Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Амбивалентность духовности в информационном обществе Багаутдинов Айрат Маратович

Амбивалентность духовности в информационном обществе
<
Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе Амбивалентность духовности в информационном обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Багаутдинов Айрат Маратович. Амбивалентность духовности в информационном обществе: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11 / Багаутдинов Айрат Маратович;[Место защиты: Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского].- Саратов, 2016.- 321 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Духовность как феномен личностного и социального бытия 23

1.1. Генезис концепта духовность 23

1.2. Эволюция понимания духовности 47

1.3. Духовность в повседневности информационного общества 69

Глава 2. Амбивалентность духовности: концептуальные основания исследования 92

2.1. Структура и содержание духовности 92

2.2. Амбивалентность аксиологической направленности духовности 111

2.3. Духовная деятельность в контексте социального бытия 133

Глава 3. Духовность в пространстве информационного общества 159

3.1 Трансформация духовной сферы информационного общества 159

3.2. Моральные дилеммы новой социальной реальности 181

3.3. Деструктивная деятельность как негативное проявление духовности .204

Глава 4. Духовные основания эволюции культуры 223

4.1. Духовные традиции и инновации новой эпохи 223

4.2. Духовное самоопределение человека в киберпространстве 241

4.3. Будущее духовности в контексте современного образования 261

Заключение 293

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования

Становление информационного общества является результатом происходящих на наших глазах революционных преобразований в сфере науки и техники. Научно-технический прогресс обусловливает создание новых технологий, которое может быть рассмотрено как благо, так как формирует условия для самореализации человека и выявления его творческого потенциала и способностей. Однако имеет место неоднозначное влияние прогресса на формирование стереотипов поведения, ценностных установок, стиля жизни человека в целом. Новая социальная реальность пытается выйти за пределы природных ограничений. Конструированию подвергается и сам человек: его разум и тело. Ведутся исследования по расширению возможностей мозга человека в сфере получения сенсорной информации, быстроты ее переработки, уменьшения времени для сна и отдыха. Вмешательство в мозг человека представляет определенную опасность. Современность взывает к жизни новые формы утопических идей в форме трансгуманизма, иммортализма и других движений, которые планируют заменить человека бессмертным постчеловеком. Все эти тенденции являются серьезным вызовом философии.

Требует нового осмысления традиционное понимание двойственной природы человека, понимаемого как постоянно действующее противоречие биологического и духовного начал. Деятельность светских и религиозных институтов, направленная на подавление «животной сущности» человека, не приносит ожидаемого результата, более того, современный мир становится свидетелем небывалого по сравнению с предыдущими эпохами роста жестокости и изощренной агрессии человека против человека, что не имеет место в животном мире, где агрессия играет роль защитного механизма. Новые информационные технологии создают иное духовное бытие человека. Духовность человека как исторический и культурный феномен многократно менялась и была разной в разных культурах. При этом она всегда сохраняла определенные инварианты. Сегодня под влиянием прогресса науки происходит «слом» данных инвариантов.

Нуждается в новом осмыслении и сама духовность как важнейшая ценность человека. Прежнее понимание духовности как исключительно позитивного феномена не отвечает требованиям настоящего времени. Распространение новых технологий, киберпространства создает огромные возможности для вторжения в духовность и психику человека и манипулирования ими. В свете этого вновь актуализируется проблема отношения реального и кажущегося. Ряд моральных ограничений реальной жизни снимается, что способствует негативному проявлению духовности человека в форме деструктивной деятельности как в виртуальном пространстве, так и в реальном мире. Расширение пространства свободы в информационном обществе несет не только позитивные изменения в структуре духовности человека, но и негативные.

Негативное влияние на становление духовности человека оказывают СМИ, которые содержат передачи и фильмы, открыто пропагандирующие на-3

силие, формирующие большое число ложных и низменных потребностей. Увеличение объема информации, трансформации в сфере межличностных отношений, в традиционном образе жизни в большой степени определяют деформацию духовности. Результатом являются острые проявления экзистенциальных проблем: чувство духовной пустоты и одиночества индивида в контексте значительного объема информационных потоков, тяга к самореализации с одновременным навязыванием стереотипов. Отчуждение индивида имеет двойственную природу: так, с одной стороны, оно выступает как фактор, способствующий негативному проявлению духовности, с другой – это реакция на ситуацию в мире, психологический защитный механизм, не позволяющий индивиду, который боится за себя и своих родных, утратить рассудок. Результатом является появление терпимого отношения к таким негативным проявлениям духовности, как агрессия и жестокость.

Степень научной разработанности проблемы

Идея постиндустриальной трансформации мира, способствующая формированию нового общества, положила начало направлению социальной философии, занимающейся конструированием нового социального устройства. На ранней стадии изучения данной проблемы учеными выделялись такие этапы развития общества, как индустриальный и постиндустриальный. Постиндустриальным обществом называли такой тип общества, экономика которого характеризуется доминированием производства и распространением информации и знаний. Подобная точка зрения содержится в трудах Д. Белла. В трудах отдельных исследователей начинает прослеживаться социально-философская и гуманитарная направленность. К примеру, Э. Тоффлер не разделяет оптимистической точки зрения относительно информационного будущего.

Проблемы, связанные с информационным обществом, продолжают оставаться объектом интенсивных исследований со стороны западных ученых. Так, к ним обращались такие исследователи, как М. Кастельс, Дж. Мартин. В трудах таких ученых, как Д. Харви, Л. Флориди, находит отражение скептическое отношение к данному типу общества. Эти исследователи полагают, что информации отводится ключевая роль в современном социуме, однако формы, в которые она облекается, и ее функциональные особенности базируются на установившихся принципах и не способны позитивно отразиться на качественных изменениях социальных отношений.

В современной отечественной литературе, посвященной изучению различных аспектов информационного общества, необходимо назвать труды таких исследователей, как Абдеев Р.Ф., Алиева Н.З., Алтынкович Е.Е., Барков С.В., Барлыбаев Х.А., Богомолов А.И., Вершинская О.Н, Городнова А.А., Грязнова Е.В., Дергачева Е.А., Еляков А.Д., Жеребин В.М., Зимин В.А., Каюмов А.Т., Колин К.К., Костин А.В., Латыпов И.А., Литвак Н.В., Луценко Л.М., Мрочко Л.В., Роговский Е.А., Скворцов Л.В., Соколов А.В., Столяров А.В., Трайнев В.А., Тычкова Т.В., Чумаков А.Н., Шлекин С.И. и др.

