Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типовые ситуации и лексико-стилистическая парадигматика в творчестве А.П. Чехова Кузнецова, Татьяна Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова, Татьяна Владимировна. Типовые ситуации и лексико-стилистическая парадигматика в творчестве А.П. Чехова : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Москва, 1992.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, возроспим интересом лингвистической науки к проблеме "антропоморфности" языка, к сложнейшему взаимодействию объективной действительности, авторского мышления и языка, к разностороннему исследованию личностного фактора и его рели в формировании текста-высказывания; с другой стороны, "тсутствием общепризнанно^,достаточно полной методики ана- лиза индивидуального своеобразия лексико-стилистической организации иди-стиля писателя во взаимосвязи с такими понятиями, как "индивидуальная картина мира", "авторское сознание", "авторское видение", "авторская целеустановка".

Научная нозизна работы заключается в тем, что вперЕые творчество писателя рассматривается с учетом специфики речевого жанра (текст как высказывание) в аспекте коммуникативной стратегии текста с установкой на выявление своеобразия индивидуальной картины мира.

Художественное слово рассматривается в.работе в аспекте текстоцентрического анализа. При текстоцентрическсм анализе выявляется:

  1. семантика слова в авторском тексте-высказывании и в узусе;

  2. е;о опиди.'катическая характеристика (зависимость от другого значения);

  3. роль и место слова в семантической системе: контекстуальной и обцеязьшовой;

  4. роль текстового "приращения смысла" в реализации авторской установки и отражении авторизованной.картины мира.

Нельзя исключить важность такого изучения для наблюдения

ва развитием национального русского литературного языка и для определения яичного вклада писателя в процесс языкового развития. Б.А.Серебренников писан:"...человеческое мышление не только отражает окружающую действительность, но и учам- вует в создании языка" .

Материалом исследования послуЕИла проза А.П.Чехова: рассказы, повести, юморески, литературные пародии. Для выявления тенденций в развитии идиостиля и авторизованной картины мира рассматривались ранние рассказы 1880-1887 годов и рассказы зрелого периода 1883-1903 годов, частично использовались и письма писателя. Всего проанализировано свыше Б20 рассказов, рабочая картотека содержит около 8 тысяч текстовых фрагментов, извлеченных.из полного собрания сочинений писателя (Чехов А.П. Поли.собр.соч. к писем.:В 30 т. М., 1974-1982.Соч.т. I-I8).

Выбор в качестве материала исследования творчества А.П. Чехова не случаен. Проза А.П.Чехова - явление уникальное. Зримость, реальность в прозе писателя воспринимается как своего рода "поверхностная структура", скрывающая глубинные.авторские смыслы. Поиск языковых форм подтекстового содержания приводил к выдвижению новых доминантных сфер: внутритекстовой парадигматики, рассогласованию резвого и языкового, переосмыслению типовых ситуаций, символизации реалий и т.д. А. П.Чеховым были созданы "совершенно новые для всего мира формы писания" (Л.Н.Толстой). В его произведениях, как отмечал И.Горький, содержания больше, чем слов.

Цель данной работы заключается в описании типовых ситуаций и специфики функционирования лексико-стилкстичэских парадигм (передающих зти типовые ситуации) с установкой на выявление их роли в реализации аьт^рск^Г; коммуникативной стратегии Текста и выракении -авторизованной картины мира.

Для реализации данной цели потребовалось решение следующих задач;

Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка.М.,1933.С.143.

  1. Установить роль личностного фактора в формировании языка художественного произведения.

  2. Раскрыть средства создания авторизованной кабины вира в прозе А.П.Чехова:

а) определить структуру и контекстный состав яексико-сти-
листических предикатных парадигм;

б) описать авторские типовые ситуации.

  1. Охарактеризовать роль лексико-стилистических парадигм и авторских типовых ситуаций в реализации авторской коммуникативной установки и отражении авторизованной картины мира.

  2. Показать жанрово-стилевые особенности прозы А.П.Чехова, вытекающие из специфики яексико-стилистической парадигматики и типовых авторских ситуаций.

В работе используются общенаучные методы: наблюдение, обобщение, сопоставление, элементы статистического метода и собственно лингвистические методы: компонентного анализа и функционального анализа лексических единиц языка.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться при под-/отоьле спецкурсов и спецсеминаров по языку А.П.Чехова, при составлении Словаря языка А.П.Чехова, при изучении творчества писателя на уроках литературы в школе. Ряд теоретических положений мскно применить в в"зовских курсах "Стилистика", "Лингвистический анализ художественного текста", "История русского литературного языка".

Апробация работы. Основные результаты исследования об
суждались на научной конференции преподавателей Новосибирс
кого государственного педаї'огического института в 1991 году,
на 2-й межвузовской конференции "Лексикология и фразеология:
Новый взгляд" и на 3-й межвузовской конференции "Семантика
языковых единиц", проходивших на базе Московского государст
венного открытого педагогического института в І99І-І992 го
дах. ......

Структура диссертации. Работа состоит из веєдєния, трех глав, библиографии и заключения. Основной текст диссертации составляет 220 страниц, общий объем работы - Zo? страниц.