Введение к работе
Актуальность темы данной работы определяется„изложенными выше обстоятельствами. Кроме того, при наличии обширнейшей литературоведческой Пушкинианы, в том числе - о драматических произведениях А.С.Пушкина, в частности, о его "Маленьких трагедиях", практически отсутствуют филологические исследования, в которых "Маленькие трагедии" подвергались бы целостному анализу на лингвистической основе.
Научная 'новизна работы. Впервые сделана попытка выделить и-описать микродействие - минимальную единицу драматического текста, обладающую свойствами целого текста. Определены принципы вьщеления микродействия, выявлена иерархия микродействий в драматическом произведении. Обоснована конститутивность кикродействия для драмы, обусловленная ее жанровой спецификой. Проведен целостный композиционно-лингвистический анализ маленькой трагедии А.С.Пушкина "Скупой рыцарь", основанный на микродействии как конституенте драматического дискурса.' Исследуется высшая поэтическая категория "образ автора" в'жанрово дифференцированном аспекте, выявляется специфика ее проявления в драматическом произведении. Выявляются Ноирдлео, актуальные для драматического текста языковые средства, 'дается их ;;нализ.'
- 5 -Цель исследования - способствовать разработке гетодики ком- < лексного филологического анализа драматического произведения,учи-л>м'-;ї:'о['о гочрапуя си лдіі f.uK.y два-и в л:шгіпісіі-.Ч"ок;:м аенеоте.^оль псслодозапня достигается посредство выполнения еледуоаих конк-(.-тоо: а '--а:
-'"і"'іоіп:о оу'іі].'--т:'-:-r о,.е-.порой і;:ан,і /':; о, -,::/, 'j.vi.;,;.!.-;-
ЛМї оя -лнноОРу" r^Пe^V.л^'!^'.^F',,^;
- ' ;| I, Vo:;.i<. ! У.:\.\У: ., і Л: :', n".;;:" :,,там; і iv,',- " : ,0 / ' О-.' с - ' '--
1.^о,,,..:;;о-;-а,п,, bv,i;v(/-,«4i;i о сіОнС і'са;.:и целого, о .учет'ии лигі^ипьи иии-
трагодии Л.С.Пушкина "Скупой рыцарь", направленного на поотииение
На зяяиту выносятся следующие положения диссертации:
-
Лингвистический анализ драмы должен проводиться с учетом жанровой специфики драматического произведения.
-
Микродойствие является минимальной единицей драматического текста, организующей его и .обладающей свойствами целого с сохранением специфики драмы.
-
Чтооы сыть результативным, т.о.иметь ВЫХОД п идеЙНО-ЯСТ"-тичегкое еоде;р>кание драмі:, лингристпчоский анализ должен быть ЦЕЛОСТНЫМ; ЧТобн бЫТЬ ЦСЛОСТНЫ", ОН ДОЛЖПН бКТЬ КОМПОЗИЦИОННР-ЛИНГ-
внетическим и учитывавши пр агматичоекие особенности драмы.
Теоретическая значимость исследования заключается в тон, что ого результаты могут быть использованы при разработке теории анализа драматического текста воооис- и языка А.С.Пушкина в частности, а такие щи разработке оощеч целостной теории анализа текста.
Практическая значимость работы. Предложенный метод композиционно-лингвистического анализа драмы может быть использован как в практике преподавания русского языка иностранцам при раооте над дтооматнч- ским произведение?-:, так и в русскоязычной аудитории,например, в школе при подготовке к восприятию спектакля.
Композиционно-лингвистический подход позволяет преподавателю не навязывать идейно-эстетические положения драматургического произведения уч,'"ч;і"і;л, но дает розмочи' еть глубоко освоить текст Дра-fw и ност-'Поині' it; ,iR, отії нлуаа-,>'іг,«ч Драпу к самостоятельным ад,'К-Г' і'ПЗДі ]Чтц, vV'S
Результаты исследования могут быть использованы при создании практических пособий по изучению драматических произведении.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 176 наименований. Глава, посвященная композиционно-лингвистическому анализу "Скупого рыцаря" на основе микродействия, снабжена схемами, поясняющими вводимое понятие и наглддно демонстрирующими уровни композиции в драме. /Схемы даны в Приложении/. Обший объем работы 169 страниц.