона, Франклина Мерелл-Вольфа, Мела Томпсона, Клайва Эррикера и некоторых других

Европейская литература по буддийской медитации не значительна в своей массе Она имеет отношение либо к практикам южной школы тхерава-ды Цейлона, Бирмы итд, либо к руководствам (очень поверхностным1) по осуществлению тантрических практик, либо к направлениям, распространенным на Дальнем Востоке Среди последних многочисленны работы Д Т Судзуки по дзен-буддизму

Большинство современных иностранных авторов, изучающих и проповедующих различные системы буддизма, касаются понятия «личность» и человека в связи с проблемой его совершенствования, продвижения по пути к просветлению (работы Далай Ламы XIV, Анагарики Говинды, Джозефа Голд-стейна, Александра Берзина, Эдварда Конзе, Джека Корнфлида, Дэниела Гол-мена, Гербера Гюнтера, Калу Ринпоче, Лобсанга Рампа, Чогьям Трунгпа, Шри Чинмоя, К Р Чжангона, Голаса Тадеуша, Ф Р Капло, Кацуки Сэкида, Кармапы, Нидал Оле, Согьяла Ринпоче, Чжан Чжэнь Цзы, Мульдон Сильван, Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче, Еше Ло-дой Ринпоче и др ) Однако не редко они упускают из виду, что возможность аутентичного истолкования проблемы находится в прямой зависимости от реализации принципа, побуждающего рассматривать концепцию личности в буддизме как выражение основоположений его социальной метафизики

Кроме того, в последнее время, «на Западе стал расти интерес к «буддизму плоти» — всей массе традиционных мистико-магических практик, пере-

мешанных с обрядовой архаикой не «чисто-буддийского» происхождения и основанной на психосоматической вовлеченности Одним из примеров подобного рода является тибетская эзотерическая традиция Дзогчен («Великое Совершенство»), которая стала модной в последние десятилетия, в том числе в Москве (учитель — Дзогчен Намкхай Норбу Ринпоче)»1 Литературы, посвященной данному направлению распространения буддизма на Западе, достаточно много, но опираться на нее при осуществлении научного исследования - значит уйти от философии буддизма к непрофессиональной и поверхностной популяризации отдельных его элементов

Наряду с этим изучение проблемы человека как самостоятельного направления философских исследований (философия человека) и как формы антропологической осмысленности гуманистических идеалов социальной метафизики часто оказывается в стороне от анализа содержания отдельных, лич-ностно значимых категорий буддийской культуры, мировоззрения, техник совершенствования и др Вместе с тем, человек, задачи и пути его развития всегда стояли в центре внимания многих буддийских первоисточников («Сутта-питаки», «Виная-питаки», «Абхидхарма-питаки», (составляющих вместе па-лийский канон или Трипитаку), «Дхаммапады», «Махаяна-шраддхотпада-шастры» («Пробуждение веры в Махаяне»), «Саддхармапундарика-сутры» («Сутра лотоса благого (сокровенного) закона»), Ланкаватары, Вималакиртн-нирдеши и сутрах праджняпарамитского цикла («Ваджраччхедика-прадняпа-рамита-сутра», «Праджняпарамита-хридая-сутра» и др), а также в каноне Ганчжур и Данчжур, произведениях таких авторов, как Нагарджуна, Васу-бандху, Асанга, Яшомитра, Шантидева, Атиша, Цже Цзонхава, Гампопа, Бу-дон Ринчендуб, Таранатха, и др

В данной работе делается попытка аутентичной теоретической реконструкции буддийского опыта уяснения антропологических и «социально-философских» условий самой возможности единства мира и человека Существенную научную ценность и силу сами по себе и в связи с решением практических задач преодоления современного кризиса во взаимоотношениях личности и общества в европейской культуре имеют учение о человеке, обществе и взаимоотношениях между ними в системе религиозно-философских воззрений буддизма

Несмотря на обилие переводных источников, научных и популярных работ по буддийской философии, до сих пор в трактовке личности в буддизме сталкиваются два противоположных мнения Первое утверждает, что буддизм поставил личность в центр своего учения, второе, руководствуясь буддийской доктриной анатмана (не-души), подчеркивает отрицательное отношение к личности Каким образом акцент на личность может сочетаться с отсутствием таковой7 Вероятно, эта проблема рождена взглядом на буддизм западной культуры, где понятие «личность» является важным средством самопонимания и философской рефлексии Попытки снять это противоречие

1 А С Агаджанян Буддизм в современном мире мягкая альтернатива глобализму //Ретигия и побализация на просторах Евразии / Под ред А Малашенко и С Филатова Московский Центр Карнеги — М Неостром, 2005 — 343 с

предпринимались в работах В Г Лысенко, Б Д Дандарона, З П Морохоевой, Е П Островской, В И Рудого, Т В Ермаковой