Исследование содержания духовности в информационном обществе лежит на пересечении предметных плоскостей многих отраслей науки. Ду-4

ховность являлась объектом для изучения на протяжении всей истории философии, в данной области имеет место наработка богатейшего теоретико-методологического и концептуального материала. Принимая во внимание наличие значительного числа идей, теорий, концепций духовности, которые были накоплены философией за всю историю ее развития, автор сознательно сосредоточился лишь на традиционных теориях, имеющих непосредственное отношение к исследованию.

Осмысление духовности прослеживается в философских учениях Древнего Востока, античности. Значительный вклад внесли и труды мыслителей Средневековья. Впоследствии проблемам, связанным с определением значений духовных измерений бытия личности, а также различных форм их усвоения и выражения, посвящены труды таких исследователей, как Гегель, Декарт, Кант, Фихте, Шеллинг и др. В трудах указанных философов была обоснована необходимость и значимость духовных образцов, которые определяют степень достижения личностью высшего абсолютного идеала.

Осмысление феномена духовности в рамках русской религиозной философии содержится в работах таких исследователей, как Бердяев Н.А., Ильин И.А., Лосев А.Ф., Соловьев В.С., Федоров Н.Ф. и др.

Для отечественной философии характерно исследование различных аспектов содержания духовности, специфики выражения духовного и ее функционирования в контексте культуры, духовного производства, в деятельности как социума в целом, так и отдельного индивида в частности. Указанные проблемы рассмотрены в работах Афанасьевой О.В., Кагана М.С., Кемерова В.Е., Ковальзона М.Я., Костиной Т.И., Ларионовой И.С., Мамардашвили М.К., Павилениса Р.М., Пигрова К.С., Федотовой В.Г. и др. В работах указанных авторов духовная жизнь и ее содержание исследуются через структуру общественного сознания и деятельность человека.

Целенаправленному исследованию подвергались также различные аспекты содержания духовного и духовности. Это нашло отражение в работах Бахтина М.М., Бачинина В.А., Бокачева И.А., Бондыревой С.К., Гобозова И.А., Гусейнова А.А., Дубровского Д.И., Канапацкого А.Я, Катуниной Н.С., Лекторского В.А., Леонтьева А.Н., Лившица Р.Л., Степина B.C., Федотовой В.Г., Фролова И.Т. и других.

Весомый вклад в исследование феномена духовности внесли и вносят представители башкирской философской школы, такие как Валеев Д.Ж., Вильданов У.С., Гайсин Ф.А., Галимов Б.С., Елхова О.И., Канапацкий А.Я., Кудряшев А.Ф., Лукьянов А.В., Орешников И.М., Попов В.Д., Рахматуллина З.Я., Салихов Г.Г., Садыков Ф.Б., Файзуллин Ф.С., Хабибуллина З.Н., Янгу-зин А.Р. и многие другие.

Большой вклад в исследование духовности и различных ее аспектов также внесли и вносят и представители саратовской философской школы, такие как Аскин Я.Ф., Афанасьева В.В., Барышков В.П., Белов В.Н., Беляев Е.И., Гасилин В.Н., Гусева И.И., Косыхин В.Г., Листвина Е.В., Ломако О.А., Мартынович С.Ф., Мокин Б.И., Невважай И.Д., Орлов М.О., Позднева С.П.,

Рожков В.П., Рязанов А.В., Стеклова И.В., Тетюев Л.И., Устьянцев В.Б., Филимонова О.Ф., Фомина З.В., Фриауф В.А., Фролова С.М. и другие.

Идеи, для которых характерно рассмотрение творческого потенциала духовности, изложены в концепциях таких исследователей, как Рерих Н.К. и Рерих Е.И. В их трудах имеет место творческое использование опыта духовных поисков Востока, а также базирование их на идее о синтезе разных направлений познавательной деятельности. Интересным представляется и рассмотрение феномена духовности в рамках теории ноосферы.

Современные отечественные исследователи продолжают традиции предшественников соответствующих философских школ, внося достойный вклад в дальнейшее изучение природы духовности. Среди наиболее значимых работ можно выделить труды таких авторов, как Бескова И.А., Бирюкова Э.А., Бобырев А.В., Бондырева С.К., Бражникова А.Н., Веков Г.А., Деркач А.А., Дубровский Д.И., Егорова Ю.Р., Жуковец Р.В., Зеленов Л.А., Катунина Н.С., Клименко И.И., Локтионов В.И., Недугова И.А., Максимова Т.В., Марьясова Н.В., Петренко В.Ф., Понизовкина И.Ф., Рахматуллина З.Я., Семенов В.М., Тимофеева С.В., Трофимова Л.И., Усова Н.А., Устьянцев В.Б., Филиппов Л.С., Хараев Ф.А., Хомутцов С.В., Штумпф С.П. и другие.

В современной западной философии духовность и двойственность ее проявления изучается исключительно в контексте отдельных аспектов формирования психики и поведения человека. Так, авторское понимание духовности с позиции изучения глубинных уровней психики человека содержится в трудах следующих современных западных исследователей: Barnes P., Bloomfield P., Boynton H.M., Buganza J., Cameron C., Carson T., Cary P., Crav-er C., Cokely E., Dardis A., Evans M., Feltz A., Hewitt R., Gallagher S., Gaut B., Gibson M., Grant Ch., Grosch P., Hochstein E., Holvenstot C., Hooper A., Jaenke K., Kincheloe J., Lubelska A., Mara G., McCarty R., McPherson D., Mulhall S., Oh S., Pereira V., Peters G., Pyong-Gwan P., Pullen-Sansfacon A., Routh K., Sar-kisian N., Schwitzgebel E., Sheridan M., Sigurosson G., Smith C., Southwood N., Taatila V., Taylor K., Teichmann R., Thomasson A., Torza A., Voitech P., Wolff J. и других.

Вместе с тем, до сегодняшнего дня в отечественной и зарубежной философии проблема амбивалентности духовности не становилась предметом специального исследования. В отечественной философии впервые сущность и типы духовности были предложены Бахтиным М.М. и обоснованы Федотовой В.Г. в сборнике «Человек и духовность» (1990) и в монографии «Практическое и духовное освоение действительности» (1991) . В данной работе Федотовой В.Г. был сделан вывод о возможности существования отрицательной духовности. Несмотря на это, до сих пор духовность воспринимается и исследуется учеными как феномен исключительно позитивной направленности.

