Введение к работе
Актуальность исследования. История общественной мысли раскрывает своеобразную закономерность: как правило, идаи приобретают доминирукший характер в связи с общественными потребностями и совпадением интерасов больших групп людей. В наша время как раз можно наблюдать значительное распространение теорий и концепций, касашихся развития современной цивилизации. При этом а ряде регионов данный процесс сопровождается поисками оптимального социального устройства общества. Здесь можно наблюдать нередко драматическую картину переоценки взглядов и ценностей, связанную с отказом от старых идэолов и иллюзий, погибагаплх вместе с разложением прежних социальных порядков, а также с распадом нежизнеспособных государственных формирований.
В связи с этим, парад общественными науками выдвигается в качестве актуальной задачи реалистический анализ взаимодействия и органической связи общечеловеческих и локальных ценностей, цивилизационных и формационных факторов, более раскованного и по возможности глубокого их рассмотрения, избегая каких-либо заранее заданных схем. Особенно это касается такой фундаментальной проблемы как цивилизация. До недавнего времени в отечественной философской литературе цивилизация и культура рассматривались как синонимы, что затрудняло вычленение собственно философского аспекта цивилизации, поиски неких аз универсальных характеристик, имакишх важное методологическое значение.
В зарубежных теориях цивилизации существуют многочисленные и часто противоположные концепции и подходы. Само это понятна используется в разных смыслах и аспектах. Наряду с тем, что специальные отрасли обшествознания изучают цивилизацию, данное
понятие все глубже и глубже проникает в обыденное сознание, в повседневную жизнь людзй, в художественную литературу и т.д.
Все это говорит о необходимости научных исследований понятия цивилизации, его эволюции, основных характеристик, его роли как познавательной категории и т.п. Бидное место в ряду подобных исследований занимают французские мыслители, имегашиа определенные традиция изучения этих проблем и воплошагащие в этом плане, на наш взгляд, наиболее характерные черты западно-европейского видения современной цивилизации.
Диссертант считает, что актуальность исследования французского варианта проблем цивилизации может быть определена следующими моментами:
во-первых, необходимостью разработки обновленной методологии анализа понятия цивилизации, поскольку в западной литература эта проблема до сих пор считается недостаточно ясно определенным социально-философским феноменом. Особое внимание уделяется исторической эволюция понятия цивилизации;
во-вторых, изучение понятия цивилизации но французской философии ХУШ - XX веков связано с более общими проблемами цивилизации как таковой, что имеет и для сегодняшней России особую значимость, ибо представляют немалый интерес вопросы будущего России, осознания ее роли и предназначения в мировой цивилизации;
в-третьих, актуальность избранной темы определяется тео-ратико-матодологичесдой и прикладной значимостью изучения подходов французских мыслителей XX века к решению стояшх перад современным обшеотвом социальных, духовно-нравственных и культурных задач. В этой связи особого внимания заслуживают анализ проблемы духовного кризиса цивилизации, а такка выяснение связи цивилизация с доминирующими в современную эпоху в западном обшаства куль-
;урными факторами, в частности, с досуговой деятельностью.
Степень научной разработанности темы. В нашей стране систематическое исследование воп-юсов цивилизации началось в конце 70-х годов. Научный анализ юутествляатся как в связи с разработкой собственно теории цианизации, так и в связи с комплексом проблем научно-технической іеволгоции, урбанизации, экология, демографии, войны и мира и т.д.
История исследования вопросов цивилизации в нашей стране меет два периода. В 80-е годы новизна проблемы цивилизации вызнала недоуменные вопросы, а нередко и сомнения типа: стоит ли ыделягь особые периоды в развитии человеческого общества, осо-ый срез в его рассмотрении, коль скоро есть устоявшееся и на-еянов понятие обшесгвенно-экономичесной формации: следует ли делять большое внимание общечеловеческому фактору, на умаляем а при этом значение классовых интересов и т.д.
В начале 90-х годов - обстановка иная. Утвердительные ответа на названные и аналогичные им вопросы воспринимаются как лоджіє, сами собой разумеющиеся. Более того, ныне появились ряд рбликаций, разноплановая литература о цивилизации, эта пробле-ітика прочно вошла в политический лексикон, в научнуи и обыденна практику.
В то ке время нельзя на отметить, что дана в тот период іелано немало ценного в плане содоржлальной характеристики пличных проблем цивилизации; значительное количество работ (СЕятено анализу немарксистских концепций цивилизации и обшест-інного прогресса, а также будупюго человеческой цивилизации, ільшое значение в раскрытии проблем цивилизации имеют труды П.Бутенко, И.А.Гобозова, Г.С.Гудокника, А.М.Ковалева, Х.НЛЛомд-а, М.П.Мчедлова, Э.С.Маркаряна, Л.И.Новиковой.В.Ф.Халипова и
др.
