Введение к работе
Актуальность проблемы, кроме того, обусловлена необходимостью более точной репрезентации понятия "стилистический комплекс" , который должен максимально полно манифестировать стилистические особенности художественного контекста. Отмечая активность в изучении художественного контекста,следует заметить,что большинство направлений, работающих в этой области, страдает односторонностью подхода и недостаточно широким охватом проблемы в плане комплексно-типологического описания стилистической дифференциации контекста.
Максимально полное описание стилистического комплекса ((Ж) художественного контекста, позволяющее адекватно декодировать авторскую интерпретацию материала и воспринт.гать контекст как це лостную, прагматически заданную систему, а не как набор стилистически маркированных элементов, возможно на основе комплексно-типологического анализа.
Такой подход, позволяющий понимать стилистический комплекс как целостную систему речевых средств, обусловленную єдинім авторским намерением и манифестирующую этот комплекс в "живой" реализации текста, определяет НОВИЗНУ исследования.Другими словами, новизна предлагаемого подхода обусловлена тем, что анализ художественного контекста предлагается основывать на декодировании главной идеи произведения и на реализации этой идеи в ——————_____________.. і
I. Гальперин И.Р. Проблемы лингвостилистики//Новое в яапубежной лингвистике, вып. IX -М.: Прогресс, 1980, о. R.
структуре текста (в его членении и связности),'а также на декодировании особенностей сюжетного развития текста, которое определяется его динамикой, т.е. движением тематических и рематических элементов.
ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ исследования является анализ стилистического комплекса контекста романа Б.Пильняка "Голый год", поэтому решение этой проблемы будет осуществляться с точки зрения данного подхода. Для этого очерчен круг ЗАДАЧ, эксплицирующих поставленную проблему:-
-
Показать необходимость комплексно-типологического подхода к анализу стилистического комплекса контекста.
-
Установить основные факторы, создающие контекст.
-
Установить, какими средствами манифестируется стилистический комплекс.
-
Показать особенности стилистического комплекса в романе "Голый год".
Основные выводы, полученные в результате комплексно-типологического подхода к анализу стилистического комплекса контекста, ВЫНОСЯТСЯ НА ЗАПИТУ:
I. Характеристика стилистического комплекса возможна на основе комплексно-типологического подхода к анализу контекста.
- 2. Стилистический комплекс контекста - это не набор стилистически маркированнюс элементов. Это целостная система, заданная авторской интенцией, выраженной в ГЛАВНОЙ ИДЕЕ произведения и реализованная в ее структуре.
-
Основным фактором, создающим, контекст произведения, является его предикация, под которой понимается смысловое ядро текста (единство тематических и рематических элементов), определяющее динамику сюжетного развития.
-
Движение тематических и рематических элементов, т.е. ТВІАТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ, реализуется в структуре текста - в его ЧЛЕНЕНИИ И СВЯЗНОСТИ.
-
Все те методы и приемы, которые обусловливают членение текста, все речевые факты, обеспечивающие его связность (что в целом и представляет собой живую реализацию тематической прогрессии), правомерно назвать манифестантами образованного голи контекста, т.е. его СТИЖСТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ.
Данные выводы сделаны на основе анализа контекста романа Б.Пильняка "Голый год", который явился МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Что касается степени изученности творчества Б.Пильняка вообще, следует отметить, что эта проблема освещена с литературоведческой точки зрения в основном современниками писателя и ограничивается газетными и журнальными статьями. Примеров специального лингвистического анализа контекста Б.Пильняка наш отмечено не было. .
Творчество Б.Пильняка противоречиво и неровно, что создает своеобразие его контекста и вызывает к неглу интерес. Своеобразие это можно, пожалуй, объяснить характером литературной среди, которая отличалась большим разнообразием методов и стилей, оказавших непосредственное влияние на писателя."Начал он выступать, находясь под влиянием экспрессионизма Л.Андреева, символизма и формализма А.Белого и натурализма А.Ремизова". Такая подверженность чужой манере сказалась в стиле его произведений и определила юс специфику. В частности, экспрессионизм автора отразился в изображении революции, которая стала одним из главных объектов его творчества. "Противоречия в мировоззрении Б.Пильняка проявляются не только' в обрисовке старого міра, сдвинутого с места революцией, но в изображении большевиков, оказнваат влияние на стиль писателя, определяют особенности композиции"3 (выделено наш).