Впервые в философии понятие амбивалентности было представлено в работах Бахтина М.М, в которых он проецировал ее на культуру и разработал концепцию диалогичности культуры. Данный подход позволил выявить в культуре полярные тенденции, которые находятся в сопряженности друг с другом и вступают в противоречия. Полагаем, что понятие амбивалентности также при-6

менимо и к духовности, поскольку в нашем исследовании обосновываются такие типы духовности как позитивная и негативная.

Различные стороны амбивалентности духовного мира человека были раскрыты в трудах русских и западных философов, в частности, Бердяева Н.А., Франка С.Л., Фромма Э., а также в произведениях русских писателей, таких как Достоевский Ф.М. В современной отечественной философии отдельные аспекты двойственности духовности раскрываются через ценностное содержание духовного мира человека. Аксиологическая направленность духовности исследуется в работах Барлыбаева Х.А., Бондыревой С.К., Колесова Д.В., Катуниной Н.С., Кувакина В.А., Михеевой И.Н., Мясниковой Л.А., Штумпф С.П.

Таким образом, амбивалентная природа духовности человека и общества до настоящего времени не исследована. Методологически не разработаны онтологические и аксиологические основания амбивалентности духовности, не изучен ее праксеологический аспект, реализуемый в условиях становления информационного общества.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является разработка и обоснование концепции амбивалентности духовности в социокультурном пространстве информационного общества. В соответствии с данной целью ставятся следующие задачи:

  1. Проследить генезис и эволюцию значений концепта «духовность» в историко-философской мысли.

  2. Раскрыть специфику эволюции религиозного и светского понимания духовности, обосновать значимость ценностного подхода на примере русской религиозной философии.

  3. Проанализировать особенности осмысления духовности в реалиях информационного общества, выявить сущностные характеристики новой реальности.

  4. Раскрыть сущность и содержание духовности.

  5. Исследовать амбивалентность аксиологической направленности духовности, определить значимость моральных ценностей в реализации духовности человека.

  6. Обосновать эвристическую значимость деятельностного подхода в исследовании амбивалентной природы духовности, раскрыть особенности конструктивной и деструктивной форм духовной деятельности человека.

  7. Выявить специфику трансформации духовной сферы информационного общества и форм деформации духовности человека.

  8. С новых теоретических позиций обосновать расширение пространства и форм деструктивной деятельности человека в информационном обществе.

  9. Выявить особенности культурного воспроизводства в информационном обществе, рассмотреть содержание взаимовлияния духовных традиций и инноваций в рамках данного общества.

10. Обосновать сложности и противоречия духовного самоопределения
человека в киберпространстве, выявить двойственный характер искусственной
реальности.

11. Доказать возрастание значимости института образования как фактора обеспечения будущего духовности человека и общества.

Объект исследования – духовность как феномен личностного и социального бытия.

Предмет диссертации – сущностные характеристики амбивалентной природы духовности, ее проявления в условиях информационного общества.

Методологические и теоретические основания исследования

Диссертация основывается на фундаментальном диалектическом методе, общенаучных методах познания: системном, сравнительно-историческом, ци-вилизационном, деятельностном, ценностном подходах.

Применение диалектического метода, актуализация которого происходит сегодня, позволило рассмотреть духовность как многомерное явление, проявляющееся в ее амбивалентной сущности: позитивной и негативной.

Системный подход позволил раскрыть нравственное содержание духовности. Сравнительно-исторический подход дал возможность осуществить историко-философский анализ концепций духовности, выявить сущностные основания.

Цивилизационный подход – исследовать феномен духовности в аспекте становления информационного общества и глобализации.

В соответствии с деятельностным подходом духовность представлена как особая форма деятельности человека, выражающаяся в стремлении к познанию бытия, и как динамическое состояние, качественно изменяющееся во времени в направлении интеграции или дезинтеграции элементов внутреннего мира человека.

Аксиологический подход позволил выделить важную ценностную составляющую духовности – моральные ценности добра и зла, установки и мотивы положительной и негативной идентификации и поведения.

В результате исследования были достигнуты следующие результаты:

  1. Предложена авторская концепция амбивалентной природы духовности, проведена теоретическая экспертиза трактовок концепта «духовность», что позволило сделать вывод о динамике понимания духовности на различных этапах развития гуманитарного знания.

  2. Доказана многомерная природа духовности, которая проявляется в ее амбивалентности: положительной и негативной духовности, понимаемых как противоположные смысложизненные стратегии, в основе которых лежат конструктивная и деструктивная формы самореализации.

  3. Выявлено, что амбивалентность аксиологической направленности духовности определяют моральные ценности: добро – как общая положительная ценность и зло – как общая отрицательная ценность.

  4. Предложена авторская трактовка формирующейся новой социальной реальности – информационного общества, во-первых, как обучающегося общества, в котором диалектически взаимодействуют рациональное, утверждаемое наукой и техникой, и иррациональное, значение которого все возрастает на современном этапе, и во-вторых, как общества риска.

  1. Доказано, что мозаичный характер большого объема информации порождает деформации в духовной сфере человека: восприятие информации и мышление становятся поверхностными. Рациональность не разрушает мифы и иллюзии, а, наоборот, порождает новые мифы и реальности.

  2. Аргументировано, что становление информационного общества сопровождается проявлением новых граней духовности, возникновением психодуховных практик, выходящих за рамки светского и религиозного понимания.

  3. Утверждается, что в информационном обществе в значительной степени активируется негативная деятельность человека. Это связано с ростом отчуждения, трансформациями системы ценностей. Негативная деятельность принимает всеобщий характер и представляет угрозу существованию самого человека.

  4. Доказано, что духовная принадлежность человека является более жесткой, чем национальная, расовая или социальная. Дифференциация людей по типам духовности будет выступать значимым фактором, определяющим содержание взаимоотношений между странами и этносами и природу конфликтов между ними.

  1. Определено, что информационное общество демонстрирует смену культур, которая сопровождается наличием традиций и инноваций. С инновацией тесно связана субъектность как способность человека совершать взаимообусловленные трансформации в себе самом и мире в целом. Как характеристика человека субъектность непосредственно представляет взгляд человека на себя как на творца, деятеля.

  2. Обосновано, что в информационном обществе ярко проявляются основные черты духовного отчуждения, источником которого является отчуждение виртуальное. Виртуализация – это новый тип отчуждения человека от себя самого путем использования компьютера и превращения его реальности в потоки информации.