Социально-философская мысль Франции давно обстоятельно и широко исследуется Ю.Н.Афанасьевым, И.А.Гобозовым, М.Н.Грещшм, А.Я.Гуревичем, В.Н.Кузнецовым, А.М.Ругкевичем и др.
Труда названных и других отечественных авторов вносят значительный вклад э исследование проблем цивилизации, и, тем не менее, ату тематику нельзя считать полностью раскрытой, а тем более исчерпанной. По существу, в современной российской социально-философской литературе до сих пор нет сколь-лабо систематических исследований, не говоря уже о фундаментальных работах, касавшихся различного рода концепций цивилизаций во Франции,поскольку французские теории цивилизации незаслуженно мало изучены. Это тем более прискорбно, что сама теория и понятие цивилизации зародились во Франции.
Цель данного диссертационного исследования- анализ эволюция понятия цивилизации с момента его возникновения в ХУШ веке и до наших дней во французской философско-историчаской науке и социологии, анализ ряда познавательных аспектов категории цивилизации, используемых в различных социально-философских и социально-политических концепциях XX века. Эта цель может быть представлена как попытка продемонстрировать богатство и многообразие сушествуших подходов французских исследователей к решению теоретических и практических проблем цивилизации.
Для достижения данной цали были поставлены следукшие задачи:
показать необходимость возникновения понятия цивилизации;
проследить содержательную эволюции понятия цивилизации на протяжении ХУШ-ХХ веков во французской общественной мысли и
обозначить основные тенденции углубления и расширения идеи цивилизации ;
дать обобщенную теоретическую характеристику важнейших направлений исследования проблем цивилизации в XX веке во Франции;
рассмотреть наиболее значимые вопросы духовного кризиса цивилизации, затрагиваемые французскими учеными.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составил достаточно широкий круг оригинальных источников, имевшихся в социально-философской литература современной Франции по проблемам цивилизации. Работа построена на оригинальных трудах наиболее значимых французских исследователей, занимающихся самыми различными проблемами цивилизации: Ф.Еензтона, Ф.Броделя, Е.Дшазедье, Э.Дгорк-гейма, Э.Калло, Ф.Крузэ, КЛеви-Стросса, М.Мосса, Р.Мусяньера, А.Ничефоро, АДеллетье, РЛолена, Л.Февра, Ж .Фридмана и др., ранее не переводившихся на русский язык и практически не подвергавшихся анализу в отечественной социально-философской мысли.
В диссертации использованы в полном объеме материалы научной стажировки автора в 1991 годй в Прованском университете (Франция). Автору были предоставлены первоисточники по проблемам цивилизации ХУШ-ХХ вв., а также материалы дискуссий, коллоквиумов и круглых столов.
Существенное методологическое значение для данной диссертации имели работы отечественных ученых - И.А.Гобозова, Г.С.Гудок-ника, А.Я.Гуревича, !Л.П.Мч8длова.
Новизна настояшей работы состоит:
- в обосновании необходимости вычленения этапов последова
тельного анализа французскими мыслителями понятия цивилизации в
связи с развитием исторического процесса и изменением обшест-
ванних отношений;
в комплексном и систематизированном изучении основних тенденций становления и развития категории цивилизации во французской философской, социологической л исторической литературе;
в обстоятельном анализе наиболее существенных аспектов проблемы цивилизации в широко известной анналовской школе в лице ее представителей Л.Февра и Ф.Бродаля;
в представлении широкой панорамы воззрений крупнейших теоретиков цивилизации ФЛСрузэ, Э.Калло, МЛосса, РДолена, Ж.Фридмана и др.;
в рассмотрении весьма распространенной на Западе концепции Ж.Дкмазедьв "цивилизация досуга".
Практическая значимость результатов исследования заключается в углублении и расширении представлений научной общественности о состоянии философских и социологических исследований швилизаши во Франции, что открывает возможности для более глубокого исследования проблем цивилизации в различных странах, а также позволяет сделать некоторые теоратико-матодологические обобщения относительно характера и направланности различных цивилизационных процессов в мире. Кроме того, введение в научный оборот материалов из ранее не переводившейся французской философской и социологической лита ратуры, обогатит исследование отечественных ученых ло проблемам, связанным с теоретической и духовно-культурной жизнью Франции.
Основные результаты диссертационного исследования могут быт: использованы в учебном процассе, в обшем курсе по социальной философии, спецкурсах, а также в ходе дальнейшего изучения актуальных проблем цивилизации.
Структура работы отражает логику и порядок
исследования поставленных задач. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.