При написании диссертации использовались также и работы, посвященные, проблемам философской компаративистики восток-запад, - в которых представлен практический опыт сопоставления основных принципов, категорий философии Востока и Запада (в том числе Востока и России) на протяжении веков

Объектом исследования данной диссертации является взаимоотношение мира и человека в социальной метафизике буддизма

Предметом исследования - учение о человеке и его совершенствовании в философии буддизма

Суть теоретической проблемы, поставленной в диссертации, может быть сведена к анализу природы человека в философии буддизма, ее генезиса и сущности, к обоснованию взаимосвязи человека и общества - степень развития нравственности человечества определяет состояние общества

Целью диссертации является выявление антропологических стратегий социальной метафизики буддизма и оценка их значения для преодоления современных антагонизмов во взаимоотношениях личности и общества эпохи глобализации и информационных технологий

В соответствии с поставленными целями следует решить ряд задач

  1. исследование сущности проблемы «человека», его взаимосвязей с обществом на основе анализа наиболее значимых положений социальной метафизики буддизма, - теории дхарм, принципов дхармического анализа, концепции сознания, разработанных в рамках классического буддизма,

  2. теоретической реконструкции представлений в антропологии и социальной метафизики буддизма,

  3. выявление и изучение концепции совершенствования человека в контексте анализа доктринальной литературы буддизма,

  4. исследование современного состояния социально-антропологических практик в соотношении с представлениями о человеке, обществе и взаимоотношениях между ними, развитых в социальной метафизике буддизма,

  5. сравнительного изучения восточной и западной социально-антропологических традиций,

  6. определение эвристической ценности и практического значения антропологии и социальной метафизики буддизма в решении задач переходного периода российского общества

Теоретико-методологическая база исследования Теоретическую и источниковедческую основу диссертации составляют философский анализ переводных первоисточников буддийской философии и труды представителей отечественной буддологии, а также современные достижения социальной философии, антропологии, истории и философии религии, психологии, истории и философий культуры и другие (Нагарджуны, Васубандху, Асанги, Чже Цзонхавы, Будона Ринчендуба, Далай-ламы XIV, ДТ Судзуки, БД Дандаро-

на и др , Ю Н Рериха, А Кугявичуса, А Тереньтева, У И Эванса-Вентца, О О Розенберга, Дзунба Кунчог Жигме Ванбо, 3 П Морохоевой, Е А Торчи-нова, В И Рудого, Е П Островской, Е А Островской, А Б Островского, Т В Ермаковой, М Е Ермакова, Н В Абаева, Л Е Янгутова и др)

В связи с обеспечением репрезентативности теоретического материала автор ограничивается изучением классической буддийской философией, в рамках которой была детально разработана концепция сознания (теория дхарм) человека и его взаимосвязи с миром, сформирован своеобразный язык социально-антропологической аналитики, и тибетским буддизмом (одним из направлений важнейшей школы махаяны - мадхъямики), в частности, школой гелуг, наиболее подробно обосновавшей необходимость совершенствования человека и наиболее точно и подробно разработавшей методы и этапы этого пути

В работе широко используются методы сравнительно-исторического, диалектического подходов, восхождения от абстрактного к конкретному, принципы комплексного системного анализа темы диссертации, что дает возможность целостного видения предмета исследования

Научная новизна результатов исследования'

  1. Выявлено полное содержание учения о человеке в буддизме, как выражение основоположений его социальной метафизики

  2. Раскрыты значения и социокультурный смысл концепции «личности» в социальной метафизике буддизма

  3. Конкретизированы и развиты существующие представления о целях, методах, средствах и путях совершенствования человека в буддизме

  4. Установлены роль и характер взаимодействия факторов антропологической и космологической дифференциации в системе механизмов буддийских практик совершенствования человека

  5. Обоснованы критерии и осуществлена классификация концепций эволюции человека и общества, разработанных в основных версиях социальной метафизики буддизма

  6. Обоснованы положения о реальности, выявлены границы и различие социально-антропологических традиций Востока и Запада

  7. Определены эвристическая ценность и практическое значение антропологии и социальной метафизики буддизма в решении задач переходного периода в развитии российского общества

В результате проведенного исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту

1 Проблема человека формируется и решается в социальной метафизике буддизма в контексте теории дхарм (дхармы - мгновенные качества, временные свойства или элементарные причинно-обусловленные состояния индивидуального потока психосоматической жизни), постулирующей изначальное

единство мира и человека, человека и общества, бытие которых рассматривается как тождественное становлению

Сочетание дхарм определяет индивидуальные особенности предметов, антропологической и социальной реальности сочетаний В каждый момент природа человека определяется количественными и качественными параметрами этого комплекса сочетаний, как закономерного результата эволюции предшествующих состояний