11. Доказано, что образование является одним из системообразующих
факторов, определяющих содержание духовной сферы информационного об
щества. Гуманизм является ценностной основой образования, и мера гуманиза
ции образования должна расцениваться как критерий оценки результатов педа
гогического процесса.

Научная новизна диссертации определяется авторским подходом к постановке проблемы, обоснованием предмета анализа, задачами исследования и способами их решения. В диссертационной работе впервые обоснована амбивалентная сущность духовности, ее онтологические, аксиологические основания и формы объективации в пространстве информационного общества, что находит воплощение в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Духовность – это высший уровень сознания, выход в сферу надличностных интересов и ценностей, где обретается особая направленность на проявления человеческого «Я». Духовность является проявлением потребностей и личностных качеств, красоты, творческой реализации. Содержательным ядром духовности, ее стержнем является нравственность. Сущность духовности состоит в ее внутренней противоречивости, выражающейся в сосуществовании

противоположных по силе тенденций. Амбивалентность является внешним проявлением противоречий духовности, основанием которой выступает противоречие между сущностью и существованием человека. Выделяются следующие типы духовности: религиозный тип, в основе которого лежит религиозное сознание, любовь к Богу и ближнему; антропологический тип, который ставит в центр бытия человека; космологический тип, в котором акцент делается на рациональном осмыслении мира, космоса, человека и его роли в мире.

  1. Амбивалентная природа духовности проявляется в ее направленности. Позитивное проявление духовности опирается на ценности гуманизма, гуманность, уважение другого человека. Гуманность отличается от гуманизма тем, что она диалогична, а гуманизм всегда един и центричен. Негативное проявление духовности представляет собой антигуманность, так как не позволяет воспроизводить социальные отношения во всей их всеобщности, а ведет к разрушению социальности и уничтожению самого человека. Человек в бесчеловечной отчужденной форме сущностно осознает свое негативное антигуманное бытие и соответствующим образом его экзистенциально переживает. Негативное проявление духовности двойственно: оно выступает и как насилие, агрессивность, и как то, что сущностно противоречит, извращает подлинно человеческие качества. Нечеловеческие формы бытия порождают духовное отчуждение и негативные проявления духовности.

  2. Ценности являются духовными детерминантами деятельности человека, которые интерпретируются в положительном или отрицательном ракурсе их значений. Ценностное самоопределение представляет собой активность человека в оценке своих ценностей и осуществление ценностного выбора. Общечеловеческие ценности являются духовными императивами, обеспечивающими устойчивость духовного мира человека, социальной структуры, общества. Амбивалентность духовности определяют моральные ценности добра и зла. Добро является позитивной моральной ценностью, содержанием которой является полнота бытия. Зло является негативной ценностью, содержание которой заключается в отрицании полноты бытия, отрицании добра, утверждении иных ценностей, связанных с эгоизмом и самоотчуждением. Добро и зло обладают трансцендентностью, которая проявляется в независимости от объектов окружающей реальности, для религиозного человека подобием трансцендентного выступают божественные и дьявольские силы.

  3. Информационное общество развивается как новая форма общества, которая определяет специфических характер социальных связей. Процесс информатизации порождает изменения в обществе, которые носят сущностный характер, затрагивая экономические, социальные, философские аспекты, что не всегда ведет к позитивным изменениям. Информационное общество рассматривается как обучающееся общество, продукт человеческого культурного творчества. Неуклонно возрастает роль образования, меняется понимание сущности образовательного процесса, которое трактуется не как передача устойчивых моделей отношения к миру, а усвоение информации, без учета критерия мировоззрения. Темпы социальных связей человека ускоряются, что порождает риск, который пронизывает все сферы человеческого существования. Стремление к

получению новых знаний является ответной реакцией на опасность недостатка знаний об окружающем мире с целью адаптации к нему.

  1. Сложившееся в результате длительной эволюции сознание, его соответствующие механизмы, осуществляющие переработку и хранение информации, которые созданы задолго до появления необходимости в переработке подобных объемов, испытывают значительные перегрузки и создают в ответ системы «самозащиты». Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности сначала восприятия, а затем и мышления. Знание все чаще понимается как информация, которая необязательно выступает как рефлексируемое сообщение, передаваемое с помощью технологий коммуникации. Более образованным информированным человеком сегодня является не тот, кто обладает большим объемом знаний, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций. Результатом выступает подмена научно-рациональных форм сознания различными другими взглядами и убеждениями. Популярны различные формы оккультного знания, которые имеют более мобильный характер по сравнению с научным знанием в силу их относительной простоты, затруднительной верификации, а также в силу экзистенциональных особенностей психики человека.

  2. Становление информационного общества сопровождается проявлением новых граней духовности, возникновением психодуховных практик, выходящих за рамки светского и религиозного понимания. Идет формирование нового типа человека, который своим безответственным поведением порождает целый ряд опасностей и угроз другим людям и обществу в целом. Человек теряет устойчивые социальные связи, семейные ценности больше не выступают как довлеющая социальная мораль, кодекс поведения человека в новом обществе видоизменяется и предельно упрощается. На смену долгосрочным отношениям приходят краткосрочные, обретая статус ценностного приоритета информационного общества, что приводит к ослаблению нравственного сознания человека, утрате им способности к поддержанию долгих отношений, имеющим в своей основе нравственное чувство долга и ответственности.

  3. Становление информационного общества сопровождается значительным возрастанием негативного проявления духовности человека в форме терроризма, вандализма, убийств. Это во многом связано с ростом отчуждения, трансформациями системы ценностей. Негативная деятельность принимает всеобщий характер и представляет угрозу существованию самого человека. Использование новых технологий способствует значительному расширению возможностей человека, формированию у него изобретательности, изворотливости, упрямства для достижения неблаговидных целей. Человек осознанно совершает негативные действия, при этом не испытывая необходимости морального одобрения со стороны окружающих, не опасаясь порицания социума. Использование Интернета способствует реализации цели, связанной с физическим уничтожением индивида посредством компьютера. Проявления насилия сопровождаются болезненным отношением к восприятию собственного «Я» со стороны окружающих людей, одиночеством и оторванностью от реальной действительности, ощущением несоответствия собственного «Я» определенным идеалам, утратой единства духовного мира.

