Введение к работе
Актуальность темы Многоаспектное изучение стилистических особенностей художественного произведения является одной из актуальных проблем современной лингвистики.
Дяяияд работа посвящена исследованию явления стилистической конвергенция в художественном тексте. В основу исследования положена теория М.Риффатера, согласно которой под стилистической конвергенцией понимается схождение в одной точке техста пучка стилистических приемов для достижения определенного стилистического эффекта.
При совместном употреблении отдельных стилистических средств
экспрессия, заключенная в одном из нах, ваштдывается на экспрессию
другого, и в результате такого накопления обший стилистический эффект
значительно возрастает. '
Настоящая работа представляет собой исследование стилистической конвергенции в языке ранней прозы Б Л.Пастернака.
Стилистическая конвергенция является важным компонентом в системе прозаического текста Пастернака и служит самым действенным, па наш взгляд^ средством для выражения авторских чувств и эмоций. В ранних произведениях Пастернака авторская концепция затемнена обилием впечатлений и как бы случайно возникающих ассоциаций, ее восприятие усложнено настойчивым желанием писателя учитывать все взаимодействующие факторы жизни и связывать их самыми разными метафорами.Однако язык раннего Пастернака естественен и выразителен.Усложненная образность, сочетающаяся с языковой выразительностью, на наш взгляд, привлекает к себе внимание и нуждается в стилистическом анализе.На примере творчества Пастернака приводится анализ различных видов конвергенции и предлагается новая типология стилистической конвергенции.
Выбор темы диссертации обусловлен полной неизученностью явления стилистической конвергенции в творчестве Б.Пастернака как с лингвистической точки зрения, так в с точки зрения стилистических возможностей данного явления.
Актуальность данной задачи определяется возможностью разработки ее в русле новейших исследовании в свете теории текста. ;
Методика и с с д е я в в а н н яи Принцип комплексного подхода к анализу стилистической конвергенции потребовал применения разнообразной взаимодополняющей методики. В связи с этим в работе применялись следующие методы исследования: .
- синтаксический анализ, включающий в себя общий характер построения фразы, а именно, формальный синтаксис. К формальному синтаксису мы относим:.
а) синтаксическую ритмику (одинаковую конструкцию предложений, анафору, повторч).В . качестве. ритмической единицы у Пастернака выступают осложненные конструкции предложений. Например: предложепия-с обособленными и однородными членами;
б) общую структуру предложения;
- морфологический анализ, включающий в себя:
а) грамматическое время в тексте;
б) вид глагольных форм;
в) анализ различных частей речи (существительных, прилагательных,
местоимений и пр.) по мере актуальности для- каждой конкретной
конвергенции.
лексихо-семантический анализ словосочетании и стилистических приемовЛексика Пастернака чрезвычайно богата, она отражает широту интересов автора и ее развитие идет за счет заимствований из самых различных видов человеческой деятельности и знания- философии, музыки, фольклора ,и пр. Кроме того в художественной литературе используются различные образные средства, чтобы придать слову новое значение или смысл.В этом плане в произведениях Пастернака исключительную роль выполняют метафора и метонимия.
стилистический анализ, включающий в себя выделение и разбор тропов.
Методологический подход, применяемый в работе, обусловлен пониманием конвергенции как явления универсального, свойственного любому литературному произведению.
Результаты работы позволят четче представить механизм слияния стилистических приемов в конвергенцию.
Цель работы - всес-ороннее системное исследование конвергенции стилистических приемов и описание ее типов.
Задачи исследования
-
Описать общее явление конвергенции в языке и ее виды.
-
Выработать критерии идентификации конвергенции стилистических приемов в языке художественной прозы.
3. Выделить и исследовать основные типы стилистической конвергенции (на материале ранней прозы Б.Пастернака).
А. Определить место метафоры в стилистической конвергенции.
5. Разработать методику анализа различных типов конвергенции.
Научная новизна результатов исследования обусловлена новым подходом к изучению стилистических средств художественного текста, разработкой н описанием новых типов стилистической конвергенции (не описанных ранее в научной литературе).
Важно отметить, что данная работа рассматривает раннюю прозу Б.Пасгернака с еще не изученной стороны. Творчество Пастернака привлекает к себе внимание многих исследователей, однако, в большинстве работ, при всем их многообразии, доминирует литературоведческий подход к анализу текстов. Отличотр.пьиая особенность настоящего исследования в том, что творчество Пастернака рассматривается в лингвистическом аспекте.
Практическая ценность. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке теоретических курсов: таких, как стилистика, интерпретация художественного текста; в качестве спецкурса; при написании курсовых и дипломных работ.
Анализ стилистических конвергенции в художественном тексте способствует более глубокому лингвистическому изучению структуры индивидуального стиля автора.
Матери а лом для анализа послужило около двухсот примеров конвергенции из ранних прозаических произведений Б.Пастернака: "Апеллесова черта", "Детство Люверс", "Воздушные пути", "Повесть", "Охранная грамота".
Структура и объем работы.