Авторская интерпретация революции, определившая своеобразий романа "Голый год" - особенности его композиции, лексического оформления, динамику сюжетного развития, - будет ОБЪЕКТОМ представленного исследования.
Основные этапы исследования структурно представлены во введении, в трех главах, в заключении.
Во введении дается обоснование выбранной темы, причини, обусловившие ее актуальность и новизну;представляется материал исследования и методы, на основе которых осуществляетея его аи<ч лиз; дается обоснование научно-практической значимости полученных результатов и условия их реализации; приводятся положения, выносимые на защиту.
Глава первая "Понятие стилистического комплекса и основные принципы его организации" представляет собой теоретическую базу
-
Новиков Б. Творческий путь Бориса Пилытка/Уп. Пильняк. Набранное. -П.: Хул. лит., 1978. 0.3.
-
7>ам '«е.
и методологическую основу исследования, позволяющую осуществить практический анализ контекста. Здесь ставится основная проблема, решение которой является целью данного исследования, - определить закономерности формирования и функционирования стилистического комплекса контекста.
Для реализации этой задачи предлагается комплексно-типологический подход к анализу контекста, под которым-понимается его исследование с точки зрения ОРГАНИЗАЦИИ и ДИНАМИКИ.
Глава вторая - "членение как фактор реализации стилистического комплекса контекста".
Во второй главе дается реализация стилистического комплекса на уровне ЧЛЕНЕНИЯ ТЕКСТА. Членение, понимаемое как один из факторов декодирования текста,предполагает членение СМЫСЛОВОЕ и ФОРМАЛЬНОЕ.
Смысловое членение подразумевает выделение в тексте НРЕС71-ГОЗИТИВНОЙ информации и концептуальной, необходимых для адекватного декодирования авторского замысла.
В результате формального членения ввделяются структурно значимые компоненты текста - основная структурная единица текста - КСБ, заглавие, эпиграф - и соотношение этих компонентов с содержанием текста, позволяющее также осуществить функцию декодирования текста.
Глава третья - "Связность как фактор реализации стилистического комплекса контекста".
В третьей главе стилистический комплекс представлен средствами связи (коннекторами), обеспечивающими СВЯЗНОСТЬ контекста. Коннекторы, осуществляющие функцию связности в тексте, анализируются с точки зрения плана выражения и плана содержания. С точки зрения плана выражения коннекторы подразделяются на коннекторы-слова, коннекторы-словосочетания, коннекторы-предложения, коннееторы-СФЕ. С точки зрения плана содержания рассматривается семантический'аспект средств связи и их функциональная значимость. Речь идет об образовании семантических полей на базе лексического фонда текста, о выделении среди коннекторов наиболее значимых и наименее значимых для динамики сюжетного развития.
В заключении даются общие выводы относительно задач, по-
ставленных ко всей работе, делается обзор решаемых проблем.
Выводы, полученные в результате комплексно-типологического подхода, сделаны на основе МЕТОДА структурно-семантического анализа, метода стилистической интерпретации контекста и диалектического закона о единстве форш и содержания.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования:
разработан новый подход к анализу художественного контекста, позволяющий дать его полную стилистическую характеристику, т.е. выявить СТИЛИСТИЧЕСЮІЙ КОМПЛЕКС контекста;
обоснована необходимость подходить к понятию "стилистический комплекс" как к целостной прастлатичесіси заданной системе, а не как к набору стилистически маркированных элементов;
основные принципы предлагаемого подхода являются дальнейшей реализацией теории стилистического комплекса Х.Х.Махмудова -Б.М.'&силкибаева, новым применением принципов тематической прогрессии в теории художественного контекста; дальнейшим изучением таких текстовых категорий, как членение и связность;. _
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ обусловлена возможностью применения основных положений и выводов исследования в типологии текста, в лингвистическом анализе текста, при разработке лекций, и спецкурсов по лингвостилистике.
Основные положения диссертационного исследования ОПРОШРО-ВАНЫ на научных конференциях молодых ученых и специалистов КазГУ им. С.М.Кирова (1988,1989,1990), на ХУШ научной конференции профессорско-преподавательского состава Аркалыкского педагогического института им. й.Алтынсарина (май 1990). Диссертация била обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры русской филологии КазГУ им. С.М.Кирова (октябрь 1990), отдельные ее положения представлены з пяти публикациях.