  1. Негативные основания содержатся в самой культуре, представляют собой ее логическое, нередко нерефлексируемое людьми следствие. В зависимости от ценности, доминирующей в культуре, имеют место различные особенности реализации насильственных действий. Осуществление насильственных действий является результатом масштабных ценностных конфликтов, имеющих религиозную, этническую или идеологическую основу. Духовная принадлежность человека является более жесткой, чем национальная, расовая и социальная. Религиозные ценности артикулируют самые глубокие мотивы жизни и деятельности человека, в том числе негативные. Теоцентрической картине мира свойственен разрушительный потенциал. Любое религиозное сознание может претендовать на то, что его представления, связанные с ценностями человека, являются единственно истинными и в связи с этим должны быть признаны в качестве общечеловеческих. Дифференциация людей по типам духовности будет выступать значимым фактором, определяющим содержание взаимоотношений между странами и этносами и природу конфликтов между ними.

  2. Новое общество демонстрирует смену культур. Идет смена не только вещных культурных моделей, но и деятельностных, осваивающих, социализирующих. В этих условиях становится востребованным новый тип культуры человека – информационный, выступающий как часть культуры общества, как целостная готовность к освоению образа жизни, определяемого ценностями нового общества. Культура информационного общества основана на новом понимании субъектности как интегральном качестве человека, которое является одним из основополагающих принципов ценностной системы гуманизма. В субъ-ектности акцентируется внимание на активно-преобразовательной деятельности человека, которое обусловлено способностью к целеполаганию, свободой выбора и ответственности за него. В духовном пространстве человек открывает свою субъектность и порождает субъективность.

  1. Информационное общество определяет направление вектора познания не на истинную реальность, а на другие формы реальности. Киберпространство как интегрированный гипертекстовый поток информации входит в сознание, изменяет духовность, обогащая или разрушая ее содержание. В новой реальности происходит радикальная трансформация пространства и времени, фундаментальных измерений жизни человека. Современные коммуникационные технологии позволяют человеку быть представленным не как физический объект, а как виртуальный – он может работать и отдыхать в киберпространстве, не выходя из дома. Бегство человека от реальной действительности в киберпростран-ство является попыткой ухода от действительности и надеждой на самореализацию. Возрастает зависимость человека от компьютера, в том числе связанная с тягой к играм – симуляторам объективной реальности, которые оказывают как положительное, так и разрушительное влияние на духовность человека, повышая уровень его враждебности и отчуждения. Духовное отчуждение находит выражение в переживании человеком разрыва отношений с окружающими.

  2. Образование в информационном обществе является способом становления человека, его духовности, процессом, вне которого невозможно существование человека. Будущее духовности человека и общества во многом зависит

от информатизации образования, в котором будут сочетаться гуманитарные и технические составляющие, утверждаться ценности гуманизма и толерантности. Доминирование парадигмы инструментально-технологической рациональности направлено только на подготовку профессионала. Гуманистическая парадигма подразумевает, что конечной целью образования является возможность каждого человека стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, субъектом, ответственным за все происходящее в мире, стремящимся к самоактуализации, открытой для нового опыта.

Научно-практическая значимость исследования

Комплексный характер работы представляет интерес для философов и специалистов различных сфер гуманитарного знания, которые занимаются проблемами духовности. Результаты диссертации вносят вклад в развитие знания о сложном феномене духовности через исследование его социально-философских и этических оснований, расширяют методологический потенциал социальной философии в анализе амбивалентной природы духовности. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий, в процессе преподавания социальной философии, социологии, психологии в высших и средних специальных учебных заведениях.

Апробация работы. Отдельные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях и публикациях диссертанта на научных конгрессах и научно-практических конференциях в ряде регионов России (в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове и др.), в том числе на:

международных: VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений» (Уфа, 7-11 октября 2015 г.); VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.); V Международный симпозиум «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе»(9-10 октября 2010); V Российский философский конгресс «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 27-28 августа 2009 г.); «Структурно-институциональные изменения и инновационное развитие региона» (Черновцы, 17-18 мая 2007 г.); IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 24-28 мая 2005 г.); «Парадигмы социального развития: современность и перспективы» (Вильнюс, 14-16 августа 2000 г.).

всероссийских: «VI Садыковские чтения» (Уфа, 16 июня 2010 г.); «Актуальные проблемы коммуникаций» (Уфа, 21 мая 2010 г.); «V Садыковские чтения» (Уфа, 16 июня 2009 г.); «IV Садыковские чтения» (Уфа, 16 июня 2008 г.); «Философия 21 века» (Уфа, 15-16 октября 2008 г.); «III Садыковские чтения» (Уфа, 16 июня 2007 г.); «Россия и Башкортостан» (Уфа, 5-6 мая 2007 г.); «Философская и общественно-политическая мысль Башкортостана» (Уфа, 16-17 мая 2001 г.).

Положения и выводы научного исследования были представлены на заседаниях кафедры философии и истории науки ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

По теме диссертации опубликовано 102 научные работы, в том числе 5 монографии и 21 – в изданиях, включенных в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав (12 параграфов), заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 321 странице. Список литературы включает 337 наименований на русском и английском языках.

Эволюция понимания духовности

Натурализм предполагает, что «человеческая природа» обусловливается, прежде всего, природными способностями, биологическими признаками или естественными побуждениями, такими как инстинкты или борьба интересов, и именно они становятся основой духовных явлений. Согласно натуралистической концепции, духовная жизнь качественно отождествляется с природными явлениями и согласуется с антропологической природой. При этом смысловое единство явлений духовности рассматривается в натурализме как онтологически данное. Натуралистическая модель духовности закладывается в период античности, когда греческая философия постепенно отказывается от теоретического исследования бытия, отходя от онтологической и гносеологической проблематики, и круг ее изысканий ограничивается сферой личной этики.

Так, Эпикур в основу натуралистической этики закладывает материалистическую физику, свободную от всякой религии и мистики. В натурализме Эпикура отсутствуют какие-либо сверхчувственные начала, включая определяемые многобожием. Первопричиной всего сущего могут быть только естественные основания, обретаемые в опыте, следовательно, никакого сверхчувственного знания не может быть. Эпикур не отрицает существования богов, он является наглядным примером секулярного мышления в отношении к духовной реальности, антогони-стического отношения к любой религиозной мистике. Боги, согласно философии Эпикура, обитают за границами мира, в так называемых «метакосмиях» и никак не могут влиять на земную жизнь.