1 Качество человеческого сознания определяется уровнем нравственного развития, а от совокупного сознания людей, зависит либо прогресс, либо деградация общества и мира в целом Именно поэтому социально-этическое учение буддизма смыкается с его учением об устройстве и функционировании мироздания Существует изначальная взаимосвязь и взаимовлияние человека и мира Сознание человека ответственно за все катастрофы и бедствия на планете Мир никем не создан, причина существования миров - энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла

  1. То, что в упанишадах обозначается как иллюзорные качества атмана, буддизм предлагает считать вполне самостоятельными сущностями, не выступающими атрибутами какого-то субстрата, но связанными между собой отношением «взаимозависимого возникновения» Это пять скандх, «групп», или «куч», совокупность которых объединяется понятием «пудгала» (индивид - совокупность ощущения, восприятия, представления, кармических импульсов и сознания) При таком взгляде на структуру психического опыта он перестает быть чем-то изолированным от процессов во внешнем мире, от потоков дхарм других индивидов Изменяя себя, пудгала способен производить перемены во всей вселенной, в других индивидах, чем и объясняется огромная роль идеала Бодхисаттвы в махаяне

  2. По отношению к буддийской религиозной практике можно говорить о личности, как об автономной системе, способной изменять свой кармический режим, и как о некоей целостности духовного опыта Отказ от личности как гносеологического и онтологического принципа имел своим следствием радикальную «децентрацию» мира и социальной реальности как предпосылку возможности самоспасения через изменение сознания В буддийской вселенной центр везде, а периферия нигде Этим «вездецентром» является «эмпирическая личность» с ее неповторимым кармическим рисунком, с ее собственным опытом дукхи - глубинной неудовлетворенности кармическим существованием На этом пути открывается перспектива превращения «эмпирической личности» в «абсолютную», а значит и гуманизации социума

  3. Этика социальной метафизики и принципы нравственности вписаны в концепцию мировоззрения и учение о спасении, составляющих ядро буддийской философии и религии Буддийская этика лежит в основе формирования личностных качеств и любых надындивидуальных объединений людей

  4. Отсутствие «центра» и «периферии» в структуре социума мотивирует провозглашение принципа равенства людей в их возможности стать Буддой Однако это не означает признания тождества эмпирических личностей в Аб-

солюте Каждый человек индивидуален Даже став буддой, он сохраняет индивидуальность, оставаясь «абсолютной личностью»

  1. На современном Западе считается, что общество (коллектив) - это сумма независимых индивидов Буддизм рассматривает общество как единое тело И только как член этого единого тела, в пределе всего человечества, каждый индивид достоин любви и уважения Отсюда цель антропологических и социальных практик - достижение состояния нераздельности всех «я» Таким образом, последовательное проведение идеи дискретности или идеи (принципа) связи позволяет осознать специфику исторического формирования западного и восточного типов личности

  2. Вопрос о возможности синтеза антропологических и социальных традиций Востока и Запада, это вопрос о возможности интеграции свойственных им культур, типов мировоззрений Преодоление симптомов духовного кризиса человечества требует усвоения основных нравственных ценностей, понимание и осознание «объективной картины мира» через реконструкцию ее в направлении сближения с общечеловеческими ценностями, зафиксированными во всех основных духовных и религиозных учениях, известных в истории человечества

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что проведенный в работе анализ учения о человеке в социальной метафизике буддизма вносит определенный вклад в исследование буддийской философии, а также в разработку проблемы человека и общества в целом Материал диссертации может стать базой для нового понимания человека, его целей и жизненных задач, для обобщения практического опыта воплощения принципов буддийской философии в современной действительности, а значит и базой для организации школ нового типа, вузов дополнительного образования по эффективному развитию личности

Результаты диссертационного исследования могут послужить основой целенаправленного поиска социально-философских предпосылок интеграции знаний о человеке в составе единой теории, построения теоретически корректной, аксиологически выверенной концепции межличностных коммуникаций в диалоге культур глобализирующегося мира

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в практических мероприятиях по разрешению кризиса европейского (российского) общества, а также в практике применения основных принципов и опыта буддийской философии в целях развития и совершенствования современного человека

Материал диссертации может послужить основой для лекций и практических занятий по философии в вузе при рассмотрении вопросов личности, социализации человека, форм социальной коммуникации, закономерностей формирования и исторической эволюции надиндивидуальных структур социальной организации

Апробация работы Материалы диссертации нашли свое отражение в пяти научных публикациях, обсуждались на I Всероссийской конференции «Психология сознания современное состояние и перспективы» (СГПУ, Са-

мара, 29 июня-1 июля 2007г ), на XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ» (МГУ, Москва, 11-14 апреля 2007г), на IV Международной научной конференции «Россия и Восток проблема толерантности в диалоге цивилизаций» (АГУ, Астрахань, 3-6 мая 2007г), на IV Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (ВГУ, Волгоград, 28-31 мая 2007г)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения и списка использованной литературы, включающего 203 наименования Общий объем диссертационного исследования составляет 161 страница