Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилевые доминанты поэзии Ф.И. Тютчева Седова Дарья Дмитриевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Седова Дарья Дмитриевна. Стилевые доминанты поэзии Ф.И. Тютчева : в контексте культурно-языковой ситуации первой половины XIX в. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Седова Дарья Дмитриевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. - Москва, 2008. - 242 с. РГБ ОД, 61:08-10/905

Введение к работе

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью новых обобщений, выявляющих связь между культурно-языковой ситуацией указанного периода и стилистическими особенностями создаваемых произведений. Данный аспект позволяет взглянуть на проблему индивидуального художественного стиля с точки зрения общих тенденций развития литературного языка определённого периода Такой взгляд возможен, если расценивать литературно-художественный стиль в качестве одного из компонентов культурно-языковой ситуации.

Изучение сходства стилевого почерка различных поэтов одного периода следует заменить изучением общих тенденций в развитии литературного языка. Объектом данного исследования является языковая ситуация первой половины XIX в., а именно - заключительный этап формирования русского литературного языка нового типа. Предметом исследования - поэтический стиль русской романтической лирики, в частности, стилистическое своеобразие лирики Ф.И.Тютчева. В качестве основного материала стилистического анализа выступали тексты лирики Ф И.Тютчева, опубликованные в издании: Тютчев Ф.И. Сочинения в 2-х тт. - Т. 1. - М, 1980.

Цель работы, таким образом, - выявить стилистические особенности поэзии Ф И.Тютчева, обусловленные культурно-языковой ситуацией и основными тенденциями развития русского литературного языка первой половины XIX в.

Достижение цели требует решения следующих задач.

1) Определить понятие культурно-языковой ситуации с точки зрения ди
ахронии.

2) Выявить основные предпосылки и этапы развития культурно-
языковой ситуации первой половины XIX в.

3) Обозначить роль художественной литературы (поэзии) в формирова
нии русского литературного языка. Определить художественный стиль как
компонент культурно-языковой ситуации.

  1. Определить понятие стилевой доминанты (установки) применительно к изучению поэтического стиля в контексте литературной эпохи.

  2. Основываясь на филологических источниках первой половины XIX в. выявить основные особенности культурно-языкового сознания указанного периода.

  3. Исследовать основные стилевые доминанты поэзии первой половины XIX в. во взаимосвязи с культурно-языковым сознанием представителей литературной и окололитературной среды

  4. На основании фактического материала выявить связь между культурно-языковой ситуацией изучаемого периода и поэтическим творчеством Ф.И.Тютчева.

  5. Исследовать характерные черты языкового сознания поэта, проявившиеся в его лирике.

  6. Изучить особенности усвоения маркированных единиц поэтической системой Ф.И.Тютчева в аспекте выявленных ранее стилевых доминант и художественных установок изучаемого периода.

  1. Выявить особенности индивидуального стиля поэзии Ф.И.Тютчева во взаимосвязи с образом лирического героя

  2. Определить место поэта Ф.И.Тютчева в истории русского литературного языка.

Методологической основой исследования являются историко-лингвистический и историко-литературный подходы, учитывающие как общие закономерности развития языка и литературы, так и конкретные случаи функционирования языковых единиц в художественном тексте. Анализ названных явлений осуществляется с помощью типологических и функциональных характеристик языковых единиц (архаичная лексика, в том числе церковнославянизмы, галлицизмы, поэтизмы, прозаизмы и т.д., их функционирование в художественном тексте).

Основными методами исследования являются: а) историко-лингвистический, философский и психологический анализ нехудожественных текстов (филологических источников первой половины ХІХв.); б) филологический анализ художественных текстов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Культурно-языковая ситуация первой половины XIX века способствовала окончательному формированию основных принципов функционирования русского литературного языка, что произошло, в частности, благодаря развитию лингво-эстетического критерия нормы.

  2. Поэтический стиль первой половины XIX в., связанный с именем А.С Пушкина («пушкинский» поэтический стиль), обладает рядом особенностей, общих для большинства его представителей, вступивших в активное творчество не позднее 20-х годов XIX в. Общность определяется рядом творческих установок (стилевых доминант), обусловленных культурно-языковой ситуацией изучаемого периода.

  3. Лингво-эстетический подход к отбору лексических и синтаксических единиц (как преодоление влияния школы «архаистов»), развитие системы тропов (как преодоление влияния школы «гармонической точности») позволяет рассматривать стиль Ф.И.Тютчева как соотносимый с пушкинским. Оригинальные особенности стиля лирики Ф.И.Тютчева свидетельствуют о стремлении поэта разработать ту сферу языка, которая не была глубоко разработана его старшими современниками.

  4. Стилистические особенности лирики Ф.И.Тютчева сформировались в русле «школы гармонической точности» Это позволило поэту в период творческой зрелости сочетать языковые элементы различного происхождения и стилистической маркированности в художественное целое согласно творческому заданию, согласуя их употребление с метром, системой рифмовки, выразительными языковыми средствами, образностью. «Интенсивный стиль» поэзии Ф.И.Тютчева позволяет поэту развивать смысловую глубину образов с помощью приёма семантического смещения.

Научная новизна исследования состоит в том, что художественный стиль (стиль поэтических произведений Ф.И.Тютчева) рассмотрен в качестве компонента культурно-языковой ситуации первой половины XIX в., анализируется во взаимосвязи с культурно-языковым и эстетическим сознанием эпохи.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней определены параметры изучения культурно-языковой ситуации в диахронической ретроспективной лингвистике, в частности, обосновано изучение стиля художественного произведения в качестве компонента культурно-языковой ситуации. Кроме того, предложено описание функциональных особенностей культурно-языкового сознания носителей языка литературной и окололитературной среды первой половины XIX в. во взаимосвязи с развитием словесности изучаемого периода.

Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в различных направлениях научной и образовательной деятельности- при чтении курсов истории литературного языка, лингвистического анализа художественного текста; при изучении индивидуального поэтического стиля Ф.И.Тютчева. Основные результаты работы могут также послужить основой спецкурсов или семинаров.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на международных, межвузовских, научно-исследовательских и научно-студенческих конференциях в период с 1997 по 2008 год. Исследование прошло апробацию на Международном семинаре «Язык. Культура. Словари» в г Иваново (ИГУ, 2001), конференции Молодых филологов в г. Тарту (ТГУ, 2002), на конференциях по семантике текста в МГОПУ им. М.А.Шолохова (1998, 1999, 2001, 2007), на научно-методической конференции в МПГУ (2008).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и четырёх приложений.