Философские размышления и учения Эпикура о духовном творчестве рисуют картину мира с его естественными началами и связями, отвергая веру в божественное начало и бессмертие души и освобождая человека от страха возмездия и страдания, даруя ему счастье и покой. Таким образом, в этике Эпикура натурализм видоизменяется в утилитаризм. Знание и опыт, дружба и согласие, справедливость и честность почитаются не сами по себе, а лишь как средство для обретения светлой безмятежности духа. Натурализм Эпикура, подпитываясь утилитаризмом, обретает тем самым просветительские качества и превращается из аб 25 страктного принципа в руководство для жизни, которое способствует освобождению человека от страха перед тяготеющим над ним роком. Развитие духовной жизни человека невозможно без такого освобождения, поскольку только благодаря ему человек обретает свободу воли и ответственность.20

Стоицизм — еще одно направление античного натурализма. Стоики причисляли к духовным функциям суждения, умозаключения, чувствования и желания. Согласно натуралистической философии стоиков, человек состоит из тела и души — «пневматического тела», то есть принцип телесности распространяется в том числе на духовные функции человека.

Античный натурализм ограничивает духовную жизнь узкими рамками. И стоики, и эпикурейцы обозначают счастье как высшую цель, достигаемую человеком. Эпикурейцы полагали, что в основе человеческого стремления к счастью лежит первичное природное влечение, понимаемое ими как избегание страдания. Стоики, в отличие от них, понимали его как желание самосохранения. Лишь тот, кто организует свою жизнь согласно законам природы, руководствуясь разумом, сможет достичь атараксии — высшей цели жизни. Разум и добродетель не обретаются человеком при рождении, но могут развиться при наличии природных задатков и благоприятных условий в результате теоретического обучения и практического опыта, приводящих к появлению ответственности и подчинению закону разума — Логосу.

В средние века религиозное мировоззрение вытесняет натурализм из европейской культуры, но с наступлением эпохи Возрождения натуралистическая философия снова обретает популярность. Однако трактовка понятия духовности несколько изменяется, а именно — проблемы, связанные с духом и духовностью обсуждаются в тесной связи с человеком.

Распространяясь на духовную область, секулярная тенденция обнаруживает себя в решительном и бесповоротном возвеличивании субъективности как одного из основных свойств человека, что, в свою очередь, ведет к преобразованию фи 26 лософии в гуманистическое учение о человеческой субъективности и человеческой культуре, а антропологизация перерастает в антропоцентризм. В иерархии ценностей человеческая личность находится выше природы и абсолютного духа.

Вместе с тем необходимо отметить, что секуляризация, свойственная эпохе Возрождения и Нового времени, ни в коей мере не приводила к утрате веры в божественное начало. Люди не стали в большей степени материалистами и атеистами. Вытеснение теоцентризма антропоцентризмом не привело к развитию материалистических идей, оно являлось причиной распространения таких учений, как пантеизм и деизм, которые сменили дуализм Бога и мира одухотворенной природой. Антропоцентризм не сделал человека «более мирским», но позволил ему так возвеличить себя, что «обожание» стало для него возможным и достижимым. Н.А. Бердяев назвал этот тип человека «ренессансным». Такой человек принимает в себя все, что свойственно человеческой природе, не отказываясь ни от чего даже «слишком человеческого», стараясь выразить себя в своем творчестве. Во всех областях жизнедеятельности ренессансный человек ищет возможность проявить свой субъективный дух, созидая и творя, воссоединяясь в высоком порыве с духом Божественным21.

В отличие от античного натурализма, в котором духовное ассимилируется природным, натурализм в эпоху Возрождения и Новое время поднимает категорию природного до духовного так, что весь мир и каждый человек в этом мире изначально оказываются проникнутыми духовностью.

Амбивалентность аксиологической направленности духовности

Если метафизическое удвоение мира предлагало человеку некий универсальный смысл бытия, постижимый в результате духовного поиска и стремления к совершенству, направленного на абсолютные, трансцендентные ценности, связанные с предметно-преобразовательной активностью человека лишь опосредованно, то гуманитарно-антропологическое направление отрицает абсолютные ценности и рассматривает человека лишь на фоне посюстороннего мира и, в отличие от метафизики, уже не определяет духовность как сопряженность индивидуального духа с абсолютным духом. Поэтому можно сказать, что гуманитарно-антропологическое направление направляет духовный поиск и стремление к самосовершенствованию только на конкретные жизненные обстоятельства, то есть соотносит их с культурно-историческим контекстом65.

Но следует отметить, что и метафизическое, и гуманитарно антропологическое направления имеют много общего: так, решая проблему духовности, их представители опираются на антропологический принцип, хотя и понимают его по-разному. В метафизике исходной точкой становится внеэмпири-ческое представление о сущности человека, когда эта сущность как бы выносится «вовне» человеческого существования, что можно назвать эссенциалистским вариантом антропологического принципа. Необходимым метафизическим основанием такой модели признаются разумные ценности, принципы и нормы, степень «наполненности» человека которыми читается как его «духовность», его «приобщенность» к миру абсолютных целей и ценностей66.

Индивидуалистическая антропология, разрабатывая экзистенциалистиче-ский вариант антропологического принципа, напротив, не следует принципу всеобщности, в ее рамках сущность человека сводится не к его родовым особенностям, свойствам, а соотносится со спецификой его существования. Исходя из этого, человек объявляется существом незавершенным, становящимся, из него, в свою очередь, следует отрицание всех объективно-всеобщих характеристик как репрессивных по отношению к индивидуальному началу человека. Тотальное непризнание объективно-всеобщего, в том числе и высших этических ценностей, с неизбежностью приводит к этическому субъективизму, человек лишается каких-либо внешних ограничений, не имея системы универсальных трансцендентных ценностей, и должен сам создавать устойчивые нравственные конструкции, на которые будет опираться его бытие. Таким образом, духовность «заземляется» и привязывается к человеческому бытию, в результате чего она субъективизирует-ся, и все попытки представителей экзистенциализма «смягчить» субъективное в трактовке ценностей посредством идей «обязательства» или «коммуникации» не увенчались успехом67.

Идеи, связанные с направленностью и пределом самосовершенствования личности как цели получила дальнейшее философское развитие в теории созревания человеческой личности, выдвинутой Кьеркегором. Согласно его учению, для незрелой личности характерны непосредственность, склонность к эстетизму и наслаждению. Сознательное умственное или душевное развитие являются недостижимыми для такой личности, которая представляет собой нетронутую, непроясненную мыслью непосредственность натуры. Такому человеку становится недоступной сфера духа и ведение духовной жизни. Личность формируется созна 62 тельно только через познание более высоких форм земного бытия, что достижимо только посредством работы мысли и душевного просветления.

Согласно концепции Кьеркегора, духовное самосовершенствование недоступно для «простого» и «непосредственного» человека с его бездуховностью, детерминизмом и фатализмом, но может быть достигнуто человеком, живущим как личность многообразной духовной жизнью в горизонте свободных актов. Новая, более высокая ступень индивидуального сознания и самосознания, мерой которой становится уже не человек, а «теологическое Я», эта ступень становится доступной человеку тогда, когда он вступает в непосредственный контакт, в личные отношения с Богом68. Тогда обычные человеческие свойства обретают новое качество, а всякие философские размышления теряют свой смысл.

Представители неопозитивизма и постмодернизма подхватили идею субъ-ективации сферы духовности и продолжили ее разработку, следует отметить, что взгляды представителей этих направлений во многих отношениях существенно отличаются от позиций экзистенциалистов, но при этом их понимание духовности совпадает с экзистенциалистской трактовкой антропологического принципа. Так, неопозитивизм развивает кантовское понимание познания как конструктивной деятельности, устанавливая зависимость человеческой активности от лингвистической деятельности. Контекстуальная зависимость при этом выступает в качестве источника жизненной энергии языка, а также является фактором проявления таких его свойств, как изменчивость и многозначность. Неопозитивизм в своих построениях дискредитировал язык как главное средство познания, приводя в замешательство человека как его носителя.

Постмодернизм, подхватив и развив учение неопозитивизма о языке, объявил, что истины вообще не существует, ее место занимают интерпретации-описания, которые с легкостью производятся языком. В слове они не видели ничего собственного, присущего ему, а значение слова, задаваемое извне, считали случайным, то есть слово не обладает компетентностью относительно «вещей». Тем самым постмодернизм лишает разум его основного инструмента — слова. Разум перестает выполнять функцию познания, ему остается только функция общения, то есть способность человека общаться себе подобным69. Подобная ситуация делает невозможным познание как конструирование, заменяя его деконструкцией, под которой понимается критика. Основной задачей деконструкции является разрушение сложившихся в традиционном философском дискурсе смысловых конструкций и выявление интерпретационных возможностей текста.

Традиционное метафизическое понимание духа, сформировавшиеся в новоевропейскую эпоху, в первую очередь, подлежит деконструкции. В нем, то есть абстрактно-всеобщем определении духа, выводимом при помощи рационального конструирования, не нуждаются представители гуманитарно-антропологического направления в философии, поскольку дух в понимании представителей данного направления может выступать лишь как «общий знаменатель» для всех духовных явлений. При традиционном метафизическом понимании духа человек как субъект эмоциональной жизни рассматривается с использованием метода экзистенциального философствования с целью обнаружения духовности через выявление духовных основ человеческого общежития. Духовность человека состоит из того, как этот человек оценивает и принимает свое отношение к окружающим его людям и к их миру, к природе, обществу, самому себе в этом обществе, к каким ценностям он стремится и в чем видит смысл собственной жизни. Из чего следует, что духовность выражает познанный человеком смысл жизни, который достижим только через его собственные переживания, ограничивающиеся сферой душевного в человеке70.

Деструктивная деятельность как негативное проявление духовности

Человек видится представителями современной философской мысли существом многомерным, причем каждая «мера» соотносится с определенным уровнем сознания. При этом только уровень сознания не может ограничивать бытие человека, поскольку огромные пласты этого сознания выходят за пределы разума и интеллекта45.

Научному познанию свойственна рациональность в ее современной трактовке, сложившейся одновременно с выделением научного знания и особой формы деятельности по производству этого знания. Следовательно, не всем способам постижения и объяснения человека и мира присуща рациональность. В наши дни это особенно четко проявляется в результате кризиса научной рациональности и науки вообще.

В этой связи в последнее время многими авторами особо выделяется интеллектуальный аспект духа, когда этот дух наделяется специфическими возможностями, функциями или свойствами, характерными для мыслительной деятельности и разума46. Исходя из этой точки зрения, дух мыслится как совокупность феноменов рационального мышления и, соответственно, сюда входят такие феномены, как интеллект, воля, память, фантазия.

Дух также может пониматься как «одухотворенное бытие», то есть как не которая установка, принцип либо мотив, характерный для определенных воззре ний, мнений или поступков, имеющих коллективную природу. Понимание духа в его объективированных формах приобретает более широкий смысл, а именно понятие объективного духа означает общее состояние культур ных ценностей, особенно интеллектуальных, нравственных и религиозных ценностей. Но было бы неправильно ставить знак равенства между духом и духовностью, с одной стороны, и рациональной составляющей человека — с другой. Данную рациональную часть следует дополнить иными аспектами сознания и мышления, такими как воля, эмоции, которые имеют право быть причисленными к сфере духовного мира человека и его ценностей.

В истории философии мы встречаемся с разными примерами сравнений духа. Так, К. Юнг противопоставляет дух материи так же, как жизнь противостоит смерти. Дух видится им как динамическое, активное, творческое начало, материя же статична и инертна. Однако материя, вместе с тем, в большой степени связана со своими атрибутами и проявлениями, то есть и с духом. Противопоставляя таким образом дух и материю, Юнг снимает тем самым вопрос о происхождении духа и всю проблематику самоорганизации и синергетики, ставшую сегодня популярной.

Понятие души вызывает интерес с незапамятных времен и, следует отметить, наполняется скорее образным содержанием, чем научным. Понятие души многозначно. Оно используется, во-первых, для самовыражения, во-вторых, для оценки отношения личности к окружающим, а главное, понятие «душа» является отражением того целостного подхода к человеку. Поэтому душа выступает целостным самоощущением процесса жизни, как определенное состояние внутреннего мира человека47.

Понятия «душа», «дух» трактовались в отечественной философии либо как часть идеалистической философии, либо как синонимы психики, обозначающее сознание. Однако психика — это не только категория сознания, но и бессознательное, и все многообразие форм отражения. Следовательно, нельзя ставить знак равенства между психикой и духовностью, понятие духовности гораздо шире и не может быть сведено только к сознанию, основой которого является, прежде всего, знание. А в основе духовности лежит стремление не только к истине, но и к добру, красоте, состраданию и другим характеристикам человеческого бытия.

Не подлежит сомнению наличие связи духовности с сознанием, однако заметим, что данная связь реализуется не в полном объеме. Под духовностью понимается высший уровень сознания, выходя на который человек проникает в сферу надличностных интересов и ценностей и обретает особую, свойственную только ему личностную окраску и направленность на высшие проявления человеческого «Я».

Для отечественной философской школы характерно обращение к понятиям духовной жизни и общественного сознания, духовного производства и духовной культуры, человеческого фактора с целью определения их содержания и корреляции между собой. Духовность рассматривалась только в связи с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определялось как духовная жизнь общества во всех ее формах и проявлениях, в то время как активность и деятельностный характер самого духовного начала лишь отмечались как факт. Зачастую подвергались упрощению сама сущность и диалектика материального и духовного в бытие человека.

Приравнивание понятия духовности к общественному сознанию ведет к значительному упрощению этого понятия, приземляет его и лишает своеобразия. Между этими двумя понятиями не может быть знака равенства. Духовность, являясь более объемлющим понятием, поднимает человека над эмпирическим бытием. Не являясь равнозначной сознанию, духовность выступает как положительная социальная значимость сознания. Подобная точка зрения позволяет увидеть связь духовности с трансцендентностью, когда последняя в этом тандеме трактуется как выход за грани повседневного бытия человека.

Поднимая человека до высот религиозного переживания, трансценденция направляет его на поиски истины и добра, ориентируя на приоритетность интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей. Наличие духовного предполагает укоренение смысложизненных личностных ориентиров в системе надындивидуальных ценностей. Это подразумевает наличие связи духовности с трансцендентностью. При подобной трактовке фундаментальным основанием духовности становятся интересы и потребности человека, поскольку именно они являются определяющими факторами человеческой деятельности

Духовное самоопределение человека в киберпространстве

Осуществление негативного намеренного воздействия, например, проявляется не только в том, что у человека отбирают вещи, которые ему необходимы для жизни, его избивают, запугивают либо вводят в состояние нервного напряжения, создают для них обстановку, вредную для жизни. Характер намеренного воздействия имеют и средства информационного воздействия. Так, любая информация способствует снижению субъективного чувства психической свободы. Индивиды, которые испытывают «душевное спокойствие», полагают, что им все разрешается, в связи с чем их действия ничем не тормозятся. Однако подобное ощущение — всего лишь иллюзия, так как восприятие подлинной информации и восприятие ложной в значительной степени дифференцируются. Восприятие подлинной информации не ограничивает действия, наоборот, оно делает их более эффективными. Более глубокое познание фактов минимизирует число совершаемых нами ошибок и способствует тому, что мы не предпринимаем дополнительных попыток в процессе восприятия. Результаты познания действительного состояния своевременно указывают нам на потенциальные препятствия, с которыми мы бы столкнулись. В этой связи истиной не создаются ограничения, она лишь обеспечивает обнаружение объективно существующих в данных условиях препятствий52. В том случае, если ложная информация была принята индивидом, это в значительной степени ограничивает свободу его действия, так как закрывает доступ к реальной действительности. Это связано с тем, что действия базируются на знаниях о действительности.

Вера в истинность ложной информации исключает у индивида доступ к определенным фрагментам знания о реальности до тех пор, пока он не осознает ложность информации. С этим связан тот факт, что распространители ложной информации, как правило, стремятся ограничить свободу людей, на которых оказывается соответствующее воздействие. Очевидно, что наши представления о таком феномене, как насилие, должны учитывать и такие возможные события, когда его нельзя непосредственно осознать53. Социальное насилие не включает внешние ограничения, обусловленные деструктивными воздействиями, кроющиеся в «естественной природе» человека, а также влиянием биологических потребностей.

Содержание и объем насилия определяет условное разделение на две группы: в первую очередь, это насилие, связанное с ограничением свободы воли со стороны внутренних нравственных факторов, в связи с чем можно вести речь о семейном насилии и других. В данном случае источником насилия выступают собственные действия индивида, зависящие от него самого. Другую группу составляют различные формы системного насилия, обусловленные деятельностью человека, связанной с социальными силами. Содержание этих форм насилия не предполагает учет осознанного выбора (экономический, технологический и другие). Следует, однако, отметить, что граница между различными видами насилия довольно прозрачная, поэтому иногда различные виды насилия смешиваются между собой. К примеру, педагог, унижающий достоинство ученика, совершает намеренные насильственные действия, если он осознает результаты своих действий. В иных случаях насильственные действия, влияние которых испытывают школьники, может иметь системную природу школы как института (строгий распорядок дня, контроль за перемещением в школе и другие).

В соответствии с таким критерием, как средства воздействия, следует различать физическое и психологическое насилие. Зачастую проявления психологического насилия не менее опасно для человека, так как чревато изменениями протекающих в организме химических и других процессов, следствием чего могут быть инфаркты, инсульты и другие.

В последнее годы все больше выходит работ, посвященных негативному влиянию на человека религиозных сект. Повышается интерес к изучению и опи 206 санию манипуляции как способа воздействия на личность, последствием которой может стать внутренний разлад, нарушение целостности личности, разрушение личности. Зачастую объектом внимания исследователей становятся все возможные методы и средства, в совокупности оказывающие скрытое насильственное воздействие на подсознание индивида, целью которого является модификация его сознания, поведения и здоровья в том направлении, которое необходимо воздействующей стороне. Следствием использования данных средств зачастую являются негативные изменения личности54.

Негативное воздействие на личность человека может оказываться при помощи внушения, приводящей к возникновению у человека независимо от его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения или побуждения к совершению действия, не отвечающего нормам и принципам, которых он придерживается. Последствия внушения с трудом могут быть осмыслены и скорректированы. Внушение может носить прямой или косвенный характер, выступать как непроизвольный элемент общения или же намеренный прием коммуникации. При этом сам объект воздействия не отдает себе отчета в том, что он находится под воздействием, и продолжает принимать свои действия как совершенные по собственной инициативе или как результат самостоятельного выбора. Следует отметить опасность, исходящую от неосознаваемого насильственного внушения, осуществляемого независимо от человека, преследующего неизвестные человеку цели.

Реализация негативного воздействия на индивида предполагает косвенное вербальное внушение, в частности, негативное внушение, подразумевающее называние действия и одновременное указание не совершать его. Поскольку отрицание существует лишь в языке, а не в индивидуальном опыте, бессознательные структуры не обрабатывают языковые отрицания, в связи с чем идентификация негативных команд принимает позитивный характер, то есть имеет место восприятие их как позитивных. Многократное повторение некоторой навязчивой мысли влияет на индивида и побуждает его к определенным действиям.